Full text

Введение

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов готовности к обучению в школе является волевая готовность, которая характеризуется таким уровнем сформированности волевых качеств, который позволит ребенку принять новую социальную позицию и успешно адаптироваться к школе [1]. Школа, по мнению С. Т. Шацкого, является определяющим фактором в развитии интеллекта, воли, эмоций ребенка через активное усвоение им социального опыта [2].

Современное общество обращает внимание на роль волевого аспекта воспитания детей. Формировать волевые качества необходимо постоянно, но особенно важно в дошкольном возрасте, так как именно в данном возрасте закладываются основы психического и физического, в том числе волевого, развития личности ребенка [3]. Формирование волевых качеств играет и определяющую роль в психологической готовности ребенка к школе. От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, психологическое самочувствие, учебные успехи [4]. Но главное, должен быть готов организм ребенка. В этом возрасте происходят структурные и качественные изменения головного мозга дошкольника. Хорошо развиваются большие полушария, в первую очередь это лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Происходят изменения в протекании нервных основных процессов – возбуждения и торможения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: проявлять самостоятельность, инициативность, быть целеустремленным, решительным, дисциплинированным [5]. Основой системы физического воспитания в дошкольных учреждениях является двигательный режим как совокупность разных способов и форм организаций работы с дошкольниками. Важным средством физического воспитания и эффективной формой работы является игра. Игры очень важны для всестороннего развития ребенка [6]. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают дошкольников быть активными, волевыми, деятельными. Благодаря играм весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, укрепляется нервная система, становится глубже дыхание, воспитываются такие черты характера, как воля, дисциплинированность, сдержанность. Таким образом, игры являются важным средством физического воспитания детей дошкольного возраста [7–9].

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

По словам Е. А. Ключниковой, воля – форма психического отражения, сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью, которая проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий [10]. Когда человек занимается различными видами деятельности, при этом переступая через внешние и внутренние сложности, у него формируются волевые качества, которые характеризуют его как личность и имеют определяющее значение в учебе. Формировать волевые качества нужно с самого детства, если запустить этот процесс, то это очень скажется на детях. Они будут рассеянны, будет появляться тормозная реакция, дезориентация [11].

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей прослеживается, что только у 22% детей сформировано такое волевое качество, как целеустремленность, у 17% детей – самостоятельность, у 9% детей – инициативность, у 15 % – дисциплинированность и всего у 4% детей – решительность [12].

В. П. Зинченко отмечал, что самостоятельность – это такое свойство личности, которое проявляется в критичности, инициативности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свое поведение и деятельность. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственной инициативе организовывать свою деятельность, ставить определенные цели, а если необходимо – внести в поведение изменения [13]. Самостоятельная личность, не дожидаясь каких-либо указаний, подсказок от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели. Чтобы ребенок в играх проявлял самостоятельность, он должен быть очень внимателен [14].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал, что дошкольнику нужно давать возможность уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности [15].

С. Л. Рубинштейн отметил, что инициативностью называется волевое свойство, с помощью которого проявляется творческое мышление, выдумка, творчество, рационализация; осуществляется участие в реализации хорошего начинания, разумного новшества, исходящего от других; активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов; стремление проявить инициативу в непривычной обстановке. И в играх ребенок должен проявлять свою инициативность [16].

Е. А. Тыхтылова говорила, что целеустремленность заключается в умении личности руководствоваться в своих поступках и действиях поставленными целями, которые обусловлены твердыми убеждениями. Всегда целеустремленная личность опирается на общую, часто отдаленную цель и подчиняет ей свою конкретную цель. В играх целеустремленный ребенок всегда добьется победы [17].

А. С. Макаренко подчеркивал, что воля укрепляется своими победами. Каждая победа придает человеку уверенность в своих собственных силах, в возможности преодолеть те или иные препятствия [18].

Я. Л. Коломинский подчеркивал, что решительность – это обдуманное и быстрое принятие решений при выполнении какого-либо действия; выполнение без колебаний принятого решения; отсутствие растерянности при принятии решений в запутанных условиях и во время эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в необычной обстановке. В играх решительный ребенок может проявлять эмоции [19].

В. А. Сухомлинский отмечал, что, только проявляя храбрость и отвагу, человек по-настоящему познает сам себя. Храбрость, решительность, мужество – это самое сильное противоядие, закладывающее в юную душу иммунитет против подлости [20].

Р. С. Немов рассматривал дисциплинированность как сложное свойство личности, которое отражает «способность и умение подчинять свое поведение нормам и правилам общественной морали». Это сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка, соблюдение требований, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте; соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки; добровольное выполнение правил, установленных коллективом. В играх ребенок должен быть внимательным, чтобы не нарушать дисциплину [21].

Я. А. Коменский связывает дисциплину ребенка с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как твердость, собранность. Он говорил, что дисциплинированность – это сознательное отношение к своему поведению [22].

И. Г. Песталоцци указывал, что физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств [23].

Волевые качества у старших дошкольников формируются в процессе физического воспитания средствами физической культуры. Это подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные игры [24]. По определению отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Она предполагает осознанное воспроизведение навыка движений, благополучное эмоциональное состояние, является школой управления собственным поведением, средством гармонического развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений [25].

Заслуженный педагог П. Ф. Лесгафт в своей системе физического воспитания главное место отводил подвижным играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни [26].

Выдающийся педагог Е. А. Аркин подчеркивал, что игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания [27].

Дети сами проявляют большой интерес к играм. Увлекает их разнообразие движений. Например, в одной игре нужно пробежать с препятствиями: подлезть, перелезть, пройти по скамье, спрыгнуть и так далее. Уже в старшем возрасте они достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры построены на знакомом материале [28].

В современных зарубежных исследованиях Р. Ассаджиоли отмечает, что в физическом плане воля выражается в четких и решительных действиях, способности властвовать над материальным миром и другими людьми, в склонности к соперничеству. Люди, которые относятся к этому типу, строго контролируют свои эмоции, они выделяются ясным умом, не замутненным эмоциональными переживаниями; обладают способностью к концентрации и сосредоточению на одной цели, не сомневаются в себе и своих силах, для них характерно чувство справедливости [29].

Т. Рибо в своем научном исследовании также касался проблемы воли. Воля понимается им как способность, связанная с побуждением и торможением. В ее основе лежит страсть как некая мотивирующая сила [30].

Американский психолог Р. Мэй определяет волю как категорию, определяющую способность организовать личность так, чтобы происходило движение к заданной цели. Воля, по его мнению, отличается от желания большей осознанностью, возможностью выбора [31].

Ж. Нюттен в своих исследованиях рассматривал волю и личность как взаимосвязанные понятия. Формирование воли связано с формированием образа потребностей и осознаваемой схемой своих мотивов. Действие становится волевым только тогда, когда субъект признает его исходящим от него самого. Именно личность принимает решение о действии [32].

Вследствие вышеизложенного можно сделать выводы о том, в процессе нашей работы мы будем исследовать методы и приемы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

 

Методологическая база исследования

 

В нашем дошкольном учреждении мы провели диагностику по выявлению волевых качеств старших дошкольников в играх-эстафетах, разработанную О. И. Кокаревой. Для выявления уровня сформированности волевых качеств нами были выдвинуты следующие показатели:

-     внимание ребенка к игре;

-     активность при выполнении игры;

-     целеустремленность в игре; 

-     инициативность во время игры;

-     эмоциональное проявление ребенка по ходу проведения игры.

Рассматривая эти критерии, мы можем понять, насколько целеустремлен ребенок. Целеустремленность предполагает, что ребенок ставит перед собой задачу и стремится к ее выполнению. И для того, чтобы достичь цели, ему нужно быть внимательным, активным, инициативным. Анализируя его активность и эмоциональное проявление, мы также понимаем, насколько он целеустремлен.

 Показатели оцениваются по четырехбалльной шкале по следующим критериям:

-     высокий уровень сформированности волевых качеств: ребенок всегда внимателен, активен, проявляет настойчивость в достижении определения целей, инициативен в помощи педагогу и в творческих заданиях, внимателен к качеству выполнения упражнений, всегда энергичен, жизнерадостен, с удовольствием принимает участие во всех видах движений;

-     средний уровень сформированности волевых качеств: воспитанник имеет неустойчивое внимание, иногда проявляет пассивность в выполнении некоторых видов в движении, не всегда добивается поставленной цели, иногда равнодушен при выполнении заданий, инициативность и желание выполнять задания зависят от настроения ребенка;

-     низкий уровень сформированности волевых качеств: воспитанник часто отвлекается на занятии, не реагирует на замечания, всегда пассивен, проявляет полное безразличие при необычном выполнении упражнений, может отказаться от его выполнения, не обращает внимание на качество выполнения упражнения, никогда не проявляет инициативность в помощи педагогу и в процессе выполнения творческих заданий, ребенок всегда раздражителен, на занятии замыкается в себе.

 

Результаты исследования

 

На констатирующем этапе эксперимента данные диагностики показали, что уровень сформированности волевых качеств у детей в основном имеет средний показатель – 43%, а низкий – 39% – и высокий – 18% – уровни встречаются реже.
 Для наиболее наглядного представления о сформированности волевых качеств у старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента мы построили диаграмму (см. рис. 1).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что физкультурные занятия, в которых были игры-эстафеты, сами по себе не эффективны и не формировали у детей волевые качества. В доработке нуждается и профессионально-методическая подготовка педагогов, и физкультурно-игровая спортивная среда, и правильное проведение серии занятий.

 

 

Рис. 1. Уровни сформированности волевых качеств

 

Эффективному формированию волевых качеств будет способствовать реализация специально созданных педагогических условий.

По мнению В. И. Андреева, педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [33]. Первым педагогическим условием мы выделили профессионально-методическую подготовку педагогов ДОО по формированию волевых качеств старших дошкольников.

По словам М. В. Циулиной, профессионально-методическая подготовка педагогов – это процесс овладения системой специальных знаний, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, общими и специфическими умениями, а готовность – интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, то есть результат подготовки [34].

 Для того чтобы реализовать первое педагогическое условие, мы подготовили для педагогов презентацию-рекомендацию «Воля и волевые качества»». Педагоги учились тому, как заинтересовать ребенка на физкультурных занятиях выполнять то или иное упражнение в играх-эстафетах, используя для этого маски-шапочки, конусы, ленточки, мячи, скакалки, обручи, скамейки, и тому, как сформировать волевые качества старших дошкольников.

Были разработаны рекомендации для педагогов. Воспитателям необходимо:

-          ставить такую цель перед ребенком, которую он бы не только понял, но и принял; только тогда у ребенка появится желание достичь эту цель;

-          помогать, направлять в достижении этой цели;

-          приучать ребенка преодолевать трудности;

-          воспитывать стремление к достижению результата;

-          спрашивать с ребенка результаты работы, проверять, отмечать успехи.

Провели для педагогов тренинги «Моя сила воли», «Дайте себе слово», цель которых – выявление своей самооценки на основе сформированных волевых качеств.

Вторым педагогическим условием является обогащение физкультурно-игровой спортивной среды по формированию волевых качеств старших дошкольников.
 По словам Н. В. Михайловой, физкультурно-спортивная среда – это тип среды, максимально приближенный по содержанию, методам и формам организации к добровольным занятиям физической культурой, что позволяет осуществлять подготовку постепенного перехода процесса обязательного физического воспитания в добровольный процесс физкультурного самосовершенствования, самообразования [35]. В спортивных играх в физкультурно-спортивную среду мы включили показ картин, изображающих различные виды спорта: Ю. И. Пименов «Футбол», А. А. Дейнека «Хоккеисты», «Теннис», «Баскетбол», П. Пикассо «Игрок в футбол», М. Курзин «Баскетбол».

В подвижных играх и в играх-эстафетах:

-           иллюстрации, изображающие виды движений: А. А. Дейнека «Бегунья», «Прыжок», «Эстафета», И. Городецкая «Весенний кросс», Н. Загреков «Метатель копья», В. Вальцефер «Гимнастки», А. Самохвалов «Бег»;

-           беседы о разных видах спорта, о физических упражнениях и движениях: «О пользе движения», «Движение – это жизнь», «Мы дружим с физкультурой»;

-           иллюстрации, фотографии, изображающие сильных, смелых, отважных людей;

-           картотека с подвижными играми «Салочки-догонялочки», «Лиса и гуси», «Лиса в курятнике», которые в первую очередь направлены на формирование таких волевых качеств, как самостоятельность и инициативность;

-           спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, теннис, хоккей), которые изначально направлены на формирование таких волевых качеств, как целеустремленность и решительность;

-           игры-эстафеты «Кто раньше дойдет до флажка», «Самый устойчивый», «Лабиринт», которые в первую очередь направлены на формирование таких волевых качеств, как дисциплинированность и целеустремленность;

-           маски-шапочки для каждой игры, ленточки, скакалки, обручи, скамейки;
 просмотр видеоматериалов, мультфильмов «Смешарики», «Чистый спорт», «Футбол», «Хоккей»;

-           посещение с детьми спортивных мероприятий других групп «Вместе мы сила», «Вперед, чемпионы!»;

-          система поощрений – награждение детей медалями, кубками.

В ходе создания физкультурно-игровой среды мы руководствовались тем, что дошкольников привлекают красочные объекты, которые помогут нам сформировать волевые качества. У дошкольников, в свою очередь, возникает желание придумывать свои игры, а при участии в играх-эстафетах появляется стремление к победе.

Третьим педагогическим условием является создание серии занятий.  Мы разработали серию занятий, в которых встречаются игры, направленные на формирование волевых качеств.

Игры, направленные на формирование таких волевых качеств, как самостоятельность, инициативность, – это подвижные игры «Волк во рву», «Два Мороза», «Гуси-лебеди». Их цель – развивать координацию, побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять инициативность.

Спортивные игры для формирования таких волевых качеств, как целеустремленность и решительность, – это игры «Футбол», «Хоккей», «Баскетбол». Их цель –развивать физические качества, совместный интерес к игре, воспитывать стремление к победе.

Игры-эстафеты с движениями, направленные на формирование целеустремленности и дисциплинированности, – это игры «Кто подходит», «Бой петухов», «Чья команда быстрее». Их цель – развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов; формировать у детей умения играть дружно, воспитывать стремление к победе, учить действовать по правилам.

Работа по формированию волевых качеств старших дошкольников продолжается.

В ходе исследования выяснилось, что игры влияют не только на эмоциональный настрой ребенка, но и на формирование волевых качеств детей.

Наблюдение за испытуемыми показало, что дети стали охотнее заниматься физической культурой, стали стремиться на занятия. Это еще раз подтверждает эффективность спортивных, подвижных игр, игр-эстафет в развитии интереса к физкультурным занятиям.

Таким образом, именно воля выступает одним из главных качеств личностного развития ребенка. Важно, чтобы и педагоги, и родители уделяли достаточное количество времени формированию данного качества. В процессе развития волевых качеств у дошкольников формируется ориентир на цель, борьба мотивов, планы, контроль деятельности и поведения. Ребенок становится более развит, он стремится достичь поставленную цель и может контролировать свою деятельность. Нельзя говорить о воле маленького человечка как о воли взрослой, сформировавшейся личности. Но необходимо вырабатывать волевые качества с раннего детства.

В процессе рассмотрения данного вопроса мы определили, что эффективному формированию волевых качеств будет способствовать реализация специально созданных педагогических условий, включающая в себя профессионально-методическую подготовку педагогов, обогащение физкультурно-игровой спортивной среды, а также создание серий занятий.

Применяя эти педагогические условия в детском саду, мы увидели заинтересованность педагогов данной темой. Они получили ценные рекомендации, из которых вынесли для себя самое главное: как помочь ребенку в достижении какой-либо цели и как приучать ребенка преодолевать жизненные трудности. Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации и картины с изображением различных видов спорта и с основных видов движений, предложенные педагогом. Видя этих спортсменов, каждый ребенок представлял себя на их месте и стремился быть как они. Физкультурные занятия привлекали своей яркостью, красочностью и разнообразием игр: подвижных игр, спортивных игр, игр-эстафет, где дети выполняли сложные и интересные движения, которые были направлены на формирование определенных волевых качеств.

 

Заключение

 

В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности; самостоятельность, характеризующаяся личной ответственностью за свое поведение и свою деятельность; инициативность, характеризующаяся проявлением ребенком выдумки, творчества, рационализации; целеустремленность, характеризующаяся умением личности руководствоваться поставленными целями в своих поступках и действиях; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь, а также дисциплинированность, характеризующаяся сознательным выполнением установленного в данной деятельности порядка.

Без волевых качеств нельзя добиться успеха. Огромный интерес для формирования волевых качеств дошкольников представляют игры, которые дают ребенку возможность проверить и развить свои способности, заставляют думать. Участие ребенка в играх способствует его самоутверждению, пробуждает стремление к успеху, развивает настойчивость. Игры также влияют на развитие самостоятельности детей, формирование личностных качеств, творческих способностей.

Мы пришли к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности, целеустремленности, решительности, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.