Full text

Введение

 

Конкуренция на мировом рынке легкой промышленности диктует новые требования к выпускаемой продукции. Высокое качество, безопасное производство и гармоничный внешний вид – это минимальный набор характеристик, позволяющий предприятию быть конкурентоспособным. На сегодняшний день после недолгого периода унификации снова намечается стремление к индивидуальности, разнообразию конструктивных решений и форм. Эстетические требования к костюму и его семиотическое значение связываются с общими тенденциями в культуре [1]. Объекты проектирования на сегодняшний день – это целые системы образов, знаков и смыслов [2]. Однако отечественные предприятия легкой промышленности во многом копируют зарубежных производителей масс-маркета, тогда как в мировой моде возвращается тенденция к самобытности, костюму как отражению внутреннего мира человека [3].

Таким образом, на сегодняшний день отмечается кризис идей в отечественной легкой промышленности, а значит, актуальна разработка методов и средств развития творческих способностей при подготовке конструкторов изделий легкой промышленности. Этой цели может достичь грамотно организованная художественно-графическая подготовка конструкторов: «... для того чтобы что-то спроектировать, это нужно изобразить» [4]. Необходимость использования художественно-графических навыков возникает во многих сферах искусства, культуры, науки и производства. Они важны не только для дизайнеров, но и для инженеров, конструкторов и технологов. Художественная графика выступает средством осмысления предметного мира и окружающей среды. Для людей, работающих в области проектирования материальных объектов, быстрые наброски служат для фиксирования возникающих образов, накопления визуальной информации, которая в дальнейшем служит своеобразным «банком идей» [5].

Исторически в России, начиная с эпохи Нового времени, художественное и инженерное образование были тесно взаимосвязаны [6]. Конструкторы изделий легкой промышленности в России работают не только с технологическим объектом, но и проектируют непосредственно эстетический облик изделия [7]. Способность к творчеству, к созданию нового – важная часть профессиональной компетентности выпускника, работающего над проектированием костюма. Для эффективной работы конструктору необходимо обладать профессиональным творческим воображением: воспринимать и анализировать физические данные заказчика, представлять пространственный образ модели в виде эскиза, чертежа, владеть колористикой, чувствовать эмоциональную нагрузку форм и линий, владеть дизайн-культурой [8]. Также для конструктора важно развитие аналитического мышления, так как от этого зависит в целом уровень профессиональной подготовки [9]. Но для развития всех этих качеств конструктору необходимо владение основами художественной грамоты.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Художественной подготовке студентов, будущая профессиональная деятельность которых состоит в проектировании объектов материальной среды, посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей. Они рассматривают области применения художественной графики, ее место в профессиональной деятельности дизайнеров и инженеров, отмечают значение ручного эскизирования для освоения профессиональных компетенций. Так, например, О. А. Ющенко дает классификацию художественно-графических объектов в подготовке конструкторов и дизайнеров костюма, основанную на творческих и коммуникационных компонентах их деятельности [10]. О. А. Ющенко различает поисковые и презентационные эскизы, причем первые также делятся на фор-эскизы и логические ряды. Исследователем М. Г. Нечаевым дано обоснование значимости наброска, зарисовки и эскиза в решении проблемы изображения и фиксации идеи [11]. Компьютерные технологии, по его словам, не могут обеспечить тот процесс осознания и представления изображаемого объекта, какой дает эскизирование. Ежедневные эскизы, «путевые заметки» дают возможность накапливать материал для дальнейшей работы. Создание набросков и эскизов нацелено на художественно-образное восприятие действительности, целостное видение натуры, активизацию процессов пространственного мышления и памяти, ретрансляцию мыслей автора. Эскиз – это своего рода визуальная задача, которую ставит перед собой проектировщик. Еще роли набросков уделено внимание в статьях Н. К. Шабанова [12]. По его словам, рисование важно для развития пространственного мышления, чувства пропорции, понимания конструкции формы и пластики изображаемого объекта. Имеются исследования, в которых разработана методика обучения рисунку дизайнеров и архитекторов (А. М. Савинов [13, 14], Б. А. Карев [15]). Основываясь на методологии системного подхода, авторы впервые рассмотрели процесс обучения рисунку как целостную педагогическую систему со своим составом, структурой и функциональной направленностью.

Зарубежные исследователи также придерживаются идеи важности ручного эскизирования, несмотря на доминирование программных методов в проектировании. Субик Кумар Шреста [16] из Университета Канзаса высказывает предположение, что использование рисованной графики в дизайне всегда является преимуществом и весьма значимо, по крайней мере, на начальном этапе проектирования. Он считает, что эскизы должны быть неотъемлемой частью процесса дизайн-проектирования и использоваться параллельно с компьютерным программным обеспечением. Шреста признает невозможность точного измерения творческих способностей дизайнера при использовании эскизов, но считает, что рисование оказывает положительное влияние на процесс проектирования и мышления.

Этой же идеи придерживаются Алистер МакГоуэн и Грэхем Грин [17]. Они утверждают, что сосредоточенность образования в области дизайна на процессах, связанных с последними этапами проектного цикла (технология производства, продажа), является, по сути, одной из причин мирового кризиса идей. Концептуальные этапы дизайн-проектирования, связанные с неопределенностью, поиском и фиксацией идей, незаслуженно забыты исследователями, и важно обратить внимание на деятельность дизайнеров, связанную с эскизным поиском как обладающим значительным творческим потенциалом. Авторы обращают внимание на тот факт, что эскизирование является визуализацией проектных идей и с его помощью можно отсеивать неэффективные и, наоборот, развивать, доводить до совершенства нужные проектные идеи. Также в соавторстве с П. А. Роджерсом они исследуют способы повышения эффективности эскизного поиска на ранних этапах проектирования, утверждая, что качество и количество создаваемых эскизов напрямую связано с мышлением дизайнеров [18].

Одной из важнейших работ, посвященных связи эскизирования и мышления, является эссе финского архитектора и философа Ю. Палласмаа «Мыслящая рука» [19]. Он считает, что эскизирование без использования компьютера важно, поскольку позволяет почувствовать объект проектирования, дать ему эмоциональную окраску. Линия, проведенная вручную, является частью объема, пространства, образа, а не математической абстракцией. Рисование позволяет тренировать внимание и способность замечать детали, которая, по словам Палласмаа, является более важной, чем способность изобретать новые формы.

Также краткосрочному рисунку как средству развития творческих способностей посвятил работу И. Гариб [20]. Он обращается к двунаправленности процесса эскизирования, определяя создание эскизов не только как процесс рисования, но и как один из возможных методов проектирования.

Исследователь П. Вистисен, проанализировав современные представления о роли эскиза в процессе проектирования, определяет две доминирующие концепции: «визуальное мышление» (фиксация идей на бумаге с целью их изменения, выявления наиболее интересных и т. д.) и «визуальную коммуникацию» (демонстрация проектного образа изделия для обсуждения с заказчиком или коллегами) [21]. Это согласуется с разделением эскизов на поисковые и презентационные у О. А. Ющенко [22].

Следует отметить, что зарубежные исследования, посвященные роли художественно-графической составляющей в дизайн-процессе, связаны именно с промышленным дизайном, то есть проектированием объектов материальной среды, традиционно считающимся наиболее «инженерной» областью дизайна. Однако общемировая тенденция к интеграции инженерных и гуманитарных наук во многом влияет и на методы обучения дизайн-проектированию. Если в отечественном дизайн-образовании существует представление о рисунке как одном из средств улучшения различных профессиональных способностей дизайнеров (конструктивное и пространственное мышление, внимание, память), то в Европе и США предлагают рассматривать эскизирование как неотъемлемый этап разработки и оценки дизайн-идеи. В США достаточно большая работа по изучению связи креативности и ручного эскизирования проделана Седой МакКиллиган (Ильмаз) в соавторстве с С. М. Сейфертом и Р. Гонсалесом [23]. В ряде ее работ выполнение набросков и процесс эскизирования в целом выступают как диагностическое средство определения уровня развития компетенций дизайнеров, например способности к поиску принципиально новых проектных решений. Чтобы проверить эффективность разработанных в ходе исследования эвристических инструкций, она предлагает студентам создать именно рукотворные эскизы, а не проектные модели, что, по ее мнению, позволяет отследить ход творческого процесса, движение мысли студентов, их готовность к быстрому и эффективному решению поставленных задач. В России аналогичную мысль высказывает О. А. Вуль, которая предлагает использовать творческое эскизирование как средство определения уровня сформированности профессиональных компетенций дизайнеров [24]. Таким образом, исследователи осознают перспективы эскизирования как диагностического средства.

На сегодняшний день роль ручного эскизирования отмечается как российскими, так и иностранными исследователями в области дизайна и дизайн-педагогики. Эскиз может служить развитию творческого мышления, предварять процесс проектирования, позволяет осуществлять коммуникацию при отборе дизайн-идей и определять уровень сформированности профессиональных компетенций. К сожалению, достаточно небольшое число работ посвящено художественно-графической подготовке студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», специфика которой связана как с инженерной направленностью обучения в целом, так и с учетом социально-гуманитарной нагрузки костюма как объекта проектирования.

 

Методологическая база исследования

 

Исследование осуществлялось на основе следующих методологических подходов: непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования; опора на культурные особенности при составлении учебной программы по дисциплинам художественной направленности; комплексный подход в обучении художественной грамоте на основе взаимодействия различных видов искусств; вариативные задания различного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого студента; личностно ориентированная методика художественно-графической подготовки обучающихся.

Исследование проводилось на базе Вятского государственного университета.

Методы исследования: анализ работ студентов в соответствии с разработанными критериями; устные опросы и беседы со студентами, преподавателями кафедры и работодателями; анкетирование студентов по завершении учебного года; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Констатирующий эксперимент проходил в два этапа.

В ходе первого этапа констатирующего эксперимента необходимо было выявить текущий уровень художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», педагогические условия, профессиональные требования к бакалавру данного направления обучения. Рассматривались диссертационные исследования, связанные с художественно-графической подготовкой студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», научные статьи и материалы конференций. Был проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт по направлению обучения «конструирование изделий легкой промышленности» и учебно-методические комплексы дисциплин «рисунок и живопись» и «художественно-графическая композиция» различных образовательных учреждений Кирова, Екатеринбурга, Омска и Москвы.

Изучались образовательные условия на базе проведения исследования.

Были проведены беседы с заведующим и преподавателями кафедры технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного университета, что позволило предварительно определить проблемы художественной подготовки студентов. Также был проведен опрос работодателей. На данном этапе исследования были собраны работы студентов прошлых лет и разработаны критерии для их анализа. Проведенный анализ позволил выявить основные недостатки в выполнении эскизов, сохраняющиеся у студентов, завершивших освоение художественно-графических дисциплин.

На втором этапе на основе разработанных критериев, требований работодателей к уровню подготовки конструкторов и выявленных проблем подготовки у обучающихся прошлых лет был подготовлен комплект заданий входного контроля дисциплины «Рисунок и живопись». Полученные работы были проанализированы, выявлены основные проблемы подготовки.

Для проведения формирующего эксперимента были разработаны задания, призванные повысить уровень художественно-графической подготовки обучающихся. Они включали в себя упражнения на технику и упражнения, связанные с решением простых проектных задач, и разрабатывались в соответствии со спецификой художественно-графического компонента деятельности конструкторов изделий легкой промышленности. Учебный процесс выстраивался на основе принципов личностно ориентированного образования, индивидуализации и гуманитаризации обучения.

Контрольный эксперимент включал в себя срез знаний и навыков в ходе подготовки и выполнение студентами отчетной работы. Результаты обучения сравнивались с результатами обучающихся прошлых лет и результатами входного контроля, что позволило определять эффективность предлагаемых заданий.

 

Результаты исследования

 

Прежде чем проводить мероприятия по улучшению художественно-графической подготовки конструкторов изделий легкой промышленности, необходимо было определить уровень этой подготовки и выявить основные проблемы. Для этого был проведен констатирующий эксперимент. В эксперимент входили беседы с преподавателями, опросы работодателей, анализ графических работ студентов, выполненных в различные периоды обучения. Педагоги отметили, что, несмотря на преобладающую в процессе обучения инженерную подготовку студентов, умение качественно выполнять эскизы необходимо для визуализации идей, представления визуальной составляющей будущего проекта. Работодатели также отметили, что современные малые предприятия нуждаются в конструкторах, способных предлагать новый дизайн изделий, и наиболее адекватным способом предложения идей является их графическое отображение.

Анализу были подвергнуты работы, выполненные за последние пять лет, а также текущие работы. На основании выявленных проблем требовалось разработать блок диагностических материалов для трех групп обучающихся для соотнесения их входных результатов с результатами обучающихся прошлых лет. Были собраны работы студентов по дисциплине «Художественно-графическая композиция». Для оценки качества необходимо было разработать критерии исходя из специфики выполнения. Проектирование костюма – комплексное явление, поэтому при создании эскизов необходимо учитывать ряд факторов: читаемость, понятность образов, их эстетичность, психологический комфорт при восприятии и т. п. [25] Как следствие, и оценка деятельности студента-дизайнера даже на уровне создания эскизов должна быть комплексной. По каждому критерию работа должна оцениваться отдельно – именно это позволяет студенту и педагогу зафиксировать информацию о сильных и слабых сторонах работы, проанализировать рост или, наоборот, потерю навыка, скорректировать дальнейшую деятельность. Исходя из этого, были выделены три группы критериев оценки: критерии качества исполнения, критерии адекватности исполнения поставленным задачам и культурным паттернам и образная составляющая. Оценка происходила на трех уровнях: на техническом уровне, на творческом уровне и на концептуально-проектном уровне.

Оценка по каждому критерию составляла от 0 до 3 баллов. Высокое соответствие заявленному критерию – 3 балла, среднее – 2 балла, низкое – 1 балл, невозможно определить – 0 баллов.

При оценке работ студентов прошлых лет процент студентов, набравших в среднем от 1 до 1,5 баллов, – 59%, от 1,5 до 2 баллов – 21%, от 2 до 2,5 балла – 10%, более 2,5 балла – 0%, что говорит о низком уровне художественно-графической подготовки студентов, завершивших освоение дисциплины «Рисунок и живопись».

В ходе анализа работ были выявлены следующие недостатки:

-                    недостаточно корректное расположение объекта в формате листа и несоответствие размера объекта формату (слишком маленький или не вместившийся в формат эскиз);

-          на техническом уровне: низкое качество работы с линией и штрихом (прерывистость, затертость, перекрещивание штриха под углом 90 градусов), неподготовленность инструментов (затупившиеся карандаши), непонимание особенностей материала (попытки сделать растушевку твердым карандашом), нарушение анатомического строения человеческой фигуры, необоснованное отсутствие частей тела при изображении человека (объяснено неумением их изображать), неумение работать с объемом, тональностью и передачей материальности ткани;

-          на творческом уровне: отсутствие стилизации как таковой; эскизы непонятны, трудно представить по ним модели;

-          на концептуально-проектном уровне: несоответствие формы объектов заявленной функциональности и смысловой нагрузке, непонимание поставленной задачи, вторичность решений (эскизы срисованы с моделей существующих коллекций известных дизайнеров).

На основе анализа результатов был разработан комплект заданий для определения входного уровня художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности». Задания были связаны непосредственно с направлением подготовки. Студентам предлагалось выполнить эскизы костюмов в ограниченный временной промежуток, так как быстрые зарисовки позволяют оценить не только результат, но и ход работы [26]. При выполнении каждого задания особое внимание необходимо было уделить одному из трех уровней: технический; творческий; концептуально-проектный.

Первое задание заключалось в разработке эскиза осеннего ансамбля для студентки и в первую очередь выявляло особенности подготовки студентов на техническом уровне. Второе задание было посвящено разработке эскиза вечернего платья и предполагало оценку творческого уровня исполнения. Третье задание, выдаваемое индивидуально и предполагающее решение какой-либо проблемы, было направлено на выявление подготовки на концептуально-проектном уровне.

По результатам средний балл от 1 до 1,5 получило 62% обучающихся, от 1,5 до 2 – 26% обучающихся, от 2 до 2,5 – 12% обучающихся.

При сравнении работ группы студентов, завершивших освоение дисциплины «Рисунок и живопись» по текущей программе, и группы студентов, начавших обучение по дисциплине «Рисунок и живопись», были выявлены одни и те же недостатки выполнения эскизов. Таким образом, можно сделать вывод о неэффективности текущей подготовки в области художественной графики.

Главной проблемой, без решения которой невозможно повысить подготовку по прочим критериям, является недостаточно высокий уровень технических навыков. Не имея технического инструментария, студенты не могут выполнить качественные стилизации и выразить свои проектные идеи. При этом стремление добиться соответствия реальной форме, реалистичности, материальности (при качественной подготовке этот навык доведен до автоматизма) не позволяет студентам уделить внимание образной выразительности, творческому решению задачи. В. П. Мамугина в своем исследовании подтверждает этот вывод, она отмечает, что недостаток знаний, отсутствие необходимого изобразительного опыта у студентов тормозят развитие творческого процесса [27].

Поскольку студенты направления «Конструирование изделий легкой промышленности» имеют дело с выполнением быстрых, краткосрочных эскизов изделий, их художественная подготовка должна быть ориентирована именно на получение тех навыков, которые позволят качественно визуализировать проектные идеи. Кроме того, выполнение быстрых эскизов важно с точки зрения осознанности действий и развития моторики, развития специфического графического мышления, умения анализировать визуальную информацию на различных уровнях. Это положение подтверждается анализом научной литературы по данной теме. Важность получения художественной подготовки студентами в контексте дальнейшей профессиональной деятельности подчеркивается такими исследователями, как А. М. Савинов [28], О. В. Ющенко [29], Ю. Палласмаа [30], Е. Г. Бердичевский [31], М. А. Репринцев [32], О. В. Бобряшова [33], Е. А. Старовит [34] и другими.

Таким образом, программа обучения дисциплине «Рисунок и живопись» должна быть ориентирована на создание именно различных видов художественно-проектной графики – и потому, что это важный этап в работе конструкторов, и потому, что беглое эскизирование, выполнение концептуальных набросков и краткосрочных рисунков стимулирует творческое мышление.

Для проведения формирующего эксперимента нами были предложены задания, связанные с профессиональной деятельностью конструкторов. В целях повышения качества подготовки студентов решено было разбить образовательный процесс на достаточно большое количество тематических блоков, включающих значительное количество краткосрочных заданий, поскольку задания разного плана и содержания, различная организация занятий раскрепощают студентов, позволяют проявить свои художественные способности [35]. Были включены проектные задания – клаузуры – как способ передачи первоначального замысла в виде наброска. Разрабатывались задания, улучшающие именно те навыки, которые нужны для создания быстрых предварительных эскизов и образных, эстетичных, убедительных презентационных эскизов. Задания были выстроены с повышением уровня сложности и требований к детализации. Последовательность в обучении творческому эскизированию предлагает и Н. К. Шабанов – от плоскостной формы к детализированному изображению [36]. Учебный курс предваряли задания на улучшение техники штриха, так как одной из проблем обучающихся являлась плохая разработанность мышц кисти руки.

Разработаны задания, связанные с отображением формы предметов, в частности силуэтные и линейные (в том числе одной непрерывной линией) изображения предметов – так обучающиеся могут сконцентрироваться на передаче общей формы. Многократные зарисовки драпировок и элементов одежды позволяют изучить способы графического отображения свойств тканей.

Задания на выполнение зарисовок фигуры человека введены потому, что конструкторы часто стремятся изобразить условную «модельную» фигуру, не имеющую отношения к реальному человеческому телу, тогда как им предстоит работать не с умозрительной схемой, а с реальным человеком. В современной моде и у современного потребителя уходит в прошлое идея о том, что те или иные модели «не сидят» на той или иной фигуре. Конструктору необходимо оценить, каким образом сохранить задуманную форму, посадку, пластику линий на реальном женском или мужском теле. Для этого важно развивать точность постановки глаза и верность руки [37].

Также предлагалось выполнить изображение реальной человеческой фигуры в костюме по воображению, что непосредственно связано с задачами творческого эскизирования у конструкторов. Студентам необходимо было добиться естественности в изображении пластики материала, драпировок, пространственного положения элементов костюма.

Для изучения возможностей эскизной графики студентам предлагалось выполнить зарисовки в стиле того или иного художника. Это позволяет студентам исследовать современные авторские стили и расширить свое представление о графике. Также им предлагалось создать серию презентационных эскизов уже существующей коллекции – так студенты повышают уровень знаний о современном дизайне костюма, графически осмысливают пластику, колористическое решение, композицию костюмов, созданных известными дизайнерами. В этом случае эскизирование служит средством изучения художественно-пластических приемов профессиональных дизайнеров.

В завершение обучения студентам предлагалось пройти весь цикл создания презентационных эскизов коллекции.

Контрольный эксперимент состоял из двух этапов: оценка текущего уровня и оценка итогового уровня.

При работе над изображением фигуры человека в костюме по представлению и выполнением презентационных эскизов существующей коллекции была проведена оценка и сравнение с заданиями входного контроля, чтобы определить рост навыков у студентов.

При подготовке серии эскизов коллекции одежды проводилась оценка итогового уровня по сравнению с работами предшествующего курса, чтобы оценить эффективность предлагаемой программы. При оценке учебных заданий средний балл от 1 до 1,5 получили 7,7% обучающихся, от 1,5 до 2 – 0% обучающихся, от 1 до 2,5 – 46,3% и от 2,5 до 3 – 46,3% обучающихся, что говорит об уровне подготовки выше среднего. При оценке итогового задания средний балл от 1 до 1,5 получили 7,7% обучающихся, от 1,5 до 2 – 0% обучающихся, от 1 до 2,5 – 46,3% и от 2,5 до 3 – 46,3% обучающихся, что говорит об уровне подготовки выше среднего. Было выявлено, что в ходе обучения студенты повысили свой уровень, кроме того, уровень их художественной подготовки был выше, чем у студентов прошлых лет.

По завершении первого семестра обучения был проведен опрос для получения обратной связи. Несмотря на то что контакт и обсуждения со студентами поддерживались постоянно, опрос позволил выявить основные трудности студентов. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы можно было определить самооценку студентов, их субъективно выраженные ощущения и проблемы.

Результаты опроса показали, что студенты заинтересованы в большем количестве заданий, связанных со стилизацией и проектированием. Считают, что курс повысил их навыки, но отмечают неуверенность при выполнении работ и в целом оценивают качество своих работ невысоко, даже если объективно произошел рост качества выполнения работ. Отмечали, что ранее испытывали чувство страха перед «чистым листом» и затруднялись в перенесении идеи на бумагу. Определенные трудности вызвала организация самостоятельной работы студентов, их самоорганизация, что было отмечено практически единогласно.

 

Заключение

 

В ходе исследования было выявлено, что низкий уровень художественной подготовки студентов направления «Конструирование изделий легкой промышленности», отсутствие у них опыта художественно-графической деятельности – проблемы, которые достаточно сложно решить в ходе краткого курса академического рисунка и живописи, и требуется проведение дополнительных исследовательских мероприятий. Было определено, что художественная подготовка студентов данного направления должна быть непосредственно связана с их профессиональной деятельностью, то есть направлена на обучение поисковому и презентационному эскизированию.

В результате анализа научной литературы и данных констатирующего эксперимента был предложен вариант организации художественной подготовки студентов, включающей в себя кратковременные зарисовки, наброски и проектные задания.

Оценка итоговых работ, сравнение работ студентов текущего года с работами студентов прошлых лет показали, что уровень художественно-графической подготовки студентов значительно вырос. Они также улучшили свои результаты по сравнению с результатами, полученными при прохождении заданий входного контроля. Кратковременные задания, наброски с натуры и творческие эскизы различного характера стимулировали профессиональное воображение студентов, позволили преодолеть неуверенность тем из них, кто практически не имел опыта рисования. Кроме того, было отмечено, что студенты смогли применить полученные навыки эскизирования для демонстрации своих проектных идей на других дисциплинах. Однако предлагаемая программа не была эффективной в плане организации самостоятельной работы студентов. Эта проблема требует дальнейшего изучения и поиска возможных решений.