Full text

Введение

 

Усиление внимания педагогов к процессу воспитания культуры права в образовательном пространстве учреждения для детей-сирот вызвано необходимостью успешной интеграции в социальную среду данной категории учащихся. Как свидетельствуют данные Госкомстата, каждый пятый российский ребенок воспитывается в детском доме или интернате [1].

Результаты исследований многих педагогов-ученых, занимавшихся проблемами воспитания детей-сирот, указывают на то, что у большинства из них низкий уровень правовой культуры. У данной категории отсутствуют элементарные знания о своих правах, средствах их защиты, документах, их регулирующих. В связи с тем что детям-сиротам часто свойственно асоциальное поведение, необходимо их научить противостоять негативным воздействиям.

Проведенные исследования ряда ученых и практиков указывают на отсутствие четкого содержания проведения данного процесса. Это свидетельствует о поиске других подходов, необходимых для решения проблемы воспитания культуры права в пространстве данного типа учреждения.

Социальная роль педагогов учреждения данного типа требует от них разработки технологии воспитания правовой культуры, прогнозирования результатов развития рассматриваемых учебных учреждений, теоретического осмысления возможностей повышения эффективности их функционирования. Воспитание культуры права детей-сирот, находящихся в учреждениях данного типа, имеет свои особенности, детерминированные тем, что данная категория детей имеет определенный статус и отличается рядом признаков. Специфика работы учреждения для детей-сирот заключается в подготовке своего воспитанника к жизнедеятельности в современном обществе с учетом его социального статуса. Особенность правовой культуры детей-сирот связана с реализацией своих прав в различных сферах социальной деятельности, в частности реализацией прав на бесплатный проезд, получение пособий, пенсий, на бесплатное медицинское обслуживание, получение бесплатного образования и т. п.

Важнейшим компонентом изменения содержания образования должны стать изменения в укладе школьной жизни. Такой уклад призван обеспечить реализацию условий для соблюдения прав человека и прав ребенка [2].

Все это определяет необходимость поиска новых подходов к обучению и воспитанию детей-сирот, а также разработки и реализации технологии воспитания правовой культуры в пространстве учреждения данного типа.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Изучение опыта многих отечественных ученых позволило нам исследовать проблему формирования правовой культуры у обучающиеся молодежи, в частности, работы А. П. Даниловой, А. Ф. Никитина, В. И. Каминской, Е. В. Аграновской, Г. И. Балюк, Б. Т. Лихачева раскрывают понятие «правовая культура», выделяют структурные компоненты правовой культуры.

Так, по мнению А. П. Даниловой, правовая культура тесно взаимосвязана с правосознанием, которое необходимо формировать и развивать у молодежи в различных типах образовательных учреждений. Правосознание ученый рассматривает как совокупность представлений, чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также наличие навыков правового положительного поведения [3].

А. Ф. Никитин в своих трудах говорит о тесной взаимосвязи правосознания с правовой культурой и рассматривает его как процесс и результат отражения права в сознании людей, который проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему [4].

По мнению В. И. Каминской, так как правовая культура базируется на правовом сознании, во многом определяется им, а правовое сознание очень сложное явление, то одним введением специальных правоведческих дисциплин, увеличением часов на их преподавание, изданием новых учебных пособий решить проблему правового образования невозможно [5].

Правовая культура старшеклассников, с точки зрения И. Г. Митюновой, представляет собой сложное интегративное личностное образование, обусловленное влиянием среды, индивидуальными психологическими особенностями учащихся, основой которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях [6].

Глубокий анализ понятия «правовая культура» дан в трудах А. Ф. Никитина. Ученый в области правового воспитания представляет правовую культуру школьников как сложное психологическое, личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм [7].

Правовая культура личности, как считает А. П. Данилова, – это комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации в деятельности государства и должностных лиц [8].

С иных позиций определяет правовую культуру Е. В. Аграновская. По ее мнению, это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере [9].

Так, по мнению Г. И. Балюк, являющейся сторонницей деятельностной концепции, правовая культура — совокупность всех ценностей, которые создаются людьми в области права. Соответственно, правовая культура «включает само право (объективное и субъективное), правосознание, правовые отношения, состояние законности, уровень совершенства законотворческой, правоприменительной и иной правовой деятельности. Она представляет собой как бы правовой феномен, близкий к пониманию всей юридической надстройки, но непременно включающий человека и его деятельность» [10].

Согласно исследованиям Б. Т. Лихачева, содержание правовой культуры личности включает в себя: знание правовых норм; нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения для борьбы с правонарушениями. Кроме того, как утверждает ученый, одной из составляющих правовой культуры является правовое воспитание, призванное стимулировать социальную ответственность школьников, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, участие в политических кампаниях [11].

Так, по мнению А. Ф. Саттаровой, к структурным компонентам правовой культуры личности учащегося относятся когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный [12].

Согласно подходу М. В. Кусковой, в качестве компонентов правовой культуры личности выступают знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально активного поведения [13].

В структуру правовой культуры, по мнению М. Б. Смоленского, входят в качестве элементов идеи, представления и эмоциональные переживания, в своей совокупности характеризующие отношение носителей данной культуры к действующему праву, к юридическим обязанностям и правомочиям вообще, к социальному идеалу правомерного поведения, к нормативному социальному порядку как таковому [14].

Так, Е. И. Евсикова в своих исследованиях выделяет трехкомпонентную структуру правовой культуры: когнитивный, эмоционально-волевой, инструментально-деятельностный компоненты [15].

С точки зрения З. Н. Ибрагимова, в структуре правовой культуры личности выделяются следующие компоненты: «1) когнитивно-познавательный (правовое сознание, правовое мышление, правовые взгляды и убеждения); 2) эмоционально-ценностный (правовые чувства, правовые ценности, правовые ценностные ориентации); 3) деятельностно-практический (мотивация правомерного поведения, правовые установки, привычки и навыки правомерного поведения)» [16].

 В частности, Н. Ю. Майданкина рассматривает основы правовой культуры как некий феномен, обладающий некой качественной определенностью. Под «основами правовой культуры» она понимает совокупность таких компонентов, как система элементарных нравственно-правовых представлений о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека; нравственно-правовые суждения, ценностные ориентации и отношения личности, адекватные представлениям и суждениям и ценностным ориентациям модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых [17].

Основываясь на исследованиях В. В. Лазарева, С. А. Комарова, А. Ф. Никитина, А. П. Даниловой и других ученых, раскрывающих структурные компоненты правовой культуры, мы выделили следующие: знание совокупности базовых правовых установок, осмысление правовых принципов, уважительное отношение к правовым основам общества, законности и правопорядку, осознание необходимости исполнения установленных законами требований и умение использовать правовые знания [18].

Анализ исследований зарубежной литературы позволил выявить, что как в американской, так и в европейской педагогической науке проблема формирования правовой культуры учащейся молодежи не выделена в образовательном процессе. Мало распространено понятие «правовая культура». Отчасти задача ее воспитания решается через преподавание курсов и разработку направлений, главной задачей которых является формирование гражданской грамотности (civil literacy). В качестве примера можно выделить такие курсы и направления, как совместный проект Германии и Франции (начатый в 2001 г.), нацеленный на продуктивную кооперативную работу учащихся начальных классов двух стран, учителей и родителей по расширению понимания разницы между нациями (большими и малыми), людьми, культурами и историями; формирование понятий терпимости, гражданственности, общественного служения, понятия Европы в целом [19]. Так, Советом Европы был инициирован проект разработки учебных программ «Воспитание демократической гражданственности» (“Education for Democratic Citizenship”) [20]. Росс Левин разработал руководство по практике и исследованию обучения за рубежом: высшее образование и стремление к глобальной гражданственности [21]; Тони Вагнер в своих трудах затрагивает проблемы внедрения высоких стандартов гражданского воспитания во всех школах, создания небольших по размеру (количеству учащихся) школ [22]; Вильгельм Виттенбрух разработал дидактическую концепцию «Школа и Европа», рассматривающую возможности школы в плане воспитания «гражданина объединенной Европы» в рамках учебной и внеклассной деятельности [23]. Оценка состояния интернационального воспитания и образования в школах США – понимание значения данного направления, по мнению Каган, Шэрон Линн, необходимо для воспитания гражданской компетентности учащихся и для обеспечения благополучия и безопасности страны [24]. Так, например, Эдит Э. Битти была создана лаборатория для отдельных американских школ по воспитанию у учеников гражданственности, ответственности за свои права и обязанности; по воспитанию культуры труда и поведения в школе и за её пределами [25]. Американским ученым С. Ж. Гросс разработаны и реализованы учебные программы, знакомящие с Биллем о правах ученика [26]. Так, Джон Энглер в своих трудах активно развивал идеи о подготовке американских учащихся к трудовой деятельности и гражданскому участию [27[. Джон И. Гудлад утверждает, что школы играют важную роль в обучении молодежи идеалам демократии и равенства. Он приходит к выводу, что образование, основанное на общепринятых убеждениях, может в конечном счете вывести нас за рамки социальных предрассудков и несправедливости, оно должна обеспечить реализацию прав на образование, свободу, преодоление расовых барьеров в экономике, соблюдение в школах нравственной экологии, право на защиту и т. д. [28] Также Юсеф Вагид проводил исследования на основе либеральных и общинных концепций по гражданскому воспитанию в школах Южной Африки [29]. В своих трудах Карлхайнц Бурк говорил о необходимости воспитания гражданской позиции в школе с опорой на основах демократии [30].

 

Методологическая база исследования

 

Для осуществления экспериментальной работы применялись следующие методы: наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, интервью, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации, педагогический эксперимент; изучение передового педагогического опыта в области вопросов социализации, адаптации, интеграции, правовой культуры молодежи; анализ результатов образовательной деятельности.

Апробация, обобщение и внедрение осуществлялись на базе РГОУ «Кугесьская школа-интернат основного общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики» следующим образом:

- разработка научно обоснованной системы процесса формирования правовой культуры;

- выявление на основе критериального подхода показателей и уровней сформированности правовой культуры;

- определение педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса формирования правовой культуры;

- разработка учебных программ, издание монографии, учебного пособия и участие на конференциях различного уровня.

Эксперимент проходил в три этапа.

На первом этапе осуществлялось изучение учебно-методических материалов и нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, опыта формирования правовой культуры в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов; разработка теоретической модели процесса формирования правовой культуры у учащихся в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также программы-факультатива «Правовая культура личности»; диагностика уровня сформированности правовой культуры у учащихся учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогическое наблюдение, изучение нормативной документации, анкетирование; индивидуальные и групповые беседы с участниками образовательного процесса, тестирование и т. п.

На втором этапе проходило уточнение структуры и содержания системы процесса формирования правовой культуры учащихся в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение и апробация разработанной системы процесса формирования правовой культуры у учащихся, поиск оптимального сочетания организационных форм, методов работы и средств, позволяющих повысить эффективность процесса формирования правовой культуры, уточнение и коррекция содержания программы-факультатива «Правовая культура личности»; подготовка педагогических работников к проведению работы по формированию правовой культуры учащихся с учетом современных требований; выявление и обоснование педагогических условий, которые способствуют созданию обстоятельств, обеспечивающих эффективное формирование правовой культуры у детей-сирот [31; диагностика уровня сформированности правовой культуры учащихся: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы с учащимися и педагогическими работниками, а также правовая рефлексия.

На третьем этапе проводилось обобщение и анализ полученных результатов исследовательской работы; оценка эффективности разработанной системы процесса формирования правовой культуры у учащихся в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определение уровня сформированности у них правовой культуры; математическая обработка полученных результатов, а также подведение итогов опытно-экспериментальной работы.

 

Результаты исследования

 

Важнейшей составляющей деятельности педагогов и воспитателей является повышение технологической культуры, что, в свою очередь, приведет к изменению содержания образования с учетом воспитательной цели. В связи с этим педагогу необходимо знать сущность демократии, историю проблемы прав человека в мире, содержание этих прав для того, чтобы использовать и создавать ситуации соотнесения того, что происходит в школе, с более широким контекстом [32].

Проведенные беседы, а также оценки учителей и воспитателей собственной подготовленности к работе по воспитанию культуры права показали необходимость повышения теоретического и методического уровней педагогического коллектива относительно данного вида деятельности. Как показал опрос учителей и воспитателей, только некоторые из них готовы к работе, направленной на воспитание культуры права обучающихся, и осуществляют этот процесс целенаправленно, стимулируют интерес воспитанников, применяют различные технологии. Некоторые педагоги, как показал опрос, обладают частичными знаниями и умениями в области формирования правовой культуры обучающихся, так как им приходится взаимодействовать с различными государственными органами. Таким образом, необходимо вооружить учителей и воспитателей специальными знаниями и умениями в области нормативно-правовых отношений.

Подготовка учителей к воспитанию правовой культуры обучающихся проводилась в рамках эксперимента и включала активизацию субъектной позиции личности педагога, обладающего интегрированными теоретическими, методическими и практическими знаниями.

Для осуществления необходимой подготовки педагогов были организованы семинары, совещания, где обсуждались возможности учебных предметов, знакомство педагогического коллектива с имеющимся в фонде библиотеки учреждения учебно-методическим обеспечением, а также были использованы преимущества Всемирной глобальной сети Интернет, в частности сайты нормативно-правового содержания, электронные учебники, справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант- Плюс». Также совместно с педагогами на педагогических советах обсуждались отдельные теоретические и практические аспекты, проводился анализ педагогической деятельности в рамках исследуемой проблемы.

В процессе реализации экспериментальной части параллельно с подготовкой педагогического коллектива было осуществлено внедрение в образовательную деятельность факультатива «Правовая культура личности» и учебного пособия «Основы правовой культуры», обеспечивающих необходимыми правовыми знаниями.

Факультатив «Правовая культура личности» и учебное пособие «Основы правовой культуры» предусматривали формирование у воспитанников представлений о важнейших международных и российских нормативных документах; вооружение их теоретическими знаниями об особенностях регулирования правовых взаимоотношений; выработку у учащихся умений и навыков правового поведения, необходимых для регулирования взаимоотношений в социуме, формирование у учащихся потребности пресекать противоправные действия в обществе, противоречащие законодательству, и отстаивать свои личные интересы в современном обществе.

Для наилучшего закрепления правовых знаний, умений и навыков были использованы ресурсы глобальной сети, где содержатся конкретные источники: сайт «Российской газеты», справочно-правовая система «Гарант», а также различные электронные носители, содержащие информацию о защите прав и интересов данной категории.

С целью определения положительной динамики, проверки эффективности апробированного факультатива было проведено повторное тестирование.

Следующим направлением экспериментальной части исследования на основе выявленного уровня воспитанности правовой культуры у обучающихся стала совместная деятельность с администрацией, в ходе которой осуществлялось проектирование образовательной среды, а также с целью усиления правового аспекта разработан план воспитательной работы. Для достижения наилучшего результата были организованы и проведены семинары, педагогические советы, встречи с педагогическим коллективом и администрацией, где обсуждались возникшие вопросы и осуществлялась координация совместной деятельности.

Отслеживались промежуточные итоги, вносились коррективы в план опытно-экспериментальной части на формирующем этапе. Проводилась педагогическая экспертиза реализуемой системы воспитания правовой культуры, конструирование воспитательных ситуаций, стимулирующих проявление позитивных правовых качеств и черт личности, проведение анализа конкретных воспитательных мероприятий, направленных на воспитание правовой культуры обучающихся.

Внедрение и апробация факультатива «Правовая культура личности» и учебного пособия «Основы правовой культуры» сопровождались созданием комплекса диагностики эффективности деятельности преподавателей в рамках реализуемой системы; определением перечня эффективных методов изучения уровня воспитанности правовой культуры у учащихся; проектированием и анализом учебно-воспитательных ситуаций, стимулирующих правовое самовоспитание учащихся; обобщением педагогического опыта по стимулированию правового самовоспитания учащихся.

При работе с обучающимися старший воспитатель, социальный педагог, воспитатели решали следующие задачи: непосредственно реализовывали систему процесса воспитания правовой культуры; отслеживали развитие уровня их правовой культуры; создавали педагогические условия для формирования правовой культуры, развивали культуру самовоспитания у обучающихся. Качественное проведение этих процедур позволило целенаправленно и обоснованно осуществлять формирующее воздействие на воспитанников учреждения данного типа.

Для обеспечения эффективного формирования правовой культуры учащихся нами было организовано целенаправленное взаимодействие учителей и воспитателей с представителями правоохранительных органов и специалистами органов опеки и попечительства.

 Организация работы со специалистами всех уровней с педагогическим коллективом учреждения проходила в форме круглого стола, где обсуждались возможности повышения эффективности воспитания правовой культуры обучающихся. В работе круглого стола приняли участие специалист органов опеки и попечительства, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних. Примером совместной работы специалистов всех уровней в рамках нашего эксперимента также были дни профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. В работе принимали участие начальник управления образования, зам. председателя КДН, помощник прокурора Чебоксарского района, ведущий специалист управления образования администрации района, главный специалист органа опеки и попечительства управления образования, ведущий специалист отдела юридического и по делам архивов администрации района (отв. секретарь КДН), старший инспектор ПДН Чебоксарского ОВД, инспектор УИИ №  16 и врач-нарколог МУЗ «Чебоксарская ЦРБ». Совместная работа осуществлялась в форме лекции-беседы, где были рассмотрены следующие вопросы:

- правовое воспитание, состояние преступности и правонарушений среди не-совершеннолетних Чебоксарского района, пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма и др.;

- индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, состоя-щими на учете в КДН администрации Чебоксарского района и внутришкольном учете, склонными к нарушению устава образовательного учреждения;

- проведение лекций «Нет наркотикам», тренинга «Как избежать давления сверстников» и т. д.

Следующим направлением совместной деятельности стало осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к обучающимися в процессе воспитания правовой культуры. Реализация данного условия предполагала вовлечение воспитанников в разнообразную общественно полезную деятельность, выполнение различных поручений с последующей коррекцией воспитательной работы.

По завершении работы был проведен итоговый срез знаний обучающихся; обработка и анализ результатов исследования показали, что в экспериментальной группе наблюдается тенденция к увеличению числа обучающихся с высоким и средним уровнями сформированности правовой культуры, что касается контрольной группы, то изменения здесь остались незначительными.

Так, если на начальном этапе исследования по когнитивному критерию в экспериментальной группе на низком уровне сформированности правовой культуры находилось 83,3% учащихся, среднем – 16,7%, высоком – 0%, то после эксперимента на низком уровне 50%, среднем – 23,3%, высоком – 27% учащихся. В контрольной группе показатели остались низкими. Аналогичные изменения произошли и по другим критериям. Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов в целом подтвердил эффективность предложенной нами системы процесса формирования правовой культуры обучающихся и комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой культуры у учащихся в учреждении данного типа.

 

Заключение

 

Изучение современного состояния работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показало необходимость повышения эффективности формирования правовой культуры у учащихся таких учреждений. Правовая культура детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой новообразование, включающее в себя знание правовых норм и основ законодательства, эмоционально-ценностное отношение к ним, умения и навыки использования этих знаний в реальной жизни. Правовая культура детей данной категории рассматривается как сфера развития их личности, что, в свою очередь, определяет правовую компетентность с учетом их социального статуса.

Используя критериальный подход, характеризующий низкий, средний и высокий уровни сформированности правовой культуры у детей-сирот, были определены показатели: когнитивный (наличие знаний правовых норм и основ законодательства); поведенческий (сформированность умений и навыков правомерного поведения, умения осуществлять деятельность в соответствии с законом и общепринятыми нормами поведения и т. п.); эмоционально-ценностный (эмоционально-ценностное отношение к праву и законности как социальной ценности); мотивационно-оценочный (потребность в защите общественных и личных интересов от преступных посягательств).

Апробированная система процесса формирования правовой культуры, состоящая из цели, задач, закономерностей, принципов, содержания, форм, методов работы, средств и результата, в образовательном процессе показала свою эффективность. Данная система может быть использована учреждениями различного типа, занимающимися вопросами воспитания правовой культуры.

Внедренная система позволила выявить педагогические условия: обеспечение теоретической и методической подготовки учителей и воспитателей, вооружение детей-сирот правовыми знаниями, умениями и навыками на основе разработанной учебной программы, проведение воспитательной работы на основе выявленных уровней сформированности правовой культуры, встреча педагогов учреждения с представителями правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, а также применение индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся в процессе формирования правовой культуры.

Результаты исследования подтверждают эффективность разработанной технологии формирования правовой культуры, однако не претендуют на всю полноту решения этой сложной проблемы. Исследования воспитания правовой культуры могут быть продолжены в детских учреждениях и социально-реабилитационных центрах.