Full text

Введение

 

Высоконравственная личность будущего педагога профессионального обучения должна стать результатом воспитательных усилий его семьи, учителей,  общеобразовательных учреждений, однако важную роль играет профессиональная подготовка в высшем учебном заведении, где личностные качества трансформируются в профессиональные.

С каждым годом растет признание того, что широкомасштабная образовательная реформа необходима для решения задач XXI века. Педагогическая инноватика, направленная в первую очередь на поиск новых, до сих пор не изученных способов актуализации личностного потенциала, умение самостоятельно усваивать теоретический материал, адекватно и эффективно применять его в практической деятельности − ведущая идея новейших образовательных технологий. Магистральной целью обучения становится выявление природных способностей и таланта каждого, мониторинг готовности и способности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, создание благоприятных условий для достижения ими определенных ориентиров и сверхзадач.

Всесторонне развитая, образованная, интеллектуальная личность, несомненно, способна стать высококвалифицированным и конкурентоспособным педагогом. Потребность подготовки настоящего профессионала, в том числе педагога, приводит к повышению эффективности и разнообразия образования.

Коучинг-метод, активно используемый в различных сферах деятельности человека, таких как спорт [1, 2], бизнес [3, 4], психология [5, 6], экономика [7–9], в качестве эффективного средства в решении широкого круга задач в последнее время начал активно применяться в образовании, сначала в сфере бизнес-образования, позже в лингвистическом, сейчас уже постепенно и в практике преподавания в общеобразовательных школах и вузах [10, 11].

Коучинговый подход открывает перспективу организации педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в вузе на более качественном и позитивном уровне [12].

Феноменальность коучинга заключается не только в его учебных возможностях, но и в формировании социальной культуры саморазвития и самосовершенствования студентов. Применение рассматриваемой технологии способствует интеграции стержневых компонентов самообразовательной компетенции: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного и рефлексивного – и, как следствие, формированию сознательной мотивации к личностному и профессиональному росту, готовности студентов к постоянной работе с целью саморазвития, выработке навыков самостоятельного познавательного поиска, усвоению студентами умений организовывать и регулировать самообразовательную деятельность, развитию способности к самоанализу и самокоррекции, самооценке и самоконтролю.

Анализ немногочисленного опыта использования коучинга в образовании показывает, что технология его использования в преподавании недостаточно разработана, а также не исследована его эффективность, в частности, при обучении изобразительному искусству в вузе. Таким образом, перед нами поставлена цель: разработать методологию использования коучинга при обучении истории изобразительного искусства и доказать ее эффективность.

 

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Использование коучинга в разных областях человеческой деятельности рассматривается в исследованиях как мировых, так и отечественных ученых. Истории появления и развития коучинга посвящены труды А. А. Черняева, Ю. А. Чухно и др. А. А. Черняев выделяет три источника появления коучинга [13]:

1) институт советников правителей, зародившийся с появлением первых государств;

2) практическая психология и психотерапия, которые сформировались на рубеже XIX–XX веков;

3) бизнес-психология, появившаяся в середине ХХ века в США.

Ю. А. Чухнов отмечает, что в России коучинг появился во второй половине 90-х годов ХХ века как реакция на признание необходимости обучения и развития российских компаний с появлением рыночной экономики [14].

В трудах В. В. Сапроновой, Л. В. Хариной, Т. А. Никитиной упомянута история становления и развития коучинга в образовании [15, 16]. В них отмечается, что коучинг в сферу школьного образования внедряется в начале 2000-х годов как форма консультативной поддержки в формировании новых навыков учащихся.

Мировая научная традиция трактует термин «коучинг» по-разному. Определение коучинга, данное Э. Перслоу и М. Рэй, рассматривает коучинг как «процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося» [17]. Т. Голтви определяет коучинг как «искусство создания с помощью беседы и поведения среды, облегчающей движение человека к желаемой цели так, чтобы оно приносил удовлетворение» [18]. Дж. Уитмор называет его «способом раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения ее эффективности» [19]. Кроме того, коучингом называют искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека [20]. В соответствии с обозначенным определением выделяют четыре базовых этапа коучинга:

1-й этап − постановка цели;

2-й этап − проверка реальности;

3-й этап − варианты действия;

4-й этап − воля к действию.

Коучинг направлен на поддержку развития студентов, учителей, руководителей школ и образовательных учреждений, частью которых они являются.

Мэри Девин выделяет несколько коучинговых подходов [21]:

1) поведенческий коучинг, подкрепляющийся целенаправленной ориентацией на действия; широко используется в обучении за рубежом [22], но критикуется за недостаточный учет когнитивно-эмоциональных факторов;

2) коучинг, ориентированный на решение; также широко используется, однако подвергается критике за сложность или поверхностность решаемых задач;

3) когнитивный и когнитивно-поведенческий коучинг, который подчеркивает рефлексию, самоанализ и самооценку; используется преподавателями-коучами для изучения мышления студентов;

4) учебный коучинг – это специализированный содержательно ориентированный подход, который является эффективным средством достижения высоких результатов [23, 24];

5) исполнительский коучинг, ориентированный на руководителей образовательных учреждений;

6) коучинг сверстников и др.

При использовании коучинг-метода «следует разграничить мониторинг и оценку», настаивают Ю. Н. Юрлов и Г. Л. Орлянская [25]. Мониторинг − «регулярная проверка процесса реализации плана личного развития», оценка − «анализ выводов плана личного развития сразу же после его окончательного выполнения». Педагог-коуч реализует основные функции мониторинга студенческих достижений: диагностирует эффективность и целесообразность использованных ими методов и приемов, определяет возможности дальнейшей работы каждого студента, подбирает систему задач и упражнений, способствующих усвоению, углублению и систематизации знаний, развития логического мышления и эрудиции. Проверка осуществляется как для повторения, уточнения уровня освоения учебного материала, так и для корректировки процесса овладения новыми знаниями, выяснения результатов на пути к полному выполнению поставленных преподавателем задач.

 

Методологическая база исследования

 

Представляется необходимым рассмотреть коучинг-метод применительно к преподаванию истории изобразительного искусства в вузе. Согласно разработанным базовым этапам коучинга, на первом этапе студент перед собой ставит цель, например, в нашем случае это владение базовыми знаниями по историческим периодам изобразительного искусства, по художникам – представителям каждого периода и их наиболее известным работам. На втором этапе студенты проводят оценку собственного первоначального уровня знаний истории изобразительного искусства на основе анкет и самоанализа. Третий этап заключается в поиске студентом совместно с преподавателем-коучем вариантов действий по достижению поставленной цели. На четвертом этапе происходит реализация спланированных действий, которая предполагает разработку маршрутной карты занятия, презентации, подготовку портфолио, заполнение портфеля студента, игровую деятельность, подготовку реферата, работу с официальными источниками, аналитическую работу.

Рассмотрим более подробно реализацию последнего этапа на занятиях по дисциплине «История изобразительного искусства».

1. Маршрутные карты к семинарам. К каждому семинару (т. е. к каждой теме) группе выдается маршрутная карта в виде таблицы-задания, в которой обозначен изучаемый период в истории изобразительного искусства, имена художников и их несколько наиболее известных работ. Каждому студенту необходимо выбрать одного художника из списка и подготовить презентацию, акцентируя внимание на обозначенных в таблице работах. В то же время карта является некой подсказкой-шпаргалкой, ведь на одном листе указан и период искусства, и художники, и их основные работы, взглянув на который можно быстро вспомнить исторический период и художников, работавших в этот период. Каждому студенту рекомендуется иметь маршрутную карту всегда под рукой [26].

 2. Презентации о художниках. Презентацию о художнике необходимо разрабатывать в следующем порядке. На титульном слайде обязательно указать имя художника, период искусства и годы жизни художника. На последующих 1–2 слайдах необходимо указать интересные факты из биографии художника. Далее вкратце указать основные работы художника и затем более подробно рассказать о заданных работах: годы создания, материалы, место хранения, сюжет, интересные факты и мифы о картине.

3. Портфолио художника с его картинами. При подготовке презентации о художнике необходимо одновременно разработать и портфолио художника, в котором указывается период, художник, годы жизни, его портрет и его основные картины с указанием основных данных. Этот лист распечатывается каждым студентом в цветном или черно-белом варианте.

4. Портфель студента. Каждый студент собирает свой «Портфель по истории изобразительного искусства», в который включаются: 1) маршрутные карты к семинарам; 2) портфолио художников с их картинами. Таким образом, у студентов набирается информация обо всех художниках, рассматриваемых на семинарах, в виде альбома, который позволяет быстро вспомнить художника и его работы по определенному периоду.

5. Игры. Игры на запоминание очень эффективный метод при изучении художников и их работ. Можно разработать различные варианты игр по всем темам, например убрать лишнюю картину, не принадлежащую кисти художника – автора остальных работ, или найти автора фрагмента картины и множество других игр.

6. Реферат о художнике. Реферат – это классический метод в обучении, в какой-то мере устаревший. Несмотря на это мы видим в нем большой потенциал. Для того чтобы от написания реферата получить наибольший эффект, преподавателю необходимо провести большую подготовительную работу: нужно представить такую тематику, которая позволила бы студентам творчески подойти к ней, которую сложно найти в просторах Интернета в готовом виде. Например, тематика рефератов о современных художниках может включать информацию о персональных выставках, интервью с художником или о нем с коллегами и современниками [27, 28].

7. Работа с официальными источниками. Эта деятельность подразумевает работу с официальными сайтами музеев. Перед началом работы студентам выдается список сайтов крупнейших музеев, где хранятся работы художников, со ссылками. Таким образом, студенты получают возможность работать с официальными достоверными данными, изображениями картин высокого качества. Кроме того, они одновременно виртуально знакомятся с этими хранилищами мирового искусства.

8. Изучение репродукций картин. Несомненно, лучшим вариантом для изучения изобразительного искусства являются оригиналы картин, но мы понимаем, что это невозможно (за редким исключением посещения нескольких выездных выставок или поездки в музей). В связи с этим репродукции становятся одним из главных источников изучения изобразительного искусства. Электронные презентации являются лишь дополнением к репродукциям, поскольку не передают той сочности цветов, всех деталей, которые могут передать качественные репродукции.

9. Аналитическая работа. Еще одним эффективным методом при изучении истории изобразительного искусства является аналитическая работа в форме заполнения таблиц в тетрадях, в которых студенты должны указать художника, период, основные работы, особенности его деятельности и вклад, внесенный в мировое изобразительное искусство.

Для проверки эффективности использования коучинг-метода на инженерно-технологическом факультете Елабужского института Казанского федерального университета был проведен эксперимент. В экспериментальной группе, состоящей из 135 человек, в течение нескольких лет при изучении дисциплины «История искусств и дизайна» был активно использован коучинг-метод. В контрольной группе в количестве 230 студентов при изучении дисциплины «История изобразительного искусства» использовались традиционные методы. Следует отметить, что количество часов, отведенное на изучение обозначенных дисциплин, в обеих группах одинаково: по 18 часов лекций и 18 часов семинаров.

Результаты исследования

 

Результаты эксперимента показались нам очень интересными, наглядными и убедительными.

В экспериментальной группе количество художников, упомянутых одним студентом, составляет в среднем 15,5, в контрольной же группе – 7,8 упоминаний художников на одного студента, т. е. значение в экспериментальной группе выше в два раза, что доказывает эффективность применения коучинг-метода в обучении изобразительному искусству.

Интересны также максимальные и минимальные значения. В экспериментальной группе максимальное количество художников, упомянутых одним студентом, 22 (в ответах 21 студента, что составляет 15% от общего количества студентов экспериментальной группы), затем 19–16 – у 52 студентов (38,5%). Минимальное значение – 9–10 художников – у 20 студентов (15%), которое соответствует среднему значению в контрольной группе.

В контрольной группе максимальное количество художников, упомянутых одним студентом, 15 (у 11 студентов), затем 12 – у 70 студентов. Минимальное значение – 4–5 художников – у 73 студентов, что составляет 31,7% от общего количества студентов контрольной группы.

Таблица 1

Результаты анкетирования

 

Параметры

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Среднее количество художников, упомянутых одним студентом

15,5

7,8

Максимальное количество художников, упомянутых одним студентом

22–16 (у 73 студентов – 54% от общего кол-ва студентов)

15 (у 11 студентов – 4,8% от общего кол-ва студентов)

Минимальное количество художников, упомянутых одним студентом

9–10 (у 20 студентов – 15%)

4–5 (у 7 студентов – 31,7%)

 

 

 

Рис. 1. Результаты анкетирования

 

Кроме того, важен и такой параметр, как количество художников, упомянутых студентами хотя бы один раз. Так, в контрольной группе были упомянуты хотя бы по одному разу 30 художников. Из них И. И. Шишкин – 223 раза (97% от общего количества студентов), Леонардо да Винчи – 197 раз (85,6%), И. К. Айвазовский – 185 раз (80%), Ван Гог – 171 раз (74%).

В экспериментальной группе хотя бы один раз упомянуто 63 художника (в два раза больше по сравнению с контрольной группой). Количество упоминаний Леонардо да Винчи – 135 (100% студентов), И. И. Шишкина – 124 (92% студентов от общего числа, участвовавших в эксперименте), Б. Урманче – 115 (85%), Пикассо и Микеланджело – по 90 (67%), В. М. Васнецова и Клода Моне – по 83 раза (61,5%).

 

 

 

Рис. 2. Количество художников, упомянутых студентами в анкетах хотя бы один раз

 

По параметру «количество художников, упомянутых по одному разу», в контрольной группе – 26 художников, в экспериментальной – 43 художника. Количество художников, упомянутых в ответах студентов контрольной группы 2–3 раза, – 27, в экспериментальной – 75.

Таблица 2

Результаты анкетирования

Параметры

Экспериментальная группа (130 чел.)

Контрольная группа (230 чел.)

Кол-во художников, упомянутых хотя бы один раз

43

26

Кол-во художников, упомянутых два раза

48

9

Кол-во художников, упомянутых три раза

27

18

 

По критерию «кол-во упоминаний периодов изобразительного искусства» и в экспериментальной, и в контрольной группах лидирует русское изобразительное искусство XVIII–XX веков: 30% от общего количества упоминаний в экспериментальной группе и 28% − в контрольной. На втором месте по этому же критерию стоит период изобразительного искусства Западной Европы XIX–XX веков – по 25–26% в обеих группах. Далее периоды распределились в следующем порядке: изобразительное искусство Татарстана, эпохи Возрождения, Западной Европы XVII–XVIII веков, древнерусское искусство.

Таблица 3

Результаты анкетирования

 

Периоды истории изобразительного искусства

Доля упоминаний, %

В контрольной группе

В экспериментальной группе

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

19

16

Изобразительное искусство Западной Европы XVII–XVIII веков

3

4

Изобразительное искусство Западной Европы XIX–XX веков

25

26

Древнерусское изобразительное искусство

2

2

Русское изобразительное искусство

28

0

Изобразительное искусство Татарстана

23

22

 

 

Заключение

 

Результаты исследования доказали эффективность использования коучинг-метода в обучении истории изобразительного искусства. По всем параметрам сравнения, таким как среднее количество упоминаний художника одним студентом; максимальное и минимальное количество художников, упомянутых одним студентом; количество художников, упомянутых студентами хотя бы один раз; количество упоминаний периодов истории изобразительного искусства, в экспериментальной группе были достигнуты наилучшие результаты. Это позволяет использовать результаты исследования в практике дизайн-образования.

Несомненно, следует дальше работать над усовершенствованием методов преподавания истории изобразительного искусства в русле психологических методик запоминания информации и таких наглядных методов педагогики, как подготовка учебных стендов, стенд-газет, а также с использованием современных социальных сетей. Но даже полученные экспериментальные данные позволяют утверждать, что коучинг-метод, заключающийся в соблюдении определенных базовых этапов работы, развивает способность студентов к обучению, способствует преодолению межкультурных барьеров в образовательной среде [29, 30], позволяет более эффективно достичь поставленных целей в рамках ограниченного времени лимитом образовательной программы по дисциплине «История изобразительного искусства». Дальнейшее исследование феномена коучинга может быть осуществлено в направлении изучения особенностей его использования при обучении другим дисциплинам художественного цикла с целью повышения уровня эффективности учебного процесса.