Full text

Введение

 

В настоящее время проблема осознанного выбора будущей профессии школьниками приобретает особую актуальность. Так, осознание значимости профориентации на государственном уровне проявляется в виде законодательных актов и рекомендаций. В частности, в майских указах 2018 года президента РФ В. В. Путина задачи в сфере образования, в частности в профориентационной работе, обозначены следующим образом: необходимо сформировать эффективную систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, направленную на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [1].

В российском законодательстве об образовании также значительное внимание уделяется вопросам профессиональной ориентации. Так, в статье 66 ФЗ «Об образовании в Российской федерации» отмечено, что среднее общее образование направлено на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образование, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [2].

Актуальность проведения профориентационной работы оценивается и в региональных образовательных системах. Так, в Министерстве образования Кировской области, в итоговом отчете о деятельности министерства за 2016 год подчеркивается, что в области недостаточно развита эффективная система профессиональной ориентации [3].

Монографический анализ педагогических исследований в этой области позволяет констатировать, что сегодня необходимо использовать инновационные формы в профориентационной работе со школьниками, поскольку изменились сами школьники. Так, А. Э. Карпушов в статье «Профориентации в России: вызовы нового времени» приходит к выводу о необходимости формирования новой методологии профориентационной работы в России. Автор обращает внимание, что вызовом, стоящим перед специалистами в профориентационной работе, становится «новый ребёнок». Сегодняшние дети кардинально отличаются от сверстников из девяностых годов и нулевых. Эти обстоятельства должны существенно повлиять на организацию профориентационной работы в школе с учетом специфики ФГОС. Новые стандарты предполагают введение профильного обучения на старшей ступени школы. Данная модель приведет к тому, что учащиеся в 9-м классе должны будут выбрать свою будущую профессиональную образовательную траекторию. В 10–11-х классах ученики будут изучать предметы на профильном, базовом и интегрированном уровнях. В связи с этим важно организовать профориентационное сопровождение детей, провести мероприятия, которые позволили бы ребенку и его родителям сделать осмысленный выбор своей будущей образовательной траектории [4].

В современном стандарте школы (ФГОС среднего (полного) общего образования, приказ № 413 Минобрнауки России от 17 мая 2012 года) одна из характеристик выпускника основной школы заключается в том, что он должен быть подготовленным к осознанному выбору профессии, понимать значение и нравственные основы профессиональной деятельности для человека и общества [5]. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин подчеркивает, что школьная программа по профориентации должна быть построена таким образом, чтобы ученик смог попробовать себя в различных ипостасях и разных областях знаний [6].

Таким образом, сегодня задача по разработке новой системы профориентационной работы среди школьников является актуальной и значимой на всех уровнях понимания проблемы.

Профессиональные пробы – одна из новых, инновационных форм профориентации школьников, которая отличается от традиционных, широко распространенных форм (тестирование, беседы и т. д.) тем, что у школьника появляется реальный, практический опыт «погружения» в профессию, что позволяет ему сделать более сознательный выбор в пользу той или иной профессиональной деятельности. Такие профессиональные пробы помогают школьникам более точно и осознанно сформировать свои профессиональные интересы, лучше понять, подходит ли им та или иная деятельность. Кроме того, участие в профессиональных пробах вызывает больший интерес у школьников за счет интерактивности, чем другие методы профориентационной работы (тестирование, беседы), что также способствует более активному включению старшеклассников в процесс профессионального познания. Развитие этой новой педагогической технологии имеет значительный педагогический потенциал и перспективы использования в работе со школьниками.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Ввел термин «профессиональные пробы» японский ученый и ректор университета Асия С. Фукуяма в 70-х годах XX века. В честь него названа система профориентации: F-тест. Согласно этой системы школьники должны как можно раньше «пробовать себя» в разных профессиях, чтобы к окончанию школы ясно представлять, кем хотят стать в будущем [7, 8].

Классические отечественные исследования в профориентации представлены работами таких авторов, как Е. А. Климов [9], Е. Ф. Зеер [10], Е. Ю. Пряжникова [11] и другие.

Ведущим учёным в этой научной области применительно к технологической подготовке школьников можно считать С. Н. Чистякову, доктора педагогических наук, академика РАО. В частности, можно выделить её работу «Профессиональные пробы. Технология и методика проведения» [12]. В этом пособии рассматривается важность профессиональных проб как комплексной процедуры, с помощью которой можно решать проблему диагностики, формирования и развития личности школьников. Особое внимание уделено технологии моделирования будущей профессии в ходе выполнения различных профессиональных проб.

В научной работе И. Н. Рябцевой «Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьников в отечественном опыте и зарубежном опыте» подробно описана история возникновения профессиональных проб, которая имеет длительный путь развития [13]. Описан путь развития профессиональных проб от «трудовых проб» В. Н. Татищева в начале XVIII века до разработки профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» С. Н. Чистяковой. Также представлены попытки проведения профессиональных проб на Западе. Автор делает вывод, что в педагогической науке накоплен определенный опыт реализации профессиональных проб.

Рассмотрим, как изучались и внедрялись профессиональные пробы в систему школьной профориентации в отечественной педагогике.

В области практического применения рассматриваемой педагогической технологии авторы М. И. Шилова и Н. В. Кашапова в своей работе «Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности» приводят опыт организации проб на базе межшкольного комбината № 4 г. Красноярска. Авторы делают вывод, что старшеклассники, которые прошли профессиональные пробы, являются более подготовленными к выбору будущей профессии. Благодаря этому профессиональный выбор им будет сделать легче, он будет более осознанным и осмысленным [14]. Г. Н. Попов и Л. М. Копейкина в своей статье делятся авторской программой профессиональных проб «Педагог», которая используется в работе педагогического класса ДПО «Научно-методический центр» Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области. Авторы отмечают, что задания профессиональных проб позволяют школьникам познакомиться с основными характеристиками профессии «педагог», формируют у них качества будущего учителя [15].

Заслуживает внимания работа С. В. Коновой «Реализация социально-профессиональных проб средствами туристско-краеведческой деятельности». Вводится интегративное понятие «социально-профессиональные пробы», так как выбор профессии следует рассматривать не только с учетом специфический свойств профессии, но и в связи с ориентацией личности на социальную группу, на определенное социальное положение [16].

В завершении анализа отечественного педагогического опыта можно выделить работу В. И. Юдина, который в своей статье приводит опыт организации профессиональных проб СОШ № 3 г. Самары. Автор отмечает, что участие в пробах позволяет существенно повысить ценность предметных знаний как ресурса решения задач реальной практической деятельности [17].

Обратимся к зарубежному опыту использования инновационных форм в профориентационной работе со школьниками.

Представляет интерес статья «Саморегулируемое и технологическое обучение: европейская перспектива», авторами которой являются Тон Муш, Карл Стеффенс, Маурен Сноу Эндреад. Ученые описывают использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в системе обучения, а также то, как они помогают в саморегулировании школьников. Делается вывод о том, что с помощью ИКТ можно улучить саморегуляцию обучения, стимулировать образовательные процессы и результаты, что также приведет к осознанному выбору профессии [18]. Собственно, можно констатировать, что сегодня средства ИКТ активно используются и в российской образовательной системе, чаще всего для тестирования личностной предрасположенности к тому или иному виду деятельности, определения склонностей, выявления интересов. Официальные сайты образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования имеют специальные информационные ресурсы для профориентационной работы со школьниками. Создаются специальные ресурсы в виде атласа профессий, сайты с рассказами о профессиях, веб-квесты.

Еще одна статья называется «Карьерная воронка. Как элитные студенты учатся определять и желать “престижных” работ», ее авторы –Эми Джейн Биндер, Даниэль Б. Дэвис, Ник Блум. Цель статьи – показать влияние представлений о «престижности» профессии на профессиональное самоопределение школьников и формирование такой системы престижа ведущими университетами страны [19].

Среди зарубежных исследований можно выделить работу «Учебно-профессиональное вмешательство посредством программы профориентации на жизнь в финских общеобразовательных школах», которую написал Калерво Фриберг. В ней автор рассматривает опыт финских школ, вопросы самоопределения, внутренней и внешней мотивации на выбор профессии и трудовой деятельности [20].

Изучая зарубежный опыт, стоит обратить внимание на опыт Канады, где создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении учащихся, активно использующая инновационные принципы. В статье Дж. Дехаас “Students like diploma-degree option at Guelph-Humber” можно узнать об особых уроках для школьников в Канаде, имеющих название «планирование карьеры». На занятиях детей учат, как правильно составлять портфолио, вести себя на собеседовании, учат правильно пользоваться сайтами заинтересовавших колледжей [21]. Заметим, что такие средства профориентационной работы тоже считаются традиционными для российской школы.

В ходе монографического анализа и по результатам изучения отечественного и зарубежного опыта профориентационной работы выяснилось, что в настоящий момент накоплен достаточный материал для дальнейшего развития научно-педагогической темы по использованию различных средств в профориентационной социализации. Вместе с тем изучение опыта позволило выявить некоторые ограничения и проблемы в применении профессиональных проб. Прежде всего, профессиональные пробы в основном предназначены для школьников старшего подросткового возраста – 8–9-х классов, о ранней профессионализации с их помощью речи не идет. Кроме того, осуществление большинства проб требует определенных материально-технических условий и специальной подготовленности кадров, что, в свою очередь, задерживает использование этой формы в широкой практике. Чаще всего проведение профессиональных проб происходит во внеурочной деятельности учащихся, а их образовательно-воспитательный потенциал для профессиональной ориентации в рамках школьных предметных областей не выявлен и в настоящее время является предметом отдельных научно-методических исследований. В итоге можно сделать вывод, что тема проектирования профессиональных проб еще не так широко изучена, следовательно, требует научно-методического обоснования и разработки.

 

Методологическая база исследования

 

В настоящее время существуют разные точки зрения на проектирование системы профессиональных проб. Мы представим модели проектирования профессиональных проб от ведущих ученых, занимающихся данной проблемой: С. Н. Чистяковой, И. С. Сергеева и Г. Н. Некрасовой.

По С. Н. Чистяковой, профессиональная проба – это профессиональное испытание. В ходе него моделируются элементы какой-либо профессии. Благодаря профессиональным пробам школьники получают на практике необходимые знания о видах профессиональной деятельности. Ученый выделяет также вводно-ознакомительный, подготовительный и исполнительский этапы в содержании профессиональных проб. В ходе этих этапов школьники определяют свои интересы и увлечения, отношение к профессиям, получают теоретические знания об интересующих их отраслях, посещают выставки и экскурсии. Наконец, выполняют комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих конкретные ситуация и действия в той или иной профессии. Итогом профессиональных проб является получение школьниками законченного продукта или оценки за выполнение практического задания [22].

Профессиональная проба, по И. С. Сергееву, – это испытание себя в профессии. Автор считает, что профессиональная проба должна служить для того, чтобы школьник увидел в профессии ее достоинства, а в себе – предрасположенность к этой профессии или отрицание. Ученый выделяет условия, способствующие эффективности профессиональных проб. Среди них можно выделить разработку контрольной системы критериев и показателей оценки эффективности пробы, учет возрастных особенностей, отбор проб из числа предложенных, обеспечение организационной, управленческой, материальной и технической составляющих. Кроме того, автор обращает внимание, что профессиональная проба конкретной профессии должна включать в себя анализ востребованности этой профессии в своем регионе [23].

Научно-методической разработкой этой темы занимается Г. Н. Некрасова, ее труды посвящены научному обоснованию условий проектирования системы профессиональных проб. Учёный отмечает, что разработка системы проб должна включать в себя ряд обязательный этапов: 1. Социальный анализ профессии: востребованность и перспективность развития в отдельном регионе, соотнесение настоящего с будущим перспективным развитием профессии (место в современных технологиях, формирование профессиональных навыков). 2. Профессиографический анализ конкретной профессии: выделение профессиональных задач, их разложение на конкретные действия, которые в дальнейшем станут содержательной и деятельностной основой для проведения профессиональных проб. 3. Разработка профессиональной пробы, описание методических условий ее реализации. В статье Г. Н. Некрасовой, Л. В. Мориловой, В. А. Крысовой, М. В. Казаковцевой «Профориентационный проект “Выбираю профессию: мои профессиональные пробы в вузе”» представлена схема проектирования профессиональных проб и описан опыт реализации [24].

Взяв за научно-методическую основу представленные выше материалы, мы разработали профессиональную пробу по погружению и демонстрации школьникам профессиональных действий фотохудожника. Своей работой мы развиваем методику разработки и применения профессиональных проб, ориентируясь на систему дополнительного образования школьников. Проектирование выполнялось в такой последовательности:

‒          выбор организационной формы учебной деятельности школьников;

‒          профессиографический анализ профессии «фотохудожник»;

‒          выявление профессиональных задач и конкретных действий данной профессии;

‒          разработка теоретической части и заданий для практической деятельности участников;

‒          поиск и привлечение успешного представителя профессии;

‒          определение участников, оптимального места и времени проведения профессиональных проб.

Раскроем подробнее суть проектирования на каждом из перечисленных этапов. Существуют разные организационные формы проведения профессионального обучения: лекция, обсуждение, тренинг, мастер-класс и т. д. Среди наиболее предпочтительных методических форм для проведения профессиональной пробы, на наш взгляд, является мастер-класс. Мастер-класс (по М. М. Поташник) – это ярко выраженная форма ученичества у Мастера, передача Мастером ученикам опыта, мастерства и искусства, чаще всего путём прямого комментированного показа приёма работ [25]. Мы хотим обратить внимание на следующие преимущества мастер-класса как формы обучения: передача практического опыта в реальном времени, практико-ориентированность; интерактивная подача и активность участников, небольшие затраты в проведении и организации [26]. Таким образом, мы выбрали мастер-класс как оптимальную форму организации деятельности школьников.

Рассмотрим характеристику профессии «фотохудожник». Общая характеристика: выполняет художественную фотосъемку и фотосъемку для документов, выставляет и отлаживает осветительное оборудование в съемочном павильоне, готовит фотокамеру к работе, подбирает реквизит для студийной тематической съемки, работает с клиентом (поправляет позу, создает эмоциональный настрой). Должен знать: основы фотографии и фотооптики, виды, назначение и устройство фотоаппаратуры и электрической осветительной аппаратуры. Должен уметь: выставлять необходимое для фотосъемки освещение, регулировать аппаратуру, производить фотосъемку, обладать навыками корректного делового общения [27].

Реализация профессиональной пробы «фотохудожник» представлена в виде трех этапов: теоретической и практической частей, рефлексии. Профессиональная задача – знакомство с основами фотографирования – реализуется в ходе теоретического этапа и включает в себя рассмотрение следующих тем: как правильно скомпоновать кадр; выбор правильной точки и места съемки; на каком фоне лучше фотографировать; правила подготовки и проведения фотосессии; секреты позирования. В ходе теоретического этапа также планируется познакомить школьников с электронным ресурсом «Атлас новых профессий» [28], чтобы они могли выяснить, будет ли востребована эта профессия в будущем. Практический этап включает в себя мастер-класс по чёрно-белой фотографии. Конкретный результат деятельности – собственноручно напечатанная черно-белая фотография. В ходе рефлексии участники профессиональной пробы через анкетирование выражают свои мысли и эмоции после проведения профессиональной пробы. Анализ этой информации позволяет сделать вывод об успешности профессиональной пробы, результативности участников, выявить их отношение к профессии, уровень мотивации и интереса к получению профессии «фотохудожник».

Рассмотрим организационную часть проведения профессиональной пробы «фотохудожник». Организационная часть также описана в предыдущей работе одного из авторов данной статьи [29]. Организаторами профессиональной пробы являются кафедра технологии и методики преподавания технологии ВятГУ, ДДТ «Вдохновение», музейно-выставочный центр «На Спасской». Ведущий мастер-класса – фотограф Александр Воробьев, член Союза фотохудожников России, имеет более чем 20-летний профессиональный опыт.

Участники профессиональной пробыдевочки из детского летнего профильного лагеря «Летняя школа для девочек». Данная категория была выбрана не случайно: дети уже пробуют себя в профессии, делают конкретные профессиональные шаги, так или иначе связанные с творческими видами деятельности. Так, в рамках лагеря девочки посетили швейное предприятие «АртЛён», встретились с художницей – членом ВТОО «Союз художников России» Татьяной Мамоновой, а итоговым занятием стал открытый показ мод «Все дело в шляпе», где воспитанники продемонстрировали первоначальные профессиональные навыки. А поскольку для участия в показе необходимо научиться правильно позировать, знать правила подготовки и проведения фотосессии, знать основы композиции и кадра, то была разработана данная профессиональная проба.

Эксперимент был проведен 7 июня 2018 года на базе музейно-выставочного центра «На Спасской». Здесь были созданы все условия для проведения мастер-класса: была подготовлена зона фотолаборатории, оснащенная всеми необходимыми приборами и инструментами (фотоувеличитель, химические растворы, фотоаппарат, пленка и т. д.), зона для проведения теоретической части (конференц-зал с креслами, экраном и проектором) и зона для проведения мастер-класса (столы и стулья). Следует отметить, что данная площадка стала еще одним дополнительном местом в Кировской области, где проходят профессиональные пробы. Кроме этого профессиональные пробы проходят также в академии «Эврикум», реализуются в ходе проекта «Завтра – это ты», организуются кафедрой технологии и методики преподавания технологии ВятГУ и ЦДТ «Вдохновение» [30]. В рамках дальнейшего проведения профессиональных проб планируется тесное сотрудничество с данными организациями.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующие предположение: профессиональная проба «профессия – фотохудожник» помогает выявить и усилить интерес к данной профессии; благодаря пережитому опыту и рефлексии позволяет определить желание или отказ заниматься этим делом в будущем.

Базовым эмпирическим методом является формализованное анкетирование для участников. Анкета включает в себя девять вопросов: два с оценочной шкалой; четыре закрытых; один полузакрытый и два открытых.

При анализе мы условно выделили блок по удовлетворенности мастер-классом, куда вошел вопрос: «Отметь в таблице, в какой степени ты удовлетворен мастер-классом, используя следующую шкалу: 0 – не удовлетворен; 1 – частично удовлетворен; 2 – в основном удовлетворен; 3 – полностью удовлетворен». Показатели для оценки: содержательность мастер-класса; наличие новой информации; работа ведущего; место проведения.

Также выделили вопрос, связанный с оценкой своего участия в мастер-классе: «Оцени свое участие в мастер-классе по ряду показателей, используя следующую шкалу: 0 – очень низкий; 1 – ниже среднего; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень. Показатели для оценки: твоя активность; твоя заинтересованность; польза предложенного материала тебе для будущего; связь с твоими увлечениями; твое настроение при участии в мастер-классе; удовлетворенность полученным результатом».

К третьему блоку вопросов мы отнесли вопросы, касающиеся интереса к фотографии и желания заниматься ею в дальнейшем, сюда вошли такие вопросы:

«Интересовался ли ты фотографией до посещения мастер-класса?»

«Повлияло ли посещение мастер-класса на твой интерес к фотографии? Если да, то как?»

«Хотел бы более серьезно заниматься фотографией?»

«Хотел бы связать с этим искусством свою будущую профессию?»

«Почему?»

В качестве экспертного мнения об эффективности мастер-класса было взято мнение двух педагогов школы, которые наблюдали за процессом проведения профессиональной пробы со стороны. Оно было отражено в оценке (от 0 до 3) следующих показателей:

‒          содержательность мастер-класса;

‒          сведения и методика проведения;

‒          возможность применения полученных знаний на практике;

‒          знакомство с профессией;

‒          актуальность материала;

‒          работа ведущего мастер-класса;

‒          место проведения;

‒          степень вовлеченности участников в активные действия.

Основными методами анализа полученной количественной информации являются методы графического представления данных (гистограммы). Анализ количественной информации, полученной в ходе анкетирования, предполагал составление и обработку единой базы данных в программе Microsoft Office Excel.

 

Результаты исследования

 

Рассмотрим данные по удовлетворенности участников мастер-классом. Для удобства представим их в виде гистограммы (рис. 1).

 

Рис. 1. Удовлетворенность участников мастер-классом

 

Можно сделать вывод, что все участники полностью удовлетворены работой ведущего. Все респонденты (90,9% и 9,1%) полностью или в основном удовлетворены местом проведения и содержательностью мастер-класса. Что касается удовлетворенности наличием новой информации, то тут полностью удовлетворены 72,7% участников, в основном удовлетворены 27,3%, неудовлетворенные также отсутствуют. В связи с этим можно констатировать, что мастер-класс прошел успешно, респонденты удовлетворены участием в нем.

Далее перейдем к оценке респондентами своего участия в мастер-классе (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2. Оценка респондентами своего участия в мастер-классе

 

Важно отметить, что такие характеристики, как заинтересованность, польза материала, настроение и удовлетворенность, были оценены на высоком и среднем уровнях и не получили низких оценок. Так, высокий уровень заинтересованности мастер-классом проявили 90,9% респондентов, средний – 9,1%; на высоком уровне полезным для себя посчитали материал 36,4% участников, на среднем уровне – 63,6%. У 72,7% отмечается хорошее настроение при участии в пробах, а у 27,3% настроение было средним. Большинство ребят (81,8%) были удовлетворены полученным результатом на высоком уровне, на среднем – 18,2%. Что касается активности детей, то лишь 9,1% оценивает ее на высоком уровне, большинство проявили средний уровень активности (63,6%), активность ниже среднего отмечается у 18,2% респондентов. Возможно, это связано с совершенно новым видом деятельности и желанием в связи с этим больше узнать информации, чем проявить себя. Полностью пробы были связаны с увлечением у 27,3% ребят, на среднем уровне – у 63,6%, ниже среднего – у 9,1%. Поэтому, несмотря на высокий интерес участников к мастер-классу в самом процессе, можно заметить, что интерес к фотографии до посещения профессиональных проб был не у всех.

Одним из основных для анализа являются вопросы, касающиеся интереса к фотографии и желания заниматься ею в дальнейшем. Представим распределение ответов на вопросы из данного блока (см. таблицу).

 

Распределение ответов на вопросы, касающиеся интереса к фотографии

и желания заниматься ей в дальнейшем

 

Вопрос

Да (%)

Нет (%)

Затрудняюсь ответить

(%)

Интересовался ли ты фотографией до посещения мастер-класса?

90,9

0

9,1

Повлияло ли посещение мастер-класса на твой интерес к фотографии?

54,5

9,1

 

36,4

Повлияло ли посещение мастер-класса на твой интерес к фотографии? Если да, то как?

Интерес усилился

54,5

Интерес пропал

0

Другое

45,5

Хотел бы начать более серьезно заниматься фотографией?

18,2

18,2

63,6

Хотел бы связать с этим искусством свою будущую профессию?

9,1

18,2

72,7

 

Из таблицы видно, что до посещения мастер-класса участники интересовались фотографией (90,9%), только 9,1% затруднились ответить. В то же время посещение мастер-класса повлияло на интерес к фотографии у 54,5% ребят, при этом интерес у них усилился; у 9,1% не повлияло, а 36,4% затруднились ответить на данный вопрос. Важно отметить, что ни у кого из ребят интерес к фотографии не пропал, некоторые пишут, что было интересно узнать и попробовать что-то новое, но это не пригодится им в жизни («Фотография – это интересно, но я предпочту заниматься этим любительски, а не профессионально», «Хочется более востребованную работу»). Более серьезно заниматься фотографией хотели бы 18,2% респондентов, часть из которых любительски, а вот сделать это искусство своей профессией захотели лишь 9,1%, так как им нравится ловить жизненные моменты. Точно не хотели бы серьезно этим заниматься 18,2%, как не хотели бы связать с фотографией и свою будущую профессию. Эти ребята в причинах указывают в основном свою заинтересованность другой профессией («Хотелось бы следовать своей мечте – стать дизайнером», «Потому что я хочу относиться к другой профессии»). Не определились насчет занятия данным искусством 63,6%, а насчет профессиональной фотографии 72,7% детей затруднились ответить.

В целом в конце анкеты ребята пишут, что очень понравилось, было интересно и информативно, кто-то отмечает, что ему хочется, чтобы таких мастер-классов по фотографии в городе проводилось больше.

Ведущий мастер-класса также отметил интерес, активность ребят и их большую сознательность в выборе профессии, несмотря на юный возраст. Что касается педагогов, выступающих в нашем исследовании в роли экспертов, которые наблюдали за процессом проведения профессиональной пробы со стороны, то мнение о проведенных пробах «профессия – фотохудожник» тоже положительное, отмечается высокий уровень эффективности практически по всем выделенным параметрам (см. рис. 3).

 

 

Рис. 3. Эффективность мастер-класса, по мнению экспертов

 

Педагогам, как и школьникам, предлагалось оценить определенные параметры по шкале от 0 до 3. Из рисунка видно, что такие параметры мастер-класса, как содержательность, сведения и методика, знакомство с профессией, работа ведущего, место проведения, активность участников, обоими экспертами были оценены на высоком уровне. А вот практико-ориентированность заслужила средней оценки. Мнения педагогов разделились только в актуальности проб: один эксперт оценивает ее высоко, другой несколько ниже (на среднем уровне). Интересным для нас показался тот факт, что активность детей при участии в мастер-классе оба эксперта оценили высоко, в то время как сами школьники – гораздо ниже. Можно предположить, что дети, оценивая лично себя, склонны несколько занижать оценку. В целом, по мнению педагогов-экспертов, профессиональные пробы прошли содержательно, полезно и эффективно.

Подводя итоги эксперимента, можно сделать вывод, что профессиональная проба «профессия – фотохудожник» не просто успешно состоялась и была полезна школьникам, но и принесла определенные результаты для исследования и подтвердила рабочую гипотезу. Во-первых, было выявлено, что участие в профессиональной пробе «профессия – фотохудожник» повлияло на интерес и профессиональное самоопределение школьников. Подтвердился тот факт, что она помогла выявить заинтересованных в профессии «фотохудожник» ребят, а также усилить интерес участников к искусству фотографии. Стоит отметить, что после мастер-класса из всей группы один человек серьезно заинтересовался фотографией и намерен продолжить повышать свои знания и умения в этой области. Во-вторых, благодаря пережитому опыту и рефлексии некоторые дети смогли определиться, заниматься дальше этим делом или нет.

 

Заключение

 

Профессиональные пробы – новая форма профориентационной работы со школьниками. На основе профессиональных проб предлагается перспективная методика проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Кроме того, это эффективный инструмент для развития одаренных и увлеченных школьников, выявления их склонностей и поддержки интересов, связанных с будущей профессиональной самореализацией. Школьники получают возможность «осознать себя» в будущей профессии, получить реальный опыт погружения в профессию, «попробовать» себя в ней, и на основе этого пережитого опыта им легче сделать выбор в пользу той или иной профессии, а также решить для себя, что они никогда не хотели бы заниматься этим делом в будущем. Кроме того, участие в профессиональных пробах вызывает больший интерес у школьников за счет интерактивности, чем другие методы профориентационной работы (тестирование, беседы), что также способствует их более активному участию в процессе профессионального познания.

Большой потенциал профессиональных проб заключается в реализации новой модели взаимодействия школ, домов творчества с вузами. Проектируя и реализуя профессиональные пробы, вузы получают возможность популяризации образовательных программ профессиональной подготовки в вузе, осуществляют поиск одаренных талантливых абитуриентов с устойчивой профессиональной ориентацией.

Не вызывает сомнения, что дальнейшее проектирование и проведение профессиональных проб имеет большой педагогический потенциал и перспективы использования в работе со школьниками. Авторы статьи продолжат научное исследование по данной теме.