Full text

Ценностные ориентации личности изучаются долгое время в различных областях знаний (философии, социологии, психологии и т. д.). Впервые термин «ценности» в отечественную науку ввел философ О. Г. Дробницкий, утверждая, что люди сами создают представление о достоинствах предметов как ценности. Заполучив и сохранив ценное, личность формирует идеи о должном, критерии оценки, идеалы, нормы поведения [1].

В социологических науках «ценностные ориентации» соотносят с понятием «мотивация», которое обусловливает выбор деятельности, профессии (М. Х. Титма, В. А. Ядов, И. С. Кон). Такие ученые, как Н. А. Кириллова, Д. В. Оборина, В. И. Додонов, М. И. Мельникова и другие, изучали понятие «ценностные ориентации» с психологической точки зрения [2]. Однако в научной литературе исследования, посвященные изучению жизненных сфер и ценностей сотрудников, выполняющих долг по защите граждан и поддерживающих порядок в стране, встречаются гораздо реже, поэтому так важно сделать акцент на данной проблематике и рассмотреть данный вопрос более детально [3].

Экстремальность, в силу своей многозначности и многоаспектности, проникает во все сферы человеческого бытия. Профессиональная деятельность как одна из весомых сфер человека является платформой для пересечения различных стрессовых факторов [4]. Жизненные ценности определяют ценность и значимость профессиональной деятельности сотрудников, что, в свою очередь, обеспечивает эффективность выполнения профессиональных обязанностей и направленность в профессиональной сфере.

По мнению М. Рокича, ценность – это устойчивое убеждение в определенном способе поведения или конечной цели существования, которые предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем обратный способ поведения либо конечная цель существования.

Более подробно рассматривает ценностные ориентации Л. В. Зубова в работе «Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценностных ориентаций личности» и считает, что ценностные ориентации вырабатываются не у каждого человека и являются идеалом для него, так как связывает ценностные ориентации с высшим уровнем потребностей по схеме В. А. Ядова [5].

Л. С. Мощенко и Н. В. Дроздова определяют смысложизненные ориентации как базовый элемент внутренней структуры личности, которая сформирована и закреплена жизненным опытом личности [6].

Все индивидуальные жизненные ценности для человека в дальнейшем будут проявляться в регуляции поведения, деятельности и мотивации, станут компонентом структуры личности и, что особо важно выделить, личностным смыслом человека [7].

Так, В. С. Мухина под личностным смыслом понимает культурные ценности (социальное благо и зло), которые в дальнейшем становятся ориентациями деятельности в индивидуальном сознании. Ценностно-мотивационная сфера сотрудников МЧС влияет не только на эффективность профессиональной деятельности, она значима в самых разнообразных ситуациях. От индивидуально-психических и личностных качеств специалиста зависит успешная реализация его профессиональных навыков и умений в определенной специальности [8].

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС и государственных служащих осуществляется от имени государства, что определяет статусность данных профессий, так как они связаны с большой профессиональной ответственностью, чувством долга перед страной, представителями которой они являются. МЧС и государственная гражданская служба являются видами государственной службы, для которых, несмотря на единые принципы, характерны особые правовые режимы действия специальных принципов [9].

Профессиональные обязанности сотрудников МЧС и государственных служащих различаются во многих аспектах трудовой сферы: сотрудники МЧС – это профессионалы, на которых лежит ответственность за спасение жизни и здоровья граждан в чрезвычайных ситуациях. Профессиональная успешность выполнения задач у сотрудников МЧС напрямую зависит от их уровня профессионализма, физической подготовленности, профессиональных качеств сотрудника и эмоционально-волевой устойчивости [10]. Психологическая устойчивость и профессиональные ценности играют важнейшую роль в выполнении профессиональных задач, так как сотрудники МЧС тесно связаны со стрессовыми ситуациями.

Государственные служащие исполняют профессиональные задачи в условиях обыденного времени, но трудность их интеллектуальной деятельности способствует возникновению профессиональной деформации, которая, в свою очередь, влияет на эффективность выполнения профессиональных обязанностей. Государственный служащий с профессиональной деформацией не может объективно, компетентно рассматривать возложенные на него обязанности и исполняет их, основываясь на своих некомпетентных умозаключениях, а профессиональные ценности, в свою очередь, становятся личностными.

Так, по мнению О. А. Щербининой, использование свои профессиональных возможностей в корыстных целях есть проявление противоправного поведения, профессиональной деструкции личности [11].

Профессиональные ценности лежат в основе разнообразных деструкций, которые, в силу социальной ценности профессии, могут привести к тяжелейшим последствиям. С точки зрения Т. А. Болдыревой, эмоциональное выгорание, феномен недоверия связаны с деструкцией жизненных ценностей у людей. В зависимости от качества и характера деструкций мы имеем дело, во-первых, с разными типами профессиональной деструкции, во-вторых, с разной степенью опасности социальных последствий [12].

Таким образом, исследование жизненных ценностей людей, отвечающих за качество жизни и безопасность граждан, представляется нам актуальным.

Целью данного исследования выступило выявление особенностей жизненных ценностей у сотрудников, обеспечивающих нормальное функционирование общества: МЧС и государственных служащих.

Исследование проводилось с помощью сравнительного и экспериментального методов. Экспериментальный метод был реализован посредством частной психодиагностической методики «Морфологический тест жизненных ценностей» («МТЖЦ»), позволяющей выявить ведущую направленность личности. Авторами данного теста являются В. Ф. Сопов и Л. В. Карпушина.

Предметом исследования выступили жизненные ценности и значимость жизненных сфер.

Объектом исследования стали 28 специалистов особых условий труда.Первая выборка состоит из 13 сотрудников государственного учреждения.Данная выборка включает в себя шесть женщин, что составляет 21% от всей численности двух выборок. 15 мужчин, сотрудников МЧС составляют вторую выборку. Все сотрудники МЧС входят в период первой взрослости. В свою очередь, государственные служащие составляют группы с возрастными особенностями периода второй взрослости.

Результаты исследования (рис. 1) выявили, что показатели по таким сферам, как обучение, профессия и семья, у государственных служащих имеют высокую значимость для сотрудников. Из жизненных ценностей наиболее значимой для государственных служащих является духовная удовлетворенность профессиональной деятельностью, успехи и достижения в профессии, а также материальное положение, от которого зависит качество жизни.

 

 

 

Рис. 1. Значимость сфер и ценностей государственных служащих

 

Сотрудники МЧС по всем жизненным сферам и ценностям представили достаточно высокие показатели (рис. 2), свидетельствующие об огромном желании исследовать различные жизненные сферы, учиться новому, достигать поставленных целей, саморазвиваться. Для них также важно социальное положение в обществе, поддержание хороших взаимоотношений в коллективе, не забывая о собственной индивидуальности.

 

 

Рис. 2. Значимость сфер и ценностей сотрудников МЧС

 

Согласно данным первичного статистического анализа, по t-критерию Стьюдента (см. таблицу) отмечены различия между группами по таким жизненным ценностям, как физическаяактивность,духовная удовлетворенность, активные социальные контакты, собственный престиж.

 

Достоверность различий по жизненным сферам и жизненным ценностям

сотрудников МЧС и государственных служащих

 

Параметры

Ср. зн. МЧС

Ст. откл. МЧС

Ср зн. госслужащих

Ст. откл. госслужащих

t-критерий

Достоверность

различий

Профессия

59,92

5,59

3,8

6,78

1,66

Недостоверно

Обучение

60,77

10,28

3

8,81

0,61

Недостоверно

Семья

53,69

6,9

56,47

5,82

1,14

Недостоверно

Общественная жизнь

52,62

8,37

53,6

8,22

0,31

Недостоверно

Увлечения

49,08

8,42

53,73

5,98

1,66

Недостоверно

Физическая активность

42,92

12,48

6,13

7,68

3,31

Достоверно для α ≤ 0,001

Саморазвитие

41

5,57

3,87

4,97

1,43

Недостоверно

Духовная удовлетворенность

41,54

4,58

5,6

3,85

2,52

Достоверно для α ≤ 0,05

Креативность

37,54

5,58

0,33

4,98

1,39

Недостоверно

Активные социальные контакты

37,46

4,82

2

4,78

2,5

Достоверно для α ≤ 0,05

Собственный престиж

35,46

6,29

0,47

5,48

2,23

Достоверно для α ≤ 0,05

Достижения

43,31

6,07

5,73

6,66

1,01

Недостоверно

Материальное положение

44,38

5,77

5,73

6,64

0,58

Недостоверно

Собственная индивидуальность

39,08

6,99

3

4,91

1,69

Недостоверно

 

Сравнительный анализ значимости ценностей сотрудников МЧС и государственных служащих позволил выявить, что понятия «духовная удовлетворенность», «физическая активность», «активные социальные контакты», «собственный престиж» различаются по уровню своей выраженности у представителей сравниваемых групп.

Особое внимание привлекает более высокая значимость такой жизненной ценности, как духовная удовлетворенность, у сотрудников МЧС по сравнению с государственными служащими. Иными словами, стремление к получению практической выгоды у государственных служащих доминирует над потребностями нравственно-этического порядка. Такое положение вещей, по мнению Р. М. Кутлубаевой, может свидетельствовать о довольно низком уровне социальной адаптированности сотрудников в профессиональной сфере [13].

Кроме того, сниженный среднегрупповой показатель по ценности «активные социальные контакты» у госслужащих может быть рассмотрен как признак наличия выраженных профессиональных деструкций личности, основным ядром которых выступает стереотипность в оценке окружающих, сниженная искренность, а точнее, завышенный уровень недоверия по отношению к окружающим. Подобные явления больше характерны для представителей профессий, связанных с экстремальными условиями выполнения профессиональной деятельности. Снижение уровня спонтанности в общении, избыточная осторожность, недоверчивость часто могут быть включены либо в структуру личностного адаптационного синдрома, либо в так называемый феномен недоверия [14, 15].

Очень низкий среднегрупповой показатель у госслужащих по ценности «собственный престиж» подтверждает предположение о том, что, возможно, для госслужащих весьма характерна тенденция к развитию феномена недоверия и/или искажению качества профессиональной адаптации. Так, очень низкий среднегрупповой показатель 5,48 при стандартном отклонении 2,23 позволяет говорить о том, что в принципе выражена тенденция к избеганию осуждения со стороны окружающих без учета их социального статуса посредством избегания конфликтов любой ценой, сохранения доброжелательных отношений без учета нравственно-этических позиций оппонента по общению.

Различие в значимости физической активности объясняется, вероятно, спецификой работы респондентов: профессиональная деятельность сотрудников МЧС требует хорошего уровня физической подготовки.

Таким образом, сравнительный анализ жизненных ценностей сотрудников МЧС и государственных служащих позволил выявить очевидные различия как в содержании, так и в степени выраженности жизненных ценностей. Вызывает некоторую тревогу тенденция сниженной значимости жизненных ценностей, которые могут быть реализованы прежде всего в сфере профессиональной жизни, у государственных служащих по сравнению с сотрудниками МЧС. Полагаем, что обнаружение объясняющих данный факт явлений может стать предметом отдельного самостоятельного исследования.