На современном этапе развития дошкольного образования наиболее ярко выделяется проблема речевого развития дошкольников. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция резкого снижения уровня развития речи у детей дошкольного возраста. Одной из важных составляющих данной проблемы является просодическая сторона речи, которая характеризует эмоциональное выражение произносимой речи, отражает смысловую сторону сообщения и отношение к ней говорящего.
Изучение просодии и ее компонентов являлось предметом исследования в разных отраслях науки. В логопедии при изучении произносительной стороны речи просодию и ее компоненты рассматривали Е. Э. Атремова, Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, в лингвистике – В. И. Бельтюков, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова-Лукьянова, Н. В. Черемисина и другие. В рамках специальной психологии М. В. Плешаковой при изучении психологических особенностей восприятия голоса другого человека были выявлены специфические закономерности узнавания эмоциональных контекстов по их интонационному контуру [1].
В дошкольном возрасте происходит формирование просодической стороны речи, и ее нарушение накладывает отпечаток на коммуникативные способности речи, так как просодические характеристики помогают говорящему донести информацию до слушателя и показать свое эмоциональное состояние. Плавность речи напрямую взаимосвязана с интонационной стороной речи и просодией.
Современные лингвисты под понятием «просодия» понимают весь спектр ритмико-интонационных свойств, которые предназначаются для реализации коммуникативной функции речи, так как именно с их помощью говорящий передает многообразие информации и свое эмоциональное состояние.
Просодия является общим понятием всех сверхсегментных свойств речи, к которым относятся разновидности тона, темпа, ритма, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкая дикция, интонация, тембровая окраска. Все эти компоненты определяют выразительность и эмоциональную нагрузку в процессе общения.
Основной составляющей просодии является интонация. В логопедии интонация – средство передачи коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков в речи. Л. В. Ковригина подчеркивает, что данный компонент просодии является средством окраски любого звучащего слова или сочетания слов в предложении [2].
Интонация рассматривается в лингвистической науке как одна из неотъемлемых фонетических средств окраски речевой деятельности и состоит из просодических компонентов, которые разделяют и организуют речевой поток согласно смыслу передаваемой информации.
По мнению О. И. Мананковой, интонация входит в состав просодии и включает в себя такие компоненты, как тон голоса, тембр, сила звучания голоса, мелодика, паузы, словесное логическое ударение и темп речи. Автор акцентирует внимание на том, что «акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса» [3].
В языковедении под понятием «интонация» понимается изменение силы, высоты голоса, относительной длительности отдельных звуков, а также тембра голоса, которое начинается от предложения и кончается слогом или отдельным звуком.
Лингвисты наиболее подробно классифицируют интонацию, в которой выделяют два вида интонации:
- интонацию законченности, под которой понимается значительное понижение голоса на ударном слоге слова, но при этом мелодический уровень начала синтагмы достаточно высок. К завершению синтагмы наблюдается понижение голоса и увеличение звучания гласного;
- вопросительную интонацию, проявляющуюся в повышении голоса на ударном гласном последнего слова синтагмы.
А. Ю. Чистобаева при рассмотрении ведущих компонентов интонации указывает на их основные функции: коммуникативную, смыслоразличительную, кульминативную, синтезирующую, делимитативную, эмоциональную, экспрессивную [4].
Значение интонации в выразительной речи очень велико. По мнению Н. И. Жинкина, она оживляет речь. В своих исследованиях лингвисты также подчеркивают, что с помощью интонации говорящий человек не только образует высказывание, но передает его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, через которое происходит эстетическое воздействие на слушателя.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что интонация не только увеличивает объем передаваемого сообщения, но и помогает увидеть смысловую сторону речи. Основной составляющей интонации является мелодика, которая гарантирует повышение и понижение тона голоса. Различение звуков по высоте характеризуется разнообразной скоростью колебаний голосовых складок. Исходя из этого, частота колебаний будет зависеть от скорости воздушного потока, степени упругости голосовых складок, ширины голосовой щели, массы вибрирующей части складок. Е. Ф. Архипова отмечает, что мелодика, в отличие от всех других компонентов интонации, определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное и незавершенное повествование.
Исследователями выделяется три вида мелодики речи:
- повествовательная мелодика, при которой понижается голос на последнем ударном слоге;
- вопросительная мелодика, при которой голос повышается на слове, которое отражает смысл поставленного вопроса;
- восклицательная мелодика, при которой речь сопровождается эмоциональным побуждением.
Особое место в жизни человека занимает темп и ритм, так как все живое, что нас окружает, работает в определенном темпе и ритме. К. С. Станиславский отмечает, что такие явления, как темп и ритм, тесно взаимосвязаны между собой, и вводит общее определение «темпо-ритм».
О. А. Токарева в своем учебном пособии приводит цитату Е. С. Казбановой, Е. Ю. Рау, считающих, что темпо-ритмическая организация речи – «это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме» [5].
В логопедии темп речи, по мнению Е. Ф. Архиповой, показывает скорость произнесения речевых элементов. Автор подчеркивает, что темп речи – величина непостоянная и может варьироваться. Так, у одного и того же человека темп речи может быть как устойчивым, так и переменчивым.
Известные логопеды Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова раскрывают определение темпа речи как скорость произнесения речи за определенное время или как количество звуковых единиц, произносимых в единицу времени.
И. А. Поворова рассматривает темп речи как «скорость произнесения некоторых слов в синтагме или одной синтагмы касательно к другой». Другими словами, темп речи выражается в скорости протекания речевого потока за определённый промежуток времени. Ускорение либо замедление темпа порождается степенью слуховой отчетливости и артикуляционной напряженности и отчетливо воспринимается слушателем. Темп речи напрямую взаимосвязан с ритмом речи и во многом показывает его разнообразие [6].
Темп во многом отражает уникальность такого параметра речи, как ритм. Речевой ритм причисляется к наиболее сложным видам ритмической активности организма. С лингвистической точки зрения он является временной структурой, образуемой акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова рассматривают ритм речи как звуковую организацию речи, при которой происходит смена ударных и безударных слогов.
Е. Ф. Архипова при определении ритма речи подчеркивает, что начало ритмической организации речи находится в естественном первичном ритме, который показывает деятельность человеческого организма, в частности речевое дыхание.
Ритм речи в определении И. А. Поворовой рассматривается как свойство протекания речевых движений, которые основываются на делении их паузами, акцентами. В основу ритма речи закладывается внутренняя организация образов, которые рассматриваются человеком и являются основополагающей его действий. Ритмическая организация речи взаимосвязана со смысловой стороной речи и помогает слушателю сосредоточить свое внимание на наиболее значимой информации [7].
В психолингвистической литературе Н. И. Жинкиным «ритм» речи описывается как чередование ударных и безударных гласных. По мнению автора, ритм входит в состав двигательно-моторных стереотипов речи. Организм каждого человека подчинен большому количеству ритмических циклов (дыхания, ритмы сокращения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые работают гармонично между собой.
Неотъемлемым компонентом интонации является паузирование. В процессе общения нет четкого деления на слова. Сигналом остановки является смысловая завершенность фразы или предложения. Соблюдая логические (смысловые) паузы, человек, передающий информацию, произносит отрезок речи, заключенный между паузами, слитно.
В речевом потоке паузы являются необходимым средством, которое помогает лучше воспринимать окружающую речь. В речи любого типа, как обыденной, так и художественной, паузы нужны для разграничения тематически законченных отрезков, например синтаксических периодов, предложений.
По мнению лингвистов, умение правильно пользоваться паузами обеспечивает не только хорошую технику чтения и говорения, но и является условием понимания текста.
К понятию «пауза» относят такую характеристику, как необычное, не имеющее звучания интонационное средство. Другими словами, данный компонент интонационной стороны речи, по мнению И. А. Поворовой, является остановкой и перерывом в звучании [8].
На передачу смысловой информации в интонационной организации речи, а также и на характер темпа речи оказывает влияние ударение, которое играет первостепенную роль в усилении силы звука. Выделяют четыре вида ударений: 1) словесное, при котором говорящий делает акцент на одном из слогов в слове благодаря более громкому и удлиненному произнесению; 2) синтагматическое ударение, показывающее в составе синтагмы и предложения информацию, которая наиболее важна для слушателя; 3) фразовое ударение, служащее для повышения или понижения всего предложения и показывающее законченную мысль высказывания; 4) логическое ударение, указывающее на наиболее важные слова в ряду других слов, для того чтобы передать наиболее точный смысл, заложенный в предложении.
О. А. Токарева при рассмотрении ударения выделяет следующие отличительные свойства:
- сила звука, с которой выделяется ударный слог;
- длительность ударного гласного, который длиннее первого предударного в полтора раза;
- особое тембровое качество ударного гласного, который произносится ясно, с более четким артикулированием;
- высота тона, выделяющая ударный слог [9].
Последним компонентом интонации является тембр. Тембр привносит дополнительную артикуляторно-акустическую окраску голоса, ее колорит.
Е. Ф. Архипова при описании тембра речи отмечает, что данный компонент интонации имеет индивидуальные особенности для каждого человека, который может варьироваться от эмоционального состояния человека и от времени суток. Между тем каким бы разнообразным ни был тембр речи, его восприятие всегда субъективно.
Речевое дыхание основывается на многообразном течении речи, чередовании речевых звеньев, которые в зависимости от содержания могут быть длительными или короткими. Следовательно, моменты вдоха, объем забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следуют в однообразной ритмической последовательности друг за другом.
Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата достигать максимальной звучности, при этом более экономично расходуя воздух.
Таким образом, анализ вышеизложенных положений позволяет сделать вывод о том, что просодия является одним из важнейших компонентов речевой деятельности. Для достижения наиболее высокого результата логопедической работы необходимо развивать все компоненты просодической стороны речи.