В современном динамично развивающемся мире низкая математическая грамотность представляет собой весьма значимую образовательную и социально-экономическую проблему. Исследователи признают, что недостаточный уровень математических представлений в детстве снижает качество жизни в будущем даже сильнее, чем низкая грамотность. Люди, которые недостаточно овладели арифметическими навыками счета, имеют меньше шансов на достойный социоэкономический статус. В связи с данной ситуацией у многих исследователей проявляется большой интерес к содержанию и методам формирования счетных навыков у дошкольников.
Нарушения в овладении счетными операциями у детей на начальной стадии обучения в современной педагогической литературе определяют как дискалькулию. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «дискалькулия».
О. В. Степкова определяет дискалькулию как «специфическое, стойкое и сложное нарушение в овладении счетными операциями, обусловленное несформированностью высших психических функций» [1].
С. Ю. Кондратьевой дискалькулия определяется как «частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких специфических математических ошибках, обусловленных недостаточной сформированностью, с одной стороны, интеллектуальной деятельностью и сенсорно-перцептивных функций и, с другой, “математической речи”, приводящее к снижению уровня культуры познания математики» [2]. Рассмотрение дискалькулии как нарушения позволило выделить симптоматику и концептуальные подходы к её механизмам. Отмечается, что у детей дошкольного возраста в процессе усвоения математических знаний часто обнаруживаются следующие затруднения и ошибки: недостаточное овладение математическим словарем; ошибочное называние чисел; неточное либо искаженное представление о графической структуре цифры; неосмысленное механическое воспроизведение натурального ряда чисел; ошибки в определении места числа в ряду натуральных чисел; слабо сформированное знание состава числа; трудности при установлении отношения числа к соседям и при усвоении правил образования числа; «ручной» способ выполнения арифметических действий.
С точки зрения Р. И. Лалаевой, А. Гермаковска, данные особенности и следует определять в качестве симптоматики дискалькулии у детей [3].
Анализ механизмов дискалькулии позволил выделить три основные концепции:
- Концепция гностико‑праксических нарушений в сочетании с эволюционным синдромом Гертсмана.
- Психологическая концепция дискалькулии, связанная с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления, зрительно-пространственного гнозиса, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Здесь исследователи особо выделяют важность пространственного фактора, так как неразвитость анализа пространственно-временных отношений, ощущения пространства «вокруг себя» лежит в основе трудностей при обучении математике.
- Нейропсихологическая концепция, в рамках которой исследователи А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, О. В. Степкова подчеркивают связь дискалькулии с неразвитостью ряда речевых и неречевых психических функций. У детей с дискалькулией выявляется низкий уровень сформированности многих психических функций, которые негативно влияют на процесс овладения счётными операциями: это логические операции, симультанный и сукцессивный анализ и синтез, зрительно-пространственные функции; временные представления; мнестические процессы; речевое развитие [4].
В современной литературе упоминается несколько классификаций дискалькулий: врожденные и приобретенные, первичные и вторичные; существует классификация Л. Косч (L. Kosč), которая считается наиболее употребляемой. Ученый выделяет вербальную, практогностическую, дислексическую, графическую и операциональную дискалькулии. Хочется отметить, что по классификации Ладислава Косча дискалькулия рассматривается как симптом в эволюционном синдроме Гертсмана, что подразумевает определенную двойственность содержания термина «дискалькулия» с позиции этиологии вышеуказанного синдрома.
Классификация дискалькулии по видам достаточно относительна, так как зачастую ее механизмы и симптоматика носят сложный и комплексный характер. Мы считаем, что вопрос классификации типов дискалькулий у детей в настоящее время можно считать открытым. Нельзя игнорировать и глубокие исследования А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой относительно изучения акалькулий у больных с локальным поражением мозга [5, 6]. Несмотря на то что между распадом сформированной функции и нарушением её развития в онтогенезе нет абсолютной параллели, сравнительный анализ акалькулии и дискалькулии позволяет более обоснованно и глубоко выделять механизмы нарушения счёта у детей, что в дальнейшем может послужить созданию более объективной классификации.
Большое внимание исследователей привлекают вопросы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Переходя к вопросу профилактического воздействия, следует отметить, что для выбора эффективной коррекционно-логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников необходимо выявить механизмы, определить симптомы дискалькулии, вызывающие у детей трудности в овладении математическими навыками. В связи с этим предупреждение нарушений счетной деятельности должен осуществлять учитель-логопед в процессе индивидуальной логопедической работы.
В исследовании А. Гермаковска и Р. И. Лалаевой указано, что у детей с нарушениями речи имеются дискалькулии. Авторы отмечают её высокую распространенность (80%) среди детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Мы оперируем формулировкой Р. Е. Левиной, где под общим недоразвитием речи у детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. При несформированности фонематических функций, нарушении лексико-грамматической стороны речи, процессов чтения и письма происходит нарушение формирования процесса овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями и специальной математической лексикой, к нарушениям восприятия текста условия задачи и другим симптомам. Исследования, проведенные А. Гермаковска, С. Ю. Кондратьевой, Р. И. Лалаевой, О. В. Степковой и другими, свидетельствуют о том, что для выявления предрасположенности к дискалькулиям у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо использовать определенные диагностические методики изучения познавательных и речевых функций детей [7–10]. Экспериментально было установлено, что в содержание данных методик должно входить исследование невербальных и вербальных функций, определяющих формирование навыков счетной деятельности.
Нами было проведено экспериментальное исследование, основанное на работах А. Гермаковска, Р. И. Лалаевой, О. В. Степковой, которое позволяет выявить уровень своеобразия сформированных вербальных и невербальных процессов, значимых при усвоении счетных операций дошкольниками с ОНР.
Экспериментальное исследование осуществлялось в течение учебного года (2016/2017 год) в МКДОУ «Детский сад № 509 комбинированного вида» г. Новосибирска и было реализовано в три этапа.
В эксперименте приняли участие 10 детей 6–7 лет с ОНР третьего уровня речевого развития (по классификации Р. Е. Левиной).
На первом этапе исследования изучалось состояние невербальных психических функций: зрительного и пространственного гнозиса и праксиса, временных и пространственных представлений, симультанных, сукцессивных способностей детей, слухоречевой и зрительной памяти и др. Исследование зрительного гнозиса показало довольно высокие результаты: у 80% детей сформированность на уровне выше среднего.
Также на достаточно высоком уровне находится сформированность зрительной и слуховой памяти обследуемых (у 80% констатировался средний уровень и у 20% – уровень выше среднего). Логические операции у дошкольников с ОНР сформированы у большинства детей (70%) на среднем уровне.
При исследовании пространственных функций прослеживалась иная картина: у 40% обследуемых выявлен низкий уровень сформированности и у 60% средний уровень. Такой уровень развития пространственных функций подтверждает исследования Л. В. Цветковой о важнейшей роли фактора пространственного восприятия при формировании понятия числа и функции счета у детей [11].
Исследования пальцевого гнозиса и праксиса также показали весьма низкие результаты: в одинаковых пропорциях выявлены средний и низкий уровни. Значительно снижен уровень сформированности временных представлений у дошкольников с ОНР, 90% обследуемых показали низкий результат. Дети плохо ориентируются в назывании дней недели, месяцев, времён года, причём особенно часто смешиваются понятия «весна» и «осень».
Уровень симультанных и сукцессивных способностей также определяется как низкий: у 60% наблюдается средний уровень сформированности, у 40% детей – уровень низкий.
Восприятие и воспроизведение ритма у детей находится на ещё более низком уровне. 30% детей имеют очень низкие показатели, не способны воспроизвести простые ритмы по образцу. 40% показывали низкий уровень и ещё 30% – средний.
На втором этапе обследовались вербальные функции. Результаты исследования показали неоднородность сформированности вербальных предпосылок, способствующих становлению навыков счета.
Среди речевых предпосылок изучался лексический строй речи и уровень сформированности связной речи. Обследование показало, что только у 10% дошкольников с ОНР словарный запас (номинативный словарь) на уровне выше среднего, у 60% средний уровень и у 30% детей показатели находятся на низком уровне, причём за счёт слов-обобщений, а также слов, обозначающих временные и пространственные понятия. Состояние связной речи характеризуется низким уровнем сформированности. В речи употребляются в основном малораспространённые простые предложения, в которых почти нет определений и наречий, встречаются аграмматизмы.
На третьем, заключительном, этапе обследовались количественные представления и непосредственно счётные операции.
Это обследование выявило ряд следующих особенностей у дошкольников с ОНР:
- обучающиеся недостаточно владеют математическим словарём;
- механически воспроизводят количественный счёт, часто имеют место пропуски чисел в числовом ряду;
- детям свойственны графические ошибки при написании цифр (зеркальное письмо, нехватка элементов или неправильное написание цифр);
- дошкольники плохо знают состав числа;
- неспособны к элементарному выполнению арифметических действий, особенно вычитания, даже с использованием пальцев или счётных палочек;
- наблюдается низкий уровень усвоения математической знаково-символической системы.
Вышеперечисленные нарушения были выявлены у 70% дошкольников экспериментальной группы с общим недоразвитием речи.
Выводы, сделанные на основании рассмотрения современных научных данных о формировании и нарушении счетных навыков, и результаты экспериментального исследования указывают на необходимость разработки методики профилактики дискалькулии у дошкольников с ОНР на основе дифференцированного подхода с учетом качественного своеобразия не только речевых, но и неречевых психических процессов. Дифференцированное воздействие целесообразно учитывать не только в коррекционно-логопедической работе, но и в педагогической деятельности в целом; так, по справедливому замечанию Е. А. Шкатовой, «педагог должен принять индивидуальность каждого отдельного воспитанника и уметь удовлетворить особые потребности каждого ребенка» [12].
Мы полагаем, что логопедическое воздействие целесообразно проводить как индивидуально, так и в подгруппах (малыми подгруппами) в зависимости от основной психической функции, на развитие которой направлена коррекционно-логопедическая работа.
Исходя из анализа результатов экспериментального исследования, основными направлениями работы являются:
- коррекция нарушений сенсомоторных (гностико-праксических) функций;
- коррекция пространственно-временных представлений;
- формирование сукцессивных и симультанных процессов и другие.
Таким образом, профилактика дискалькулии – это предупреждение возможных нарушений в формировании счетной деятельности, в овладении лексико-грамматическим строем речи в рамках математической терминологии, нарушений в овладении и понимании математических символов и др.
Своевременная профилактика дискалькулии будет способствовать предупреждению школьной дезадаптации детей с ОНР. Это позволит подготовить обучающихся и впоследствии предупредить школьную дезадаптацию, приблизиться к уровню требований программы обучения в массовом дошкольном образовательном учреждении.