Феномен доверия вошел в поле рассмотрения в конце XX века. Он рассматривается учеными в разных областях: в психологии, социологии, философии, политологии и других. Каждая отрасль изучения имеет свой аспект рассмотрения.
Как самостоятельный феномен необходимо отдельно выделить недоверие. А. Б. Купрейченко считает, что проблема недоверия – это нравственно-психологическая регуляция социальной активности и группы [1].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, направление подготовки «Юриспруденция» предполагает развитие способности работать в коллективе, толерантно воспринимать этнические, конфессиональные и культурные различия, добросовестно выполнять свои обязанности и соблюдать принципы этики, а также развитие способности сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу. Кроме того, как отмечает А. Н. Лунев с соавторами, обучение профессиональной деятельности предполагает симультанную реализацию сформированных знаний и навыков сразу в трех сферах: профессиональной, общественной и личностной [2].
Для того чтобы понять, как проявляется доверие и недоверие у студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», необходимо определить, как должны быть сформированы профессиональные компетенции.
Юрист должен быть способен принимать решения и выполнять действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, осуществлять предупреждение правонарушений и выявлять их причины, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности. Как отмечает Л. В. Зубова, именно предстоящая профессиональная деятельность становится источником критериев, по которым определяется качество обучения [3]. Кроме того, компетентностный подход, реализующийся в современном образовании, предполагает ориентацию получаемых студентом знаний, умений и навыков непосредственно на ту сферу профессиональной деятельности, которая является предметом освоения [4].
Следовательно, принцип профессиональной деятельности юриста состоит в полном подчинении законам, соблюдении порядочности и чести по отношению к гражданам. На основании данных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», должно быть сформировано умение проявлять по отношению к людям и доверие, и недоверие [5, 6]. По сути, речь идет о соблюдении баланса формального и неформального в содержании образовательного процесса [7].
Задачей нашего исследования стало выявление принципа, на котором должно выстраиваться отношение к себе, к окружающим, к обществу у юристов.
Для того чтобы выявить уровень доверия/недоверия у студентов-юристов, мы использовали методики Т. А. Болдырева «Анкета самооценки доверчивости», «Семантический дифференциал» и «Авторскую методику доверия/недоверия личности миру, другим людям и себе» А. Б. Купрейченко [8, 9].
В исследовании приняли участие студенты направления «Юриспруденция». В качестве группы сравнения выступили студенты, обучающиеся по направлению «Экономическая безопасность». Были получены следующие результаты.
Первая методика, по которой был выявлен уровень доверия/недоверия, а также достоверные различия, это «Анкета самооценки доверчивости». В данной методике респондентам было предложено 37 утверждений, которые содержат суждения о профессиональной деятельности, жизненных принципах и поведении респондента в той или иной ситуации.
Таблица 1
Эмпирические значения t-критерия по данным феномена недоверия
в сравниваемых группах
Параметр |
Юристы |
Экономическая безопасность |
t-эмпирическое |
||
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
||
Анкета самооценки доверчивости |
15,29 |
4,04 |
14,67 |
5,19 |
0,46 |
Результаты в группах распределились на три группы: низкий, средний и высокий уровни доверия. В группе «Юриспруденция» низкий групповой уровень составили значения в диапазоне от 0 до 12, от 12 до 17 – средний уровень и от 17 и выше – высокий уровень недоверия. Респонденты с низким уровнем составили 25%, в среднем уровнем – 46% и с высоким уровнем – 29%. Таким образом, почти половина респондентов оценивает себя как людей со средним уровнем недоверия.
В группе «Экономическая безопасность» низкий групповой уровень составили значения в диапазоне от 0 до 13, средний уровень – от 13 до 17, высокий уровень – от 17 и выше. Респонденты с низким уровнем составили 42%, со средним уровнем – 24%, с высоким уровнем – 34%. Основную часть группы составляют респонденты с высоким уровнем доверия.
Достоверность различий по t-критерию не была подтверждена, то есть говорить о том, что в исследуемых группах действительно присутствуют какие-либо различия, не представляется возможным. Вероятно, полученные данные связаны с особенностями возраста, в котором пребывают респонденты, – юношеского возраста.
Вторая методика – «Семантический дифференциал». В данной методике респондентам было предложено оценить собственное отношение к понятиям «ответственность» и «долг». Каждое суждение включает три параметра: оценка, сила и активность.
Таблица 2
Эмпирические значения t-критерия по критерию «Ответственность»
в сравниваемых группах
Параметр |
Экономическая безопасность |
Юристы |
t-эмпирическое |
||
Среднее значение |
Среднее отклонение |
Среднее значение |
Среднее отклонение |
||
Оценка |
3,09 |
3,65 |
3,75 |
4,48 |
0,54 |
Сила |
3,48 |
4,29 |
7 |
3,62 |
2,95 |
Активность |
1,81 |
3,78 |
3,46 |
3,64 |
1,48 |
Выявлены достоверные различия в распределении признака по выборке при расчете по t-критерию Стьюдента между группами по параметру силы. Он показывает осознание значимости данного понятия респондентами. В данном случае в группе студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», сила наиболее значима, так как средние значения выше, чем в группе «Экономическая безопасность». Следовательно, для группы юристов ответственность более значима на данном этапе обучения и можно предположить, что и в профессиональной деятельности будет выступать значимым критерием оценки собственного поведения.
Таблица 3
Эмпирические значения t-критерия по критерию «Долг» в сравниваемых группах
Параметр |
Экономическая безопасность |
Юристы |
t-эмпирическое |
||
Среднее значение |
Среднее отклонение |
Среднее значение |
Среднее отклонение |
||
Оценка |
1,38 |
5,21 |
4,29 |
5,26 |
1,86 |
Сила |
3,14 |
3,59 |
7,25 |
3,43 |
3,09 |
Активность |
2,04 |
2,87 |
2,46 |
5,05 |
0,35 |
Третья методика – «Авторская методика доверия/недоверия личности миру, другим людям и себе» А. Б. Купрейченко – направлена на выявление уровня доверия/недоверия к внешнему и внутреннему фактору.
Таблица 4
Эмпирические значения t-критерия по фактору доверия/недоверия
в сравниваемых группах
Параметр |
Экономическая безопасность |
Юристы |
t-эмпирическое |
||
Среднее значение |
Среднее отклонение |
Среднее значение |
Среднее отклонение |
||
Недоверие |
37,14 |
24,49 |
50,75 |
11,37 |
2,33 |
Выявлены достоверные различия между группами, и в данном случае группа «Юриспруденция» проявила меньший уровень доверчивости. Данная группа характеризуется такими качествами, как осторожность, склонность к дистанции во взаимоотношениях, склонность доверять себе больше, чем другим. Согласно описанию профессиональных принципов профессиональной деятельности юристов, именно средний уровень доверчивости отвечает данным принципам и может обеспечить дальнейшее формирование профессиональных компетенций.
Корреляционный анализ по данным использованных психодиагностических методик позволил выявить взаимосвязи. В приведенных таблицах соответствующие симптомы: 1Д – детерминирующая шкала, 2У – шкала общих симптомов (установок), 3И – шкала избирательности общения, 4Д – шкала девальвации идеалов, 5Н – шкала негативного фона настроения, 6С – шкала сужения круга общения, 7Т – шкала тотального контроля, 8О – шкала оправдания жесткости, 9Р – шкала регламентации профессионального поведения, Сн – неспецифический симптом феномена недоверия, Сс – специфический симптом феномена недоверия, Кн – коэффициент недоверия.
Таблица 5
Значимые корреляционные связи параметров по методике
«Анкета самооценки доверчивости» с параметрами по методике
«Семантический дифференциал» и шкалами оценки по первичным шкалам «Авторской методики доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе» у юристов
Понятия и факторы по методике «Семантический дифференциал» |
2У |
4Д |
5Н |
6С |
8О |
9Р |
Я (оценка) |
|
|
|
0,410 |
0,529 |
|
Я (сила) |
|
|
|
|
0,529 |
|
Другие люди (сила) |
|
0,564 |
|
|
|
|
Близкий человек (активность) |
0,527 |
|
|
|
|
|
Моя работа (оценка) |
|
|
|
|
0,658 |
|
Моя работа (активность) |
0,546 |
|
0,454 |
0,447 |
|
|
Ответственность (активность) |
|
|
|
0,409 |
0,669 |
|
Долг (активность) |
|
|
|
0,448 |
|
0,493 |
Примечание. 2У – общие симптомы установки, 4Д – девальвация идеалов, 5Н – негативный фон настроения, 6С – сужение круга общения, 8О – оправдание жесткости, 9Р – регламентация профессионального поведения.
Таблица 6
Значимые корреляционные связи параметров по методике
«Анкета самооценки доверчивости» с параметрами по методике
«Семантический дифференциал» и шкалами оценки по первичным шкалам «Авторской методики доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе» у юристов
Понятия и фактора по методике «Семантический дифференциал» |
Сн |
Сс |
КН |
Моя работа (оценка) |
0,476 |
0,468 |
0,541 |
Моя работа (активность) |
|
|
|
Ответственность (активность) |
0,645 |
0,510 |
0,587 |
Недоверие (Купрейченко) |
|
0,419 |
|
Примечание. Сн – шкала неспецифических симптомов недоверия, Сс – шкала специфических симптомов недоверия, КН – сумма показателей коэффициента недоверия.
На основании корреляционного анализа мы определили взаимосвязь между показателями. В группе «Юриспруденция» выявились корреляционные связи между показателями: сужение круга общения и ответственность (по параметру активности), оправдание жесткости и ответственность (по параметру активности), специфический симптом и долг (по параметру силы), сужение круга общения и долг (по параметру активности), неспецифический симптом и долг (по параметру активности).
Стремление к сужению круга межличностного общения во взаимосвязи с ответственностью можно объяснить тем, что профессиональная направленность предполагает обеспечение безопасности и окружающих ответственности за них, также оправдание жесткости объясняется наличием ответственности за других. Выявленная взаимосвязь сужения круга общения и долга может быть интерпретирована как понимание долга как нравственного обязательства перед обществом, которое накладывает осваиваемая профессия, что, в свою очередь, призывает юриста ограничивать круг общения с близкими людьми во избежание ситуаций давления и двусмысленных отношений.
Специфический симптом включает шкалы: общие симптомы, девальвация идеалов, сужение круга общения, тотальный контроль, регламентация профессионального поведения. Специфический симптом коррелирует с долгом. Профессиональный долг призывает к отсутствию идеалов и авторитетов, стремлению контролировать всех окружающих, входящих в зону ответственности юриста, а также четкое понимание направленности профессионального поведения. В таком случае мы можем говорить о формировании недоверия к миру, окружающим, близким людям.
Неспецифический симптом включает шкалы: избирательность общения, негативный фон настроения и оправдание жесткости. В данном случае специфический симптом коррелирует с долгом. Долг, обязывающий юриста, призывает его избегать взаимодействия с людьми, обладающими высоким уровнем эмпатии, детерминированием негативных процессов в общении, а также жестким отношением к людям.
В группе «Экономическая безопасность» отмечены корреляционные связи между следующими показателями: общие симптомы/установки и ответственность (по параметру оценки), регламентация профессионального поведения и ответственность (по параметру оценки), девальвация идеалов и долг (по параметру оценки), а также тотальный контроль и долг (по параметру активности).
Таблица 7
Значимые корреляционные связи параметров по методике «Анкета самооценки доверчивости» с параметрами по методикам «Семантический дифференциал», «Авторская методика доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе» у студентов специальности «Экономическая безопасность»
Корреляции |
2У |
4Д |
7Т |
9Р |
Я (оценка) |
|
|
|
0,564 |
Близкий человек (оценка) |
0,484 |
|
|
0,460 |
Агрессия (оценка) |
|
|
|
0,504 |
Моя работа (оценка) |
|
|
|
0,447 |
Ответственность (оценка) |
0,509 |
|
|
|
Долг (оценка) |
|
0,439 |
|
|
Долг (активность) |
|
|
0,457 |
|
Недоверие (Купрейченко) |
|
|
|
|
Примечание. 2У – общие установки, 4Д – девальвация идеалов, 7Т – тотальный контроль, 9Р – регламентация профессионального поведения.
Ответственность предполагает склонность к феномену недоверия, который формируется на основании убеждений и установок специалистов, четкое знание предусмотренных правил профессиональной деятельности также оказывается связанным с ответственностью. Иными словами, у студентов специальности «Экономическая безопасность» на рассматриваемом этапе обучения уже сформировано необходимое представление о том, что долг, или нравственное обязательство перед обществом, позволяет осознать практическую ценность предусмотренных правил, инструкций выполнения служебных обязанностей.
Таким образом, на основании проведенного корреляционного анализа можно сделать выводы:
1) доверие для юристов больше значимо, так как наблюдается больше связей;
2) недоверие у юристов рассматривается скорее как профессионально значимый навык;
3) недоверие для студентов специальности «Экономическая безопасность» нельзя рассматривать как важную структурообразующую компетенцию.
Таким образом, в группах «Юриспруденция» и «Экономическая безопасность» мы наблюдаем формирование недоверия как профессиональной направленности, деятельность в которой предполагает ответственное и нравственно выверенное отношение, где проявляются контроль, проверка, отсутствие идеалов, жесткое отношение и так далее.
Можно сделать вывод о том, что у юристов не должно проявляться безусловное доверие в качестве профессиональной компетенции. Напротив, недоверие также не должно быть тотальным, проявляясь во всей деятельности. Для адекватного формирования компетенций студента по направлению «Юриспруденция» крайне важен баланс доверия/недоверия. Профессиональные компетенции должны базироваться на умеренности, на умении осознавать собственное отношение к разным сферам жизни. Проведенное исследование дает основание утверждать, что на втором-третьем курсе у студентов оказывается сформированным в достаточной мере в достаточной мере адекватное восприятие таких понятий, как доверие и недоверие.