Full text

Феномен доверия вошел в поле рассмотрения в конце XX века. Он рассматривается учеными в разных областях: в психологии, социологии, философии, политологии и других. Каждая отрасль изучения имеет свой аспект рассмотрения.

Как самостоятельный феномен необходимо отдельно выделить недоверие. А. Б. Купрейченко считает, что проблема недоверия – это нравственно-психологическая регуляция социальной активности и группы [1].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, направление подготовки «Юриспруденция» предполагает развитие способности работать в коллективе, толерантно воспринимать этнические, конфессиональные и культурные различия, добросовестно выполнять свои обязанности и соблюдать принципы этики, а также развитие способности сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу. Кроме того, как отмечает А. Н. Лунев с соавторами, обучение профессиональной деятельности предполагает симультанную реализацию сформированных знаний и навыков сразу в трех сферах: профессиональной, общественной и личностной [2].

Для того чтобы понять, как проявляется доверие и недоверие у студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», необходимо определить, как должны быть сформированы профессиональные компетенции.

Юрист должен быть способен принимать решения и выполнять действия в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, осуществлять предупреждение правонарушений и выявлять их причины, правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности. Как отмечает Л. В. Зубова, именно предстоящая профессиональная деятельность становится источником критериев, по которым определяется качество обучения [3]. Кроме того, компетентностный подход, реализующийся в современном образовании, предполагает ориентацию получаемых студентом знаний, умений и навыков непосредственно на ту сферу профессиональной деятельности, которая является предметом освоения [4].

Следовательно, принцип профессиональной деятельности юриста состоит в полном подчинении законам, соблюдении порядочности и чести по отношению к гражданам. На основании данных компетенций у студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», должно быть сформировано умение проявлять по отношению к людям и доверие, и недоверие [5, 6]. По сути, речь идет о соблюдении баланса формального и неформального в содержании образовательного процесса [7].

Задачей нашего исследования стало выявление принципа, на котором должно выстраиваться отношение к себе, к окружающим, к обществу у юристов.

Для того чтобы выявить уровень доверия/недоверия у студентов-юристов, мы использовали методики Т. А. Болдырева «Анкета самооценки доверчивости», «Семантический дифференциал» и «Авторскую методику доверия/недоверия личности миру, другим людям и себе» А. Б. Купрейченко [8, 9].

В исследовании приняли участие студенты направления «Юриспруденция». В качестве группы сравнения выступили студенты, обучающиеся по направлению «Экономическая безопасность». Были получены следующие результаты.

Первая методика, по которой был выявлен уровень доверия/недоверия, а также достоверные различия, это «Анкета самооценки доверчивости». В данной методике респондентам было предложено 37 утверждений, которые содержат суждения о профессиональной деятельности, жизненных принципах и поведении респондента в той или иной ситуации.

Таблица 1

Эмпирические значения t-критерия по данным феномена недоверия

в сравниваемых группах

 

Параметр

Юристы

Экономическая безопасность

t-эмпирическое

Среднее значение

Стандартное отклонение

Среднее значение

Стандартное отклонение

Анкета самооценки доверчивости

15,29

4,04

14,67

5,19

0,46

 

Результаты в группах распределились на три группы: низкий, средний и высокий уровни доверия. В группе «Юриспруденция» низкий групповой уровень составили значения в диапазоне от 0 до 12, от 12 до 17 – средний уровень и от 17 и выше – высокий уровень недоверия. Респонденты с низким уровнем составили 25%, в среднем уровнем – 46% и с высоким уровнем – 29%. Таким образом, почти половина респондентов оценивает себя как людей со средним уровнем недоверия.

В группе «Экономическая безопасность» низкий групповой уровень составили значения в диапазоне от 0 до 13, средний уровень – от 13 до 17, высокий уровень – от 17 и выше. Респонденты с низким уровнем составили 42%, со средним уровнем – 24%, с высоким уровнем – 34%. Основную часть группы составляют респонденты с высоким уровнем доверия.

Достоверность различий по t-критерию не была подтверждена, то есть говорить о том, что в исследуемых группах действительно присутствуют какие-либо различия, не представляется возможным. Вероятно, полученные данные связаны с особенностями возраста, в котором пребывают респонденты, – юношеского возраста.

Вторая методика – «Семантический дифференциал». В данной методике респондентам было предложено оценить собственное отношение к понятиям «ответственность» и «долг». Каждое суждение включает три параметра: оценка, сила и активность.

Таблица 2

Эмпирические значения t-критерия по критерию «Ответственность»

в сравниваемых группах

 

Параметр

Экономическая безопасность

Юристы

t-эмпирическое

Среднее

значение

Среднее

 отклонение

Среднее значение

Среднее

отклонение

Оценка

3,09

3,65

3,75

4,48

0,54

Сила

3,48

4,29

7

3,62

2,95

Активность

1,81

3,78

3,46

3,64

1,48

 

Выявлены достоверные различия в распределении признака по выборке при расчете по t-критерию Стьюдента между группами по параметру силы. Он показывает осознание значимости данного понятия респондентами. В данном случае в группе студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», сила наиболее значима, так как средние значения выше, чем в группе «Экономическая безопасность». Следовательно, для группы юристов ответственность более значима на данном этапе обучения и можно предположить, что и в профессиональной деятельности будет выступать значимым критерием оценки собственного поведения.

Таблица 3

Эмпирические значения t-критерия по критерию «Долг» в сравниваемых группах

 

Параметр

Экономическая безопасность

Юристы

t-эмпирическое

Среднее

значение

Среднее

 отклонение

Среднее значение

Среднее

отклонение

Оценка

1,38

5,21

4,29

5,26

1,86

Сила

3,14

3,59

7,25

3,43

3,09

Активность

2,04

2,87

2,46

5,05

0,35

 

Третья методика – «Авторская методика доверия/недоверия личности миру, другим людям и себе» А. Б. Купрейченко – направлена на выявление уровня доверия/недоверия к внешнему и внутреннему фактору.

Таблица 4

Эмпирические значения t-критерия по фактору доверия/недоверия

в сравниваемых группах

 

Параметр

Экономическая безопасность

Юристы

t-эмпирическое

Среднее

значение

Среднее

отклонение

Среднее значение

Среднее

отклонение

Недоверие

37,14

24,49

50,75

11,37

2,33

 

Выявлены достоверные различия между группами, и в данном случае группа «Юриспруденция» проявила меньший уровень доверчивости. Данная группа характеризуется такими качествами, как осторожность, склонность к дистанции во взаимоотношениях, склонность доверять себе больше, чем другим. Согласно описанию профессиональных принципов профессиональной деятельности юристов, именно средний уровень доверчивости отвечает данным принципам и может обеспечить дальнейшее формирование профессиональных компетенций.

Корреляционный анализ по данным использованных психодиагностических методик позволил выявить взаимосвязи. В приведенных таблицах соответствующие симптомы: 1Д – детерминирующая шкала, 2У – шкала общих симптомов (установок), 3И – шкала избирательности общения, 4Д – шкала девальвации идеалов, 5Н – шкала негативного фона настроения, 6С – шкала сужения круга общения, 7Т – шкала тотального контроля, 8О – шкала оправдания жесткости, 9Р – шкала регламентации профессионального поведения, Сн – неспецифический симптом феномена недоверия, Сс – специфический симптом феномена недоверия, Кн – коэффициент недоверия.

Таблица 5

Значимые корреляционные связи параметров по методике

«Анкета самооценки доверчивости» с параметрами по методике

«Семантический дифференциал» и шкалами оценки по первичным шкалам «Авторской методики доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе» у юристов

 

Понятия и факторы по

методике «Семантический дифференциал»

Я (оценка)

 

 

 

0,410

0,529

 

Я (сила)

 

 

 

 

0,529

 

Другие люди (сила)

 

0,564

 

 

 

 

Близкий человек (активность)

0,527

 

 

 

 

 

Моя работа (оценка)

 

 

 

 

0,658

 

Моя работа (активность)

0,546

 

0,454

0,447

 

 

Ответственность (активность)

 

 

 

0,409

0,669

 

Долг (активность)

 

 

 

0,448

 

0,493

 

Примечание. 2У – общие симптомы установки, 4Д – девальвация идеалов, 5Н – негативный фон настроения, 6С – сужение круга общения, 8О – оправдание жесткости, 9Р – регламентация профессионального поведения.

Таблица 6

Значимые корреляционные связи параметров по методике

«Анкета самооценки доверчивости» с параметрами по методике

«Семантический дифференциал» и шкалами оценки по первичным шкалам «Авторской методики доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе» у юристов

 

Понятия и фактора по методике

 «Семантический дифференциал»

Сн

Сс

КН

Моя работа (оценка)

0,476

0,468

0,541

Моя работа (активность)

 

 

 

Ответственность (активность)

0,645

0,510

0,587

Недоверие (Купрейченко)

 

0,419

 

 

Примечание. Сн – шкала неспецифических симптомов недоверия, Сс – шкала специфических симптомов недоверия, КН – сумма показателей коэффициента недоверия.

 

На основании корреляционного анализа мы определили взаимосвязь между показателями. В группе «Юриспруденция» выявились корреляционные связи между показателями: сужение круга общения и ответственность (по параметру активности), оправдание жесткости и ответственность (по параметру активности), специфический симптом и долг (по параметру силы), сужение круга общения и долг (по параметру активности), неспецифический симптом и долг (по параметру активности).

Стремление к сужению круга межличностного общения во взаимосвязи с ответственностью можно объяснить тем, что профессиональная направленность предполагает обеспечение безопасности и окружающих ответственности за них, также оправдание жесткости объясняется наличием ответственности за других. Выявленная взаимосвязь сужения круга общения и долга может быть интерпретирована как понимание долга как нравственного обязательства перед обществом, которое накладывает осваиваемая профессия, что, в свою очередь, призывает юриста ограничивать круг общения с близкими людьми во избежание ситуаций давления и двусмысленных отношений.

Специфический симптом включает шкалы: общие симптомы, девальвация идеалов, сужение круга общения, тотальный контроль, регламентация профессионального поведения. Специфический симптом коррелирует с долгом. Профессиональный долг призывает к отсутствию идеалов и авторитетов, стремлению контролировать всех окружающих, входящих в зону ответственности юриста, а также четкое понимание направленности профессионального поведения. В таком случае мы можем говорить о формировании недоверия к миру, окружающим, близким людям.

Неспецифический симптом включает шкалы: избирательность общения, негативный фон настроения и оправдание жесткости. В данном случае специфический симптом коррелирует с долгом. Долг, обязывающий юриста, призывает его избегать взаимодействия с людьми, обладающими высоким уровнем эмпатии, детерминированием негативных процессов в общении, а также жестким отношением к людям.

В группе «Экономическая безопасность» отмечены корреляционные связи между следующими показателями: общие симптомы/установки и ответственность (по параметру оценки), регламентация профессионального поведения и ответственность (по параметру оценки), девальвация идеалов и долг (по параметру оценки), а также тотальный контроль и долг (по параметру активности).

Таблица 7

Значимые корреляционные связи параметров по методике «Анкета самооценки доверчивости» с параметрами по методикам «Семантический дифференциал», «Авторская методика доверия/недоверия личности другим людям, миру, себе» у студентов специальности «Экономическая безопасность»

 

Корреляции

Я (оценка)

 

 

 

0,564

Близкий человек (оценка)

0,484

 

 

0,460

Агрессия (оценка)

 

 

 

0,504

Моя работа (оценка)

 

 

 

0,447

Ответственность (оценка)

0,509

 

 

 

Долг (оценка)

 

0,439

 

 

Долг (активность)

 

 

0,457

 

Недоверие (Купрейченко)

 

 

 

 

 

Примечание. 2У – общие установки, 4Д – девальвация идеалов, 7Т – тотальный контроль, 9Р – регламентация профессионального поведения.

 

Ответственность предполагает склонность к феномену недоверия, который формируется на основании убеждений и установок специалистов, четкое знание предусмотренных правил профессиональной деятельности также оказывается связанным с ответственностью. Иными словами, у студентов специальности «Экономическая безопасность» на рассматриваемом этапе обучения уже сформировано необходимое представление о том, что долг, или нравственное обязательство перед обществом, позволяет осознать практическую ценность предусмотренных правил, инструкций выполнения служебных обязанностей.

Таким образом, на основании проведенного корреляционного анализа можно сделать выводы:

1)     доверие для юристов больше значимо, так как наблюдается больше связей;

2)     недоверие у юристов рассматривается скорее как профессионально значимый навык;

3)     недоверие для студентов специальности «Экономическая безопасность» нельзя рассматривать как важную структурообразующую компетенцию.

Таким образом, в группах «Юриспруденция» и «Экономическая безопасность» мы наблюдаем формирование недоверия как профессиональной направленности, деятельность в которой предполагает ответственное и нравственно выверенное отношение, где проявляются контроль, проверка, отсутствие идеалов, жесткое отношение и так далее.

Можно сделать вывод о том, что у юристов не должно проявляться безусловное доверие в качестве профессиональной компетенции. Напротив, недоверие также не должно быть тотальным, проявляясь во всей деятельности. Для адекватного формирования компетенций студента по направлению «Юриспруденция» крайне важен баланс доверия/недоверия. Профессиональные компетенции должны базироваться на умеренности, на умении осознавать собственное отношение к разным сферам жизни. Проведенное исследование дает основание утверждать, что на втором-третьем курсе у студентов оказывается сформированным в достаточной мере в достаточной мере адекватное восприятие таких понятий, как доверие и недоверие.