Full text

 

За последние годы заметно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальные данные свидетельствуют о том, что наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи может быть нарушена не только речь, но и такие психические процессы, как память, внимание, мышление, воображение [1].

В современном образовательном пространстве педагогов все больше волнует проблема развития произвольного внимания у детей. Значимость произвольного внимания заключается в том, что оно служит источником функционирования всех мыслительных операций, лежит в основе организации деятельности и развития личности ребенка. Для плодотворного усвоения материала ребенку с нарушениями речи очень трудно удерживать свое внимание на деталях. Важной проблемой является неумение распределять, переключать, концентрировать, сосредоточивать внимание на деятельности.

Р. Е. Левина рассматривала нарушения внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Автор отмечал, что при условии нарушения внимания у ребенка восприятие им речи не может происходить в полной мере [2].

Вопросы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи изучались корифеями отечественной логопедической науки, среди которых отметим Р. Е. Левину, О. Н. Усанову, Т. А. Фотекову.

Проблема внимания и его нарушения у детей с общим недоразвитием речи являлась предметом исследования в специальной психологической и логопедической литературе, но изучена сравнительно мало. Поэтому теоретическое и практическое изучение произвольного внимания дошкольников с общим недоразвитием речи у данной категории детей определило актуальность и стало темой настоящего исследования.

Такие ученые, как Т. С. Овчинникова, О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша и другие, занимались исследованием внимания у детей с нарушениями речи. Они отмечали тесную связь внимания и речи. С одной стороны, речь организовывает внимание. При помощи речи привлекается внимание ребенка к скучной для него домашней работе. С другой стороны, по мнению американского лингвиста Рассела Томлина, человек при построении речевого высказывания выбирает название того предмета, на который обращено его внимание. Нарушение внимания негативно сказывается на развитии плодотворной работы и коррекционного процесса. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости исследования внимания у детей с общим недоразвитием речи [3].

В нашей работе будут рассмотрены методики, направленные на исследование произвольного внимания. Поскольку оно представляет собой сложный процесс, диагностировать его можно только за счет оценки его свойств, таких как продуктивность, устойчивость, переключаемость, сосредоточенность и объем.

Целью настоящего практического исследования является изучение уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для успешной реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1)     cформировать экспериментальную группу детей для проведения исследования;

2)     проанализировать, выбрать и адаптировать диагностические методики для исследования уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3)     провести исследование и проанализировать полученные результаты.

Для успешной реализации поставленной цели были использованы следующие условия:

1)     проведение диагностики в первой половине дня;

2)     достаточная освещенность помещения;

3)     диагностика проводится с использованием стимульного материала – картинок.

Для исследования уровня развития произвольного внимания применяли следующие методики:

  1. Методика Р. С. Немова «Запомни и расставь точки» [4], позволяющая выявить объем произвольного внимания. В качестве стимульного материала используется лист, который предварительно разрезается на восемь малых квадратов. Карточки должны располагаться таким образом, чтобы вверху была карточка с двумя точками, а внизу – карточка с девятью точками (все остальные идут сверху вниз последовательно по увеличению точек). Далее каждую из восьми карточек с точками сверху вниз последовательно показывают ребенку на 1–2 секунды. После каждой карточки ребенку предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время отводится ребенку для того, чтобы он смог вспомнить и выделить увиденные точки на пустой карточке. При обработке результатов выбирается та карточка, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек. Объем внимания оценивается в баллах в зависимости от количества правильно воспроизведенных точек.
  2. Методика Р. С. Немова «Найди и вычеркни» [5], которая направлена на исследование уровня продуктивности и устойчивости произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Суть методики заключается в том, что ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры: домик, флажок, цветок, мяч, ведерко, грибок. По команде «Начинай» ребенок ищет и зачёркивает те предметы, которые ему будут сказаны. Искать и зачёркивать необходимо до тех пор, пока не прозвучит команда «Стоп». В то время ребенок останавливается и показывает то изображение, которое он увидел последним. Далее отмечается то место, на котором остановился ребенок, после чего звучит слово «Начинай», и ребенок выполняет аналогичные действия. Так продолжается пять раз в течение 2,5 минут до тех пор, пока не прозвучит команда «Конец». После каждой серии ребенку дается по 30 секунд для отдыха. При обработке и анализе результатов учитывается количество предметов на рисунке, которые просмотрел ребенок за 2,5 минуты. Данные вносятся в формулу, с помощью которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.
  3. Методика А. Рея «Переплетённые линии» [6], направленная на определение уровня концентрации произвольного внимания. В качестве стимульного материала используется лист с переплетёнными линиями и часы с секундной стрелкой. Перед дошкольником кладётся бланк с переплетёнными линиями, где начало каждой линии имеет цифру слева, а концы линий пронумерованы справа, номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку необходимо без помощи рук найти конец каждой линии, проговаривая вслух номер начала линии и ее конец. В ходе исследования необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, по которому оценивают устойчивость внимания.

Выбор данных методик можно объяснить тем, что каждая направлена на выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а именно таких свойств внимания, как продуктивность, устойчивость, объём, концентрация. Они дают более точное представление об интересующем нас вопросе, достаточно удобны в использовании и применимы к детям с нарушением речи.

Констатирующее исследование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МКДОУ № 395 компенсирующего вида, г. Новосибирск. К исследованию было привлечено 10 детей с речевым заключением «общее недоразвитие речи», которые и составили выборку исследовательской группы.

Обследование объема внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи по методике «Запомни и расставь точки» позволило установить, что у двух детей объем внимания средний (при выполнении задания почти не отвлекались), у пяти детей – низкий уровень развития объёма внимания. Дети с данным уровнем внимания выполняли задания с трудом, быстро утомились, а в конце задания плохо реагировали на смену карточки и в результате не могли сконцентрироваться на выполнении задания. Очень низкий объем внимания был выявлен у трех детей. Они испытывали затруднения в выполнении задания уже с первыми карточками, где число точек минимально. Дети быстро потеряли интерес, не запоминали расположение точек, расставляя их наугад.

Подводя итог исследования объема внимания, можно сделать вывод, что в основном уровень развития объема внимания низкий. У 80% детей были выявлены трудности при выполнении задания, при этом они набрали наименьшее количество баллов.

Во время проведения следующей методики «Найди и вычеркни», которая направлена на исследование уровня продуктивности и устойчивости внимания, один ребенок показал средний уровень (утомляемость отслеживалась к концу выполнения задания, в течение минуты ошибок не наблюдалось, затем было замечено 10 ошибок). У пяти детей обнаружен низкий уровень, что проявлялось в повышенной утомляемости к середине исследования, в ошибках к концу исследования и отвлекаемости при выполнении теста. Очень низкий уровень отмечен у четырех детей. Для них характерно следующее: уже с первой минуты проявлялась утомляемость, работоспособность была непостоянна и снижалась к концу исследования, количество допущенных ошибок от 20 и более (рис. 2).

 

 

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Запомни и расставь точки»

 

 

 

 

Рис. 2. Результаты исследования по методике «Найди и вычеркни»

 

По данным исследования можно увидеть, что внимание старших дошкольников неустойчиво. Утомляемость наблюдалась уже на 2-й минуте, после чего незначительно повышается и в конце работы вновь снижается. Утомляемость отмечается во время всей работы, из этого можно сделать такой вывод, что у детей внимание неустойчиво, повышена утомляемость, заметно, что дети быстро устают, отвлекаются, делают много ошибок, уже на 2-й минуте им становится сложно сосредоточиться на работе.

Следующая использованная нами методика – «Переплетённые линии», предложенная А. Реем [7]. Третье задание, которое было направлено на выявление уровня концентрации внимания, позволило установить уровень концентрации внимания выше среднего у одного ребенка. В ходе проведенного задания ребенком не было допущено ошибок, что свидетельствует о высокой устойчивости внимания. Также у одного ребенка выявлен средний уровень концентрации внимания. В процессе выполнения им задания были отмечены неточности, которые исправляются ребенком самостоятельно. У одного испытуемого уровень концентрации внимания ниже среднего. В течение выполнения теста ребенок пользовался карандашом, допускал ошибки. У семи испытуемых выявлен низкий уровень концентрации внимания, который проявлялся в допущении большого количества ошибок, неустойчивости внимания (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Результаты исследования уровня концентрации внимания по методике

«Переплетенные линии»

 

Полученные результаты обследования произвольного внимания экспериментальной группы детей свидетельствуют о недостаточных показателях отдельных свойств внимания (рис. 4). Анализ результатов по всем проведенным методикам позволяет сделать вывод, что у трех детей очень низкий уровень развития произвольного внимания, у пяти детей – низкий, а у двух детей средний уровень развития произвольного внимания. Из этого исследования стоит сделать вывод, что уровень развития внимания у детей низкий. Детей с высоким и очень высоким уровнями развития произвольного внимания выявлено не было.

 

 

 

Рис. 4. Результаты исследования уровня развития произвольного внимания по трём методикам

 

Таким образом, качественный и количественный анализ результатов показал, что уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи низкий. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что у детей с общим недоразвитием речи необходимо развивать произвольное внимание, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже полученными знаниями.