Full text

Дети, имеющие патологию речи, в том числе общее недоразвитие речи (ОНР), являются одной из наиболее популярных нозологических групп. В структуре дефекта ребёнка с ОНР на первом месте находится нарушение всех компонентов системы родного языка. Это обусловливает значительные сложности коммуникации, познания окружающего мира, установления контактов как со взрослыми людьми, так и со сверстниками.

Особенности интеракции и инкультурации детей с патологией речи, специфика овладения ими социальными навыками и жизненными компетенциями активно обсуждаются не только в сфере логопедии, специальной психологии, но и в смежных областях научного знания. Учёные и практики продолжают поиск наиболее эффективных путей развития ребёнка с общим недоразвитием речи как личности, способной к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, к адекватной оценке социально-бытовых ситуаций, к выбору таких стратегий поведения, которые будут соответствовать закреплённым в обществе представлениям о морали и нравственности.

Несмотря на значительный интерес к проблеме социально-личностного становления детей с ОНР, вопросы, касающиеся специфики их межличностного взаимодействия с нормотипичными сверстниками, по-прежнему остаются в современной дефектологии недостаточно изученными. Это осложняет установление способов, методических приёмов и средств успешного включения ребёнка с патологией речи в общеобразовательную среду.

Благодаря исследованиям таких известных отечественных учёных, как Г. Ф. Юсупова, И. Ю. Левченко, Т. И. Дубровина и другие, удалось получить научно обоснованные данные о влиянии нарушений речи на поведение ребёнка с ОНР, о моделях его взаимодействия в диадах «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – дети», об отмечающихся при речевой патологии эмоциональных комплексах. В числе последних – органический инфантилизм, незрелость эмоционально-волевой сферы, наличие склонности к аффективным вспышкам и др.

Так, в диссертационном исследовании Г. Ф. Юсуповой, выполненном под руководством И. Ю. Левченко, сообщается, что патология речи не только осложняет ход овладения ребёнком системы родного языка, но и оказывает негативное влияние на развитие личности [1].

Г. Ф. Юсупова подчёркивает, что дети указанной категории характеризуются эмоциональной нестабильностью, проявлениями тревожности, агрессивности, имеющими различную степень выраженности. Многие дошкольники данной нозологической группы демонстрируют заниженную самооценку. На основе результатов проведённого исследования Г. Х. Юсуповой выделены три группы детей с ОНР. В основе дифференциации – уровень коммуникативных нарушений и степень переживания ребёнком речевого дефекта.

Так, в первую группу Г. Х. Юсуповой были включены дети, у которых успешно складывается взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками; переживаний речевого дефекта не фиксируется. Дошкольники данной группы активно пользуются вербальными средствами коммуникации, вступают в диалог и поддерживают его на всём протяжении, обращаются к партнёру по коммуникации со встречными репликами-вопросами. Во вторую группу ученый включает детей, испытывающих сложности в установлении социально-коммуникативных контактов, не поддерживающих общения. Эти дети отвечают на адресованные им вопросы односложно, стремятся избегать ситуаций, требующих использования словесной речи. В процессе игр такие дошкольники отдают предпочтение невербальным средствам коммуникации. Переживание детьми второй группы речевого дефекта Г. Х. Юсупова трактует как умеренное. В то же время автор обращает внимание на то, что при наличии инициативы к коммуникации со стороны того или иного человека такой ребёнок вполне может поддержать её. Более того, в психологически комфортной ситуации и при условии доступной темы диалогического взаимодействия наблюдаются случаи речевой активности. Одновременно с этим реакция на обращения со стороны партнёров по коммуникации чаще бывает невербальной, что находит выражение в выполнении тех или иных действий. Детей третьей группы Г. Х. Юсупова характеризует как замкнутых, агрессивных, имеющих заниженную самооценку. Эти дошкольники нередко инициируют конфликтные ситуации, а также демонстрируют речевой негативизм, отказываются от общения со взрослыми и сверстниками. Наиболее предпочтительным партнёром по коммуникации для такого ребёнка выступает взрослый, а не сверстник. Дошкольники, составляющие третью группу, крайне редко обращаются к своим сверстникам с теми или иными вопросами, не стремятся совместно что-либо обсудить. На инициативу со стороны ровесников заняться совместной деятельностью реагируют равнодушием, безразличием. Дети этой группы могут внезапно прервать общение. Они не только предпочитают действовать молча, но и затрудняются учитывать особенности невербального контекста ситуации [2].

Изучая особенности памяти, а также тесно связанных с ней других психических процессов, их влияние на личность ребёнка с патологией речи, И. Ю. Левченко и Т. И. Дубровина указали, что наблюдающееся у этих детей недоразвитие познавательной сферы оказывает серьёзное негативное влияние на формирование способности к взаимодействию со сверстниками. Ограниченность речевых средств, обеднённость житейских понятий не позволяют ребёнку выстраивать конструктивные социально-коммуникативные отношения в группе сверстников, осваивать приемлемые формы поведения [3].

С. Н. Коновалова, предлагая характеристику ОНР, отмечает, что при каждом уровне общего недоразвития речи ребёнок не обладает всем необходимым арсеналом вербальных средств для полноценной ориентации в ситуации общения, для ведения содержательного и результативного диалога. При этом, как подчёркивает автор, чем выше уровень речевого развития, тем меньше сложностей обнаруживает ребёнок при планировании и реализации инициативных высказываний, в том числе адресованных сверстникам [4].

Т. Ю. Четверикова указывает, что около 25% детей с патологией речи демонстрируют отсутствие готовности к инклюзивному образованию, поскольку (помимо прочего) их опыт сотрудничества со здоровыми сверстниками может оказаться отрицательным. У названной категории детей не складывается дружеских или приятельских отношений с нормотипичными ровесниками, отсутствуют общие с ними интересы. В результате ребёнок с ОНР избегает участия в коллективных мероприятиях, что не позволяет ему успешно интегрироваться в общеобразовательную среду [5].

Нами было организовано исследование, направленное на выявление особенностей межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками. При проведении исследования использовались различные методы, а именно:

-          наблюдение за детьми в ходе непосредственной образовательной деятельности, на занятиях педагога-психолога, а также в свободное от занятий время;

-          опрос педагогических работников;

-                    беседы с родителями, воспитывающими детей с нарушенным речевым развитием.

В процессе исследования установлено, что стратегии деятельности детей с ОНР в плане организации и развития контактов со здоровыми сверстниками различны. В частности, на основе анализа полученных данных нами были выделены три основные модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками:

-          нормативная;

-          ненормативная в виде проявлений чрезмерной уступчивости;

-          ненормативная в виде проявлений агрессивности.

Остановимся на характеристике каждой из названных моделей.

 

Нормативная модель межличностного взаимодействия дошкольников

с патологией речи со здоровыми сверстниками

Отметим, что к нормативным проявлениям межличностного взаимодействия относится желание вступать в диалог со сверстником, участвовать в совместных играх, умение привлечь детей к деятельности. Такие способности обнаружены у 20% респондентов с ОНР от общего числа обследованных детей с патологией речи.

Так, в ходе занятий и в свободное время дети с ОНР, продемонстрировавшие нормативную модель взаимодействия со сверстниками, вполне способны работать в паре со здоровым сверстником и в составе целой группы. Дошкольники с патологией речи поддерживают коммуникацию с ровесниками, обращаются к ним с репликами в виде вопросов, реакций, стимулов и т. д. Эти дети могут предложить своему ровеснику игру, участвовать в распределении ролей, а в процессе игры осуществлять развитие её сюжета. Кроме того, они готовы делиться игрушками, сладостями и др. Испытуемые с патологией речи, межличностное взаимодействие которых строится по нормативной модели, не проявляют агрессии по отношению к сверстникам, хотя периодически бывают участниками (но, как правило, не инициаторами) конфликтов. В то же время эти дети умеют договариваться, а их эмоциональный фон при взаимодействии со сверстниками является в основном положительным.

Педагогические работники в ходе опроса также подтвердили способность детей с патологией речи, освоивших нормативные формы поведения, ориентироваться в социально-коммуникативных ситуациях, принимать во внимание готовность сверстника-партнёра к совместной деятельности.

В свою очередь, родители отметили, что их дети систематически посещают занятия учителя-логопеда, а также имеют регулярные контакты со здоровыми сверстниками не только в детском саду, но и за его пределами: посещают учреждения дополнительного образования; систематически общаются со старшими либо младшими братьями и сёстрами; контактируют с ровесниками, живущими по соседству и т. п. В связи с этим имеются основания утверждать, что формирование нормативного межличностного взаимодействия происходит не только под воздействием коррекционной работы, но и во многом зависит от ближайшего социального окружения ребёнка. Чем богаче социальный опыт воспитанника, чем чаще ему приходится совместно со сверстниками решать общие задачи, участвовать в игровой и иных видах деятельности, тем успешнее происходит освоение закреплённых в обществе норм морали, правил поведения, возможных и допустимых вариантов взаимодействия со сверстниками. Несомненно, при ОНР большую роль играет логопедическая работа, ориентированная на преодоление имеющегося у ребёнка нарушения в развитии, благодаря чему он не только овладевает речевой деятельностью, но и приобретает уверенность, необходимую для коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми.

 

Ненормативная модель межличностного взаимодействия дошкольников

с патологией речи со здоровыми сверстниками: чрезмерная уступчивость

К ненормативным проявлениям межличностного взаимодействия в виде чрезмерной уступчивости относятся внешняя дисциплинированность ребёнка, желание держаться особняком, не вступать во взаимоотношения со сверстниками, избегать участия в коллективных играх и др. Такие качества были обнаружены у 35% обследованных дошкольников с патологией речи.

Результаты проведённого нами исследования показали, что чрезмерно уступчивые дети во время занятий не выступают с инициативной речью. На вопросы сверстника реагируют однословно либо вообще уходят от ответа. В свободное время дошкольники стараются выбирать такие виды деятельности, которые не требуют участия партнёра. Так, эти воспитанники с удовольствием лепят, рисуют, конструируют, манипулируют игрушками и т. д. Если кто-либо из ровесников отнимает у такого ребёнка те или иные предметы, в том числе игровые атрибуты, конфликтной ситуации, как правило, не возникает: уступчивый ребёнок не высказывает претензий, не пытается отстаивать свои интересы, хотя и испытывает в такого рода ситуациях отрицательные эмоции.

Педагогами было отмечено, что эти дети не доставляют особых проблем: не жалуются, не провоцируют конфликтов, не проявляют по отношению к сверстникам вербальной или физической агрессии.

Родители также отмечают замкнутость своих детей, сообщают: ребёнок не идёт по собственной инициативе на контакты даже с братьями и сёстрами, а также с детьми, которых хорошо знает, регулярно встречаясь с ними на прогулках, в гостях, в учреждениях досуга и т. д.

Отметим, что одна из типичных черт уступчивых детей – проявление речевого негативизма. Он, как указывает В. Д. Толкачёва, проявляется в стремлении ребёнка избегать социально-коммуникативных контактов (в первую очередь со сверстниками), в неумении организовывать и реализовывать диалогическое общение, в устранении от тех видов деятельности, которые требуют активного использования речевых средств [6].

Как отмечает И. Г. Тиханова, уступчивому способу ненормативного межличностного взаимодействия детей свойственны как конструктивный, так и деструктивный аспекты. Так, конструктивность находит выражение в том, что происходит блокировка конфликтов, в результате чего не закрепляется использование ребёнком ненормативных средств. В свою очередь, деструктивность обусловлена отсутствием инициативы, возможностей отстаивать и защищать свои интересы. Это, несомненно, оказывает крайне негативное влияние на развитие личности воспитанника [7].

 

Ненормативная модель межличностного взаимодействия дошкольников

с патологией речи со здоровыми сверстниками: агрессивность

 

К ненормативным проявлениям межличностного взаимодействия виде агрессивности относятся конфликтность; игнорирование интересов партнёра по деятельности и общению; стремление занять лидирующую позицию в группе ровесников, в том числе за счёт применения физической силы; разрушительный характер выполняемых действий; неумение адекватно проявлять эмоции и управлять ими и многие другие. Этими дошкольниками не усвоены образцы нормативного поведения. Данная модель межличностного взаимодействия со сверстниками зафиксирована у 45% испытуемых с ОНР.

В результате наших наблюдений было установлено: как правило, дошкольники с агрессивными формами поведения довольно активны в игровой деятельности. Они стремятся выбрать себе главную роль, подавить инициативу ровесников, оставляют без внимания содержание их высказываний. Коллективная игра с участием агрессивного ребёнка с ОНР, стремящегося к лидерству, зачастую быстро распадается и иссякает.

Педагогическими работниками отмечено, что эти дошкольники требуют особого внимания и систематического контроля со стороны взрослого. Агрессивные дети могут обидеть своего сверстника без всяких на то оснований. Желая получить какой-либо предмет, игрушку, привлечь к себе внимание, ребёнок нередко прибегает к физической силе: он не просит, а отнимает; не договаривается, а требует. В различных социально-коммуникативных ситуациях такие дети игнорируют эмоциональное состояние потенциального партнёра по деятельности и общению, его готовность к взаимодействию. Если агрессивные дети с ОНР стремятся к игре и ведущей роли в ней, но при этом не были приняты своими сверстниками, то непременно хотят отомстить: мешают ровесникам играть, отнимают у них игрушки, разрушают чужие постройки и т. п.

Родители, воспитывающие агрессивных детей, в основном указывают на коммуникативные трудности своего ребёнка. При этом неадекватные поведенческие реакции детей их близкие взрослые нередко объясняют высокой активностью, подвижностью. Так, 75% родителей, воспитывающих детей с ОНР, демонстрирующих агрессию по отношению к сверстникам, считают поведение своего ребёнка нормальным либо вполне приемлемым для данного возрастного этапа. Несомненно, такая точка зрения является ошибочной.

Согласно И. Г. Тихановой, конструктивность рассматриваемого способа межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками находит своё проявление в способности начать деятельность в ситуации конфликта, при этом не прервать её, а продолжить в целях отстаивания личных интересов. Деструктивность, по мнению ученого, связана с операциональной стороной этого способа взаимодействия, с использованием ненормативных средств [8]. Это, несомненно, усугубляет структуру дефекта и не может не оказывать негативного влияния на развитие личности ребёнка.

Подводя итог, отметим, что из двух ненормативных моделей межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками нецелесообразно выделять более или менее негативную. Обе они не только неблагоприятно влияют на личностное развитие ребёнка, но и усугубляют имеющееся нарушение, препятствуют полноценному формированию коммуникативных навыков, осложняют процесс интеграции ребёнка в среду здоровых сверстников, в общество в целом. При отсутствии способности к конструктивному взаимодействию со сверстниками ребёнок не может быть успешен в системе инклюзивного образования. Соответственно, очевидной является необходимость не только своевременной коррекции ненормативных способов межличностного взаимодействия детей, но и профилактической деятельности, ориентированной на предупреждение возникновения у воспитанников таких черт характера, как чрезмерная уступчивость либо конфликтность и агрессивность.