В контексте современных представлений о развитии образования в России, обозначенных в послании президента В. В. Путина к Федеральному собранию 1 марта 2018 г. поставлена следующая задача: «Современное качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». Президент подчеркнул, что надо переходить к прицельно новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху [1].
Решение данных задач актуально для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В последние годы наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них наиболее распространенным является общее недоразвитие речи (ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет III уровень речевого развития.
На сегодняшний день в области специального образования одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения является развитие связной речи у дошкольников 5–7 лет с общим речевым недоразвитием. Это обусловлено прежде всего её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Проблемы обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в детском саду разрабатывались М. М. Алексеевой [2], Е. О. Смирновой [3].
Однако теоретический анализ литературы и опыта работы логопедов выявил противоречие между высоким уровнем теоретического осмысления проблемы и недостаточным учетом в коррекционной практике особенностей повествовательных высказываний и рассказов детей.
С учетом выявленного противоречия был сделан выбор темы исследования: «Развитие связного повествовательного высказывания у детей с ОНР».
Объект исследования – повествовательные высказывания и рассказы детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития повествовательного высказывания и рассказов детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут демонстрировать разные уровни выполнения диагностических заданий по повествовательному высказыванию.
Цель исследования – выявить особенности повествовательных высказываний у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены задачи исследования:
- Проанализировать теоретические основы развития и коррекции повествовательных высказываний и рассказов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Выявить особенности повествовательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
- Смоделировать коррекционную программу по формированию связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР.
Цель констатирующего эксперимента заключается в диагностике умений детей составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам, умений пересказывать короткий текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, сочинять рассказ на основе личного опыта, сочинять описательный рассказ и выделении особенностей связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает пять вариантов заданий (В. П. Глухов) [4]:
- Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л. С. Цветковой).
- Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
- Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
- Сочинение рассказа из личного опыта.
- Составление рассказа-описания.
Результаты выполнения пяти серий заданий на составление отдельных повествовательных высказываний фиксировались в протоколах обследования, примеры из которых будут представлены в статье.
Задание 1: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
Цель – определение способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно пять картинок следующего примерного содержания: 1) дети переходят дорогу по пешеходному переходу; 2) девочка катается на велосипеде; 3) бабушка с внучкой собирают грибы; 4) дети загорают на пляже; 5) дети купаются в речке.
При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано». При отсутствии разового ответа задается второй вопрос, указывающий на изображаемое действие: «Что делает мальчик/девочка?» В результате анализа ответов детей выявлены особенности:
- составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий: Родион – купаются; Кирилл – загорают, купаются;
- для составления фразы требуется дополнительный вопрос, указывающий на выполняемое действие;
- характерно наличие пауз с поиском нужного слова;
- пропуски денотатов – значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования: Вика – на пляже; Кирилл – велосипед кататься; Глеб – они на пляже.
- отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний: Родион – велосипед кататься;
- ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении: Вика – Море. Там течение уносит. И девочка не умела плавать;
- нарушения нормативного порядка слов в предложении: Родион – отдыхают они; Вика – Море. Там течение уносит. И девочка не умела плавать.
За правильное выполнение задания по одной картинке ставился один балл. По результатам оценок мы вывели средний балл по каждому ребенку, что отразили в табл. 1.
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания
«Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам»
Уровень выполнения задания |
Абсолютное значение среднего балла |
% |
I (удовлетворительный) |
Алиса – 4,8; Костя – 4,8; Полина – 4,6; Дима – 4,6 |
44 |
II (средний) |
Вика – 4,2; Егор – 4; Глеб – 3,6 |
33 |
III (недостаточный) |
Кирилл – 2,6 |
11 |
IV (низкий) |
Родион – 2,4 |
11 |
Задание не выполнено |
– |
– |
Из таблицы видно:
- испытуемых распределили по четырем уровням, от удовлетворительного до низкого;
- 44% испытуемых демонстрируют удовлетворительный уровень выполнения задания. Ответы испытуемых демонстрируют грамматически правильно построенные фразы, адекватные по смыслу содержанию картинки;
- 33% испытуемых во фразах имеют один из перечисленных недостатков: неправильное употребление грамматической формы слова; нарушение нормативного порядка слов, длительные паузы;
- 11% – недостаточный уровень, демонстрируют ряд недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы;
- 11% – низкий уровень. Высказывание составлено с помощью дополнительного вопроса и указывает на выполняемое субъектом действие.
Таким образом, дети, отнесенные к последним уровням после выполнения задания по составлению предложений, нуждаются в коррекционной работе, чтобы перейти от однословных предложений к двусоставным предложениям.
Задание 2: пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка». Результаты обследования представлены в табл. 2.
Из протокола видно, что для пересказов характерны бедность и однообразие средств фразовой речи: короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений; ошибки в построении предложений, неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, пропуски глаголов, лексические затруднения.
Глеб: «Я дом стерегу, по ночам не сплю. Я на охоту хожу. Волков, воров пугаю и зайку охраняю» – 2 б. (отмечается нарушение связного воспроизведения, полно представлена 2-я часть текста).
Полина: «Хозяин предложил прочитать книжку. <…> понюхала и прочитала. Буду волков пугать, уточек ловить, зайчика охранять» – 2 б. (три предложения. Смысловая ошибка).
На основе анализа рассказов детей мы распределили их по пяти уровням выполнения задания – от хорошего уровня до уровня «задание не выполнено» – и отразили это в табл. 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания
«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Бишка”»
Уровень выполнения задания |
Абс. значение |
% |
I (хороший) 4 б. |
3 |
33 |
II (удовлетворительный ) 3 б. |
1 |
11 |
III (недостаточный) 2 б. |
2 |
22 |
IV (низкий) 1 б. |
– |
– |
Задание не выполнено |
3 |
33 |
Из таблицы видно, что пересказ более сложное для детей задание и 33% с ним не справились даже при помощи наводящих вопросов. Кирилл и Родион не могли сосредоточиться на 2-м задании (Кирилл промолчал и отвечал на заданные вопросы, повторяя ответы за экспериментатором. Родион повторял: «Я запутаюсь как-то. Я запутаюсь»).
Задание 3: составление рассказа по серии картинок из альбома Т. Н. Волковской [5].
1-я картинка: бездомная собачка сидит на улице под дождем, грустит.
2-я картинка: к ней подходят мама и дочка. Девочка присела и хочет ее погладить.
3-я картинка: Собачку забрали в дом, покормили молоком. Она веселая.
Таблица 3
Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания
«Составление рассказа по серии картинок»
Уровень выполнения задания |
Абс. значение |
% |
I (хороший) |
2 |
22 |
II (удовлетворительный ) |
3 |
33 |
III (недостаточный) |
– |
– |
IV (низкий) |
4 |
44 |
Задание не выполнено |
– |
– |
Из таблицы видно:
- рассказы 44% испытуемых, отнесенных к низкому уровню, составляли рассказ с помощью наводящих вопросов. Связность нарушена. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках, то есть дети стремятся к отображению картинки односоставным и двусоставным предложениями.
Например, Егор: «Собачка посе… Девочки пришли и домой завели». 4-й уровень выполнения задания низкий – 1 б., трудности при объяснении, что ребенок видит на картинке. Смотрит на картинку и молчит. Отвечает на вопросы коротко. Правильно составил предложения только по последней картинке, но взрослую женщину и девочку назвал девочками;
- рассказы 33% испытуемых отнесены к удовлетворительному уровню. Например, Полина: «Собачка… выгнали из дома и она расстроилась. И пошел дождь. Потом девочка и девочка увидели. Девочка другая погладила и понесла собачку себе домой. Налили молока две дочки. И собачка попила, и она была радостная, и улыбалась». Полина не дифференцировала взрослую женщину и девочку. Сначала назвала их девочками, потом дочками. В предложениях и между предложениями нарушена связность, наличие пауз. 2-й уровень удовлетворительный – 3 б. Нерезко выраженные нарушения связности;
- рассказы 22% испытуемых отнесены к хорошему уровню. Они составляли рассказ самостоятельно, не нарушали структуру повествования. По каждой картинке составлялось примерно по два предложения. В рассказе достаточное количество глаголов. Например, Алиса: «Собачка под дождем грустит. Думает, когда же у нее же будет дом и хозяин. А девочка и мама гуляли под дождем с зонтиком и нашли собачку. И решили они ее поласкать и забрать домой. Пусть она у них живет». 1-й уровень выполнения задания хороший – 4 б. Рассказ последовательно передаёт события и связь между ними, построен в соответствии с грамматическими нормами языка. Рассказ из пяти предложений. Присутствует эмоциональная лексика.
Наличие наглядного материала, серии картинок способствовало тому, что все дети справились с заданием.
Задание 4: составление рассказа «На нашем участке». Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, перед составлением рассказа «На нашем участке» мы беседовали и предлагали рассказать: 1) что находится на участке; 2) чем занимаются на участке дети; 3) в какие игры они играют; 4) назвать свои любимые игры и занятия; 5) вспомнить о зимних играх и развлечениях. Затем детям предлагалось самостоятельно рассказать про свой участок детского сада.
Таблица 4
Распределение испытуемых по уровням при составлении рассказа из опыта
«На нашем участке»
Уровень выполнения задания |
Абс. значение |
% |
I (хороший) |
1 |
11 |
II (удовлетворительный ) |
– |
– |
III (недостаточный) |
– |
– |
IV (низкий) |
6 |
66 |
Задание не выполнено |
2 |
22 |
Из таблицы видно, что восемь испытуемых из всей выборки демонстрируют низкий уровень выполнения задания или его невыполнение. Рассказ из личного опыта на близкую тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду «На нашем участке», предполагал наличие пяти фрагментов, перечисленных выше:
- рассказы 66% испытуемых отнесены к IV (низкому) уровню выполнения задания. Например, Полина: «Там… на веранде много игрушек. Нам интересно. Мы можем играть в песочнице, домике, на лестнице». 1 б. – отсутствуют два фрагмента рассказа, отмечается крайнее бедное содержание, нарушена связность;
- рассказы 11% испытуемых отнесены к I (хорошему) уровню выполнения задания. Например, Алиса: «На нашем участке есть лесенка, на которой Вика и Полина играют. Некоторые играют в войну, некоторые в футбол на спортивной площадке. Больше всего я люблю играть в бенди. Бенди – это Сережа. Мы с ним всегда играем в Бенди. У меня в деревне есть санки, еще у нас есть лыжи, научилась без палок кататься». 4 б. – в рассказе присутствуют все основные фрагменты высказывания. Фразы развернутые и логически выстроены.
В коррекционной работе для наполнения содержанием данного рассказа помогут наблюдения на прогулке и беседы с детьми по предложенным выше фрагментам.
Результаты обследования детей по 5-му описанию представлены в табл. 5. Задание 5: составление описательного рассказа об игрушке по картинке (альбом Т. Н. Волковской).
Таблица 5
Распределение детей по уровням при составлении описательного рассказа
об игрушке по картинке (альбом Т. Н. Волковской)
Уровень выполнения задания |
Абс. значение |
% |
I (хороший) |
1 |
11 |
II (удовлетворительный ) |
1 |
11 |
III (недостаточный) |
2 |
22 |
IV (низкий) |
3 |
33 |
Задание не выполнено |
2 |
22 |
Таким образом, из таблицы видно, что 22% детей мы отнесли к 1-му и 2-му уровням сформированности умений описывать игрушку. Мальчики выбирали машинку, девочки – куклу.
- I (хороший) уровень выполнения задания. Например, Дима: «Это грузовая машинка. У нее есть колеса, у нее кузов, кабина красная. В кабине сидит водитель. Кузов полосатый, синий и желтый свет. У машины 6 колес». 4 б. – высокий уровень. Соблюдена логическая последовательность, смысловые синтаксические связи внутри рассказа.
- II (удовлетворительный) уровень выполнения задания. Например, Алиса: «Куколка – она большая. У нее красивое платье. Еще у нее есть хвостики. И… она немножко… вот такая (жестом обозначила размер куклы)». 2 б. -– недостаточный уровень. Демонстрируется незавершенность ряда микротем.
- Остальные 77% мы отнесли к 3-му и 4-му уровням и к уровню «Задание не выполнено».
- III (недостаточный) уровень выполнения задания.
- IV (низкий) уровень выполнения задания. Например, Вика: «Наверху хвостики, голова круглая, шейка прямоугольная. Пальчики у ее, ножки, платья». 1 б. – простое перечисление отдельных признаков.
Можно выделить ряд особенностей описательных рассказов:
- простое перечисление отдельных признаков;
- недостаточный уровень последовательности, нарушение логики;
- отражены не все микротемы. Незавершенность ряда микротем;
- объем предложений незначительный.
Данные по пяти сериям заданий мы свели в общую табл. 6.
Таблица 6
Сводная таблица по результатам констатирующего эксперимента
№ п/п |
Имя ребенка |
Номер задания |
Общее кол-во баллов |
Уровень развития повествовательных умений |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
1 |
Алиса |
4,8 |
3 |
4 |
4 |
2 |
17,8 |
Высокий |
2 |
Полина |
4,6 |
2 |
3 |
1 |
3 |
13,6 |
Средний |
3 |
Егор |
4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
5 |
Низкий |
4 |
Дима |
4,6 |
4 |
3 |
1 |
4 |
16,6 |
Высокий |
5 |
Глеб |
3,6 |
2 |
1 |
1 |
2 |
9,6 |
Средний |
6 |
Вика |
4,2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
14,2 |
Средний |
7 |
Костя |
4,8 |
4 |
3 |
1 |
1 |
13,8 |
Средний |
8 |
Кирилл |
2,6 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4,6 |
Низкий |
9 |
Родион |
2,4 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3,4 |
Низкий |
|
Итого |
35,6 |
19 |
21 |
10 |
13 |
98,6 |
|
Из таблицы видно:
- первое задание вызвало наименьшее количество затруднений у испытуемых (35,6 б.);
- на втором месте по балльным оценкам заданий (21 б.) составление рассказов по серии картинок;
- на третьем месте по балльным оценкам – 3-е задание. У всей выборки испытуемых 19 б.;
- на четвертом месте по балльным оценкам – описательный рассказ об игрушке – 13 б.;
- на пятом месте по балльным оценкам выполнено задание – составление рассказа из личного опыта, 10 б. Это задание вызвало наибольшее количество затруднений.
Таким образом, низкий уровень выполнения всех заданий демонстрируют 33%, средний уровень – 44% испытуемых, высокий уровень – 22%.
Мы смоделировали дифференцированную коррекционную программу по формированию связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР.
Цель коррекционной программы – формирование связной повествовательной речи у дошкольников 5–6 лет с ОНР третьего уровня.
Задачи коррекционной программы:
- Для испытуемых низкого уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательной речи задания по серии картинок (две, три, четыре картинки).
- Для испытуемых среднего уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательных рассказов находятся задания по пересказу малых по объему детских текстов и рассказы из личного опыта.
- Для испытуемых высокого уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательных рассказов – рассказы из личного опыта и описательные рассказы.