Full text

В контексте современных представлений о развитии образования в России, обозначенных в послании президента В. В. Путина к Федеральному собранию 1 марта 2018 г. поставлена следующая задача: «Современное качественное образование должно быть доступно для каждого ребенка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости». Президент подчеркнул, что надо переходить к прицельно новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху [1].

Решение данных задач актуально для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В последние годы наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них наиболее распространенным является общее недоразвитие речи (ОНР). Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет III уровень речевого развития.

На сегодняшний день в области специального образования одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения является развитие связной речи у дошкольников 5–7 лет с общим речевым недоразвитием. Это обусловлено прежде всего её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

Проблемы обучения детей дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в детском саду разрабатывались М. М. Алексеевой [2], Е. О. Смирновой [3].

Однако теоретический анализ литературы и опыта работы логопедов выявил противоречие между высоким уровнем теоретического осмысления проблемы и недостаточным учетом в коррекционной практике особенностей повествовательных высказываний и рассказов детей.

С учетом выявленного противоречия был сделан выбор темы исследования: «Развитие связного повествовательного высказывания у детей с ОНР».

Объект исследования – повествовательные высказывания и рассказы детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности развития повествовательного высказывания и рассказов детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будут демонстрировать разные уровни выполнения диагностических заданий по повествовательному высказыванию.

Цель исследования – выявить особенности повествовательных высказываний у старших дошкольников с ОНР III уровня.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретические основы развития и коррекции повествовательных высказываний и рассказов у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
  2. Выявить особенности повествовательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
  3. Смоделировать коррекционную программу по формированию связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР.

Цель констатирующего эксперимента заключается в диагностике умений детей составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам, умений пересказывать короткий текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, сочинять рассказ на основе личного опыта, сочинять описательный рассказ и выделении особенностей связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает пять вариантов заданий (В. П. Глухов) [4]:

  1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л. С. Цветковой).
  2. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
  3. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.
  4. Сочинение рассказа из личного опыта.
  5. Составление рассказа-описания.

Результаты выполнения пяти серий заданий на составление отдельных повествовательных высказываний фиксировались в протоколах обследования, примеры из которых будут представлены в статье.

Задание 1: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.

Цель – определение способности ребенка к составлению адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно пять картинок следующего примерного содержания: 1) дети переходят дорогу по пешеходному переходу; 2) девочка катается на велосипеде; 3) бабушка с внучкой собирают грибы; 4) дети загорают на пляже; 5) дети купаются в речке.

При предъявлении каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано». При отсутствии разового ответа задается второй вопрос, указывающий на изображаемое действие: «Что делает мальчик/девочка?» В результате анализа ответов детей выявлены особенности:

-          составление фраз-высказываний под­меняется простым перечислением изображенных действий: Родион – купаются; Кирилл – загорают, купаются;

-          для составления фразы требуется дополнительный воп­рос, указывающий на выполняемое действие;

-          характерно наличие пауз с поиском нужного слова;

-          пропуски денотатов – значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что может быть связано с нарушением операций смыслового программирования: Вика – на пляже; Кирилл – велосипед кататься; Глеб – они на пляже.

-          отмечаются нарушения в грам­матическом оформлении высказываний: Родион – велосипед кататься;

-          ошибки в употребле­нии словоформ, нарушающие связь слов в предложении: Вика – Море. Там течение уносит. И девочка не умела плавать;

-          нарушения нормативного порядка слов в предложении: Родион – отдыхают они; Вика – Море. Там течение уносит. И девочка не умела плавать.

За правильное выполнение задания по одной картинке ставился один балл. По результатам оценок мы вывели средний балл по каждому ребенку, что отразили в табл. 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания

«Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам»

 

Уровень выполнения задания

Абсолютное значение среднего балла

%

I (удовлетворительный)

Алиса – 4,8; Костя – 4,8; Полина – 4,6; Дима – 4,6

44

II (средний)

Вика – 4,2; Егор – 4; Глеб – 3,6

33

III (недостаточный)

 Кирилл – 2,6

11

IV (низкий)

Родион – 2,4

11

Задание не выполнено

 

Из таблицы видно:

-                    испытуемых распределили по четырем уровням, от удовлетворительного до низкого;

-          44% испытуемых демонстрируют удовлетворительный уровень выполнения задания. Ответы испытуемых демонстрируют грамматически правильно построенные фразы, адекватные по смыслу содержанию картинки;

-          33% испытуемых во фразах имеют один из перечисленных недостатков: неправильное употребление грамматической формы слова; нарушение нормативного порядка слов, длительные паузы;

-          11% – недостаточный уровень, демонстрируют ряд недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования фразы;

-          11% – низкий уровень. Высказывание составлено с помощью дополнительного вопроса и указывает на выполняемое субъектом действие.

Таким образом, дети, отнесенные к последним уровням после выполнения задания по составлению предложений, нуждаются в коррекционной работе, чтобы перейти от однословных предложений к двусоставным предложениям.

Задание 2: пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Бишка». Результаты обследования представлены в табл. 2.

Из протокола видно, что для пересказов характерны бедность и однообразие средств фразовой речи: короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений; ошибки в построении предложений, неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, пропуски глаголов, лексические затруднения.

Глеб: «Я дом стерегу, по ночам не сплю. Я на охоту хожу. Волков, воров пугаю и зайку охраняю» – 2 б. (отмечается нарушение связного воспроизведения, полно представлена 2-я часть текста).

Полина: «Хозяин предложил прочитать книжку. <…> понюхала и прочитала. Буду волков пугать, уточек ловить, зайчика охранять» – 2 б. (три предложения. Смысловая ошибка).

На основе анализа рассказов детей мы распределили их по пяти уровням выполнения задания – от хорошего уровня до уровня «задание не выполнено» – и отразили это в табл. 2.

Таблица 2

Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Бишка”»

 

Уровень выполнения задания

Абс. значение

%

I (хороший) 4 б.

3

33

II (удовлетворительный ) 3 б.

1

11

III (недостаточный) 2 б.

2

22

IV (низкий) 1 б.

Задание не выполнено

3

33

 

Из таблицы видно, что пересказ более сложное для детей задание и 33% с ним не справились даже при помощи наводящих вопросов. Кирилл и Родион не могли сосредоточиться на 2-м задании (Кирилл промолчал и отвечал на заданные вопросы, повторяя ответы за экспериментатором. Родион повторял: «Я запутаюсь как-то. Я запутаюсь»).

Задание 3: составление рассказа по серии картинок из альбома Т. Н. Волковской [5].

1-я картинка: бездомная собачка сидит на улице под дождем, грустит.

2-я картинка: к ней подходят мама и дочка. Девочка присела и хочет ее погладить.

3-я картинка: Собачку забрали в дом, покормили молоком. Она веселая.

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням при выполнении задания

«Составление рассказа по серии картинок»

 

Уровень выполнения задания

Абс. значение

%

I (хороший)

2

22

II (удовлетворительный )

3

33

III (недостаточный)

IV (низкий)

4

44

Задание не выполнено

 

Из таблицы видно:

-          рассказы 44% испытуемых, отнесенных к низкому уровню, составляли рассказ с помощью наводящих вопросов. Связность нарушена. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках, то есть дети стремятся к отображению картинки односоставным и двусоставным предложениями.

Например, Егор: «Собачка посе… Девочки пришли и домой завели». 4-й уровень выполнения задания низкий – 1 б., трудности при объяснении, что ребенок видит на картинке. Смотрит на картинку и молчит. Отвечает на вопросы коротко. Правильно составил предложения только по последней картинке, но взрослую женщину и девочку назвал девочками;

-          рассказы 33% испытуемых отнесены к удовлетворительному уровню. Например, Полина: «Собачка… выгнали из дома и она расстроилась. И пошел дождь. Потом девочка и девочка увидели. Девочка другая погладила и понесла собачку себе домой. Налили молока две дочки. И собачка попила, и она была радостная, и улыбалась». Полина не дифференцировала взрослую женщину и девочку. Сначала назвала их девочками, потом дочками. В предложениях и между предложениями нарушена связность, наличие пауз. 2-й уровень удовлетворительный – 3 б. Нерезко выраженные нарушения связности;

-          рассказы 22% испытуемых отнесены к хорошему уровню. Они составляли рассказ самостоятельно, не нарушали структуру повествования. По каждой картинке составлялось примерно по два предложения. В рассказе достаточное количество глаголов. Например, Алиса: «Собачка под дождем грустит. Думает, когда же у нее же будет дом и хозяин. А девочка и мама гуляли под дождем с зонтиком и нашли собачку. И решили они ее поласкать и забрать домой. Пусть она у них живет». 1-й уровень выполнения задания хороший – 4 б. Рассказ последовательно передаёт события и связь между ними, построен в соответствии с грамматическими нормами языка. Рассказ из пяти предложений. Присутствует эмоциональная лексика.

Наличие наглядного материала, серии картинок способствовало тому, что все дети справились с заданием.

Задание 4: составление рассказа «На нашем участке». Дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, перед составлением рассказа «На нашем участке» мы беседовали и предлагали рассказать: 1) что находится на участке; 2) чем занимаются на участке дети; 3) в какие игры они играют; 4) назвать свои любимые игры и занятия; 5) вспомнить о зимних играх и развлечениях. Затем детям предлагалось самостоятельно рассказать про свой участок детского сада.

Таблица 4

Распределение испытуемых по уровням при составлении рассказа из опыта

«На нашем участке»

 

Уровень выполнения задания

Абс. значение

%

I (хороший)

1

11

II (удовлетворительный )

III (недостаточный)

IV (низкий)

6

66

Задание не выполнено

2

22

 

Из таблицы видно, что восемь испытуемых из всей выборки демонстрируют низкий уровень выполнения задания или его невыполнение. Рассказ из личного опыта на близкую тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду «На нашем участке», предполагал наличие пяти фрагментов, перечисленных выше:

-          рассказы 66% испытуемых отнесены к IV (низкому) уровню выполнения задания. Например, Полина: «Там… на веранде много игрушек. Нам интересно. Мы можем играть в песочнице, домике, на лестнице». 1 б. – отсутствуют два фрагмента рассказа, отмечается крайнее бедное содержание, нарушена связность;

-          рассказы 11% испытуемых отнесены к I (хорошему) уровню выполнения задания. Например, Алиса: «На нашем участке есть лесенка, на которой Вика и Полина играют. Некоторые играют в войну, некоторые в футбол на спортивной площадке. Больше всего я люблю играть в бенди. Бенди – это Сережа. Мы с ним всегда играем в Бенди. У меня в деревне есть санки, еще у нас есть лыжи, научилась без палок кататься». 4 б. – в рассказе присутствуют все основные фрагменты высказывания. Фразы развернутые и логически выстроены.

В коррекционной работе для наполнения содержанием данного рассказа помогут наблюдения на прогулке и беседы с детьми по предложенным выше фрагментам.

Результаты обследования детей по 5-му описанию представлены в табл. 5. Задание 5: составление описательного рассказа об игрушке по картинке (альбом Т. Н. Волковской).

Таблица 5

Распределение детей по уровням при составлении описательного рассказа
об игрушке по картинке (альбом Т. Н. Волковской)

 

Уровень выполнения задания

Абс. значение

%

I (хороший)

1

11

II (удовлетворительный )

1

11

III (недостаточный)

2

22

IV (низкий)

3

33

Задание не выполнено

2

22

 

Таким образом, из таблицы видно, что 22% детей мы отнесли к 1-му и 2-му уровням сформированности умений описывать игрушку. Мальчики выбирали машинку, девочки – куклу.

-          I (хороший) уровень выполнения задания. Например, Дима: «Это грузовая машинка. У нее есть колеса, у нее кузов, кабина красная. В кабине сидит водитель. Кузов полосатый, синий и желтый свет. У машины 6 колес». 4 б. – высокий уровень. Соблюдена логическая последовательность, смысловые синтаксические связи внутри рассказа.

-          II (удовлетворительный) уровень выполнения задания. Например, Алиса: «Куколка – она большая. У нее красивое платье. Еще у нее есть хвостики. И… она немножко… вот такая (жестом обозначила размер куклы)». 2 б. -– недостаточный уровень. Демонстрируется незавершенность ряда микротем.

-                    Остальные 77% мы отнесли к 3-му и 4-му уровням и к уровню «Задание не выполнено».

-          III (недостаточный) уровень выполнения задания.

-          IV (низкий) уровень выполнения задания. Например, Вика: «Наверху хвостики, голова круглая, шейка прямоугольная. Пальчики у ее, ножки, платья». 1 б. – простое перечисление отдельных признаков.

Можно выделить ряд особенностей описательных рассказов:

-          простое перечисление отдельных признаков;

-          недостаточный уровень последовательности, нарушение логики;

-          отражены не все микротемы. Незавершенность ряда микротем;

-          объем предложений незначительный.

Данные по пяти сериям заданий мы свели в общую табл. 6.

Таблица 6

Сводная таблица по результатам констатирующего эксперимента

 

п/п

Имя ребенка

Номер задания

Общее кол-во баллов

Уровень развития повествовательных умений

1

2

3

4

5

1

Алиса

4,8

3

4

4

 2

17,8

Высокий

2

Полина

4,6

2

3

1

3

13,6

Средний

3

Егор

4

0

1

0

0

5

Низкий

4

Дима

4,6

4

3

1

4

16,6

Высокий

5

Глеб

3,6

2

1

1

2

9,6

Средний

6

Вика

4,2

4

4

1

1

14,2

Средний

7

Костя

4,8

4

3

1

1

13,8

Средний

8

Кирилл

2,6

0

1

1

0

4,6

Низкий

9

Родион

2,4

0

1

0

0

3,4

Низкий

 

Итого

35,6

19

21

10

13

98,6

 

Из таблицы видно:

-          первое задание вызвало наименьшее количество затруднений у испытуемых (35,6 б.);

-          на втором месте по балльным оценкам заданий (21 б.) составление рассказов по серии картинок;

-          на третьем месте по балльным оценкам – 3-е задание. У всей выборки испытуемых 19 б.;

-          на четвертом месте по балльным оценкам – описательный рассказ об игрушке – 13 б.;

-          на пятом месте по балльным оценкам выполнено задание – составление рассказа из личного опыта, 10 б. Это задание вызвало наибольшее количество затруднений.

Таким образом, низкий уровень выполнения всех заданий демонстрируют 33%, средний уровень – 44% испытуемых, высокий уровень – 22%.

Мы смоделировали дифференцированную коррекционную программу по формированию связной повествовательной речи у старших дошкольников с ОНР.

Цель коррекционной программы – формирование связной повествовательной речи у дошкольников 5–6 лет с ОНР третьего уровня.

Задачи коррекционной программы:

  1. Для испытуемых низкого уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательной речи задания по серии картинок (две, три, четыре картинки).
  2. Для испытуемых среднего уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательных рассказов находятся задания по пересказу малых по объему детских текстов и рассказы из личного опыта.
  3. Для испытуемых высокого уровня развития связной речи в зоне ближайшего развития повествовательных рассказов – рассказы из личного опыта и описательные рассказы.