Full text

На современном этапе развития общества важную роль в сохранении и развитии здоровья детей играет полноценное физическое развитие, психическое и социальное благополучие, а также формирование осознанного отношения к своему здоровью. В современных условиях повышение уровня здоровья детей приобретает характер глобальной проблемы, содержащей целый ряд аспектов. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы является вопрос снижения двигательной активности дошкольников. Профилактика гиподинамии влечет за собой успешное прогнозирование более качественного уровня физического здоровья младших школьников. Это подталкивает к переосмыслению и необходимости актуализации системы управления в области дошкольного образования. Ставится вопрос о необходимости создания именно такой системы работы, при которой оздоровительная деятельность будет интегрирована в образовательную. Правильное формирование основных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста во многом зависит от целенаправленной, систематической воспитательно-образовательной работы в ДОО и создания в ней определенных условий для реализации педагогического процесса.

Актуальность выбранной темы обусловлена складывающимся в практике здоровьесбережения ДОО рядом противоречий между необходимостью в согласованных действиях по формированию здоровьеформирующей среды образовательных учреждений и невозможностью ее осуществления в условиях современной практики; необходимостью активного вовлечения родителей в здоровьесберегающий процесс, оказания помощи семьям по вопросам профилактики гиподинамии и отсутствием заинтересованности родителей в осуществлении тесного сотрудничества и конкретных оздоровительных проектов.

Проблемой появления гиподинамии занимались такие ученые, как В. С. Оганов [1], С. Л. Аксельрод [2], Э. Я. Степаненкова [3], В. И. Дубровский [4] и другие.

В. И. Дубровский предлагает определять гиподинамию как ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни. Под влиянием гиподинамии в организме происходят существенные изменения со стороны ЦНС, крово- и лимфообращения, мышечной системы, обменных процессов и т. д. Малоподвижность (ограничение движений) приводит к снижению венозного давления, тонуса и силы мышц, нарушается обмен веществ.

Чтобы обосновать необходимость разработки системы профилактики гиподинамии в дошкольной образовательной организации (ДОО), необходимо провести анализ существующей ситуации.

Первый этап констатирующего эксперимента был направлен на фиксацию имеющейся ситуации: был изучен и определен уровень здоровья детей (изучены медицинские карты детей); определен уровень риска появления гиподинамии: уровень культуры здоровья дошкольников, их образа жизни, уровень заинтересованности родителей в здоровье своих детей, а также определен уровень валеологических знаний у педагогов.

Изучение медицинских карт детей позволило выявить следующие показатели.

Таблица 1

Уровень здоровья детей

 

Группа

Общее кол-водетей

Дети с хроническими заболеваниями

Здоровые дети

Экспериментальная

55

44 (80%)

11 (20%)

Контрольная

50

40 (80%)

10 (20%)

 

Для дальнейшего изучения существующей ситуации, с опорой на работы В. А. Деркунской, В. Г. Кудрявцева нами был составлен диагностический комплекс. Цель диагностики – изучить уровень риска появления гиподинамии у дошкольников.

Задачи:

-          Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

-          Изучить особенности знаний, умений и навыков, поддерживающих и укрепляющих здоровье ребенка.

-          Изучить образ жизни ребенка, его отношение к спорту и двигательной активности в целом.

-          Изучить особенности отношения родителей к занятиям физической культурой и спортом своих детей.

  1. В структуру диагностики, осуществляемой в форме беседы с детьми, вошли следующие вопросы:

-          Что такое здоровье?

-          Кто такой здоровый человек?

-          Зачем люди занимаются спортом?

-          Какие виды спорта ты знаешь?

-          Занимаешься ли ты каким-либо спортом?

-          Есть ли у тебя дома спортивный уголок?

-          Часто ли ты гуляешь возле дома?

-          Чем вы занимаетесь на выходных с родителями?

-          Делаешь ли ты зарядку по утрам?

-          Смотрите ли вы с родителями спортивные передачи, соревнования?

-          Посещаете ли вы с родителями спортивные мероприятия?

Для определения уровня сформированности здорового образа жизни дошкольников используем следующие критерии:

1)     представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии образа жизни на здоровье человека;

2)     участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях;

3)     приобщение ребенка к спорту и здоровому образу жизни в целом.

В соответствии с выделенными критериями определяются три группы детей с различными проявлениями ведения здорового образа жизни и, соответственно, разными уровнями риска появления гиподинамии:

-          высокий уровень риска: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье», не связывает состояние здоровья с двигательной активностью и образом жизни в целом, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит;

-          средний уровень риска: ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и образом жизни человека, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению;

-          низкий уровень риска: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с занятиями спортом, настроен на здоровый образ жизни, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях.

Таблица 2

Уровень риска появления гиподинамии у детей (метод беседы)

 

Группа

Общее кол-во

Низкийуровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная

55

12 (21,8%)

27 (49,2%)

16 (29%)

Контрольная

50

11 (22%)

20 (40%)

19    38%)

 

  1. В ходе метода наблюдения за детьми в группе, на прогулке, на занятиях по физической культуре также выделяются три группы детей с разным уровнем риска появления гиподинамии:

-          высокий уровень риска: ребенок не проявляет интереса к подвижным играм, к общению со сверстниками, не стремится показать умения и навыки на спортивных занятиях, не принимает участия в разговорах о здоровом образе жизни, с неохотой идет на занятия физической культурой;

-          средний уровень риска: ребенок иногда играет со сверстниками в подвижные игры, по настроению общается с детьми, редко принимает участие в разговорах о здоровом образе жизни, идет на занятия физической культурой без особого желания;

-          низкий уровень риска: ребенок всегда принимает участие в подвижных играх, с радостью общается со сверстниками, активно принимает участие в обсуждении здорового образа жизни, с удовольствием идет на занятия физической культурой, стремится показать свои умения и навыки в спортивной деятельности.

Таблица 3

Уровень риска появления гиподинамии у детей (метод наблюдения)

Группа

Общее кол-во

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная

55

16 (29%)

25 (45,5%)

14 (25,5%)

Контрольная

50

16 (32%)

19 (38%)

15    30%)

  1. Проведение диагностики уровня заинтересованности родителей в здоровье своих детей

В структуру диагностики, осуществляемой в форме анкеты, вошли следующие вопросы:

-          Занимается ли Ваш ребенок каким-либо спортом?

-          Есть ли у Вашего ребенка спортивный уголок?

-          Сколько в среднем по времени гуляет Ваш ребенок?

-          Чем занимается Ваш ребенок во время прогулки?

-          Посещаете ли Вы спортивные мероприятия, соревнования?

-          Есть ли у ребенка личный спорт инвентарь (скакалка, ролики, коньки, лыжи, мяч и т. д.)?

-          Катаетесь ли Вы вместе с ребенком на велосипедах, коньках, лыжах, роликах и т. д.?

Для определения уровня заинтересованности родителей в здоровье своих детей используем следующие критерии:

1)     представления родителей о здоровье;

2)     участие семьи в оздоровительных и спортивных мероприятиях;

3)     приобщение себя и ребенка к спорту и здоровому образу жизни в целом.

В соответствии с выделенными критериями определяются три группы детей с различными проявлениями ведения здорового образа жизни и, соответственно, разными уровнями риска появления гиподинамии:

-          высокий уровень риска: родители не проявляют интереса к спорту, не привлекают своего ребенка к активным видам деятельности, ограничиваются короткими прогулками с ребенком, не участвуют в спортивных мероприятиях и не посещают их;

-          средний уровень риска: родители проявляют интерес к спорту, иногда привлекают детей к активным видам деятельности, изредка посещают спортивные мероприятия, но не участвуют в них;

-          низкий уровень риска: родители проявляют интерес к спорту, привлекают своего ребенка к активным видам деятельности, водят детей на спортивные секции, посещают спортивные мероприятия и участвуют в них.

Таблица 4

Уровень риска появления гиподинамии у детей (метод анкетирования родителей)

 

Группа

Общее кол-во

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная

55

13 (23,6%)

19 (34,6%)

23 (41,8%)

Контрольная

50

13 (26%)

17 (34%)

20 (40%)

 

  1. Изучение уровня валеологических знаний у педагогов

В структуру диагностики входили следующие вопросы:

-          Знаете ли вы, что такое гиподинамия?

-          Что такое гиподинамия?

-          Чем опасна гиподинамия?

-          Какие формы работы с родителями вы используете в целях сохранения и укрепления здоровья детей?

-          Какие профилактические комплексы вы проводите в группе с детьми?

В ходе изучения уровня валеологических знаний у педагогов выделяются три группы с разным уровнем знаний о гиподинамии:

-          высокий уровень: педагог знает, что такое гиподинамия, чем она опасна и какие меры необходимы для её профилактики;

-          средний уровень: педагог знает, что такое гиподинамия, чем она опасна, но не имеет представления о мерах её профилактики;

-          низкий уровень: педагог не знает, что такое гиподинамия, чем она опасна и какие меры необходимы для её профилактики.

Сравнив результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, можно отметить, что интерес к спорту, уровень представлений о двигательной активности, о здоровье и здоровом образе жизни в исследуемых группах примерно одинаковы и не имеют особых различий, а значит, нет выделяющейся группы по отобранным критериям.

Таблица 5

Уровень знаний педагогов о гиподинамии у детей

(метод анкетирования педагогов)

 

Группа

Общее кол-во

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная

20

7 (35%)

11 (55%)

2 (10%)

Контрольная

18

6 (33,3%)

9 (50%)

3 (16,7%)

 

Общий анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости систематической целенаправленной работы по формированию мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни у старших дошкольников, что и послужило основой для разработки программы.