Full text

Развитие предпринимательства невозможно без создания комфортной правовой базы для предпринимателей. Эффективное правовое регулирование сферы предпринимательства – одно из основных направлений деятельности любого государства, от него напрямую зависит уровень предпринимательской активности. Чем выше уровень предпринимательской активности, тем быстрее развивается экономика страны. В данной статье предлагается рассмотреть правовые аспекты регулирования предпринимательства в Эстонии, будут затронуты и иные аспекты, способствующие развитию предпринимательства в Эстонии. В статье также будет проведено сравнение правовых институтов, способствующих развитию предпринимательства, с аналогичными российскими институтами.

Прежде чем переходить непосредственно к правовым и иным аспектам, способствующим развитию предпринимательства в Эстонии, предлагаем рассмотреть справочную информацию, включающую характеристику страны с точки зрения принадлежности к правовой семье, уровня экономического развития, преобладающей религии, особенностей государственного устройства.

Эстония – прибалтийская республика с населением в 1,3 млн человек и площадью в 4 млн гектаров, из которых половину занимает лес. Эстония является членом Европейского союза и НАТО.

Преобладающая религия – христианство (православие и лютеранство). Вместе с тем сегодня Эстония представляет собой одну из наименее религиозных стран мира: всего около 14% населения признаются, что религия занимает важную часть в их повседневной жизни [1]. Будучи исторически не сильно религиозным, эстонское общество еще больше отдалилось от религии в период проведения советской политики государственного атеизма.

Форма эстонского государства может быть определена следующим образом:

-          форма правления – парламентская республика;

-          политико-правовой режим – демократический;

-          форма государственного устройства – унитарное государство.

Эстонская правовая система принадлежит к романо-германской правовой семье. Основными источниками права в Эстонии являются законы и иные нормативно-правовые акты. Эстонская правовая система прошла путь быстрой трансформации от советского права к классическому романо-германскому праву.

Переходя к особенностям государственного устройства Эстонской Республики, необходимо отметить, что в этой стране отсутствует конституционный суд как самостоятельный орган, зато существует должность канцлера юстиции, на которого возложена функция надзора за конституционностью нормативных актов. Отличительной особенностью государственного устройства Эстонии является также и то, что в Эстонии существует Государственный контроль – независимое от других ветвей власти учреждение, задача которого заключается в изучении экономности, эффективности и действенности трат денежных средств публичного сектора.

Говоря об особенностях государственного устройства Эстонии, нельзя обойти стороной главную особенность – реализуемый в этой стране проект электронного государства – E-Estonia, направленный на цифровизацию и затрагивающий все сферы жизни эстонского общества, в том числе предпринимательство.

Результаты проекта по цифровизации эстонского общества представлены в следующих показателях [2].

Социальные показатели:

-          Население – 1,3 млн.

-          Граждан со smart-ID – 150 000.

-          Граждан с mobile-ID – 125 000.

-          Граждан, постоянно пользующихся ID-картой, – 51%.

-          Население, постоянно использующее интернет – 88%

-          Домохозяйств, подключенных к широкополосному Интернету, – 86%.

-          Домохозяйств, оборудованных компьютерами, – 88%.

Финансовые показатели:

-          ВНП – $22,8 млрд.

-          Банковских переводов, совершающихся электронно, – 99,6%.

-          Граждан, задекларировавших свое имущество онлайн, – 96,3%.

-          Текущая налоговая ставка – 20%.

Показатели здравоохранения:

-          Врачебных данных, хранящихся в цифровом виде, – 95%.

-          Рецептов, выписанных онлайн, – 98%.

Электронное правительство:

-          Число граждан с ID-картой – 97,9%.

-          Пользуются интернет-голосованием – 30,5%.

-          Граждан с электронным видом на жительство (ЭВЖ) – 20 735.

-          Электронных услуг – 1789.

-          Рабочих часов, сэкономленных с X-Road, – 7,2 млн.

-          Предприятий, созданных гражданами с ЭВЖ, – 3070.

-          Цифровых подписей использовано 367 736 235.

-          ВВП сэкономлено благодаря электронным подписям – 2%.

Сектор информационно-коммуникационных технологий:

-          Предприятий – 3648.

-          Выручки – €3,689 млрд.

-          Добавленная стоимость с одного работника – € 30 300.

-          Среднее число работников на предприятии – 19 593.

-          Объем ИКТ – 7%.

Опережающие темпы (по сравнению со странами СНГ и ЕС) развития цифрового общества в Эстонии были бы невозможны без создания комфортной предпринимательской среды малого бизнеса. Сформированная сегодня в Эстонии предпринимательская среда способствует ускоренным темпам цифровизации эстонского общества, так как большое количество малых предприятий участвует в этом процессе. Основная идея состоит в том, что развитие предпринимательской среды малого бизнеса – это необходимая основа для развития современного цифрового общества.

Крошечная постсоветская страна на собственном примере показала, что за четверть века можно создать комфортную правовую базу для развития предпринимательства, полностью перестроить экономику, провести ряд эффективных реформ и в конечном итоге сформировать благоприятную предпринимательскую среду малого бизнеса, которая может стать хорошей основой для перехода к современному цифровому обществу.

Предлагается проанализировать «эстонский путь реформ»: выявить основные правовые меры, способствующие эффективному развитию малого предпринимательства в Эстонии, начиная от получения этой страной независимости от СССР и заканчивая современным этапом.

После распада СССР Эстонская Республика, как и другие прибалтийские страны, получила независимость. С тех пор прошло четверть века. Несмотря на наличие таллинского порта, одного из самых крупных морских портов Балтики, в экономическом плане Эстония не представляла собой чего-то выдающегося. Один крупный морской порт и находящийся в упадке промышленный сектор не могли обеспечить стране процветания.

Проведенные в стране реформы, в особенности правовая реформа и налоговая реформа, позволили создать в Эстонии благоприятный климат для развития малого бизнеса, что, в свою очередь, оказало существенное влияние на развитие экономики, решение социальных проблем, увеличение численности занятных.

Немалую роль в процессе реформирования играл Европейский союз, поддерживающий проводимые в Эстонии реформы. Экономическая политика ЕС в сфере предпринимательства сначала реализовывалась в Эстонии через различные фонды, занимающиеся поддержкой предпринимательства в странах ЕС. С 1 марта 2004 г. Эстония получила доступ к поддержке структурных фондов ЕС. В период 2004–2006 гг. финансовая поддержка была выделена из четырех фондов: Европейский Фонд регионального развития, Европейский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского фонда, Финансовые инструменты для руководства по рыболовству [3]. Средства, выделенные ЭР на этот период, использовались до конца 2008 г., а выплаты производились до конца 2010 г. В период 2007–2013 гг. структурная помощь выделялась из фондов: Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский социальный фонд (ESF), Фонд сплочения (CF). Структурная помощь в этот период была определена рамочным документом Framework в трех программах:

-          оперативная программа по развитию людских ресурсов;

-          оперативная программа развития среды обитания;

-          оперативная программа развития экономической среды.

Помимо регулирования сферы развития и поддержки предпринимательства нормативными актами Европейского союза Министерство экономики Эстонии постоянно разрабатывает и внедряет очередные программы развития малого и среднего предпринимательства. Например, в 2007–2011 гг. такая программа была направлена на создание благоприятных условий для предпринимательства, развитие инновационно-инвестиционной привлекательности Эстонии и повышение конкурентоспособности предпринимательства в государстве. В период 2007–2013 гг. была сформирована государственная система поддержки предпринимательства, которая базировалась:

1)     на нормативно-правовых актах:

-          законе о структурных пособиях на 2007–2013 гг.;

-          ППР «О назначении реализующих учреждений, ответственных за выдачу структурных субсидий на период с 2007 по 2013 г.»;

-          распоряжении министра экономики и коммуникаций о порядке и условиях получения структурных субсидий по приоритету;

-          законе о поддержке предпринимательства и государственных гарантиях займов;

2)     государственной поддержке:

-          государственных субсидиях;

-          государственной гарантии;

-          предпринимательском займе.

Эстонское правительство прошло долгий путь реформирования сферы малого и среднего предпринимательства, сегодня уже можно говорить о том, что это реформирование основывалось и продолжает основываться на следующих направлениях деятельности:

  1. Развитие человеческих ресурсов: уменьшение нехватки рабочей силы и повышение ее квалификации, мотивирование занятия предпринимательством, развитие знаний и навыков в конкретных областях деятельности.
  2. Улучшение финансовых возможностей предприятий: обеспечение доступа к средствам финансирования, разработка новых финансовых инструментов.
  3. Развитие опорных структур поддержки предпринимательства: создание инкубационных центров, производственных и промышленных парков.
  4. Распространение информации о предпринимательской деятельности: улучшение доступности к информации, создание новых баз данных.
  5. Упрощение делопроизводства: упрощение законодательной базы, упразднение административных и бюрократических барьеров.
  6. Поддержка развития и деятельности малого предпринимательства: государственные пособия, фондовая поддержка, банковская поддержка [4].

Результатом реализации программ развития малого предпринимательства стало создание конкурентоспособной экономики, характеризующейся стабильностью правовой базы, предсказуемостью экономической политики, надежной инфраструктурой, благоприятным уровнем зарплаты и инвестиций, разумной налоговой политикой, инновациями. Для создания и развития малого бизнеса в Эстонии образовался целый ряд преимуществ. Инновации, малый бизнес, инновационное управление, создание поддерживающих структур стали определяющими в экономической политике страны. Сегодня в Эстонии больше всего стартапов на душу населения, чем в любой другой стране Европы. Эстония занимает место в первой двадцатке в рейтинге стран с комфортными условиями для создания и ведения бизнеса (Doing Business) [5]. Предпринимательство и малый бизнес уже обеспечили эстонскому государству технико-экономический прорыв.

Сегодня в Эстонии создана целая сеть занимающихся поддержкой предпринимательства учреждений:

-          Целевое учреждение по развитию предпринимательства.

-          Целевое учреждение по гарантированию кредитов и экспорта.

-          Уездные центры развития предпринимательства.

-          Таллинский департамент предпринимательства.

-          Касса по безработице (субсидии безработным для начала предпринимательской деятельности, образовательный пай безработного).

-          Нарвский бизнес-центр.

-          Инкубаторы предпринимательства (бизнес-инкубаторы).

-          Торгово-промышленная палата Эстонии.

По показателю экономической свободы, где критериями оценки являются законодательство государства, уровень управления, правила и рыночная свобода, Эстония находится на шестом месте в мире. Здесь Эстония опережает, например, Соединённые Штаты Америки, Германию, Южную Корею.

В части экономических ожиданий Эстония является самым оптимистичным государством Европы. Лишь 4% жителей Эстонии считают, что экономическое положение их детей будет хуже, чем их собственное положение. Средний показатель по Европе составляет 18% [6].

По конкурентоспособности налоговая система Эстонии занимает первое место среди стран ОЭСР.

Сегодня, чтобы создать фирму в Эстонии, требуется всего несколько минут, а через три часа фирма уже может приступать к работе.

Правовые институты (институт регистрации юридических лиц, налоги и т. д.), влияющие на развитие предпринимательства в современной Эстонии, предлагается сравнить с аналогичными российскими институтами в таблице, представленной ниже.

 

Параметры

Эстония

Россия

Срок регистрации юридических лиц с ограниченной ответственностью

Три часа

Три дня

Минимальный уставный капитал создаваемой компании

2 500 евро

10 000 рублей

Обязательность внесения уставного капитала на счет компании

Можно лишь задекларировать, если не распределять учредителям дивиденты

Обязательно в течение четырех месяцев после регистрации

Налог на прибыль

0%, если компания не рас­пределяет прибыль между ее членами (акционерами).

Около 26,6%, если компания распределяет прибыль между ее членами (акционерами) в виде дивидендов

20% – ОСНО.

6–15% – УСН

Валютный контроль

Нет ограничений на размеры транзакций, на снятие со счет средств

Валютный контроль присутствует

Необходимость вести бухгалтерию

Обязательно

Обязательно

 

Резюмируя, можно сказать, что регистрация компании в Эстонии удобнее, происходит быстрее, а само ведение бизнеса при желании можно сделать относительно дешевым, с отсутствием налога на прибыль. Кроме того, регистрируя компанию в Эстонии, предприниматель может рассчитывать на стабильность правовой базы, предсказуемость экономической политики, надежную инфраструктуру, разумную налоговую политику, отсутствие бюрократизации, поддержку инноваций. Стоит отметить, что работа по упрощению и совершенствованию правовых институтов, влияющих на развитие предпринимательства, в России ведется, и ее необходимо продолжать.

Эстонский путь от крошечного постсоветского государства со слабой экономикой к странам-лидерам в развитии цифрового общества наглядно показывает, что за четверть века можно полностью перестроить экономику, провести эффективные реформы, направленные на поддержку и развитие предпринимательства, и в конечном итоге сформировать благоприятную предпринимательскую среду, которая станет драйвером развития цифрового государства.

Поддержка международных организаций, либерализация налогового законодательства, иностранные инвестиции, государственная система поддержки предпринимательства, развитие человеческих ресурсов, дебюрократизация – все это заложило основу для создания конкурентоспособной экономики, предсказуемой экономической политики, надежной инфраструктуры, благоприятного уровня зарплат и инвестиций, разумной налоговой политики, инноваций. Предпринимательство и малый бизнес обеспечили эстонскому государству технико-экономический прорыв. В Эстонии создана целая сеть занимающихся поддержкой предпринимательства учреждений. Ведение бизнеса в Эстонии привлекает большое количество предпринимателей ввиду дешевизны и удобства. Все эти успехи были бы невозможны без создания комфортной правовой базы для предпринимателей, поэтому создание комфортной и понятной правовой базы для предпринимателей – первоочередная задача любого государства, стремящегося к созданию комфортной предпринимательской среды.