Французская Республика – государство с очень сильной демократической традицией, глубоким уважением к правовым институтам. Франция относится к романо-германской правовой семье, являясь одним из наиболее ярких представителей группы римского (романского) права. Экономика Франции органично сочетает как индустриальное развитие, так и сельское хозяйство, благодаря чему страна является одним из мировых лидеров по ВВП. Кроме того, Французская Республика – государство, в котором закрепление его светского характера в главных нормативных актах страны не пустой звук, большинство населения не относит себя к какой бы то ни было религии, в оставшейся доле преобладает католичество.
Малое предпринимательство играет важнейшую роль для экономики Франции, однако оговоримся, что, несмотря на сходство некоторых институтов с российскими, различия в регулировании и поддержке столь существенны, что необходимо понимать не только сущность самих существующих институтов, но и причины и условия их возникновения.
Малые и средние предприятия во Франции сегодня составляют 99% от общего количества, обеспечивают более 50% ВВП страны, а также повсеместно задействованы в деятельности крупных компаний, которые достаточно большое количество собственных задач передают на субподряд малому бизнесу.
При этом сразу оговоримся, что для французского законодательства не типично принятие отдельных законов для конкретных подотраслей или институтов, большинство исследованных нами аспектов государственной поддержки находят свое отражение в кодифицированных актах (гражданский, налоговый кодексы, кодекс интеллектуальной собственности). Прямая поддержка малого бизнеса вообще является негосударственной, а значит, нормативные акты в данной сфере отсутствуют.
На наш взгляд, стоит выделить несколько ключевых направлений регулирования и государственной поддержки малого бизнеса во Франции:
- Непосредственное содействие государства развитию малых предприятий.
- Поддержка инновационного малого предпринимательства.
- Защита прав предпринимателей, включая защиту от недобросовестной конкуренции.
- Стимулирование малого бизнеса с помощью особых режимов налогообложения.
За последние десятилетия государственное регулирование исследуемого сегмента позволило изменить роль малых предприятий с института, который позволял решить проблему безработицы, на высокоэффективный и инновационный сектор экономики. Во многом подобное стало возможным благодаря тому, что правительство Франции обеспечило планомерный переход от государственной поддержки малого предпринимательства к созданию благоприятной среды для его функционирования, а также оказанию помощи не только при создании предприятия, но и при его развитии.
Министерство экономики, финансов и промышленности в лице входящего в его состав Управления торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг является основной государственной структурой, разрабатывающей направления и претворяющей в жизнь конкретные меры по поддержке малого бизнеса.
При этом государственные структуры тесно сотрудничают с иными партнерами и агентами. Кроме того, членство Французской Республики в ВТО обусловливает невозможность прямого субсидирования малых предприятий, в связи с чем созданы такие организации, как OSEO и Coface [1].
Первая из них, созданная в 2005 г. и оставшаяся без официальной расшифровки, является государственной, обеспечивая поддержку инноваций, финансирование инвестиций и гарантируя малым предприятиям финансирование от банков. Так, она разделяет риски по банковским займам с малыми предприятиями, гарантируя возврат от 40 до 70% банковского финансирования.
При этом мнения о деятельности OSEO довольно неоднозначны. Несмотря на то что она своим существованием обеспечивает предоставление малым предприятиям кредитов от банков, которые в ином случае скорее всего были бы недоступны, большое количество предпринимателей считают себя обманутыми данной структурой. Однако дело здесь скорее не в том, что OSEO действительно обманывает предпринимателей, а в сложности и не всегда высокой прозрачности предоставляемых гарантий и распределения рисков, в связи с чем многие предприниматели, во время экономического подъема взявшие кредиты и понадеявшиеся на OSEO как на панацею от возможного кризиса, в условиях спада экономики разорились и обанкротились.
Coface (Французская компания по гарантиям для международной торговли, 1946 г.) была создана как организация, которая должна решить существующую проблему выхода французских малых предприятий на мировой рынок. Основным инструментом, применяемым Coface, является страхование кредитов, которое призвано покрывать задолженности и неплатежи французских компаний на международном рынке, хотя в целом инструментарий куда более широк. Однако, как и в рассмотренном выше случае, препятствием для применения малыми и средними предприятиями всех возможностей взаимодействия с Coface является сложность и запутанность механизмов, особенно при отсутствии на предприятии специалистов, знакомых с их тонкостями.
Вторым направлением государственной поддержки малого бизнеса во Франции является поддержка развития инноваций. Несмотря на то что положение Франции в сфере инноваций не критично (государство хоть и не является европейским лидером в данной сфере, но сохраняет свои позиции прямо вслед за группой лидеров), с начала XXI в. власти озаботились проблемой внедрения инноваций, в том числе в деятельность малых и средних предприятий.
В 2004 г. был законодательно учрежден статус Молодого инновационного предприятия. Соблюдая ряд следующих критериев:
1) отнесение к малым или средним предприятиям;
2) существование на протяжении не более чем 8 лет;
3) более 15% исследовательских расходов в общей массе расходов;
4) принадлежность физическим лицам более чем на 50%;
5) являться впервые созданным предприятием,
предприятие приобретает данный статус и возможность сократить налоги и отчисления в различные фонды с должностей, требующих высокой квалификации (инженеры, исследователи и прочие). Итоговая экономия в среднем составляет около 10% от фонда оплаты труда [2].
В 2008 г. принят Закон о модернизации экономики, воспринявший опыт регулирования инновационного предпринимательства в США. Он позволяет инновационным предпринимателям платить налог только как физическое лицо, избегая двойного налогообложения, а также предоставляет прямой доступ к государственным закупкам, позволяя инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства получать закупки от государственных учреждений в размере до 15% от их бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Исследовательский налоговый кредит был введен во французское законодательство еще в 1983 г., однако своего пика его применение достигло в 2011-м, когда Закон о бюджете утвердил возможность финансирования с его помощью до 40% расходов малых и средних предприятий. Кроме того, было установлено, что предприятие имеет право вычитать его суммы из налоговой базы налога на прибыль.
Данные меры позволили сделать Франции качественный рывок в наукоемком производстве, малые и средние предприятия активно нанимают высококвалифицированных специалистов и вкладывают средства с новейшие разработки. В текущем десятилетии Французская Республика в плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стала конкурентоспособна США, причем ряд предприятий Силиконовой долины предпочитают вкладывать деньги в найм именно французских, а не отечественных инженеров. В такой ситуации становление Франции как ведущей европейской страны в сфере инноваций всего лишь вопрос времени, но более всего внушает уважение тот факт, что данный результат достигнут не направлением государственного финансирования в конкретные крупные предприятия, а последовательной реализацией политической воли, направленной на развитие инноваций в малом бизнесе.
Малый бизнес, быстро приспосабливающийся к меняющимся условиям реальности, наиболее уязвим для давления как со стороны других участников рынка, так и со стороны государства. В целях защиты предпринимателей во Франции создана довольно разветвленная система защиты их прав. Так, с 1997 г. помимо защиты в судах во Франции появились возможности защиты прав малого бизнеса в административных органах, которые позволяют:
1) бороться с бюрократией;
2) регулировать рынок с целью защиты граждан;
3) выполнять информационную и коммуникационную функции;
4) осуществлять превенцию нарушений [3].
Такими органами являются Высший совет агентства Франс-Пресс, совет по конкуренции, банковская комиссия, множество других комиссий: по контролю страхования, безопасности потребителей и другие, а также должность кредитного посредника.
Последний институт является крайне удачным и значимым для французской экономики в целом, и в частности для малого бизнеса. Функциями кредитного посредника являются контроль соблюдения соглашений банков с государством в части соблюдения ими обязательств по кредитованию бизнеса, помощь в разработке вариантов действия предприятия при отказе в кредите, контакт с правительством по поводу наиболее серьезных неразрешенных проблем.
Статистика демонстрирует, что в двух третях случаев обратившееся к посреднику предприятие находит финансирование после отказа. При этом 90% из успешно взаимодействующих с посредником предприятий в итоге смогли преодолеть кризис, тогда как те, которые и после обращения к нему не смогли получить финансирование, обанкротились в течение года.
Успех института посредничества обычно связывают со следующими факторами:
1) профессионализм специалистов, поскольку на данные должности обычно отбирают тех, кто уже имеет опыт работы в различных департаментах, знаком с банковским сообществом, принципами работы кредитных организаций и проблемами малого бизнеса;
2) гарантии, предоставляемые OSEO, позволяющие посредникам вести свою деятельность не с позиции просителей, а с позиции силы;
3) понимание обществом важности данного института, изначальная враждебность по отношению к нему со стороны банков и недоверие социума сменились уважением компетентности и разумности действий посредников [4].
Последний значимый аспект регулирования и поддержки малого бизнеса во Франции – налогообложение. Малые предприятия, имеющие оборот до 80 000 евро в год, освобождаются от НДС. Предприятия с оборотом до 231 000 евро в год могут перейти на упрощенный режим налогообложения, при котором сдаются только баланс, отчет о прибыли и убытках. Налог на организации во Франции является прогрессивным. Предприятия с годовой прибылью до 38 120 евро облагаются им по ставке 15%, если прибыль превышает указанную сумму, ставка может возрастать до 33,3%. При этом предприятия, впервые созданные в депрессивных регионах, освобождаются от данного налога в первые два года своего существования [5].
Также для индивидуальных предпринимателей и партнеров товарищества при соблюдении им ряда условия (отнесение к определенным видам бизнеса, ограничение по годовому доходу) существует режим микропредприятий, используя который предприятие может рассчитывать подоходный налог по упрощенной схеме: 71% от выручки, и при этом не платить другие налоги.
По итогам настоящего исследования можно прийти к выводу, что ключевым фактором развития малого бизнеса является заинтересованность государства в его становлении как одного из ключевых сегментов экономики, ее движущей силы. Несмотря на упомянутую тенденцию перехода от поддержки французского государства малых и средних предприятий к созданию благоприятной среды для их становления и развития, по сегодняшний день функционирует большое количество административных ресурсов (например, крайне успешный институт «кредитного посредника»), организаций, напрямую осуществляющих поддержку малому бизнесу, детально разработано законодательство о недобросовестной конкуренции, установлены налоговые льготы.
В таких условиях малый бизнес во Французской Республике имеет не только стабильное настоящее, но и блестящие перспективы будущего, догоняя лидирующие европейские страны в развитии малого бизнеса и инновационного предпринимательства. Ключевым институтом, крайне эффективно проявившим себя во Франции, является институт кредитного посредника. И все же, несмотря на всю его привлекательность, стоит предостеречь от безоглядной имплементации данного института в российское законодательство. Его успешное существование во Французской Республике обусловлено рядом исторических и социальных факторов, которые вряд ли удастся с точностью повторить в Российской Федерации. Уникален и статус кредитных посредников: фактически не являясь государственными служащими и не обладая властными полномочиями, они при поддержке негосударственных организаций имеют возможность разговаривать с позиции равного (а иногда и с позиции силы) даже с самыми крупными банковскими организациями. Воспроизведение института кредитного посредника в российских реалиях может столкнуться с рядом препятствий (начиная с банального недоверия со стороны предпринимателей и заканчивая неопределенностью статуса и властных полномочий).