Великобритания относится к англосаксонской правовой семье, которая объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе страны Содружества наций и США.
Особенности англосаксонской правовой системы: в ней доминирует прецедент как основной источник права, вопросы процессуального права доминируют над вопросами материального права, четкое отраслевое деление системы права отсутствует, деление права на частное и публичное не выражено.
По объему ВВП по ППС экономика Великобритании занимает 10-е место на 2017 г. Сфера услуг выступает самым крупным сектором британской экономики, занимая три четверти от ВВП страны.
Финансовая составляющая (27,7% ВВП) экономики определяет специализацию Великобритании в системе международных экономических отношений. Великобритания осуществляет 10% мирового экспорта услуг – брокерских, страховых, банковских, консультативных, компьютерное программирование.
Христианство выступает преобладающей религией в Великобритании (71,6% населения), ислам – второй по численности религией страны (2,7% населения), атеисты составляют 15,5% населения.
Малое предпринимательство является важнейшим компонентом функционирования сферы экономики каждой страны, с помощью малого предпринимательства формируется требуемая конкурентная среда, в экономике поддерживается дух инициативности и предпринимательства. Малые фирмы имеют возможность продвигать инновационные продукты, создавать новые рабочие места, они быстро и эффективно уходят с изжитых сфер, вливаются в новые перспективные и высокоприбыльные сферы деятельности.
Однако малый бизнес имеет присущие ему недостатки: недостаток финансовых ресурсов, конкуренция с монополистами, высокая зависимость от внешней среды, бюрократические барьеры при создании новых предприятий. Вследствие этого большинство экономически развитых государств предусматривают собственные концепции помощи малым предприятиям, которые ориентированы на формирование комфортных условий для их успешного и эффективного функционирования.
Малый бизнес занимает ведущее место в экономике, выступает двигателем научного прогресса и производственных сил в зарубежных странах, одновременно в России малый бизнес недооценен, что выражается в неэффективности форм его поддержки и недостаточном внимании к нему властей.
В аналитическом докладе Всемирного банка Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в 2017 году», проведенном в 189 странах мира, Великобритания заняла 7-е место в общем зачете по институциональным факторам, которые способствуют развитию бизнеса или затрудняют его, нормам регулирования предпринимательской деятельности. Россия в данном рейтинге заняла 40-е место, опережая Венгрию (41-е), Бельгию (42-е), Хорватию (43-е) и Молдову (44-е место) [1].
В 2017 г. в Великобритании на сферу малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) приходится 54% от общего числа занятых, 50,2% ВВП, 99,6% составила доля МСП от общего количества действующих предприятий [2]. Доля ВВП малого и среднего предпринимательства в России – 21%, общее количество предприятий – 40%, общее число занятых в данной сфере – 23% [3].
Среди организационно-правовых мер нужно отметить создание в апреле 2000 г. Службы малого бизнеса (The Small Business Service – SBS) – это специальный правительственный орган, который ответственен за развитие и поддержку МСП на национальном уровне. Эта служба входила в структуру Министерства торговли и промышленности (Department of Trade and Industry – DTI). Перед SBS правительство ставило следующие задачи:
- формирование и усовершенствование государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства;
- поддержка интересов малого и среднего бизнеса в правительстве;
- сокращение, сведение к минимуму бюрократических барьеров;
- координирование работы уполномоченных органов по поддержке малого предпринимательства;
- анализ эффективности программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
С созданием SBS в Великобритании усилилась централизация стратегического управления сферой МСП.
Также в целях государственного стимулирования МСП в 2000 г. был создан постоянно действующий общественный орган – Совет малого бизнеса (The Small Business Council, SBC), в который входят 20 членов.
Данный независимый орган консультирует директора SBS по проблемным вопросам МСП, докладывает о степени эффективности правительственной политики в сфере МСП государственному секретарю по вопросам промышленности и торговли.
Большая часть членов Совета – это действующие предприниматели, которые обладают большим опытом ведения бизнеса. Совет проводит заседания раз в два месяца. В совете формируются рабочие группы и определяется тематика работы по проблемным вопросам предпринимательства [4].
Совет малого бизнеса (SBC) как независимый орган свободно критикует деятельность SBS, иных структур, которые реализуют программы поддержки МСП. Совет представляет интересы МСП по всей стране посредством взаимодействия с местными объединениями бизнесменов при региональных обсуждениях главных аспектов развития малого и среднего предпринимательства.
С помощью интернет-сайта предприниматели могут напрямую задавать интересующие их вопросы и направлять предложения в Совет малого бизнеса. Совет малого бизнеса ежегодно публикует отчет о своей деятельности и рекомендации, которые направлены органам власти Великобритании.
SBS разработала следующие положения, которые обеспечивают уменьшение затрат малых предприятий в соответствии с законодательством:
- освобождение от исполнения некоторых требований аудита для предприятий, оборот которых не достигает 500 тыс. ф. ст.;
- упрощение форм финансовой отчетности малых предприятий;
- упрощение налогообложения предпринимателей, которые работают на условиях самозанятости.
Правительственные органы, кредитно-финансовые институты обеспечивают доступ МСП к финансированию, объем кредитования по государственным программам каждый год составляет больше 6 млрд ф. ст.
Важной инициативой в данном направлении является реализация программы гарантированных кредитов малым предприятиям, которая была введена в 1981 г. с целью поддержки платежеспособных предприятий, не получающих по разным обстоятельствам финансирования из традиционных источников.
Согласно данной программе кредиторам предоставляется правительственная гарантия от 70% до 85% кредита для соответствующих предприятий. Дифференциация размера гарантии происходит в соответствии с приоритетами местных властей по поддержке малых предприятий различных регионов.
Можно отметить наиболее эффективные инструменты, которые применяет Служба малого бизнеса Великобритании для финансирования МСП:
- программы финансирования инновационных проектов;
- формирование региональных фондов венчурного капитала;
- программы помощи малым предприятиям в поиске инвесторов;
- программа поддержки экспортно ориентированных МСП.
Консультирование и техническая поддержка тоже являются важной частью развития МСП в Великобритании.
В 1996 г. консультативные услуги малым предприятиям стала оказывать новая сеть – Business Link. Она финансируется преимущественно из государственного бюджета, ее деятельность курируют местные торгово-промышленные палаты, советы по предпринимательству и иные органы, которые представляют интересы работодателей.
Business Link является единым информационным центром для консультаций предпринимателей по всем правовым и организационно-экономическим аспектам ведения бизнеса, данная сеть осуществляет помощь малым предприятиям на трех уровнях.
На первом уровне посредством телефонной консультативной службы обеспечивается прямой доступ к информации о рынках (международном, региональном и местном), о законодательстве, о поставщиках и продукции.
На втором уровне штатом частных консультантов оказывается индивидуальная помощь развивающимся малым предприятиям по вопросам ведения бизнеса. Отдельные консультанты работают с группой малых предприятий, чтобы помочь им повысить свою конкурентоспособность и эффективно развиться.
На третьем уровне малым предприятиям предоставляются специализированные услуги:
- техническая поддержка действующих и стартующих малых и микропредприятий;
- консультирование по внедрению инновационных продуктов и технологий;
- консультативная поддержка и комплексная диагностика предприятия;
- обеспечение доступа предприятий к сети поставщиков;
- помощь предприятиям по выходу на внешние рынки через консультантов по развитию экспорта.
В дальнейшем совершенствовании системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2004 г. агентство SBS и Министерство DTI разработали «План действий Правительства в отношении малого бизнеса» (A Government Action Plan for Small Business – GAPSB). С 2005 г. включительно агентства регионального развития – RD – стали основными координаторами деятельности инфраструктуры поддержки МСП в регионах (на данный момент их девять). Но предпринятых мер было недостаточно, сдвиги в росте ВВП были незначительны, производительность труда росла медленно.
Данные обстоятельства были связаны с высокой степенью бюрократизации системы государственного регулирования экономической деятельности, которая снижала эффективность государственной поддержки МСП. По оценкам экспертов, малый бизнес в Великобритании ежегодно тратил на преодоление административных барьеров до 8,2 млрд ф. ст. [5]
Необходимость в повышении качества оценки текущего состояния в сфере бюджетного финансирования поддержки МСП и вызвала создание коллегиального органа – Стратегического управляющего совета (SMB).
В его состав входят представители государственных организаций, которые осуществляют финансирование системы поддержки МСП на национальном уровне; региональные агентства развития (RDAs) и местные администрации.
Итак, стратегические решения, которые принимаются на общенациональном уровне, посредством Совета SMB транслируются на муниципальные и региональные уровни управления.
Между различными уровнями управления обеспечивается оперативная обратная связь, своевременно позволяя менять стратегические решения, учитывая особенности регионального развития МСП.
Чтобы эффективно выполнять свои функции, Совет SMB наделен следующими полномочиями:
- предлагать меры по усовершенствованию механизмов и программ поддержки МСП на основе оценки их эффективности;
- обеспечивать тесное взаимодействие Совета SMB с региональными, местными администрациями при размещении госзаказов в секторе МСП;
- осуществлять гибкое регулирование и распределение ресурсов поддержки МСП через исполнительные агентства и правительственные ведомства на основе мониторинга и анализа данных результативности применения новых инструментов и методов стимулирования малого и среднего бизнеса;
- получать полную и достоверную информацию о структурах, объемах и получателях государственной поддержки, результатах помощи по конкретным предприятиям, с указанием вклада МСП в развитие экономики на национальном, региональном и муниципальном уровнях;
- оперативно распространять по всей стране опыт поддержки МСП.
Специальная группа «Экономическая эффективность поддержки бизнеса» (The Economics of Business Support group – EBS) была создана в июле 2007 г., ее целью было повышение качества и совершенствование механизма оценки результативности государственного стимулирования МСП.
В рамках реализации программы BSSP (The Business Support Simplification Programme) EBS разработала следующие требования по обеспечению качества услуг и продуктов поддержки МСП:
- оценка экономической эффективности программ и мероприятий государственной поддержки;
- анализ и определение альтернативных вариантов государственного вмешательства;
- четкая идентификация объектов, которые требуют государственного вмешательства.
В 2007 г. Министерство торговли и промышленности (DTI) было преобразовано в Министерство предпринимательства, промышленности и управленческих реформ (The Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform – BERR), а также произошла реорганизация государственного агентства «Служба малого бизнеса» (Small Business Service – SBS) в «Директорат предпринимательства» (Enterprise Directorate – ED).
Директорат предпринимательства выполняет функции по реализации Программы BSSP и разработке предложений по совершенствованию государственной политики стимулирования МСП. В июне 2009 г. BERR было реорганизовано в Министерство бизнеса, инноваций и профессиональной подготовки (The Department for Business, Innovation and Skills – BIS).
Реализация программы BSSP оценивается примерно в 10 млн ф. ст. Обеспечение деятельности Совета стратегического управления (SMB) ежегодно обходится в 360 тыс. ф. ст.; единовременные затраты на обучение и стажировку консультантов, которые привлекаются для работы в BL, – 26 млн ф. ст., 6 млн ф. ст. – операционные расходы и содержание штатных сотрудников [6].
Ежегодный экономический эффект от реализации программы BSSP в секторе МСП составляет около 1,4 млрд ф. ст. С помощью программы «Упрощение регулирования экономической деятельности» (Simplification Plan) на 25% снизились издержки, которые связаны с преодолением административных барьеров, субъекты МСП ежегодно экономят примерно 1 млрд ф. ст. [7]
В России государственную политику стимулирования малого предпринимательства реализует департамент развития МСП Минэкономразвития России и еще 12 министерств и ведомств. Отсутствует единый орган (аналогичный SBS), который осуществляет централизованное управление государственной поддержкой МСП.
В марте 2008 г. была сформирована Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, к ее компетенции относится решение оперативных и стратегических задач по развитию малого бизнеса, включающих больше 20 направлений деятельности малого предпринимательства. Комиссия проводит заседания по мере необходимости и действует на общественных началах.
Данный орган состоит из 31 члена, но только три из них представляют интересы малого предпринимательства (Деловая Россия, ОПОРА России), другие – чиновники регионального и федерального уровней, аппарата правительства РФ и администрации президента РФ.
В Общественный Совет малого бизнеса Великобритании входят только предприниматели, в этом и состоит их принципиальное отличие. В таком составе комиссия не может лоббировать интересы малого бизнеса, разрабатывать стратегию и государственную политику развития МСП.
Разрабатывают, реализуют программы государственной поддержки малого предпринимательства и оценивают их эффективность: на федеральном уровне – Минэкономразвития Правительства РФ, на региональном и муниципальном уровнях – администрации субъектов РФ и муниципальных образований.
Итак, сами разработчики и исполнители оценивают качество своей работы. При действующем механизме оценки программы поддержки малого предпринимательства не выполняются в полном объеме.
Применительно к российской экономике перспективными являются следующие направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:
- упрощение системы регулирования МСП и актуализация норм, которые предъявляются к МСП;
- внедрение программ, которые поощряют уже добившихся успеха предпринимателей передавать опыт начинающим бизнесменам в обмен на определенные льготы (программы обучения начинающих предпринимателей);
- предоставление налоговых льгот отраслям, которые являются приоритетными для экономики страны, и инвесторам, которые осуществляют вложения в малые и средние предприятия;
- увеличение объемов государственных гарантий по инвестиционным кредитам МСП;
- проведение политики сглаживания сезонных циклов в отношении сельскохозяйственных предприятий, предоставление целевых льготных кредитов производственным, экспортно ориентированным и инновационным предприятиям;
- обеспечение малому и среднему бизнесу доступа к государственному заказу.
Итак, анализ опыта Великобритании в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства говорит о необходимости централизации стратегического управления сектором МСП, формирования института оценки программ государственной поддержки МСП, дерегулирования сферы малого предпринимательства.
Адаптация этого опыта к экономике России будет способствовать не только созданию эффективной системы стимулирования малого бизнеса, улучшению качества бизнес-среды МСП, но и реализации масштабных задач стратегии модернизации.