Full text

Понятие региональной идентичности в современной науке разработано недостаточно. Актуальность изучения проблем региональной идентичности вызвана взаимосвязанными процессами глобализации и глокализации. На фоне объединения народов, культур, стирания государственных границ наблюдаются противоположные тенденции. Они находят выражение в усилении социально-культурных особенностей местных сообществ, которые проявляются на уровне регионов и локальных поселений. Значение региональных и локальных факторов не снижается, а варьируется в зависимости от политического курса [1].

Кризис идентичности находит проявление в том, что она становится объектом конструирования под влиянием разнообразных факторов, находящихся в противоречивом взаимодействии: государственной идеологии, национальных культур, интересов региональных и локальных сообществ. В условиях снижения значения социально-культурных традиций каждый индивид находится в ситуации выбора системы ценностей, способов и форм установления социальных связей с социальными общностями. При этом потенциальная возможность конструирования индивидом своей идентичности сопровождается разнообразным манипулированием общественным сознанием в угоду интересам противоборствующих политических сил.

Изучение процессов формирования региональной идентичности представляет интерес в связи с необходимостью поиска оптимального сочетания структурных элементов, обеспечивающих развитие общества. Управление данными процессами необходимо для предотвращения деструктивных тенденций, препятствующих социальной интеграции как на макро-, так и на микроуровне.

Региональная идентичность рассматривается в современной науке как проявление коллективной идентичности. Региональную идентичность понимают как разновидность территориальной идентичности, в составе которой выделяют гражданскую, этическую и локальные идентичности. Как отмечает А. С. Герасимов, в повседневной жизни люди чаще всего идентифицируют себя с локальной идентичностью, по месту своего проживания [2]. Формирование региональной идентичности происходит под влиянием противоречивых процессов административной централизации и поселенческой, локальной дифференциации по этноконфессиональным, поселенческим признакам [3]. Объективными факторами, которые обусловливают региональную идентичность, выступают природно-географические условия, а субъективными – осознание индивидами социальных связей для реализации интересов в рамках определенной территориальной общности [4].

Исследователи выделяют ряд аспектов, характеризующих специфику данных видов идентичности, определяющих особенности теоретических и методологических подходов к ее изучению. Методологические подходы к изучению региональной идентичности в зарубежной и отечественной науке проанализированы, в частности, в статье Г. А. Бударина и А. К. Магомедова. Авторы рассматривают региональную идентичность как систему отношений, связанных с понятием «малая родина» [5].

Сущность региональной идентичности определяется условиями ее формирования на определённой территории с учетом демографических, социально-культурных, религиозных, этнических особенностей. Это позволяет выделять уникальные, неповторимые черты региональной ментальности, образа жизни населения, особенности местной культуры. Региональная идентичность, в отличие от других видов коллективной идентичности, связана с конкретными территориальными границами, с географическими объектами. А. Г. Манаков и С. И. Евдокимов подчеркивают значение границ территории, которые сформировались исторически, для понимания специфики региональной идентичности [6]. Важной функцией региональной идентичности выступает сохранение социальной общности населения на территории, сформировавшейся исторически и оформленной административно [7].

Образование региональной идентичности обусловлено психологическими особенностями взаимодействия индивидов в обществе. Формирование региональной идентичности происходит в процессе первичной социализации индивида и отвечает потребности человека интеграции в определенное сообщество. Механизмы формирования региональной идентичности способствуют созданию психологической защиты, комфортной среды, включающей близких по духу людей. Понятие «земляк» обозначает людей, объединённых общей территорией проживания, социальными связями, общими социально-культурными символами, представлениями о малой родине. Формирование идентичности с учетом региональной специфики противостоит процессам унификации культурных образов, которые происходят на фоне глобализации.

С позиций концепции конструктивизма региональная идентичность является относительным понятием. Она формируется под влиянием социально-культурных практик как отдельных индивидов, так и коллективных субъектов. Идентичности связаны со статусными характеристиками, они могут быть объектами манипулирования. Формирование региональной идентичности может рассматриваться как один из аспектов социальной дифференциации.

Исследование проблем формирования региональной идентичности было проведено при помощи метода анкетирования. Преподаватели и студенты кафедры социологии Тольяттинского государственного университета провели анкетирование населения Тольятти. Были получены ответы от 358 жителей Тольятти, из которых 47% мужчин и 53% женщин. Участники опроса были разделены по возрастному критерию: 43% – респонденты в возрасте от 18 до 30 лет (молодёжь) и 57% опрошенных в возрасте от 30 лет и старше.

Среди опрошенных две трети составляют люди с высшим образованием (61%), чуть более одной четверти (27%) имеют среднее профессиональное образование и лишь 12% – среднее образование (окончили школу). Половина участников опроса (54%) определяют материальное положение семьи как среднее. Пятая часть респондентов считает, что материальное положение семей является «выше среднего». Только 5% респондентов определяют материальное положение семей как «отличное». 18% участников опроса утверждают, что уровень материального благосостояния «ниже среднего», а 4% опрошенных живут в очень трудных материальных условиях.

Распределение социально-демографических характеристик участников опроса дает возможность изучить мнения групп населения Тольятти по полу и по возрасту об особенностях восприятия имиджа Тольятти. При обработке и анализе информации использовалась программа статистической обработки информации SPSS-21.

Целью анализа является анализ мнений жителей Тольятти об имидже города в сети Интернет, который рассматривается в качестве фактора региональной идентичности.

Информация о городе, размещенная в сети Интернет, выступает одним из факторов, которые влияют на образ города в общественном сознании, в том числе в сознании горожан. Интернет конструирует систему символов, которая влияет на формирование идентичности населения. Символы, связанные с городом, которые воспринимаются позитивно, определяют чувство общности, способствуют социально-культурной интеграции. В ходе исследования было проанализировано мнение участников опроса об информации, размещенной в Интернете, которая формирует положительный образ города.

На создание положительного образа города Тольятти в электронной среде влияют красивые фотографии города и городских окрестностей (47%), а также информация о благоустройстве города (39%). 35% опрошенных отмечают среди факторов, позитивно влияющих на образ города, информацию о событиях, важных для страны, области, которые происходят в городе, факты о достижениях земляков.

Треть респондентов выделяет в этом перечне информацию о планах, перспективах развития города (31%), информацию о городских праздниках (30%).

28% опрошенных считают, что положительное влияние на имидж города оказывает публикация исторических сведений. Такое же количество опрошенных выделяет позитивные высказывания о городе иностранных гостей и местных жителей.

14% участников опроса придерживаются мнения о том, что на имидж Тольятти положительное влияние оказывает публикация юмористических историй о городе и горожанах.

Женщины чаще в перечне положительных факторов имиджа города отмечают красивые фотографии города, городских окрестностей, информацию о благоустройстве города, о событиях, важных для страны, области, которые происходят в городе. Различия между ответами женщин и данными по массиву составляют 5–7%. Женщины в перечне факторов, положительно влияющих на имидж города, также отмечают факты о достижениях земляков, информацию о планах, перспективах развития города о событиях городской культурной жизни. Данные варианты ответов отмечены женщинами примерно на 10% чаще, чем в среднем по массиву.

Мужчины на уровне средних показателей по массиву выделяют в качестве факторов позитивного имиджа города информацию о городских праздниках, сведения об исторических событиях, позитивные мнения иностранцев о городе, положительные высказывания горожан о Тольятти. Юмористические истории о горожанах в качестве позитивного аспекта городского имиджа мужчины отмечают немного чаще, чем в среднем по массиву, а остальные аспекты – реже.

Молодежь на 13% чаще, чем другие, придерживается мнения о том, что информация о событиях, важных для страны, области, которые происходят в городе, позитивно влияет на имидж Тольятти. Респонденты в возрасте от 18 до 30 лет считают актуальными для позитивного имиджа информацию о планах, перспективах развития города, о событиях городской культурной жизни, о городских праздниках. Эти варианты ответа отмечены на 7% чаще, чем в среднем по массиву.

По мнению представителей старшего поколения, положительный имидж города формируется под влиянием красивых фотографий города, окрестностей, информации о благоустройстве города, сведений об исторических событиях, положительных высказываний горожан о Тольятти.

В рейтинге факторов отрицательного имиджа города Тольятти в Интернете первое место занимает информация о кризисе на градообразующем предприятии – АвтоВАЗе, отмеченная 54% опрошенных.

44% респондентов отмечают негативные фото и видеоматериалы о г. Тольятти.

Примерно две пятых респондентов выделяют в качестве факторов отрицательного имиджа негативные высказывания о Тольятти, а также критику автомобилей, выпускаемых на АвтоВАЗе.

Треть опрошенных обращает внимание на криминальные истории, информацию о неблагоприятной экологической обстановке, которые отрицательно влияют на имидж города.

Негативные высказывания об архитектуре города, по мнению четверти участников опроса, формируют отрицательное мнение о городе.

Пятая часть опрошенных выделяет информацию об отъезде молодежи из Тольятти в качестве фактора, негативно влияющего на образ города в Интернете.

Информация о непрофессионализме работников тольяттинских предприятий актуальна для имиджа города, по мнению 19% респондентов.

Статистика рождаемости и смертности населения г. Тольятти воспринимается в качестве негативного фактора образа города десятой частью респондентов.

Женщины среди факторов, которые отрицательно влияют на имидж Тольятти, на 8% чаще отмечают информацию о кризисе на градообразующем предприятии. Среди женщин примерно в два раза больше респондентов, которые в качестве негативного фактора имиджа города отмечают критику продукции АвтоВАЗа. Негативные высказывания о Тольятти, а также критику архитектуры города женщины выделяют на 11% чаще, чем другие. Женщины также чаще считают, что информация об отъезде молодежи из Тольятти наносит ущерб имиджу города.

Мужчины на 7% чаще, чем в среднем по массиву, отмечают негативное влияние криминальных историй на имидж города. Они также обращают внимание на информацию о непрофессионализме тольяттинских работников. На уровне средних показателей по массиву мужчины отмечают информацию о неблагоприятной экологической обстановке, о статистике рождаемости и смертности в Тольятти. Остальные варианты ответов отмечены реже, чем в среднем по массиву.

Молодежь на 8% чаще отмечает информацию о кризисе на АвтоВАЗе в качестве фактора, который отрицательно влияет на имидж города. Примерно на 10% чаще, чем по массиву, молодежь отмечает критику продукции АвтоВАЗа, а также информацию о неблагоприятной экологической ситуации. Информацию об отъезде молодежи из Тольятти участники опроса респонденты в возрасте от 18 до 30 лет чаще рассматривают как негативный имиджевый фактор для города. Молодежь также обращает внимание на информацию о непрофессионализме тольяттинских работников.

Респонденты в возрасте старше 30 лет среди факторов, которые отрицательно влияют на имидж города, примерно в два раза чаще, чем другие, отмечают негативные высказывания об архитектуре города. Негативные фото и видеоматериалы о Тольятти отмечены старшим поколением на уровне средних показателей по массиву. Остальные варианты ответов выделены респондентами в возрасте старше 30 лет реже, чем в среднем по массиву. Представители старшего поколения менее восприимчивы к негативной информации о городе.

Согласно результатам исследования, фактором положительного образа Тольятти в электронной среде для половины опрошенных выступают красивые фотографии города и городских окрестностей. Данное мнение чаще характерно для представителей старшей возрастной группы. Среди факторов позитивного имиджа города значительная часть опрошенных выделяет информацию о благоустройстве города. Формированию чувства региональной идентичности населения города способствует информация о событиях, важных для страны, области, которые происходят в городе, факты о достижениях земляков. Примечательно, что эти аспекты чаще выделяет молодежь.

Исследование включало выделение факторов, которые негативно влияют на имидж города в информационном пространстве. Они оказывают отрицательное влияние на идентичность населения, поскольку формируют в общественном сознании отрицательный образ города. Как показывают результаты исследования, он возникает в первую очередь под влиянием известий о кризисе на АвтоВАЗе. К этой негативной информации наиболее восприимчива молодежь. Отрицательное влияние на имидж города оказывает критика автомобилей, выпускаемых АвтоВАЗом. Несмотря на программы модернизации, которые реализуются для диверсификации экономики, Тольятти по-прежнему многими воспринимается как город при заводе. Любая негативная информация об АвтоВАЗе отрицательно влияет на имидж города. Согласно результатам анкетирования, к факторам, разрушающим региональную идентичность населения, также следует отнести негативные фото и видеоматериалы о Тольятти, отрицательные высказывания о городе, размещенные в Интернете.