Южная Корея является примером активного и успешного развития предпринимательства. Большую роль в этом сыграла государственная политика и менталитет народа. Следует отметить, что менталитет народа формировался под влиянием различных религиозных течений. Самую долгую историю, несомненно, имеют конфуцианское течение и шаманизм [1]. Позднее распространенность получает буддизм, а в XX в. наиболее популярной религией становится христианство протестантского и католического направлений. В настоящее время в Республике Корея, по статистике, примерно 53% граждан могут определить свою религиозную принадлежность, остальная часть – 43% – считает себя атеистами. Из 53% к протестантизму причисляют себя примерно 18% населения, 11% – романские католики, 23%, соответственно, буддисты [2]. Несмотря на достаточно контрастное изменение популярности религий среди южнокорейского населения, многие исследователи признают, что в его традициях и обрядах прослеживаются признаки конфуцианства и шаманизма [3]. Проявление этого мы можем заметить в особенностях правовой системы, которая фактически базируется на конфуцианских принципах, а именно:
1) патернализм;
2) приоритет обязанностей над правом;
3) коллективизм – приоритет общества перед личностью;
4) превалирование примирительных процедур перед судебными тяжбами.
Характеризуя правовую систему Республики Корея (далее – РК), нужно отметить, что относится она к романо-германской семье. Важно учитывать, что рассматриваемая правовая система имеет значительные заимствования из американского права. Прослеживается это в нормативном значении ряда решений Верховного суда РК и Конституционного суда РК – ими устанавливаются определенные стандарты в регулировании правоотношений [4].
В то же время неизгладимый след в жизнедеятельности корейцев оставило протестантство, которое активно распространялось и насаживалось среди народа с 1903 г., когда население стало расценивать новые идеи как защиту от японской оккупации [5]. Отмечая изменения в укладе жизни и ценностей корейцев, необходимо отметить, что в основе рассматриваемого вероучения лежит «рациональная этика». В связи с этим протестантизм стал духовной и идеологической опорой буржуазии. В конфуцианской Корее предприниматели – торговцы, ремесленники и им подобные – рассматривались как низшие, наименее уважаемые слои общества. Дело в том, что предпринимательская деятельность предполагает стремление к получению выгоды, что порицалось религиями, распространенными в Корее до популяризации протестантизма, где полезность человека, определяющаяся его доходностью, есть богоугодное дело. М. Вебер в связи с этим отмечал, что «богатство порицается лишь в том случае, когда оно таит искушение предаться лени, бездеятельности и грешным мирским наслаждениям» [6].
Таким образом, новое вероучение, ведя активную образовательную деятельность, заложило в сознании корейцев основы демократизма и индивидуализма, распространенного в европейских странах, сыграв одну из решающих ролей в разрушении сословных рамок, феодальных привычек, и способствовало усилению национального самосознания жителей страны [5].
Начиная с середины XX в. позиции христианства были не такими благоприятными несмотря на то, что уже к тому времени примерно 15% населения исповедовало именно протестантизм [8]. В определенный момент в Республике Корея появляется обновленная доктрина на основе протестантизма – доктрина минджунь (теология масс).
Основателем упомянутого теологического направления стал пресвитерианский пастор Со Намдон. При помощи ссылок на текст Библии он сумел обосновать право народа на освобождение, в частности, он использовал христианскую концепцию долга и сопричастности к страданиям обездоленных [9]. Кроме того, идеология минджунь была нацелена на исторические традиции и интеллектуальный потенциал Южной Кореи [10].
На наш взгляд, подъем экономики и формирование предпринимательской культуры народа могут быть связаны в том числе и с базовыми принципами протестантизма и конфуцианства. Такие качества, как обязательность, трудолюбие, помощь ближнему, дисциплинированность, уважение чужого права, частной собственности, отражаются в ментальности, правовой системе и экономике. В школьных программах Японии, например, опыт которой частично перенимался Республикой Корея, значительная часть материала посвящалась этике, где могли содержаться следующие тезисы: «Самый простой способ стать патриотом заключается в том, чтобы дисциплинировать себя в повседневной жизни, способствовать поддержанию порядка в семье и добросовестно выполнять свои производственные обязанности» [11]. Также стоит отметить, что прививаемые южнокорейцам качества имеют измеримые показатели – по экспертной оценке проекта «Ведение бизнеса» (Doing Business) при поддержке Всемирного банка по критерию «Обеспечение исполнения контрактов» Республика Корея занимает первое место среди всех стран [12]. В общем рейтинге по всем критериям РК входит в пятерку лучших стран по легкости ведения бизнеса. Возвращаясь к первоначальной мысли, можно сделать вывод, что культурно-ценностный набор у южнокорейского населения, определивший уровень экономического развития и предпринимательский потенциал, полностью соотносится с веберовской протестантской этикой и конфуцианским учением.
Взаимосвязь благотворного влияния протестантизма (и конфуцианства) на предпринимательскую деятельность населения можно проследить как минимум на двух уровнях. Во-первых, основной упор в этих учениях делается на распространение грамотности среди мальчиков и девочек. Добрый протестант обязан самостоятельно читать Святое Писание (в отличие от католиков, ориентированных на катехизис, которых косвенно ограждали от подобных занятий) [13]. В этом смысле очень важным было использовать интеллектуальный потенциал корейцев, поддерживаемый из поколения в поколение, на котором и базировалась доктрина минджунь.
Во-вторых, огромное значение в протестантизме придавалось времени. Дэвид Ландес обращает внимание на такой феномен, как «ненавязчивое свидетельство», – на массовое изготовление часов [14]. Популярность использования приборов измерения времени, по свидетельствам многих зарубежных исследователей, привела к «урбанизации» сельского общества, пунктуальности и бережливости (в случае с конфуцианством), о чем могут свидетельствовать данные Международного банка по уровню сбережений [15]. В этом свете интересный экономический показатель приводит Лоуренс Харрисон. Так, более 700 млрд долл. Эквадор теряет из-за недисциплинированности работников, чаще всего из-за опозданий – это больше 4% ВВП [16]. Оценку проводила общественная организация Participacion Ciudadana. В то же время пунктуальность характерна для 15 стран с высшим индексом конкурентоспособности – восемь протестантских стран, а две – конфуцианские (Сингапур и Япония) [17].
Одно из приоритетных направлений государственной политики в Южной Корее – поддержка малого и среднего бизнеса, развитие социального предпринимательства.
Описывая инструменты стимулирования роста и развития малого и среднего бизнеса, следует обратить внимание в первую очередь на то, что в Республике Корея действует специальная Корейская администрация малого и среднего бизнеса. Разграничение малого и среднего предпринимательства в этой стране происходит не от каких-либо финансовых или административных показателей, а по отраслевому признаку [18]. Логика здесь, скорее всего, в том, чтобы изначально обозначить приоритетные направления для привлечения новой предпринимательской активности в ту или иную сферу. В дополнение к этому обеспечивается некая прозрачность показателей объемов оборота денежных средств и выручки. Техника состоит в том, что значительное увеличение ряда показателей при развитии организации во многих странах ведет к дополнительным налоговым нагрузкам в связи с признанием бизнеса крупным предприятием и другими обстоятельствами. Относительно Российской Федерации – лишение права на УСН.
Большое внимание в Республике Корея уделяется инновационному развитию как необходимому стимулятору развития всех сфер экономики. В качестве примера следует выделить несколько программ поддержки стартапов по следующим направлениям:
- Финансовые и образовательные услуги непосредственно предпринимателям.
- Поддержка бизнес-инкубаторов при вузах и научно-исследовательских институтах. Это происходит, например, в форме выделения малому и среднему предпринимательству земельных участков; также существует форма оказания экспертной, маркетинговой консультации и т. д.
- Мероприятия в сфере образования и устройства выпускников вузов.
В последнее время основными направлениями поддержки предпринимательства в Южной Корее стали:
- создание системы кризис-менеджмента. Задача системы – в предоставлении денежных средств предпринимателям и совершенствовании системы оздоровления. Финансирование составило более 60 млрд долл. США;
- увеличение объема средств для страхования дебиторской задолженности до 6 млрд долл. США;
- сформирована правительственная группа экстренного реагирования;
- усиление сотрудничества специализированных вузов и малых и средних предприятий;
- активное участие венчурных и инновационных компаний в совместных с вузами образовательных программах с последующим трудоустройством выпускников.
В целях реализации всех задач и целей функционирует большое количество различных государственных организаций при Корейской администрации малого и среднего бизнеса, например:
- Small & Medium Business Administration (SMBA) – ориентирована на технологическую и маркетинговую поддержку;
- Industrial Bank of Korea (доля государства более 70%) – банк, кредитующий на льготных условиях. Например, для начинающих предпринимателей льготное кредитование на восемь лет под 2–3% годовых;
- Small & Medium Business Corporation (SBC) – финансовая и нефинансовая поддержка предпринимателей;
- Korea Credit Guarantee Fund (KODIT) – предоставляет кредитные гарантии по обязательствам перспективных предприятий и др.
В Южной Корее крайне развитым считается законодательство касательно социального предпринимательства. Социальное предпринимательство – это вид социально-экономической деятельности, который находится на стыке предпринимательства и благотворительности, т. е. преследует социальные цели, используя коммерческие механизмы, благодаря которым социальный предприниматель остается устойчивым и независимым от внешнего инвестирования [19].
Нормативно-правовую базу определяют следующие акты:
1) Закон о развитии социального предпринимательства от 07.01.2007 г.
2) Постановление о реализации Закона о развитии социального предпринимательства, которое детализирует и конкретизирует его положения.
3) Основной план развития социального предпринимательства (разрабатывается Министерством труда каждые пять лет с 2008 г.
4) Закон о кооперации, принят в конце 2011 г.
В законах дается определение социальных предприятий, кроме того, как и в российском законодательстве, одно из главных направлений этих предприятий – трудоустройство и обеспечение занятости социально незащищенных слоев населения. В корейском законодательстве также указываются критерии незащищенного слоя населения.
Необходимо также кратко описать институциональную структуру поддержки социального предпринимательства в Южной Корее:
1) Министерство труда – разрабатывает Основной план развития социального предпринимательства на пять лет, в котором прописываются формы поддержки, льготы и условия финансирования социальных предприятий.
2) Комитет по поддержке социального предпринимательства – орган, созданный при Министерстве труда. Осуществляет финансирование для реализации плана и поддержки социальных предприятий в различных формах.
3) Агентство по продвижению социального предпринимательства KoSEA (Korea Social Enterprise Promotion Agency), созданное с целью поддержать запуск и реализацию социальных предприятий и способствовать росту активности частного сектора. Основными направлениями деятельности Агентства являются:
- оказание консультационной и информационной поддержки социальным предпринимателям;
- развитие новых рынков;
- формирование сетей взаимосвязей между социальными предпринимателями разных регионов страны;
- проведение фестивалей социального предпринимательства;
- формирование международных коопераций между предпринимателями.
4) Бизнес-инкубаторы – центры социального предпринимательства. Эти учреждения занимаются трудоустройством молодежи. Правительство ежегодно выставляет грант в 30 тыс. долл. на развитие одного предприятия, а также обеспечивает начинающих предпринимателей необходимой инфраструктурой: офисными помещениями, различными сервисами и т. д. [20]
Крайне эффективным инструментом поддержки предприятий следует считать прямую государственную поддержку. Так, действия правительства Республики Корея производит это путем [21]:
- увеличения объема государственных закупок у социальных предприятий – до 2018 г. уже потрачен 1 млрд вон;
- оказания помощи социальным предприятиям в освоении новых рынков – расширение каналов продаж путем стимулирования этичного потребления. Задумка в том, чтобы потребителям было более выгодно покупать товары именно у социальных предприятий, а не у организаций, занимающихся исключительно коммерческой деятельностью. Достигается это путем введенной системы начисления баллов за покупки, которые могут быть пожертвованы на благотворительность или использованы при покупках в интернет-магазинах;
- увеличения объемов прямого финансирования и инвестиций. Так, объем субсидий на развитие этого вида бизнеса уже давно перешел отметку в 30 млрд вон;
- изменения системы субсидирования – постепенного сокращения субсидирования затрат на рабочую силу взамен на повышение субсидирования затрат на развитие бизнеса. Это необходимо для того, чтобы повысить способность социальных предприятий функционировать самостоятельно;
- упрощения требований по регистрации социальных предприятий.
Эффективность комплекса мер по развитию социального предпринимательства можно показать на цифрах. В 2007 г. было сертифицировано 55 социальных предприятий. К началу 2011 г. – 201 компания. К началу 2013 г. на рынке присутствовало уже 828 таких предприятий [22].
Наравне с этим в Республике Корея действуют жесткие меры ответственности за нарушение норм Закона о развитии социального предпринимательства. Жесткость проявляется в достаточно высоких размерах штрафа и реальной неотвратимости наказания.
Наряду с вышесказанным государственная политика Южной Кореи направлена на популяризацию предпринимательства (в том числе социального). На правительственном уровне организуются рекламные кампании, образовательные программы и т. д.
Стоит отметить, что законодатель в Республике Корея постоянно пытается найти пути для создания условий развития разных сфер экономики. Одним из последних предложений было создание новой организационной правовой формы юридического лица – социального предпринимателя [23].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причина активного и эффективного развития предпринимательства и экономики Республики Корея лежит в ментальности народа, его ценностных ориентирах. Кроме того, поддержка начинаний населения осуществляется посредством выверенной законодательной политики государства. Стоит отметить, что, например, правовое регулирование социального предпринимательства является одним из самых развитых в мире на сегодняшний день.