Full text

В настоящий момент процесс расширения взаимодействий публичной политики и информационно-коммуникационных технологий протекает на разных уровнях, что обусловлено как количественным ростом технологических решений, так и возрастающей возможностью их использования для обеспечения гласности, прозрачности и транспарентности политики, а также для создания условий непосредственного участия и сотрудничества различных субъектов политических отношений. Однако вопросы эффективности или же результативности реализации конкретных практик применения технологий в данной сфере и их дальнейшего совершенствования зачастую являются дискуссионными.

На государственном уровне вопросы развития процесса информатизации в сфере политических и социально-экономических отношений прошли этап осмысления необходимости внедрения технологических новаций, и находятся в фазе активной проработки и принятия решений, а также их непосредственной реализации. Обращаясь к майским указам 2018 г. президента В. В. Путина как к одним из ведущих трансляторов основных направлений современной государственной политики Российской Федерации, можно заметить подтверждение нашего тезиса. В Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» создание условий и осуществление технологического прорыва неоднократно упоминается в различных постановлениях [1]. Работа в рамках данного направления также определена в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [2] и в Распоряжении Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» [3]. В рамках последней правительство поставило ряд задач в контексте создания условий развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры по повышению уровня качества сети Интернет на территории Российской Федерации, в том числе увеличение покрытия сети скоростного Интернета, выход на 5G и выше в городах-миллионниках. В приоритете также стоит создание необходимых условий инфраструктурного и институционального характера для предотвращения ограничений и устранения препятствий для достижения поставленных задач. Программа в рамках развития цифровой экономики предполагает многофазную деятельность, состоящую из нескольких этапов, на каждом создается, дополняется и развивается информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Правительство в рамках первого этапа осуществления качественного улучшения информационной инфраструктуры ставит задачу – создание системы для поддержания преференций и льгот, которая будет стимулировать вложения частных инвестиций во все объекты информационной инфраструктуры («сквозные» цифровые платформы, центры обработки данных, сети связи, в том числе спутниковые, инфраструктура пространственных данных). Следующий этап включает в себя создание системы сетей связи для обеспечения возможности беспроводной передачи данных, создание «сквозных» цифровых платформ, которые предоставляют максимально широкий набор интерфейсов и инструментов, направленных на оказание цифровых услуг и предоставление обеспечения обработки данных, распространяется отечественная информационная инфраструктура для сбора, хранения, обработки и предоставления пространственных данных потребителям. В заключительный этап программы входит получение 97% пользователей широкополосного доступа к сети «Интернет» и 100% учреждений сферы образования, лечебно-профилактических и общественно значимых объектов инфраструктуры, обеспечивается использование в рамках коммерческой деятельности, экспорт услуг по хранению, обработке различного вида данных, внедрение отечественных программных средств и методов автоматизированного распознавания, обработки, дешифрования данных [3].

Однако заинтересованность применением Интернета идет не только со стороны государственной власти, но и со стороны обычных жителей, что демонстрирует непрекращающийся рост числа пользователей сети «Интернет» в России. Согласно данным MediaScope.net, ежемесячная аудитория Интернета по состоянию на сентябрь 2017 – февраль 2018 г. достигла 90 млн человек и составила 73% населения страны старше 12 лет. По данным компании, интернет-аудитория России только за один год увеличилась на 4%. Быстрее всего динамика темпа роста прослеживается на смартфонах: по состоянию на сентябрь 2017 – февраль 2018 г. 55% населения страны заходят в Интернет со смартфонов – прирост составил 20% за год. Тенденция показывает, что мобильная аудитория активно растет: по состоянию на сентябрь 2017 – февраль 2018 г. Число пользователей мобильного Интернета составляет 73 млн человек, или 59% от всего населения 12+. В настоящий момент 24% пользователей из всей России выходит в Интернет только с мобильных устройств. Лидером по времени, проводимому в сети, среди тематических групп являются социальные сети: 24% – в мобайле и 22% всего времени в десктопе, 52% россиян ежедневно заходят хотя бы в одну из социальных сетей [4]. Согласно результатам данных панельного исследования «Аудитория интернет-проектов» от MediaScope.net, по состоянию на август 2018 г. на компьютерах и ноутбуках, смартфонах и планшетах 38,6% населения возраста 12–64 лет используют социальную сеть «Вконтакте» [5]. Согласно анализу использования сетей в России, по данным alexa.com, социальная сеть «Вконтакте» занимает 2-е место по популярности; в качестве метрик использовались следующие характеристики: ежедневное среднее время посещения сайта пользователями – 10:06, ежедневные просмотры страниц на одного пользователя – 4,55, процент всех пользователей, зашедших на сайт через поисковую систему, – 5,00%, общее количество сайтов, ссылающихся на эту сеть, – 382,985. Среди социальных сетей в данном рейтинге «Одноклассники» занимают 8-е место, демонстрируя следующие показатели: ежедневное среднее время посещения сайта пользователями – 4:35, ежедневные просмотры страниц на одного пользователя – 2,20, процент всех пользователей, зашедших на сайт через поисковую систему, – 3,40%, общее количество сайтов, ссылающихся на эту сеть, – 48,376. Обе социальные сети принадлежат одной компании Mail.Ru Group, которая, в свою очередь, представлена порталом Mail.Ru и входит в число самых популярных сайтов в России. По данным alexa.com, ежедневное среднее время посещения сайта пользователями – 5:18, ежедневные просмотры страниц на одного пользователя – 3,52, процент всех пользователей, зашедших на сайт через поисковую систему, – 2,40%, общее количество сайтов, ссылающихся на эту сеть, – 257,691 [6]. Анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что наиболее популярной социальной сетью по многим характеристикам в России является «Вконтакте», поскольку она ориентирована на несколько возрастных групп общества, а социальная сеть «Одноклассники» наиболее популярна среди старшего поколения России.

Стоит отметить, что на нынешнем этапе развития публичной политики Волгоградской области практики использования информационного обеспечения активно реализуются ее субъектами. В частности, в Интернете регион имеет сеть порталов органов власти, в которой ключевым ядром или же объединяющим центром представлен «Официальный портал органов власти Волгоградской области» [7]. Данная сеть является полифункциональной. В ней присутствуют не только классические элементы интернет-представительств, которые отвечают за предоставление информации о конкретном институте (описание полномочий, кадровый состав, адрес, контактные данные, режим работы) или за информационное сопровождение их деятельности, но и реализованы механизмы онлайн-коммуникации с представителями органов власти по конкретным проблемам (интернет-приемная). Отдельного внимания среди присутствующих функциональных элементов сети заслуживают «Открытые данные» [8], представленные обширным перечнем машиночитаемой информации о различных сферах жизнедеятельности граждан. Реализация данного элемента позитивно отмечалась в различных рейтингах. Так, например, в рейтинге Инфометра за 2016 г. «Открытые данные в регионах» Волгоградская область занимает второе место [9], а в Рейтинге публикации органами государственной власти информации в формате открытых данных за 3 квартал 2017 г. Аналитического центра при правительстве Российской Федерации регион неоднократно входит в Топ 10 по различным параметрам [10]. Таким образом, на основе указанных данных можно однозначно отметить существование в сети Интернет каналов политико-коммуникативного взаимодействия между обществом и властью в регионе.

Попытаемся проанализировать использование указанной ранее сети порталов на основании данных системы интернет-статистики HotLog [11]. На основании предоставляемых источником данных, в период с 1 января 2018 г. по 28 сентября 2018 г. самым популярным разделом данной сети является главная страница http://www.volgograd.ru/ (7,30%) и раздел новостей http://www.volgograd.ru/news (3,29%), последующие сайты в примерном промежутке от 1% до 0,15% являются страницами различных органов власти. Указанные страницы являются, также и лидерами по точкам входа, среднее количество просмотренных страниц через них варьируется от трех до четырех. Согласно Статистике по посещаемости по дням недели, наибольшая активность приходится на будние дни, тогда как в выходные трафик падает почти в три раза. Вместе с тем суммарная доля заходов с десктопных устройств составляет около 66%. Таким образом, мы имеем возможность предположить, что данная площадка используется в основном для работы или поиска информации о возможных путях осуществления коммуникации с органами власти на тот период времени, пока они работают, а также для получения новостей. Согласно статистике по времени просмотра сайта, превалирующее время пребывания пользователей отрезок времени в менее минуты (69%), далее идут 2–5 минут (8,1%) и 10–30 минут (7,91%); самый минимальный процент пребывания – более 30 минут (2,55%). На основании этих данных мы можем подтвердить наш тезис о том, что люди пользуются сетью данных площадок в большинстве своем для получения конкретной информации; получив ее, люди на сайте не задерживаются. Это также может подтвердить статистика по глубине просмотров сайта: примерно 52% пользователей просматривают только одну страницу, 15% пользователей – две страницы, и 18% – от трех до пяти страниц. Обобщая вышесказанное, мы можем сказать: во-первых, в большинстве случаев люди пользуются сетью данных порталов именно для получения информации о произошедших событиях в регионе и получения справочной, конкретной, интересующей пользователя информации; во-вторых, данная сеть используется именно в рабочее время. Отсюда мы можем сделать вывод, что со стороны властных структур наиболее эффективно в сети Интернет реализуются направления по формированию образа различных политических институтов и акторов (путем информирования об итогах прошедших мероприятий), по предоставлению информации о самой структуре организации и публикации открытых данных. Однако немаловажная коммуникативная составляющая в онлайн-пространстве, даже судя по посещаемости страниц, в полной мере не реализуется.

В связи с возрастающим процентом пользователей мобильного Интернета и функциональными возможностями платформенных систем основной трафик идет через приложения. Наиболее популярными приложениями выступают социальные сети, где пользователи погружаются и пребывают в информационной экосистеме этих сетей, что отдаляет их от использования и серфинга сторонних сайтов. Опциональное решение ранее указанной проблемы мы видим в расширении интеграции социальных сетей в практике реализации публичной политики Волгоградской области, в частности, в создании сообществ-представительств в социальных сетях, а в дальнейшем целостной сети таких сообществ, существующих органов власти. В идеале в силу их массовости, коммуникативных связей [12] и заранее облегченной формы социального взаимодействия в этом пространстве [13] данный процесс должен привести к охвату большей аудитории и, как следствие, более качественному и масштабному информированию населения о насущных вопросах. Данные характеристики также позволяют использовать социальные сети, как канал направленный на мобилизующую функцию населения. Еще одним плюсом является их малая ресурсозатратность и возможность мобильного использования [14]. Уменьшение барьеров коммуникации позволит политическим акторам более точечно обратить внимание на существующие проблемы и стимулировать диалог между населением региона и органами власти. Реализация данной инициативы может также способствовать развитию и поддержанию гражданского общества, включению индивида в политическую повестку. Возможность коммуникации с представителями власти указывает на ее открытость, прозрачность и готовность к диалогу. Однако стоит отметить, что внедрение данных сообществ необходимо осуществлять комплексно, путем создания и реализации серьезной рекламной кампании по их продвижению. В данном случае простое использование «различных технократических уловок», возможно, будет способствовать достижению определенного количественного показателя, но это будет краткосрочный успех, который впоследствии скажется на активности участников данных сообществ. Также реализацию данного процесса можно рассматривать как некий ответ на запросы современного информационного общества, регион в этом контексте имеет шансы стать одним из центров развития публичной политики в Российской Федерации.

Проведенное в 2016 г. исследование электронного участия граждан в Волгоградской области продемонстрировало недостаточный уровень развития таких инструментов в коммуникации региональных органов власти и общества, как социальные сети [15]. Однако стоит сказать о положительных моментах: в Волгоградской области уже начинают зарождаться такие практики, как Region_34, позиционирующая себя как официальная группа губернатора и администрации Волгоградской области [16]. Помимо дублирования информации с официальных сайтов, мы предлагаем подобным сообществам-представительствам разнообразить контент-план полезными материалами, связанными с работой данных институтов, знакомством с кадровым составом, описанием принципов корпоративной культуры. И вместе с тем расширить возможность коммуникации и интерактива: добавить комментарии, возможность отправления сообщений сообществу, создания публичных обсуждений по различным проблемам, опросов о качестве работы институтов и предложений по их изменению, а также предлагать опубликование записей самим участникам.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что создание данных площадок в контексте развития публичной политики в Волгоградской области является не панацеей, а всего лишь еще одним инструментом оповещения и коммуникации с существующими субъектами политики, отвечающим вызовам времени.