Основной функцией агропромышленного комплекса (АПК) России является снабжение населения страны продовольствием и обеспечение ее продовольственной безопасности. Сложность геополитической обстановки, непредсказуемость внешней экономической среды обусловливают необходимость применения современных подходов к повышению эффективности деятельности отечественных предприятий АПК. Научно и практически обосновано, что для обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятий в условиях сложной и динамичной рыночной среды необходимо основываться на принципах стратегического управления. В целом механизм стратегического управления предприятиями достаточно универсален, существуют общепринятые функции, принципы, методы и инструменты, характерные для данного типа управления. Однако для повышения эффективности их использования при проведении стратегического анализа деятельности предприятия, разработке стратегии и формировании комплекса мероприятий по достижению стратегических целей, реализации выбранной стратегии необходимо уделять особое внимание специфике объекта управления и его внешней среды.
Как известно, агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей, включающую сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Отрасли промышленности и сервиса включаются в АПК, если они технологически связаны с сельским хозяйством, осуществляют транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, ее доведение до потребителя, обеспечивают сельское хозяйство оборудованием, удобрениями, другими материально-техническими ресурсами. К агропромышленному комплексу также относится производственная инфраструктура производства продовольственной продукции и социальная инфраструктура сельских территорий [1]. Базовой отраслью АПК является сельское хозяйство, причем именно эта отрасль характеризуется выраженными специфическими особенностями, оказывающими влияние на разработку и функционирование систем стратегического управления аграрными предприятиями. Поэтому в данной работе, исследуя предприятия АПК как объекты стратегического управления, авторы фокусируют внимание главным образом на сельскохозяйственных предприятиях.
В аграрной сфере тесно переплетаются вопросы экономического, экологического и социального характера. Сельское хозяйство представляет собой не только отрасль производства, но и образ жизни сельского населения, а его взаимодействие с природой определяет важность экологического фактора. Управление на сельскохозяйственных предприятиях имеет дело со сложной агроэкосистемой, которая включает в себя микроорганизмы, растения, животных, природно-климатические и почвенные факторы, другие средства и предметы труда, трудовые ресурсы. Управление в этой системе ведется с целью увеличения и качественного улучшения производства полезной и необходимой для человека продовольственной продукции при поддержании способностей агроэкосистемы к самовоспроизводству. Таким образом, в сельском хозяйстве осуществляется совместное, взаимосвязанное развитие дополняющих и обеспечивающих друг друга экономических, экологических и социальных процессов, происходящих на сельских территориях [2].
Особенности хозяйственной деятельности в аграрном секторе определяются прежде всего естественными характеристиками и биологическими законами растительных и животных организмов, выступающих в качестве предмета труда. Значительное влияние оказывают сложившиеся исторически национальные характеристики функционирования сельскохозяйственного производства и государственной аграрной политики воздействия на экономические процессы в отрасли. Специалисты-аграрники выделяют следующие особенности сельского хозяйства:
1) тесная взаимосвязь и взаимозависимость технологического и естественного воспроизводства;
2) значительное влияние почвенно-климатических и других природных факторов, что определяет территориальное размещение предприятий и задает повышенную степень риска получения низких доходов или убытка по окончании производственного цикла;
3) невоспроизводимость в материальной форме и неизнашиваемость земли как главного средства производства в сельском хозяйстве;
4) сезонность аграрного производства, оказывающая влияние на организацию производства, показатели использования техники и потребность в персонале;
5) высокая фондоемкость многих отраслей АПК;
6) длительность производственного процесса в сельском хозяйстве, что определяет высокие сроки окупаемости затрат;
7) иммобильность материально-технических ресурсов аграрного сектора;
8) большая доля внутреннего потребления произведенной продукции;
9) высокая степень взаимосвязи и производственной кооперации различных отраслей агропромышленного комплекса;
10) преобладание на аграрном рынке конкурентных отношений, близких к чистой и монополистической конкуренции;
11) влияние на постановку целей развития и рыночное поведение предприятий государственной аграрной политики [3–6].
Агропромышленный комплекс включает в себя разнообразие сфер, отраслей и подотраслей экономики, каждая из которых имеет как общие для АПК, так и особые закономерности развития. Эффективность управления в АПК в целом зависит от качества работы всех звеньев, участвующих в доведении конечной продукции до потребителей. В связи с этим агропромышленный комплекс целесообразно рассматривать как совокупность продуктовых подкомплексов, обладающих своими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе стратегического управления предприятиями АПК. Наиболее значимыми продуктовыми подкомплексами АПК являются зернопродуктовый, мясопродуктовый и молочнопродуктовый.
Зернопродуктовый подкомплекс играет существенную роль в обеспечении продовольственной независимости России. Зерно – это базовый продукт агропромышленного комплекса, поэтому уровень и эффективность его производства оказывают влияние на все сельскохозяйственные и промышленные отрасли АПК. Россия – крупнейший мировой производитель зерна. По объемам производства основных видов зерновых культур наша страна находится на лидирующих позициях в мире (первое место по производству ячменя, третье – по производству пшеницы). Постоянное наращивание объемов производства способствует увеличению внутреннего потребления, а также сохранению за нашей страной позиции крупнейшего мирового экспортера зерна.
В процессе стратегического управления предприятиями зернопродуктового подкомплекса необходимо учитывать особенности функционирования подкомплекса, к основным из которых можно отнести:
- зависимость производства от природно-климатических факторов;
- сезонность производства продукции подкомплекса;
- потребность в высоком уровне механизации производства;
- наличие значительного разнообразия зерновых культур, имеющих отличительные способы возделывания;
- высокую рентабельность и длительные сроки хранения продукции;
- необходимость активного внедрения научно-технических достижений, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий подкомплекса.
Зерновой подкомплекс можно назвать ведущим продуктовым подкомплексом. Основной задачей его развития является обеспечение внутренних потребностей страны в зерне и продукции его переработки, а также максимизация экспортного потенциала подкомплекса. В связи с этим вопросы управления предприятиями зернопродуктового подкомплекса с учетом его особенностей приобретают стратегическое значение [7, 8].
Ценность для рациона человека молока и молочной продукции обусловливает высокую значимость молочного подкомплекса в структуре агропромышленного комплекса России. При этом равной важностью обладают как отрасль по производству сырого молока, так и отрасль по его переработке. Молочный подкомплекс также характеризуется своей спецификой, что предъявляет определенные требования при формировании системы стратегического управления предприятиями подкомплекса. К особенностям молочного подкомплекса относятся:
- ярко выраженная сезонность производства, обусловленная природно-климатическими особенностями нашей страны;
- высокая потребность в капитальных вложениях для обеспечения эффективного развития молочного скотоводства;
- значительное влияние на эффективность производства молока половозрастных и наследственных особенностей коров;
- потребность в качественном ветеринарно-зоотехническом обслуживании молочного стада;
- высокая зависимость от продуктивности зернопроизводства, формирующего кормовую базу для молочного животноводства;
- необходимость наличия развитой сбытовой инфраструктуры, распределение агропромышленных формирований молочного подкомплекса по территориальному признаку, что обусловлено ограниченным сроком хранения сырого молока и высокими требованиями к качеству готовой продукции;
- невозможность изменения ежедневных сроков получения продукции и связанная с этим потребность немедленной переработки молока в молочные продукты;
- высокая биологическая ценность и социальная значимость молока и молочной продукции, обусловливающая необходимость обеспечения как физической, так и их экономической доступности;
- низкая ценовая эластичность спроса на питьевое молоко и цельномолочную продукцию и высокая ценовая эластичность на сыр и сливочное масло;
- убыточность или низкая рентабельность производства молока из-за диспаритета цен между производителями и переработчиками сырого молока, между сельскохозяйственными производителями и производителями средств производства для молочного животноводства [9].
Современный мясопродуктовый подкомплекс – это сложная структура, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли сельского хозяйства, переработки, сервиса, торговли, общественного питания, объединенные по признаку конечного продукта – мяса и мясных изделий. Значимость мясопродуктового подкомплекса в структуре АПК страны определяется ценностью полноценных белков животного происхождения, содержащихся в мясе и мясных продуктах. К основным особенностям функционирования подкомплекса можно отнести:
- участие в процессе производства мяса биологических объектов, от которых получают несколько видов продукции, включая сопутствующую;
- влияние на эффективность производства мяса половозрастных и наследственных особенностей скота и птицы;
- необходимость высокого уровня ветеринарно-зоотехнического обслуживания поголовья;
- взаимозаменяемость различных видов мяса, создающая внутриотраслевую конкуренцию между их производителями;
- технологическая сложность процесса производства мясной продукции;
- длительность производственного цикла, особенно в производстве мяса крупного рогатого скота;
- нарушение ценовой эквивалентности межотраслевого обмена;
- высокая фондоемкость и материалоемкость промежуточной и конечной продукции;
- зависимость производственных результатов от качественных характеристик кормовой базы, наличия земельных ресурсов;
- значительная сопряженность всех стадий производства и специфично используемого сырья;
- влияние на видовую структуру производства мяса национальных особенностей и традиций регионов;
- высокая биологическая ценность и социальная значимость мяса и мясных продуктов, обусловливающая необходимость обеспечения их доступности для населения;
- эластичность спроса на мясо и мясопродукты по доходам населения [10].
Наличие выраженных отраслевых особенностей ведения хозяйственной деятельности предприятиями продуктовых подкомплексов АПК оказывает влияние на методологию стратегического управления ими. Предлагается учет отраслевой специфики проводить с помощью процессного подхода, используя табличную модель, разработанную на основе диссертации Н. В. Боровских [11] (табл. 1).
Таблица 1
Модель учета отраслевых особенностей
в стратегическом управлении предприятиями АПК
Отраслевая особенность |
Характер влияния |
Этап стратегического управления |
Особенность стратегического управления |
1. |
1. Угрозы
2. Возможности
|
1. 2. 3. … |
1. 2. 3. … |
Например, применительно к такой отраслевой особенности развития российского аграрного сектора на современном этапе, как влияние государственной политики импортозамещения и развития экспортного потенциала АПК, возможные решения в табличной модели могут выглядеть следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Учет государственной политики импортозамещения
в стратегическом управлении предприятиями АПК
Отраслевая особенность |
Характер влияния |
Этап стратегического управления |
Особенность стратегического управления |
Реализация государством политики импортозамещения и развития экспортного потенциала агропромышленного комплекса |
Возможности: получение государственной поддержки на развитие производства и реализацию импортозамещающей и экспортной продукции |
1. Стратегический анализ |
При проведении стратегического анализа правовых факторов внешней среды необходимо уделить особое внимание мероприятиям государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия |
2. Выбор стратегии развития |
Целесообразно рассмотреть возможности выбора стратегий развития товара (новые товары на внутреннем рынке), развития рынка (внешний рынок) и диверсификации (новые товары на внешнем рынке). Необходимо проверить соответствие выбранной стратегии предприятия стратегиям развития АПК на региональном и федеральном уровнях |
||
3. Разработка стратегических мероприятий |
В стратегическую карту реализации стратегии необходимо включить мероприятия, связанные с задачами импортозамещения |
Таким образом, предприятия АПК как объекты стратегического управления имеют ярко выраженные отраслевые особенности, связанные со спецификой деятельности в агропромышленном комплексе и экономических отношений на агропродовольственном рынке. Учет этих особенностей в процессе реализации стратегического управления аграрными предприятиями позволит повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке, будет способствовать эффективному участию в обеспечении продовольственной безопасности страны, программе импортозамещения продовольственной продукции и наращивании экспортного потенциала страны в аграрной сфере.