Full text

Основной функцией агропромышленного комплекса (АПК) России является снабжение населения страны продовольствием и обеспечение ее продовольственной безопасности. Сложность геополитической обстановки, непредсказуемость внешней экономической среды обусловливают необходимость применения современных подходов к повышению эффективности деятельности отечественных предприятий АПК. Научно и практически обосновано, что для обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятий в условиях сложной и динамичной рыночной среды необходимо основываться на принципах стратегического управления. В целом механизм стратегического управления предприятиями достаточно универсален, существуют общепринятые функции, принципы, методы и инструменты, характерные для данного типа управления. Однако для повышения эффективности их использования при проведении стратегического анализа деятельности предприятия, разработке стратегии и формировании комплекса мероприятий по достижению стратегических целей, реализации выбранной стратегии необходимо уделять особое внимание специфике объекта управления и его внешней среды.

Как известно, агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей, включающую сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг. Отрасли промышленности и сервиса включаются в АПК, если они технологически связаны с сельским хозяйством, осуществляют транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, ее доведение до потребителя, обеспечивают сельское хозяйство оборудованием, удобрениями, другими материально-техническими ресурсами. К агропромышленному комплексу также относится производственная инфраструктура производства продовольственной продукции и социальная инфраструктура сельских территорий [1]. Базовой отраслью АПК является сельское хозяйство, причем именно эта отрасль характеризуется выраженными специфическими особенностями, оказывающими влияние на разработку и функционирование систем стратегического управления аграрными предприятиями. Поэтому в данной работе, исследуя предприятия АПК как объекты стратегического управления, авторы фокусируют внимание главным образом на сельскохозяйственных предприятиях.

В аграрной сфере тесно переплетаются вопросы экономического, экологического и социального характера. Сельское хозяйство представляет собой не только отрасль производства, но и образ жизни сельского населения, а его взаимодействие с природой определяет важность экологического фактора. Управление на сельскохозяйственных предприятиях имеет дело со сложной агроэкосистемой, которая включает в себя микроорганизмы, растения, животных, природно-климатические и почвенные факторы, другие средства и предметы труда, трудовые ресурсы. Управление в этой системе ведется с целью увеличения и качественного улучшения производства полезной и необходимой для человека продовольственной продукции при поддержании способностей агроэкосистемы к самовоспроизводству. Таким образом, в сельском хозяйстве осуществляется совместное, взаимосвязанное развитие дополняющих и обеспечивающих друг друга экономических, экологических и социальных процессов, происходящих на сельских территориях [2].

Особенности хозяйственной деятельности в аграрном секторе определяются прежде всего естественными характеристиками и биологическими законами растительных и животных организмов, выступающих в качестве предмета труда. Значительное влияние оказывают сложившиеся исторически национальные характеристики функционирования сельскохозяйственного производства и государственной аграрной политики воздействия на экономические процессы в отрасли. Специалисты-аграрники выделяют следующие особенности сельского хозяйства:

1)     тесная взаимосвязь и взаимозависимость технологического и естественного воспроизводства;

2)     значительное влияние почвенно-климатических и других природных факторов, что определяет территориальное размещение предприятий и задает повышенную степень риска получения низких доходов или убытка по окончании производственного цикла;

3)     невоспроизводимость в материальной форме и неизнашиваемость земли как главного средства производства в сельском хозяйстве;

4)     сезонность аграрного производства, оказывающая влияние на организацию производства, показатели использования техники и потребность в персонале;

5)     высокая фондоемкость многих отраслей АПК;

6)     длительность производственного процесса в сельском хозяйстве, что определяет высокие сроки окупаемости затрат;

7)     иммобильность материально-технических ресурсов аграрного сектора;

8)     большая доля внутреннего потребления произведенной продукции;

9)     высокая степень взаимосвязи и производственной кооперации различных отраслей агропромышленного комплекса;

10)  преобладание на аграрном рынке конкурентных отношений, близких к чистой и монополистической конкуренции;

11)  влияние на постановку целей развития и рыночное поведение предприятий государственной аграрной политики [3–6].

Агропромышленный комплекс включает в себя разнообразие сфер, отраслей и подотраслей экономики, каждая из которых имеет как общие для АПК, так и особые закономерности развития. Эффективность управления в АПК в целом зависит от качества работы всех звеньев, участвующих в доведении конечной продукции до потребителей. В связи с этим агропромышленный комплекс целесообразно рассматривать как совокупность продуктовых подкомплексов, обладающих своими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе стратегического управления предприятиями АПК. Наиболее значимыми продуктовыми подкомплексами АПК являются зернопродуктовый, мясопродуктовый и молочнопродуктовый.

Зернопродуктовый подкомплекс играет существенную роль в обеспечении продовольственной независимости России. Зерно – это базовый продукт агропромышленного комплекса, поэтому уровень и эффективность его производства оказывают влияние на все сельскохозяйственные и промышленные отрасли АПК. Россия – крупнейший мировой производитель зерна. По объемам производства основных видов зерновых культур наша страна находится на лидирующих позициях в мире (первое место по производству ячменя, третье – по производству пшеницы). Постоянное наращивание объемов производства способствует увеличению внутреннего потребления, а также сохранению за нашей страной позиции крупнейшего мирового экспортера зерна.

В процессе стратегического управления предприятиями зернопродуктового подкомплекса необходимо учитывать особенности функционирования подкомплекса, к основным из которых можно отнести:

-          зависимость производства от природно-климатических факторов;

-          сезонность производства продукции подкомплекса;

-          потребность в высоком уровне механизации производства;

-          наличие значительного разнообразия зерновых культур, имеющих отличительные способы возделывания;

-          высокую рентабельность и длительные сроки хранения продукции;

-          необходимость активного внедрения научно-технических достижений, способствующих повышению эффективности деятельности предприятий подкомплекса.

Зерновой подкомплекс можно назвать ведущим продуктовым подкомплексом. Основной задачей его развития является обеспечение внутренних потребностей страны в зерне и продукции его переработки, а также максимизация экспортного потенциала подкомплекса. В связи с этим вопросы управления предприятиями зернопродуктового подкомплекса с учетом его особенностей приобретают стратегическое значение [7, 8].

Ценность для рациона человека молока и молочной продукции обусловливает высокую значимость молочного подкомплекса в структуре агропромышленного комплекса России. При этом равной важностью обладают как отрасль по производству сырого молока, так и отрасль по его переработке. Молочный подкомплекс также характеризуется своей спецификой, что предъявляет определенные требования при формировании системы стратегического управления предприятиями подкомплекса. К особенностям молочного подкомплекса относятся:

-          ярко выраженная сезонность производства, обусловленная природно-климатическими особенностями нашей страны;

-          высокая потребность в капитальных вложениях для обеспечения эффективного развития молочного скотоводства;

-          значительное влияние на эффективность производства молока половозрастных и наследственных особенностей коров;

-          потребность в качественном ветеринарно-зоотехническом обслуживании молочного стада;

-          высокая зависимость от продуктивности зернопроизводства, формирующего кормовую базу для молочного животноводства;

-          необходимость наличия развитой сбытовой инфраструктуры, распределение агропромышленных формирований молочного подкомплекса по территориальному признаку, что обусловлено ограниченным сроком хранения сырого молока и высокими требованиями к качеству готовой продукции;

-          невозможность изменения ежедневных сроков получения продукции и связанная с этим потребность немедленной переработки молока в молочные продукты;

-          высокая биологическая ценность и социальная значимость молока и молочной продукции, обусловливающая необходимость обеспечения как физической, так и их экономической доступности;

-          низкая ценовая эластичность спроса на питьевое молоко и цельномолочную продукцию и высокая ценовая эластичность на сыр и сливочное масло;

-          убыточность или низкая рентабельность производства молока из-за диспаритета цен между производителями и переработчиками сырого молока, между сельскохозяйственными производителями и производителями средств производства для молочного животноводства [9].

Современный мясопродуктовый подкомплекс – это сложная структура, которая включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые отрасли сельского хозяйства, переработки, сервиса, торговли, общественного питания, объединенные по признаку конечного продукта – мяса и мясных изделий. Значимость мясопродуктового подкомплекса в структуре АПК страны определяется ценностью полноценных белков животного происхождения, содержащихся в мясе и мясных продуктах. К основным особенностям функционирования подкомплекса можно отнести:

-          участие в процессе производства мяса биологических объектов, от которых получают несколько видов продукции, включая сопутствующую;

-          влияние на эффективность производства мяса половозрастных и наследственных особенностей скота и птицы;

-          необходимость высокого уровня ветеринарно-зоотехнического обслуживания поголовья;

-          взаимозаменяемость различных видов мяса, создающая внутриотраслевую конкуренцию между их производителями;

-          технологическая сложность процесса производства мясной продукции;

-          длительность производственного цикла, особенно в производстве мяса крупного рогатого скота;

-          нарушение ценовой эквивалентности межотраслевого обмена;

-                    высокая фондоемкость и материалоемкость промежуточной и конечной продукции;

-          зависимость производственных результатов от качественных характеристик кормовой базы, наличия земельных ресурсов;

-          значительная сопряженность всех стадий производства и специфично используемого сырья;

-          влияние на видовую структуру производства мяса национальных особенностей и традиций регионов;

-          высокая биологическая ценность и социальная значимость мяса и мясных продуктов, обусловливающая необходимость обеспечения их доступности для населения;

-          эластичность спроса на мясо и мясопродукты по доходам населения [10].

Наличие выраженных отраслевых особенностей ведения хозяйственной деятельности предприятиями продуктовых подкомплексов АПК оказывает влияние на методологию стратегического управления ими. Предлагается учет отраслевой специфики проводить с помощью процессного подхода, используя табличную модель, разработанную на основе диссертации Н. В. Боровских [11] (табл. 1).

Таблица 1 

Модель учета отраслевых особенностей

в стратегическом управлении предприятиями АПК

 

Отраслевая

особенность

Характер влияния

Этап стратегического управления

Особенность стратегического управления

1.

1. Угрозы

 

2. Возможности

 

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

Например, применительно к такой отраслевой особенности развития российского аграрного сектора на современном этапе, как влияние государственной политики импортозамещения и развития экспортного потенциала АПК, возможные решения в табличной модели могут выглядеть следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Учет государственной политики импортозамещения

в стратегическом управлении предприятиями АПК

 

Отраслевая особенность

Характер влияния

Этап

стратегического

управления

Особенность

стратегического управления

Реализация государством политики импортозамещения и развития экспортного потенциала агропромышленного комплекса

Возможности: получение государственной поддержки на развитие производства и реализацию импортозамещающей и экспортной продукции

1. Стратегический анализ

При проведении стратегического анализа правовых факторов внешней среды необходимо уделить особое внимание мероприятиям государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

2. Выбор стратегии развития

Целесообразно рассмотреть возможности выбора стратегий развития товара (новые товары на внутреннем рынке), развития рынка (внешний рынок) и диверсификации (новые товары на внешнем рынке). Необходимо проверить соответствие выбранной стратегии предприятия стратегиям развития АПК на региональном и федеральном уровнях

3. Разработка стратегических мероприятий

В стратегическую карту реализации стратегии необходимо включить мероприятия, связанные с задачами импортозамещения

 

Таким образом, предприятия АПК как объекты стратегического управления имеют ярко выраженные отраслевые особенности, связанные со спецификой деятельности в агропромышленном комплексе и экономических отношений на агропродовольственном рынке. Учет этих особенностей в процессе реализации стратегического управления аграрными предприятиями позволит повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке, будет способствовать эффективному участию в обеспечении продовольственной безопасности страны, программе импортозамещения продовольственной продукции и наращивании экспортного потенциала страны в аграрной сфере.