Развитие экономики в современных условиях предполагает становление новой экономической системы на базе создания, распространения и использования знаний. Этому способствовало революционное изобретение XX в. – электронная вычислительная машина, где были функции носителя знаний и функции доставки ее потребителю. Так знания стали основным источником экономического роста, которые в отличие от материальных предметов не истощаются в процессе использования. Однажды полученные знания не могут стать предметом монополии, они становятся достоянием всех. В отличие от материальных предметов, знания распространяются быстрее и проще. Особое внимание при этом нужно уделять не только накоплению, но и генерации знаний. Рождение новых идей происходит благодаря одаренным творческим личностям. При всем обилии публикаций на данную тему в настоящее время отсутствуют серьезные разработки измерения, которые можно было бы применять при создании инновационных проектов. Правительственные программы в первую очередь направлены на развитие условий воспроизводства знаний, повышение благосостояния и качества жизни личности путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в новой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышение степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг [1]. Выбор в качестве одного из приоритетов построения в Российской Федерации цифровой экономики, внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни приводит к необходимости количественной и качественной оценки динамики и результатов этих процессов [2]. Региональные проекты переводят в практическую область решение задач мониторинга развития цифровой экономики [3]. Возникает потребность в индикаторах измерения, которые направлены как на текущее отслеживание ситуации, так и на сопоставление места сельской территории среди других регионов [4]. Формируется новый подход в области статистической науки – статистика новой экономики, где определяются основные количественные характеристики, принципы и методики сбора данных, классификации и группировки, разрабатываются новые методики в использовании различных инструментов статистического исследования. Не последнее место в повышении конкурентоспособности занимают качественные показатели [5].
Целью работы является определение индикаторов современной новой цифровой экономики сельских территорий – экономики знаний. Предметом исследования стали элементы телекоммуникаций, которые активно применяются при формировании одаренной сельской молодежи. Исследование велось с использованием системной методики.
Новая экономика, основанная на знаниях, отражает технологические преобразования и соответствующие ей изменения в организационно-экономическом механизме хозяйственной жизни села. Здесь можно увидеть такие взаимодействующие элементы, как телекоммуникации, интернет-вещи, одаренная сельская молодежь, предприниматели-инноваторы, детские сельскохозяйственные центры, сельский туризм [6]. Бытует мнение, что роль новой экономики в устойчивом развитии сельских территорий невелика и ее развитие тормозится непреодолимыми препятствиями [7]. Полно тревог, которые усиливаются осознанием того, что в долгосрочной перспективе без развития новой экономики село ждет незавидное будущее. В то же время мы со всех сторон окружены приметами новой экономики [8]. Так, мы являемся свидетелями триумфального шествия по территориям сел региона мобильной связи – за несколько лет сотовый телефон превратился из дорогой игрушки, отражающий статус владельца, в предмет первой необходимости. Быстро распространяется широкополосный доступ Интернет. Волна докатилась до глубинки, как это было с мобильной связью. К присутствию компьютера привыкли настолько, что трудно признать его индикатором новой экономики [9]. Развитие телекоммуникаций сельских территорий подтверждает факт, что отставание от развитых стран мира не фатально. Объединение информационных сетей в Европе началось 1982 г. Подключение по выделенному каналу связи тогда осуществил Всесоюзный научно-исследовательский институт системных исследований, который обеспечил соединение со своими научными партнерами в Вене. Глобальная сеть Интернет сформировалась как совокупность местных сетей. В Европе и России Интернет появился как общественная инициатива местных ассоциаций пользователей Unix. А уже в 1993 г. более половины европейской клиентской базы Интернет приходилось на Россию. Страна не «таясь» строила коммерческий Интернет [10, 11]. Для телекоммуникаций характерны двузначные годовые темпы прироста объемов реального выпуска, которые сопровождаются столь же быстрыми темпами снижения относительных цен. Это приводит к тому, что сравнительно небольшой сектор экономики оказывает непропорционально большое влияние на темпы роста реального ВВП. Технологии знаний являются инфраструктурным сектором экономики. Бурное развитие новой сельской инфраструктуры дает толчок развитию всей экономики. Подобное уже было на Урале в период интенсивного строительства железных дорог. Все наводит на мысль, что сельские территории региона не столь медленно двигаются по пути развития новой экономики и что последняя уже оказывает, вопреки расхожим мнениям, серьезное влияние на общество [12, 13]. Влияние технологий знаний на устойчивое развитие территорий возможно и там, где не производят информационно-коммуникационного оборудования. Повышение производительности труда с помощью компьютеров, мобильной связи не требует производства полупроводников. Таким образом, влияние телекоммуникаций на новую сельскую экономику в целом определяется не столько уровнем развития в ней соответствующего сектора, сколько тем, как государство способствует распространению волны инноваций, идущей от сравнительно узкого сектора технологий через широкий спектр отраслей, связанных с агропродуктовым рынком. Качество принятия решений зависит от качества измерения [14]. Официальная статистика показывает у нас ту же картину, которая характерна для развитых стран: технологии знаний растут в реальном выражении двузначными годовыми темпами при быстром снижении относительных цен. Вместе с тем исследования технологий знаний, куда входят телекоммуникация сельских территорий, Интернет, «умные начинки» сельхозтехники, наталкиваются на серьезные измерительные трудности, обусловленные ориентацией экономической статистики в основном на индустриальную экономику села [15]. Тот факт, что новая экономика плохо видна через призму российской статистики, следует из итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., где показатели по инновациям более чем скромны. Система государственной статистики складывалась десятилетиями, и это определяет некоторый консерватизм. В результате статистические показатели несвоевременно отражают вклад новых, интенсивно развивающихся направлений. К тому же, новая экономика является более трудным объектом измерения [16]. Прежде всего, высокотехнологичные товары и услуги характеризуются чрезвычайно интенсивными изменениями качества. Так, легко построить временной ряд цен мобильных телефонов, регистрируя цены на наиболее продаваемые в данное время модели. Но динамика этого ряда, в отличие, скажем, от цен на зерно, определяется далеко не только инфляционными процессами. Трудно утверждать, что современный коммуникатор дороже примитивной «трубки» десятилетней давности по причине инфляции. На динамику цен технологий знаний существенное влияние со временем оказывает изменение качества – улучшение потребительских характеристик. Индикаторы, полученные стандартным способом, будут завышать оценки инфляции и, соответственно, занижать динамику количества. Учитывая интенсивность изменений технологий знаний, можно сказать, что масштаб этих искажений может быть большим. Построение индикаторов постоянного качества сегодня развито крайне слабо. Все вместе означает, что новая сельская экономика плохо видна через призму традиционной статистики. В этом отношении она «подобна темной материи, которую нельзя увидеть имеющимися в нашем распоряжении средствами наблюдений, но знаем о ее существовании по тому влиянию, которое она оказывает на видимую материю» [17]. Для измерения новой сельской экономики нужен другой инструмент. Нечто очень похожее имело место два десятилетия назад, когда в рыночной экономике статистика была плановой. Ограничения официальной статистики вынуждают строить альтернативные оценки (активно применять оригинальную разработку – квалистоимостной подход оценки качества товара). Естественно, любые такие оценки на первых порах будут несовершенными и уязвимыми. Для их построения приходится собирать информацию по отдельным агропродовольственным предприятиям. Это порождает проблемы сопоставимости [18].
Технологии знаний серьезно влияют на развитие местного самоуправления, учреждений финансов, служб почты, сельских школ, лабораторий по экологии, предприятий торговли, туристических организаций, а в сумме формируют устойчивое развитие сельских территорий. Едва ли можно найти уголок в деревне, не испытывающий на себе стимулирующего влияния телекоммуникаций. Интернет снял вековые ограничения на доступ к информации и становится гарантом свобод личности, активно формирует одаренную сельскую молодежь [19]. Интернет сделал сельских жителей другими. Человеческий капитал, профессиональная подготовка становятся ключевым компонентом стоимости, создаваемой в инновационных агропродовольственных предприятиях. Качество специалистов – вот значимый индикатор новой экономики. В ней получение диплома о профессиональном образовании не завершает обучение человека, а лишь свидетельствует об усвоении им определенного набора необходимых знаний. Для полной социализации и самореализации в новой экономике необходимо непрерывное образование [20]. Следовательно, факт получения и усвоения новых знаний на протяжении всей жизни человека является индикатором новой экономики. С одной стороны, новая экономика – это совокупность технологий и оборудования, позволяющего осуществить сбор, хранение, передачу данных, а также осуществить коммуникации. С другой стороны, это человек, личность, использующий возможности, предоставляемые соответствующими технологиями для эффективного удовлетворения потребностей [21]. Очевидно, что характеристики динамики развития новой экономики только на основе количественных показателей уровня проникновения информационно-коммуникационных технологий без оценки эффективности их использования и влияния на формирование одаренной сельской молодежи будут неполными. Перепись 2016 г. показала слабость развития методологии организации статистического наблюдения технологий знаний. Очевидно, что сбор данных направлен на оценку адекватности создаваемых технологий знаний задачам реализации возможностей, предоставляемых телекоммуникациями. Но очень слабо измеряется их влияние на формирование личности, нет соответствующих индикаторов [22].
Итак, Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 г. выявила основную проблему измерения новой экономики села – это отсутствие единого держателя информационного ресурса, а поскольку сегодня данные приходится собирать из разных источников, это неизбежно приводит к сомнениям в их полноте и достоверности. Для устранения нужно провести централизацию сбора данных, что позволит унифицировать методологию сбора на основе соблюдения принципов полноты, прозрачности и сопоставимости данных. Отсутствие полной информации о структуре новой сельской экономики как совокупности интернет-пространства не позволяет качественно оценить эффективность использования возможностей технологий знаний для решения задач агрообразования, агробизнеса. Данная проблема привела к появлению новых индикаторов технологий знаний и всех видов взаимодействия и уникальной формы объединения людей в условиях её глобального виртуального пространства: интернет-статистика, позволяющая собирать информацию о пользователях сайтов; поиск по ключевым словам; количественный анализ текстов с целью последующей интерпретации выявленных числовых закономерностей. В связи с отсутствием границ в виртуальном пространстве наиболее сложным является вопрос определения единицы наблюдения – территории. Кроме того, существует субъективная сторона новой экономики – это оценка влияния телекоммуникаций на повышение качества жизни сельских жителей, их влияния на формирование одаренной сельской молодежи. Появилась необходимость в определении индикаторов развития новой экономики и на их основе оценки особенностей сельского интернет-сообщества, необходимых для прогнозирования местных и региональных продовольственных рынков, планирования конкретных действий государственных структур по стимулированию инновационного развития сельских территорий [23]. При этом под технологиями знаний понимается не просто информация, а ее систематизированная и обобщенная часть. Доминирующее значение творческого труда – главное отличие новой экономики, приоритет знаний над другими ресурсами, преобладание креативной деятельности, производство, ориентированное на индивидуального клиента. Не воспроизводство как можно большего количества экземпляров данного товара, а создание новых экземпляров. Таким образом, на смену индустриальной экономике приходит новая экономика, основанная на знаниях, – инновационная экономика с производством высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью. Прибыль при этом создается за счет интеллекта людей, развития и использования технологий знаний [24]. Сельские территории Российской Федерации еще только вступают в эту область, но у них есть примеры высокотехнологичного бизнеса, в капитализации которого доля знаний преобладает. Человек является субъектом создания, распространения и применения знаний, и успех в этом зависит от уровня его образования, творческих возможностей, способностей к исследовательской деятельности.
На протяжении длительного периода времени в регионе проводились научные работы, которые обозначили общие и оригинальные подходы для новой экономики в формировании системы индикаторов, измеряющих различные аспекты внедрения технологий знаний и степень влияния креативной личности. На основе исследований были выявлены уровни новой экономики:
Первый уровень – условия для перехода к новой экономике отсутствуют; в данной сельской местности нет средств связи, нет компьютеров, нет библиотек, уровень образования и культуры сельских жителей очень низкий (яркий пример – семья староверов Лыковых на Алтае).
Второй уровень – телекоммуникационные условия используются малой частью сельского населения и организациями, здесь нет стационарных компьютеров, связь не стабильна (например, деревня Михайловка на месте ликвидированного леспромхоза, где еще живут пенсионеры; и таких деревень по стране очень много, особенно на севере).
Третий уровень – условия для экономики знаний созданы и используются значительной частью сельских жителей, есть почта, узел связи, компьютеры, есть слабые очаги инноваций, культура населения высока (например, центральная усадьба обанкротившегося предприятия Красный Ясыл; здесь у молодежи есть альтернативное занятие – поделочные промыслы; в перспективе село может стать туристической столицей сувениров и изделий из селенита).
Четвертый уровень – сельское общество использует в жизни и в профессиональной деятельности технологии знаний, услуги и информационные ресурсы, образовательный и культурный уровень высок, активно применяют инновации (село Ленск, ООО «Великоленское», сельский туристический комплекс «Степаново городище»).
Данные исследования позволяют сформулировать следующие требования к индикаторам новой экономики: они должны учитывать максимальное число факторов и условий, от которых зависит формирование новой экономики; должны быть прозрачными и доступными для проведения расчетов или получения оценок; должны обеспечивать максимальную совместимость и сопоставимость показателей для разных условий измерения, а также для применения этих индикаторов в других территориях.
Вопрос о том, является ли экономика знаний новой эрой общественного развития, пришедшей на смену аграрной и индустриальной эпохам, остается дискуссионным. Тем не менее концепция новой экономики ставит во главу угла человека, его знания, навыки и умения. Главным ресурсом общественного производства становится личность – образованная, профессионально развитая, творчески активная, умеющая работать с современными телекоммуникациями. Сегодня уже накоплен практический опыт и методический потенциал измерения отдельных факторов, влияющих на развитие новой экономики. Но, как сказал в своем выступлении генеральный секретарь Международного союза электросвязи Хоулинь Чжао, несмотря на общий прогресс, цифровое неравенство остается проблемой, которую необходимо решать, это сегодня важно, поскольку информационно-коммуникационные технологии и цифровая экономика имеют потенциал, чтобы изменить жизнь к лучшему, цифровая революция может улучшить целые страны и континенты, но только если цифровые ресурсы доступны. Поэтому полное использование экономических и социальных преимуществ цифровой революции требует эффективной и доступной инфраструктуры и услуг, развития малых инновационных предприятий, либерализации информационно-коммуникационных технологий, развития новых инструментов для финансирования инновационных проектов. Важнейшим фактором развития новой экономики является образование, оно формирует и преобразует человеческий потенциал, обеспечивает доступность знаний. В будущем самым важным ресурсом, за который будут вестись конкурентные войны стран и предприятий, будет креативная личность, способная к творческому созиданию, а вложение средств в науку и образование будет рассматриваться как наиболее важное стратегическое капиталовложение, и главным веянием времени будет стремление учиться всю жизнь. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что технологии знаний являются локомотивом развития сельской экономики, а творческие личности могут служить индикаторами развития новой экономики.