В настоящий момент для экономики Киргизской Республики актуален вопрос о государственной политике, способствующей экономическому росту регионов. При этом существенное значение придается одной из ключевых составляющих экономической политики государства – налоговой политике, призванной обеспечить не только фискальную, но и стимулирующую функцию налогообложения, создать налоговые стимулы для развития, расширения производства, увеличения занятости, роста инвестиций и налоговой базы.
Следует заметить, что налоги являются инструментом государственного воздействия на народное хозяйство как в экономическом, так и в политическом аспектах. Направленность налоговой политики государства зависит от общей экономической политики находящегося у власти правительства, от целей и задач,
Правительству страны стоить рассмотреть воздействие налоговой системы на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью инструментов налоговой политики, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста регионов Киргизской Республики.
Экономическое развитие страны и её регионов на современном этапе в значительной степени определяется состоянием налоговой политики. Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, так как не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, потому что, с одной стороны, должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны, налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию регионов.
В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать.
Как видно из рис. 1, основные мероприятия проводятся без обоснования норм и нормативов, не учитываются особенности различных отраслей. Налоговая система страны ещё не до конца сформирована и требует кропотливой работы для того, чтобы она не только была эффективна сама по себе, но и успешно взаимодействовала с другими сферами экономики.
Рис. 1. Недостатки налоговой системы Киргизской Республики
В целом необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Необходимы экстренные меры по ликвидации существующего акцента на фискальную функцию налогов. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, делать инвестиции для развития экономики и благосостояния народа Киргизской Республики [1].
Из данных таблицы видно, что основным социально-экономическим показателем развития регионов является объем оказанных услуг и товарооборот от оптовой и розничной торговли. Один из самых низких показателей для развития регионов Киргизской Республики – поступление прямых иностранных инвестиций.
В связи с этим в программе правительства Киргизской Республики «40 шагов к новой эпохе», утвержденной в 2017 г., предусмотрены следующие шаги: 8 «Поддержка малого и среднего предпринимательства», 9 «Инвестируй в Киргизстан», 10 «Доступный кредит», 11 «Поддержка экспорта», которые направлены на развитие рыночной экономики, открытой для инвестиций и торговли [3].
В рамках программы предлагают решить вопросы по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса, по развитию экспорта, по инвестиционной политике и по фискальным мерам.
Таким образом, для страны важно восстановление стимулирующей функции налогов. В таком случае установится баланс на уровне всех основных концепций развития государства. В данном случае достижение цели просто невозможно без налогового стимулирования хозяйственной деятельности: только эффективная ставка налога может спровоцировать действия экономического субъекта в этом направлении, сохраняя для этого необходимое количество средств на его счете.
Основные социально-экономические показатели развития регионов
Киргизской Республики (2016 г., в процентах к 2015 г.) [2]
Области КР |
Баткен- ская |
Жалал-Абадская |
Ыссык-Кульская |
Нарынская |
Ошская |
Таласская |
Чуйская |
Показатели |
|||||||
Объем промышленной продукции |
93,6 |
102,0 |
106,0 |
113,2 |
100,1 |
99,9 |
105,4 |
Инвестиции в основной капитал |
64,4 |
137,8 |
94,8 |
43,8 |
92,9 |
122,0 |
61,2 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
91,4 |
119,4 |
129,7 |
121,8 |
101,7 |
105,6 |
89,6 |
Поступление прямых иностранных инвестиций (без учета оттока) |
39,6 |
47,6 |
73,0 |
5,0 |
81,0 |
1451,2 |
46,2 |
Перевозки грузов автомобильным транспортом |
102,7 |
111,8 |
105,5 |
103,9 |
101,0 |
101,1 |
102,5 |
Оборот оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей и мотоциклов |
109,2 |
108,9 |
104,4 |
104,8 |
96,5 |
108,6 |
110,9 |
Объем услуг, оказанных гостиницами и ресторанами |
118,4 |
108,7 |
112,7 |
117,7 |
104,5 |
102,8 |
106,3 |
Индекс потребительских цен |
100,2 |
100,9 |
101,2 |
102,0 |
100,4 |
96,9 |
102,8 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
100,3 |
96,4 |
101,2 |
105,0 |
99,4 |
100,3 |
108,2 |
Среднемесячная реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) |
106,4 |
109,3 |
108,8 |
107,8 |
113,8 |
111,0 |
108,2 |
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- сокращение числа плановых и внеплановых налоговых проверок на 50%;
- внедрение электронных налоговых инструментов;
- выявление роли налогов в системе доходов и расходов государства;
- выявление возможности воздействия со стороны государства на факторы экономического роста;
- выявление оптимальных критериев налоговой системы в зависимости от экономических и политических особенностей национальной экономики;
- изменение законодательной базы по государственно-частному партнерству;
- создание условий для снижения издержек бизнеса.
Налоги, являющиеся основной частью государственных доходов, находятся в тесном взаимодействии с государственными расходами. С одной стороны, объем налоговых поступлений определяет величину расходной части бюджета и задевает бюджетное ограничение в масштабе национальной экономики, с другой стороны, масштаб, и в особенности структура государственных расходов, во многом определяет отношение налогоплательщиков к необходимости финансирования государственных потребностей.
Эффективность национальной налоговой системы возможно оценить с точки зрения фискальной, перераспределительной эффективности, уровня простоты налоговой системы и степени уклонения от уплаты налогов. Предложенные критерии позволяют комплексно оценить состояние национальной экономики и указать на возможные слабые места существующей налоговой системы и направления ее совершенствования. С нашей точки зрения, отличительной чертой данных критериев является возможность численного определения показателей эффективности как напрямую для критериев фискальной эффективности и простоты налоговой системы, так и с помощью вспомогательных расчетов для критерия эффективности перераспределения и степени уклонения от уплаты налогов.
Многое зависит от того, насколько налоговая политика обоснованна, взвешенна и насколько правильно расставлены ее приоритеты. Эти приоритеты могут быть направлены как на стимулирование потребительского спроса, так и на его сдерживание, поощрение накоплений, а также как на прямое участие в производственном процессе, так и на косвенное воздействие на него через рыночные стимулы. Высока и роль государственных закупок во всей системе рыночных экономических отношений.
При этом необходимо выяснить, на какие пороговые значения роста или снижения налогового бремени следует ориентироваться, чтобы обеспечить оптимальный для современной экономики регулирующий и доходный эффекты налогообложения.
Рис. 2. Пути решения ключевых задач по экономическому росту регионов
В процессе формирования государственной бюджетно-налоговой политики следует учитывать интересы и государства, и налогоплательщиков.