Full text

Стремительное развитие экономики и социума, конкурентоспособность, поддерживаемая устойчивым финансовым положением, имиджем предприятия и другими факторами успешного функционирования, требуют постоянного мониторинга всех составляющих функционирования предприятий.

Мониторинг или оценка функционирования предприятия является движущей силой роста предприятия, поиска тех экономических или финансовых лагов, которые могут дать почву для принятия управленческого решения, позволяющего повысить результативность функционирования как в относительном ее выражении (эффективность), так и в абсолютном (эффект).

Для понимания сущности и значения эффективности функционирования предприятия в первую очередь необходимо рассмотреть терминологический аппарат предметной области исследования, составляющими элементами которого являются:

-          эффективность;

-          функционирование;

-          предприятие;

-           оценка.

Исходя из теории эффективности, есть необходимость в четком взвешивании и понимании таких двух взаимосвязанных, неразрывных и различных по объективному и субъективному началу понятий, как эффективность и эффект.

В первую очередь рассмотрим и сопоставим существующие подходы к определению категории «эффект» (см. табл. 1).

Исходя из представленных в табл. 1 подходов к данному определению, можно сделать следующий вывод: эффект как категория представляет собой некий результат в виде абсолютного выражения эффективности.

Таблица 1

Современные подходы к трактовке категории «эффект»

 

Автор

Определение

С. А. Суслова [1]

Результат, а в свою очередь эффективность – соотношение эффекта и затрат, которые его вызвали

О. А. Кусакина [2]

 

Результат при условии его положительного или отрицательного изменения по сравнению с отчетным периодом, абсолютная величина результата

Р. Г. Смелик [3]

Абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности предприятия в стоимостной или иной оценке

Н. Н. Селезнева [4]

Абсолютный показатель, отражающий степень эффективности

Н. Ш. Кремер [5]

Результат, полученный в ходе реализации процесса или выполнения операции, который может быть или положительным, или отрицательным. Данное понятие широко используется в экономике, где выражается в виде стоимостной оценки, имеющей абсолютный характер

 

Далее целесообразно рассмотреть существующие подходы к определению категории «эффективность» (табл. 2).

Таблица 2

Современные подходы к трактовке категории «эффективность»

 

Автор

Определение

Э. В. Крум [6]

В переводе с латинского effectus означает некое действие, направленное на достижение поставленного или желаемого результата, или же некое соотношение между достигнутым и затраченным

А. Г. Галай [7]

Отношение полученных или предлагаемых результатов производственной деятельности и обусловивших эти результаты затрат всех видов ресурсов

В. Г. Тимирясов [8]

Отношение ценности результата к ценности затрат

О. А. Кусакина [9]

Состояние экономики, при котором определенное соотношение результатов деятельности и затрат на достижение этих результатов приводит к получению субъектом максимальных результатов с использованием ресурсов определенной стоимости или производству товаров определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов

Р. Г. Смелик [10]

Результативность деятельности предприятия

И. Т. Балабанов [11]

Получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата

 

Исходя из представленных в табл. 2 подходов к данному определению, можно сделать следующий вывод: эффективность представляет собой действие, заключенное в соотношении результатов и затрат.

В зависимости от целей функционирования предприятия выделяют следующие виды эффективности, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Классификация видов эффективности в зависимости от целей предприятия [12]

 

Признаки классификации целей

Виды эффективности

  1. Содержание

– Экономическая;

– техническая;

– социальная;

– научная;

– организационная;

– экологическая

  1. Характер интересов

– Внешняя;

– внутренняя

  1. Масштаб

– Общефирменная;

– внутрифирменная;

– групповая;

– индивидуальная

Основными целями эффективного функционирования предприятия и, как следствие, направлениями оценки исходя из этих целей являются следующие:

-          поддержание конкурентоспособности;

-          поддержание финансовой устойчивости предприятия;

-          создание имиджа предприятия;

-          повышение экономического потенциала;

-          повышение социального потенциала;

-          увеличение объемов производства и реализации;

-          увеличение прибыли при сокращении затрат;

-          повышение уровня рентабельности, продаж, производства и др.

С точки зрения характера полученного результата О. Н. Кусакина и ее соавторы в учебном пособии для аспирантов «Экономика предприятия» [13] выделяют такие виды эффективности, как экономическая, социальная, социально-экономическая.

Экономическая эффективность отражает различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности предприятия, связанной с производством товаров или предоставлением услуг. Здесь основными формами могут быть снижение себестоимости, рост прибыли и др.

С точки зрения современного рассмотрения экономической эффективности отечественными и зарубежными учеными выделяют:

-          эффективность как экономическую категорию, многогранную, комплексную и вариативную, то есть отражение результатов деятельности и затрат, которые пошли на достижение этих результатов;

-          эффективность как группу экономических показателей, то есть той совокупности показателей, которые будут отражать определенный результат, такие как рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность и другие группы.

Социальная эффективность связана с получением социальных эффектов, например улучшение условий труда, безопасности, и общей удовлетворенностью от работы в данной организации.

Социально-экономическая эффективность представлена желанием получить максимальный экономический эффект посредством примененных социальных элементов. Другими словами, социальная эффективность подвластна экономическому обоснованию.

А. Ф. Баранников в учебном пособии «Теория организации» [14] выделяет основные понятия эффективности, к которым относит:

-                    критерий эффективности как некое качество, которое является мерилом оценки;

-          принципы эффективности как рациональное соотношение затрат и эффекта;

-          систему показателей как инструмент количественного и качественного представления.

Поскольку термин «эффективность» означает процесс или действие, предприятие представляет собой самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги [15]. Это имущественное объединение или комплекс по производству товаров или услуг, который содержит в себе экономические ресурсы [16, 17].

Следовательно, функционирование предприятия представляет собой процесс осуществления деятельности производственного, коммерческого, социального и финансового характера.

Объединив понятия «эффективность», «функционирование» и «предприятие» в единое целое, а именно «эффективность функционирования предприятия», представим интегрированное определение категории, которая может характеризоваться общими и частными показателями эффективности производства, показателями системы управления, системы функционирования и др.

Рассматривая определение «оценка», подчеркнем, что она представляет собой исследование соответствия установленным требованиям [18] либо критериям, что является неким мерилом (как было отмечено выше, в понимании А. Ф. Баранникова).

Следовательно, оценка эффективности функционирования предприятия представляет собой исследование соответствия установленным требованиям посредством анализа общих и частных показателей, отражающих эффективность с системной точки зрения. Или же оценка эффективности функционирования предприятия является целенаправленным процессом определения соответствия поставленным руководством требованиям в направлении производственной, коммерческой, финансовой и социальной деятельности хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги или реализующего товары.

Основными задачами оценки эффективности функционирования предприятия являются следующие:

-          оценка экономической и социальной ситуации;

-          выявление факторов, воздействующих на сложившуюся ситуацию;

-          подготовка обоснованных управленческих решений;

-          выявление и мобилизация резервов повышения эффективности функционирования предприятия [19].

Результаты проведенной оценки функционирования предприятия дают необходимую информацию о текущем состоянии деятельности предприятия, а определенные ключевые параметры позволяют выявить перспективы развития.

Возвращаясь к трудам А. Ф. Баранникова, а именно к тому, что он выделяет три основных понятийных элемента в эффективности функционирования предприятия, для полного понимания сущности и значения оценки эффективности функционирования предприятия возникает рассмотреть каждый из них.

Итак, критерий как мерило или сущность, определяющие направление осуществления оценки, имеет некий эволюционный рост при своем становлении (табл. 4).

Таблица 4

Эволюция изменения содержания критериев оценки эффективности

функционирования предприятия [20–24]

 

Концепции

и подходы

Модель организации в объекте

Развития

 предприятия

доминирующей

функции управления

критериев

эффективности

  1. Научный менеджмент / школа научного управления (1885–1920 гг.)

Механистическая конструкция

Оперативное управление производством

Экономическая эффективность или рациональное использование ресурсов

2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930–1950 гг.)

Коллектив людей, построенный на разделении труда

Организация или управление персоналом

Экономическая эффективность, учитывающая воздействие психологических факторов

3. Системный подход (с конца 50-х гг. по настоящее время)

Сложная иерархическая система

Стратегический метод

Системная целесообразность

4. Ситуационный подход (с конца 60-х гг. по настоящее время)

Общественная организация с самостоятельными и интересами отдельных групп

Политика

Социально-экономическая политика

Из табл. 4 видно, что на современном этапе основными критериями эффективности функционирования предприятия являются системная целесообразность (то есть конкретизация основной цели предприятия) и социально-экономическая политика (то есть система мер, направленных на обеспечение продуктового взаимодействия с внешними и внутренними группами).

Основными критериями эффективности функционирования предприятия на микроуровне, по мнению В. Г. Тимирясова [25], являются следующие:

-          своевременное выявление и распознавание возможных и реальных угроз;

-          способность сопротивляться отрицательному воздействию внешней среды;

-          оптимальность как обеспечение достижения определенного значения;

-          готовность предприятия принять и использовать для развития и повышения эффективности функционирования воздействия внешней среды;

-          системность в анализе, оценке и принятии управленческих решений.

Далее, опираясь на основные понятия эффективности, представленные А. Ф. Баранниковым, рассмотрим принципы оценки эффективности функционирования предприятия.

Принцип оценки эффективности функционирования предприятия представляет собой некое устойчивое правило или положение, которое лежит в основе проведения оценки.

Основными принципами оценки эффективности функционирования предприятия являются следующие:

-          взаимозависимость цели и результата функционирования предприятия;

-          допустимость нескольких критериев оптимальности;

-          преимущество целей проведения оценки, направленных на устойчивое финансовое развитие;

-          сопоставимость результатов оценки;

-          взаимозависимость этапов жизненного цикла и основных показателей осуществляемой деятельности предприятия и др.

Рассматривая систему показателей, подчеркнем, что в первую очередь она служит средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.

Показатели, лежащие в основе оценки эффективности функционирования предприятия:

-          обобщающие, такие как прибыль, оплата труда;

-          показатели, отражающие трудовую активность и качество персонала;

-          финансовые показатели;

-          экономические показатели и др.

А. Д. Чудновский [26] оценку эффективности функционирования предприятия предлагает рассматривать по составляющим этой оценки, а именно:

-          по критерию «эффективность функционирования»;

-          принципам оценки;

-          системе показателей оценки эффективности;

-          методике расчета эффективности;

-          мероприятиям по внедрению новой системы оценки эффективности функционирования предприятия.

Значение оценки эффективности функционирования предприятия заключается в улучшении конечных результатов функционирования предприятия, в возможности по результатам проведения оценки принять соответствующие управленческие решения, направленные на повышение результативности.

Как отмечает В. Г. Тимирясов [27], современная оценка эффективности заключается в поиске тех функциональных показателей, которые бы максимально раскрывали текущую ситуацию на предприятии как с экономической, так и с социальной стороны. Поскольку оценка функциональных показателей имеет объективное начало, важная составляющая нашего исследования – изучение инструментов оценки, коими и являются обозначенные показатели.