Full text

Для экономики различных стран процесс интегрирования науки в производство является актуальной задачей. В период постиндустриального общества это стало особенно актуальным по причине необходимости обеспечения конкурентных преимуществ в социально-экономической сфере. Конкурентоспособность страны сопряжена с гибкостью и мобильностью экономического развития, способностью занять лидирующие позиции на более высоком уровне в контуре последующего технологического уклада. Таким образом, задачей развития в сфере инновационной экономики является своевременная организация эффективного сотрудничества научно-образовательных центров и коммерческих предприятий.

Ведущие экономики развитых стран наряду с акцентом на венчурный капитал, инжиниринговую деятельность, стартапы, развивают перспективное направление под названием «спин-офф». Это структурное подразделение университета, разрабатывающее инновационный проект.

Цели университета при создании «спин-офф»:

-          концентрация ресурсов для научных исследований, обновление материальной базы учебного процесса, рост внебюджетных доходов;

-          развитие инновационных технологий, осуществление фундаментальных исследований, осуществление прикладных исследований, бенчмаркинг;

-          приобретение обучающимися новейших знаний, распространение инновационных технологий обучения, трудоустройство выпускников;

-          формирование имиджа университета как движущей силы региональной инновационной системы, получение социальной поддержки от регионального муниципального сообщества.

Многие из этих целей не могут быть «монетизированы», что обусловливает необходимость выделения разных видов эффективности процесса «спин-офф»:

  1. Общая эффективность «спин-офф» определяется достижением в этом процессе экономических, научно-технологических, образовательных и социально-политических целей, преследуемых университетом. Каждая цель может быть выражена системой показателей.
  2. Экономическая эффективность «спин-офф» определяется соотношением результатов (доходов), полученных университетом от деятельности компаний спин-офф, и затрат университета на их создание и поддержку. Если для этих целей университет создает бизнес-инкубатор, то экономическая эффективность процесса спин-офф определяется эффективностью инкубатора [1].

Применение модели «спин-офф» при организации инновационного развития университета с последующим преобразованием в инновационную компанию можно проследить на примере Испании.

На протяжении 10 лет правительство Испании сокращает отставание в области НИОКР от экономик ведущих стран мира. Расходы на научно-исследовательскую деятельность в ВВП страны выросли с 0,91 до 1,35%, и в дальнейшем их планируется довести до 2% [2]. В настоящее время особенно актуальным для Испании является обеспечение непрерывных темпов экономического развития с использованием научно-исследовательской и инновационной сфер; создание устойчивых механизмов, инициирующих вывод новых продуктов на рынок. Правительство Испании разработало стратегию на период до 2020 г., целью которой является обновление модели экономического роста национальной экономики путем ее модернизации на инновационной основе. В результате был определен инновационный характер следующих стратегических направлений: медицина и биотехнологии, зеленые технологии и альтернативная энергетика, нанотехнологии и генная инженерия, робототехника и цифровая инфраструктура и другие. Важно отметить, что руководство Испании добилось значительной доли высокотехнологичной продукции в экспорте товаров обрабатывающей промышленности, были достигнуты положительные результаты в автомобильной и аэрокосмической отраслях, создан сектор биотехнологии, информационных и телекоммуникационных систем, а также промышленность экологической направленности, альтернативных источников энергии и энергоэффективности, аграрный сектор. При этом выделяется два ведущих технологических центра – Мадрид и Каталония, в совокупности на них приходится 54% национальных инвестиций в сфере инноваций.

Следует отметить, что структура экономики Испании отличается именно наличием относительно большого объема малых и средних форм собственности, что влияет на развитие инновационного предпринимательства в стране. Новые экономические формы организации «спин-офф» – это малые инновационные фирмы, которые создаются с целью коммерческого внедрения научно-технических достижений в первую очередь на государственной основе в области сотрудничества науки и образования, затем путем перевода их на бизнес-основу и коммерческое существование. Под сотрудничеством следует понимать организационно-финансовый, информационный и иные способы поддержки совместной инновационной деятельности. Процесс «отпочкования» в структуре университетов основан на разработке ориентированных на конкретный промышленный спрос технологических решений, получил в международной и русскоязычной литературе название исследовательского «спин-офф». Сущность «спин-офф» можно выразить через процесс, технологию создания инновации, верификацию результатов и приоритет прогресса.

С экономической точки зрения оправданно, что на базе научного или образовательного учреждения в контуре исследовательского направления и с учетом финансирования проекта, когда еще отсутствуют ощутимые и практические результаты, возникает идея развития бизнес-инициативы. Именно из-за инновационного риска целесообразно реализовывать проект на начальном этапе как структурное подразделение исследовательского центра. Риск в большей степени проявляется в отсутствии практики и знаний коммерческой составляющей рынка наукоемких и инновационных технологий [3].

Университетский «спин-офф» можно представить в виде «материнской» организации, одно из структурных подразделений которой развивает исследовательское направление, позволяющее получить инновацию [4]. С течением определенного периода времени это подразделение выводится, оформляется созданием компании, внедряющей инновацию как продукт или технологию на свободном рынке. Таким образом, «спин-офф» – способ построения взаимосвязей между двумя сферами по наиболее эффективным схемам организации инновационного процесса и обеспечение научных разработок на коммерческой основе с возможностью их развития.

При создании «спин-офф» университетами или научно-исследовательскими учреждениями осуществляется передача прав на владение интеллектуальной собственностью, которая получена за счет средств бюджета финансирования исследовательских программ. Итогами деятельности «спин-офф» являются коммерциализация результатов исследовательской деятельности, дополнительные финансовые поступления от реализации проекта, а также положительный опыт инновационного развития для всех его участников [5].

Важным для вузов и научных организаций, стремящихся к развитию своей инновационной деятельности, является то, что в осуществлении «спин-офф» участвуют по меньшей мере три стороны: разработчик, научно-исследовательский центр или образовательное учреждение и сторона, софинансирующая проект. В софинансировании может принимать участие государство в рамках программам развития, корпорации, размещая исследовательские заказы вне области своей компетенции, заинтересованные предприниматели, инвестиционные фонды и т. д. Их взаимодействие обеспечивается ответственностью и специализацией сторон. Разработчик в лице отдельного ученого, инженера или группы специалистов – сотрудников научно-исследовательского учреждения непосредственно занят в процессе преобразования интеллектуальной инновации в технологию производства.

 Научно-исследовательское или образовательное учреждение является материальной базой и обеспечивает безопасность использования интеллектуальной собственности при передачи прав владения. Руководитель компании «спин-офф» отвечает за регистрацию и управление предприятием, в том числе осуществляет взаимодействие с участниками проекта и внешними объектами. В Испании большую роль при софинансировании играет государственная политика в области инновационной стратегии государства до 2020 г., что предполагает в качестве инструментов финансирования инновационной деятельности использовать: специальное кредитование по линии технологических инноваций и субсидий в рамках Программы по науке и технологическому развитию Европейского союза; систему налоговых вычетов до 50% от прибыли; возможности инвестфондов и венчурного финансирования; выход на IPO. Последнее способствует финансированию инновационного проекта в обмен на часть акций компании «спин-офф».

В качестве примера можно назвать компанию Unirisco, которая была основана в 2001 г., когда три галисийских университета и несколько частных инвесторов внесли вклад в размере 3 млн евро для создания «спин-офф» вокруг галисийских университетов. Она стал одной из первых испанских компаний венчурного капитала, основанных на технологии внедрения научных и образовательных проектов в производство, на основе результатов, полученных университетскими исследовательскими группами. Целью отмеченного «спин-офф» стала возможность способствовать созданию компаний, использующих знания, полученные в университете. Unirisco была создана с долевым капиталом, выделенным для финансирования инновационной деятельности в контексте бизнес-идей трех галисийских университетов. Основой создания «спин-офф» стали университетские проекты, ориентированные на любой сектор деятельности, в частности на биотехнологию, здоровье, агропродовольственную сферу, нанотехнологии и новые материалы, информационные технологии.

Предпочтительным регионом инвестиций в деятельность Unirisco является исторический регион на северо-западе Пиренейского полуострова – Галисия, особенно те области, где университеты Сантьяго, Виго и Коруны оказывают социально-экономическое воздействие. Unirisco имеет прямой контакт с основными научно-исследовательскими центрами Галисии с доступом к исследовательским группам, научным и производственным возможностям университетов. Соединения Unirisco с научно-технической, инновационной экосистемой в Галисии дают привилегированный доступ к наиболее перспективным проектам. Эта связь позволяет Unirisco пользоваться особым положением для выявления и оценки наиболее привлекательных проектов, появившихся в галисийских исследовательских центрах. В Галисии есть ряд исследовательских групп с консолидированной траекторией выделения отдельных продуктов, которые обеспечивают поток сделок для дальнейших инвестиций.

Несмотря на то что создание «спин-офф» направлено на формирование инновационного процесса и обеспечение научных разработок на коммерческой основе, в последнее время в этот процесс активно привлекаются студенты. Крупные университеты, насчитывающие десятки тысяч студентов, с хорошей инфраструктурой, имеющие тесные связи с бизнесом, в первую очередь с успешными предпринимателями из числа собственных выпускников, способны по итогам обучения запустить 10–12 студенческих стартапов в год.

 Существует ряд причин, свидетельствующих об актуальности студенческого предпринимательства:

  1. Студенческие «спин-офф» компании доказывают, что университет является актуальным, современным и конкурентоспособным.
  2. Создаются рабочие места, происходит диверсификация местной экономики, привлечение инвестиций.
  3. Повышается осведомленность о практической ценности проведенных исследований университета.
  4. Растет уровень предпринимательской активности в университете, что, в свою очередь, увеличивает результативность и доходность от НИОКР.

 Успех стартапа, а затем и «спин-офф» обеспечивают созданные условия: организованы центры трансфера технологий, сформирована инфраструктура поддержки начинающих предпринимателей, обеспечена квалификация преподавателей и тренеров, правовая и патентная поддержка будущих стартапов.

От студентов на начальном этапе потребуется умение ставить четкие цели, определять задачи исходя из имеющегося потенциала, консолидировать различные ресурсы для оптимизации бизнес-процессов, определять предпринимательскую миссию, взаимодействовать с заинтересованными сторонами и другие важные предпринимательские компетенции.

К старшим курсам студенты уже обладают необходимыми знаниями в управленческой деятельности, в т. ч. и знаниями в области предпринимательства, им предоставляется возможность отработать свои навыки на примере реальных проектов. Возможность формирования у студентов навыков предпринимательской деятельности обеспечивается различными образовательными технологиями, проектное обучение играет ведущую роль в этом процессе.

В процессе обучения организованы проектные группы из числа студентов. Группы формируются в зависимости от процессных ролей. К каждой проектной группе прикрепляется ментор из числа преподавателей или работодателей. Роль ментора состоит в общей координации работы проектной группы, оказании консалтинговой помощи студентам при ведении проекта и в организации консультаций с экспертами по теме проекта.

Очевидным преимуществом «спин-офф» компаний в Испании является то, что университетские исследовательские группы лучше понимают изобретения, технологии, научные разработки, которые необходимо продвинуть на рынок. В силу этого такие компании часто состоят из изобретателей технологий и недавно дипломированных студентов. Однако для успешного существования «спин-офф» компании необходимо не только детально разбираться в особенностях научной разработки, но и понимать перспективы продуктов на основе изобретений или технологий и лишь затем строить вокруг них бизнес.

Компетентная бизнес команда в составе вновь создаваемой компании способна преобразовать университетскую «спин-офф» компанию в работающую и приносящую результаты фирму. Эта задача решается при помощи создания смешанных команд, состоящих из разработчиков, юристов, финансистов и менеджеров, способных управлять процессом коммерциализации разработок, и талантливой молодежи из числа студентов.

Компании, созданные на основе модели «спин-офф», обладают наибольшим «модернизационным» потенциалом, являются моторами развития национальной инновационной системы и могут изменить лицо Испании в мировой экономике, ведь данные технологии способны генерировать спрос на современные инновации, увеличить производство и экспорт современной конкурентоспособной продукции на мировых рынках. Однако существуют и повышенные требования к организации инновационного наукоемкого процесса, и дополнительные возможности построения взаимосвязей между двумя сферами по наиболее эффективным схемам организации инновационного процесса, что необходимо учитывать при создании «спин-офф».