Одной из главных причин активного развития добровольного медицинского страхования (далее – ДМС) в настоящее время является неудовлетворительный уровень государственной бесплатной медицины, финансирование которой осуществляется преимущественно через систему обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). По сравнению с обязательным медицинским страхованием, граждане, добровольно застраховавшие свое здоровье, имеют, как правило, возможность получать врачебную помощь в гораздо большем объеме и лучшего качества.
По мнению большинства специалистов, существующая система финансирования здравоохранения уже давно доказала свою несостоятельность, а основные принципы ОМС эффективно так и не заработали. По-прежнему граждане не могут выбрать врача и медицинское учреждение, в котором они хотели бы получать медицинскую помощь, действует разделение застрахованных по территориальному признаку, а их права постоянно нарушаются. Поэтому зачастую россияне, которые хотели бы получать качественную медицинскую помощь и имеют для этого необходимый уровень финансовых возможностей, предпочитают платные услуги. Один из самых частых и распространенных вариантов получения платной медицинской помощи – это непосредственная оплата лечения по факту оказания услуг в частной клинике или кабинете. На втором по популярности месте стоит приобретение полиса ДМС, предполагающего предварительное резервирование определенной суммы у страховщика для последующей оплаты возможных обращений за медицинской помощью. Следует отметить, что за счет ДМС в настоящее время оплачивается 6–7% оказанных медицинских услуг на территории РФ.
Специалисты отмечают, что развитие рынка ДМС уже прошло стадию экстенсивного роста, когда увеличение сборов в основном происходило за счет привлечения новых корпоративных клиентов, и главным критерием при выборе страховщика являлась цена страхового полиса. В настоящее время отмечается интенсивное развитие рынка, которое предполагает усиление конкуренции на рынке между медицинскими страховщиками, лечебными учреждениями за счет повышения качества обслуживания, усложнения сервисной составляющей страховых продуктов, что, в свою очередь, вызывает дальнейшую концентрацию на рынке ДМС.
Анализ динамики сборов и выплат на рынке ДМС за 2013–2017 годы свидетельствует, что данный вид страхования является не очень прибыльным для страховщиков, так как имеет достаточно высокий коэффициент выплат, который за пять лет снизился с 78 до 75,6%. Объясняется это опережающими темпами роста выплат в сравнении с темпами роста премий на рынке.
С 1 января 2015 года стало обязательным наличие полиса ДМС у трудовых мигрантов, что сыграло роль в приросте рынка ДМС в 2015 году, но вызвало рост убыточности из-за частых обращений в медицинские учреждения застрахованных лиц с весьма серьезными заболеваниями при незначительной стоимости полиса. Поэтому в 2017 году многие страховые компании повысили стоимость полиса ДМС для трудовых мигрантов на 9% в Москве и на 7% в регионах. При этом корпоративные программы ДМС остались без изменения.
Численность страховых компаний, оказывающих услуги в области ДМС, сокращается вследствие капитализации рынка. Так, по итогам 2017 года их насчитывалось 150 и, согласно прогнозам экспертов в области страхования, эта тенденция продолжится в будущем и составит 129 организаций к 2021 г. [1]
Следует отметить, что на рынке ДМС наблюдается достаточно высокая концентрация. Так, пятерка ведущих страховщиков за анализируемый период увеличила свою долю на рынке ДМС с 50 до 66% по объему сборов, десятка ведущих страховщиков – с 69% до 84%, а сто ведущих страховщиков – с 98% до 99,8%, что делает существование остальных пятидесяти компаний абсолютно нерентабельным и еще раз подтверждает вывод о неизбежности сокращения количества страховщиков в сфере ДМС в ближайшие годы.
Несомненным лидером на рынке добровольного медицинского страхования последние годы является «Согаз», нарастивший долю на рынке с 24% до 38% от общего объема сборов. Второе место традиционно занимает компания «Ресо-Гарантия» с долей рынка 9%. Они же лидируют на рынке и по выплатам (см. таблицу).
Пятерка ведущих страховщиков по ДМС на страховом рынке РФ, 2017 г.*
Наименование страховой компании |
2017 год |
Сборы, млрд руб. |
Выплаты, млрд руб. |
Уровень выплат, % |
|
Место |
Доля на рынке |
||||
СОГАЗ |
1 |
37,75 |
52,86 |
46,18 |
87,4 |
РЕСО-Гарантия |
2 |
9,02 |
12,63 |
10,15 |
80,4 |
АльфаСтрахование |
3 |
8,60 |
12,04 |
8,16 |
67,8 |
Ингосстрах |
4 |
6,08 |
8,52 |
6,17 |
72,5 |
Альянс Жизнь |
5 |
4,73 |
6,62 |
4,56 |
68,9 |
*Таблица составлена автором по данным страхового портала «Страхование сегодня».
Также следует отметить, что рынок ДМС очень неоднороден по географическому признаку: большая часть сборов приходится на Москву (в среднем 65%) и Санкт-Петербург (в среднем 8,5%). Доля каждого остального субъекта федерации не превышает 2–3%.
Как отмечают эксперты, добровольное медицинское страхование востребовано в основном корпоративными клиентами. На них приходится около 90% взносов, собранных по программам добровольного медицинского страхования (по итогам 2017 года 85,9%). Это можно объяснить, с одной стороны, ростом социальной ответственности бизнеса, а с другой – желанием страховых компаний работать с корпоративными клиентами, так как при страховании коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников.
Низкий спрос со стороны частных клиентов обусловлен низкими доходами населения и высокой стоимостью полиса добровольного медицинского страхования. Так, в России на протяжении многих лет прослеживается увеличение доли населения, чей доход ниже прожиточного минимума. Если в 2013 году таких людей было 10,8% от общей численности, то в 2017 году уже 15%. Более того, по данным НИИ Росстата, в настоящее время 75% наемных работников предприятий и организаций в нашей стране находятся у черты бедности. Каждому десятому работнику не хватает заработанных денег даже на еду. Данное обстоятельство влечет за собой дефицит массового спроса на коммерческое медицинское страхование. При этом не стоит забывать, что стоимость полиса ДМС в зависимости от программы и набора услуг, как правило, начинается от 10 000 рублей.
Страхование здоровья – альтернативный вариант обезопасить себя и свою семью от существенных финансовых проблем, а также повысить шанс выздоровления в случае установления заболеваний. В ближайшие пять-десять лет страхование от опасных заболеваний, в том числе онкострахование, займет главенствующее положение в личных видах страхования и будет одной из актуальных тенденций страхования жизни, добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев в разделе продвижения государственного и частного финансирования лечения заболеваний раком в России.
Лечение онкологических болезней относят к самым дорогостоящим, и далеко не все люди могут позволить себе нахождение в хорошей клинике и использование самых высокоэффективных лекарств. Для тех же, кто не имеет столь значительных денежных средств, страховая выплата может стать основным финансовым источником в оплате лечения [2].
По данным Росстата, число россиян, столкнувшихся с заболеваниями рака, в 2017 году составило более 830 000 человек, из них почти 350 000 не смогли справиться с болезнью [3]. В то же время при диагностике заболеваний на раннем этапе и оказании высококвалифицированной медицинской помощи вероятность выздоровления достаточно высокая. Так, при лечении онкологии на ранней стадии пациенты полностью выздоравливают в 92% случаях. На следующей стадии получить положительный результат могут около 75% людей. Обращение в медицинское учреждение на третьей стадии онкологии спасет жизнь 56% пациентов. При лечении рака на последней стадии выживает лишь 13% пациентов [4].
Из приведенной статистики следует, что онкология – это не вердикт и вероятность высокого шанса излечения существует. Нередко для выздоровления от рака не хватает денежных средств – стоимость высокоэффективных лекарств и услуг специалистов в области онкологии просто не по карману большему количеству людей. Так, хирургическое вмешательство встанет больному в 30 000–250 000 рублей в зависимости от вида опухоли и ее месторасположения. За лучевую терапию придется заплатить от 20 000–55 000 рублей за курс. Химиотерапия обойдется в 60 000–400 000 рублей в зависимости от лекарств и длительности приема. Данные цифры лишь приблизительно указывают на фактические затраты. А если прибавить к ним стоимость пребывания в стационаре, поддерживающих препаратов, дополнительных процедур, анализов и обследований, последующего восстановления, то окончательная сумма будет безумно высокой даже для очень обеспеченных семей.
В силу вышеперечисленных фактов не так давно в России увеличился спрос на новую услугу, уже давно признанную за рубежом, – страхование от онкологических заболеваний (от рака). В России лишь некоторые страховые компании внедрили такой вид страхования: ОАО «АльфаСтрахование» (AlfaSynopsis (АнтиОкно)), ООО СК «ВТБ страхование» (Управляй здоровьем), ООО СК «Ренессанс-Жизнь» (Медицина без границ), САО ERGO (Подари себе жизнь), «Альянс Жизнь» (Онкобарьер).
Полный страховой полис от онкозаболеваний позволяет застрахованному лицу:
- получить своевременную высококвалифицированную медицинскую помощь;
- поехать на лечение в зарубежное медицинское учреждение;
- получить заключение специалиста в области онкологии и консультации по подбору медицинских центров и программ лечения;
- сохранить нормальный уровень жизни своей семьи на время прохождения лечения [5].
Как правило, при заключении договора к страхователю предъявляются требования, которые зависят от выбранной компании и сводятся к следующему:
- допустимый возраст застрахованного лица обычно колеблется от 1 до 18 лет, но существуют программы, которые не действуют на несовершеннолетних;
- ограничение по возрасту для оформления страхового полиса составляет от 55 до 65 лет;
- страхователь не должен иметь на момент заключения договора вылеченных онкологических заболеваний, выявленных СПИДа, ВИЧ и других рискованных заболеваний.
Существуют и другие ограничения, которые необходимо конкретизировать у менеджера страховой компании. К таким ограничениям могут быть отнесены диагностированный гепатит С, нахождение в местах лишения свободы, туберкулез легких и другие.
Кроме гарантии получения страховой выплаты организации предоставляют своим клиентам множество вариантов льгот и бонусов:
- сопровождение заболевшего в период лечения и диагностирования;
- услуга психиатра;
- консультация юриста;
- диагностирование на льготных условиях;
- помощь по выбору клиник и специалистов [6].
За последний период времени за такими «страховками от рака» больше всего обращаются молодые россияне. Необходимость страхования от онкологических заболеваний объясняется резко меняющейся экономической ситуацией и экологической обстановкой. Страхование жизни и здоровья позволяет им в критической ситуации при возникновении значительных расходов выжить и обезопасить семью от финансового кризиса.
Что касается рынка добровольного медицинского страхования, то наличие в нем определенных сдерживающих факторов и проблем делает необходимым проведение определенных реформ и преобразований. Необходимо стимулировать развитие классического добровольного медицинского страхования, особенно страхования населения трудоспособного возраста. В настоящее время ведется работа над разработкой отдельного закона об организации добровольного медицинского страхования в России – об этом еще в 2014 году достигнута договоренность между страховыми организациями и Банком России.
Развитие рынка требует положительных инициатив не только со стороны законодательной власти и органов надзора, но и квалифицированных и ощутимых маркетинговых усилий, в том числе разработки эффективных механизмов продаж ДМС со стороны страховых компаний.
Невысокая информированность клиентов обо всех преимуществах полиса ДМС негативно сказывается на мотивации приобретения программ ДМС. Страховым компаниям необходимо использовать современные принципы маркетинга для организации работы среди потенциальных клиентов, включая как физических лиц, так и руководителей предприятий, с тем чтобы они уяснили для себя все преимущества, которые дает полис ДМС. Кроме того, нужно изучать особенности формирования потребностей в медицинском обслуживании в каждом конкретном регионе. Например, «лидерами» по онкозаболеваниям в России являются Ярославская, Орловская, Рязанская и Калужская области – именно здесь можно усилить работу страховщиков по продажам страховок от онкозаболеваний. А в весенне-летний период в большинстве регионов России актуальны страховки от укусов клещей, ежегодно приводящие к многочисленным осложнениям здоровья и даже смертельным случаям – и более активная политика страховых компаний в этом направлении может значительно увеличить круг клиентов и поступления взносов.
Одним из факторов решения проблемы взаимодействия лечебно-профилактического учреждения (далее – ЛПУ) и страховой медицинской организации является введение в практику единого показателя, так называемого рейтинга медицинского учреждения, который позволил бы стандартизировать критерии оценки, что, несомненно, положительно сказалось бы на формировании доступного и прозрачного рынка медицинских услуг, поскольку конечный потребитель медицинских услуг имел бы возможность выбора на основании объективных данных, а лечебно-профилактическое учреждение стремилось бы улучшить свой имидж для привлечения клиентов и страховщиков путем повышения качества предоставляемых услуг [7].
Кроме того, как уже говорилось ранее, низкий спрос на добровольное медицинское страхование обусловлен низкими доходами граждан. Вариантом решения проблемы низких доходов граждан являются субсидии государства малоимущим гражданам для предоставления им возможности использования программ ДМС. В таком случае страховые компании являлись бы мощным инструментом финансирования здравоохранения за счет создания собственной инфраструктуры или инвестиций в существующие лечебные учреждения [8].
Как отмечают эксперты, 90% рынка занимают корпоративные клиенты, однако существенного увеличения числа застрахованных в дальнейшем не предвидится. Пока стоимость медицинского страхования не снизится, работодатели, которые еще не вошли на рынок ДМС, не будут этого делать, а численность самих предприятий в период замедления экономики расти не будет. Но для снижения стоимости ДМС нужна масштабная «перезагрузка» всего сегмента рынка, от правового регулирования отрасли до пересмотра идеологии ДМС самими страховщиками, а они к этому пока не готовы.
Потенциал роста есть в области страхования физических лиц, но этим сегментом российские страховщики серьезно практически не занимаются, в отличие от зарубежных коллег. К примеру, только одна медицинская страховая компания из США, United Health Group, собирает годовую премию по ДМС большую, чем весь российский рынок страхования, по всем видам, включая ОМС, и клиенты преимущественно физические лица.
Выходом из ситуации является работа по сокращению издержек: разработка и внедрение экономически выгодных и привлекательных для клиентов страховых продуктов, оптимизация существующих страховых программ, концентрация на более коротких списках ЛПУ для увеличения клиентских потоков и достижения лучших договорных условий, поиск новых ЛПУ, готовых предоставить медицинские услуги требуемого качества по более низким ценам [9].
Двигателем рынка могли бы стать сами медицинские страховщики, сделав полис ДМС более доступным для потребителей, но здесь велик риск потери доходности бизнеса, что совсем неинтересно самим страховщикам. В силу этого страховые компании, к сожалению, не формируют спрос, а пассивно следуют за ним. Поэтому рынок пока растет в основном за счет ежегодной инфляции, увеличивающей стоимость медицинского оборудования и лекарственных средств.
Однако развитие ДМС необходимо для повышения качества жизни в стране и является важной задачей в социальном плане. Страховые услуги, которые в основном порождают спрос на рынке ДМС, – это такие виды помощи, как экстренная, стоматологическая, педиатрическая (популярна среди молодых родителей), кардиологическая, вакцинация и различные программы – профилактические и комплексные.
Одним из перспективных направлений развития ДМС является развитие сервисных составляющих, в частности телемедицина и второе медицинское мнение по риску «диагностирование критических заболеваний», которые уже начали внедрять ведущие страховщики. Большинство страховщиков ДМС работают с корпоративными клиентами через свой сайт или мобильное приложение.
Опция «Телемедицина» предусматривает возможность проконсультироваться с дежурным врачом (терапевт, педиатр) в любое время суток, а по предварительной записи – с врачом-специалистом (кардиолог, гастроэнтеролог, отоларинголог, диетолог, невролог, гинеколог и др.). При этом застрахованному доступен онлайн-архив медицинских консультаций и рекомендаций.
Чтобы воспользоваться услугой «Телемедицина» по корпоративной программе ДМС, застрахованный должен установить бесплатное мобильное приложение из AppStore или GooglePlay, принять условия приложения и зарегистрироваться в нем, а также активировать услугу дистанционной консультации. Консультативная помощь оказывается через мобильное приложение в аудио- или видеочате.
Медицинскими операторами в части оказания услуг телемедицины выступают сеть клиник «Доктор рядом», «Клиника ЛМС», а также ряд других компаний.
Преимущества телемедицины для страховщиков выражаются в следующем:
- Это дополнительный инновационный и удобный сервис, который интересен клиентам. Возможность в любой момент связаться с квалифицированным врачом из любой точки земного шара повышает качество продукта страховщика, расширяя возможности клиента.
- Наличие телемедицины в портфеле ДМС потенциально снижает убыточность страховщика. Если некая доля очных обращений заменяется на телемедицинские (которые пока стоят существенно дешевле), страховщик экономит на оплате страхового возмещения лечебно-профилактическим учреждениям. По статистике самой большой в мире телемедицинской компании – американского холдинга “Teladoc”, 25–30% очных обращений к врачу можно заменить телемедицинским приемом.
- На телемедицинском приеме может быть обеспечено раннее выявление серьезного заболевания. Своевременное дистанционное обращение к врачу может существенно снизить и угрозу здоровью человека? и, соответственно, итоговый размер выплат страховщика.
- Телемедицина может стать драйвером развития ДМС за счет развития рынка страхования физлиц. Если частное лицо покупает классический полис ДМС, вероятность антиселекции в данном случае крайне высока. Поэтому и продукты обладают очень высокими ценовыми характеристиками. В этом случае телемедицина, которая обладает другими ценовыми характеристиками, может стать ключом к созданию таких продуктов, по которым медицинские услуги будут оказываться только в режиме онлайн либо комбинированно, с ограниченным количеством очных посещений ЛПУ [10].
Согласно результатам широкомасштабных исследований по телемедицине с большим количеством респондентов, не менее 60% опрошенных отмечают, что готовы использовать телемедицинские услуги. Эксперты считают, что в течение трех лет российский рынок телемедицинских услуг может достичь объема 18–20 млрд рублей. Очень многое будет зависеть от усилий медицинских учреждений, страховых компаний, интернет-агрегаторов и прочих посредников, которые будут охотно продавать телемедицинские продукты в качестве коробочных решений.
По мнению специалистов, телемедицина войдет в число прочных стандартов хорошего продукта ДМС, где телемедицинские и очные медицинские услуги будут сочетаться и дополнять друг друга.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются все предпосылки для дальнейшего развития рынка ДМС в нашей стране, и очень важно не загубить эту важную с социальной точки зрения отрасль бизнеса для того, чтобы дать шанс населению и организациям получать качественные медицинские услуги по приемлемой стоимости.