Full text

Россия – самая большая страна в мире, обладающая не только природными ресурсами, но и мощным интеллектуальным потенциалом [1]. Парадокс заключается в том, что в то же время Россия – бедная страна, и бедность эта заключается в бедности народа, в слабо освоенных территориях. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают проблемы оценки социально-экономического уровня развития и конкурентоспособности территорий, что связано с расширением государственного и муниципального стратегического планирования, направленного на формирование конкурентного и устойчивого развития России и ее территорий [2, 3].

Принцип федерализма в Российской Федерации заключается в том, что наше государство представляет собой своеобразную систему, состоящую из маленьких подсистем: областей, краев, республик. Те, в свою очередь, состоят из районов, районы – из городов, сел, поселков, деревень. Для исследования и оценки состояния нашей страны необходимо проанализировать и рассмотреть именно эти «песчинки». В то же время города как составляющая более крупных систем также представляют собой открытую, иерархически организованную хозяйственную систему.

Особый интерес для анализа представляют именно малые города России (до 50 тыс. жителей), которых в нашей стране насчитывается более 700. В качестве примера для оценки социально-экономического развития малых городов России рассмотрен г. Плавск Тульской области.

Плавск – типичный малый город России, свой статус получил лишь в 1949 г., хотя был основан в далеком XVI в. Население города – 15 585 человек (2017 г.) [4].

Для всесторонней оценки уровня социально-экономического развития малого города воспользуемся подходом, используемым для оценки социально-экономического потенциала региона. Для этого необходимо оценить восемь частных потенциалов: геополитический (географическое положение, общественно-политические условия и факторы развития), природный (природные условия, окружающие человека и используемые им для обеспечения своей жизнедеятельности; силы природы, непосредственно задействованные в материальном и нематериальном производстве и удовлетворяющие потребности общества, которые в рыночных условиях приобретают стоимостную форму, обеспечивают поступления в местный бюджет, становятся материальной основой роста благосостояния жителей), производственный (материально-техническая база территории, овеществленный капитал в производственной и непроизводственной сферах), демографический (численность населения, его половозрастная структура; характеризуется возможностью вовлечения активной части населения, трудовых ресурсов в производство), социальный потенциал (возможности функционирования здравоохранения, ЖКХ, торговли, сферы общественного питания и других), духовный потенциал (исторический опыт общества, традиции, состояние науки, культуры, образования), управленческий (уровень кадров, состояние организационных форм, методов управления и т. п.), финансовый потенциал (финансовые ресурсы региона и возможности их привлечения) [5]. Базой для анализа послужила официальная отчетность, опубликованная на сайте МО Плавский район.

Плавский район в целом и г. Плавск в частности занимают выгодное географическое положение: 240 км до Москвы и 58 км до Тулы, расположение на автомобильной магистрали Москва – Крым, организованное сообщение с промышленными центрами страны и всеми граничащими районами. С точки зрения геополитического потенциала перед г. Плавском открываются большие перспективы для экономического развития.

Плавск расположен в зоне с умеренно-континентальным, пригодным для сельского хозяйства климатом. На территории Плавского района расположены три реки: Плава, Локна, Плавица. Плавский район относится к лесостепной зоне, местность, на которой он расположен, слабохолмистая, леса занимают небольшую площадь, что является еще одним преимуществом для развития сельского хозяйства. Кроме того, недалеко от г. Плавска расположен огромный зеленый массив – Агролес, который до сих пор поставляет саженцы дикорастущих деревьев для предприятий Тульской и Московской областей. Также на территории Плавского района в 3 км от Плавска расположен памятник природы – обнажение Белая Гора, которое представляет собой крупный естественный выход пород верхнего девона и нижнего карбона. На территории Белой горы произрастают многие виды растений, занесенных в Красную книгу России. Таким образом, мы видим, что природный потенциал Плавска открывает множество возможностей для развития сельского хозяйства, однако в 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС на Москву надвигалось радиоактивное облако, которое «посадили» именно над Плавском, чтобы не допустить заражения столицы. Экологическая обстановка сильно пострадала в результате этого события.

Производственная сфера Плавска и района представлена следующими предприятиями: ОАО «Плавский машиностроительный завод «Плава»; ООО «Эталон»; ООО «Плавский завод «БАСКО»; ООО «Ресурс Плавск»; ЗАО «Сервисный центр «Плава»; ПАО НПО «Плавский». Обрабатывающее производство составляет 68% отгруженных товаров за 2016 г. Промышленные организации обеспечивают занятость населения. Возможным представляется открытие новых предприятий и привлечение дополнительных инвестиций [6].

Демографическая ситуация – слабое место каждого малого города Росси, и Плавск не исключение. По итогам 2016 г. смертность преобладает над рождаемостью (естественная убыль – 95 человек), однако наблюдается миграционный прирост (95 человек). Особенной проблемой является то, что 58% от общего уровня смертности – это смертность в трудоспособном возрасте. Низкая численность населения и его естественная убыль являются угрозами для социально-экономического развития города.

В Плавске до сих пор остается большое количество ветхого и аварийного жилья. Минусом является то, что за 10 лет в городе не появилось ни одного нового жилого здания (см. таблицу). Ветхое жилье также не ремонтируется, аварийное не сносится, люди продолжают жить в таких условиях. Кроме того, площадь жилых помещений, приходящихся на одного жителя, в Плавском районе ниже, чем по Тульской области в целом (24,3 против 26,5 кв. м). Все это создает неблагоприятные условия для жизни населения.

 

Ввод в действие жилых домов по городским округам

и муниципальным районам Тульской области в январе – сентябре 2017 г. [7]

 

Муниципалитеты

Введено квартир, ед.

Введено общей (полезной) площади, м2

Темпы роста ввода общей (полезной) площади в %

Всего

В том числе индивидуальное строительство

К январю – сентябрю 2016 г.

Справочно: январь – сентябрь 2016 г.

к январю – сентябрю 2015 г.

Всего

5471

400 850

176 699

90,5

78,5

Городские округа:

 

 

 

 

 

г. Тула

1864

153 377

85 526

58,5

82,4

г. Тула (областной центр)

974

75 917

30 156

38,9

 

г. Алексин

99

11 916

11 916

128,3

58,5

г. Донской

186

11 293

3249

127,9

73,6

г. Ефремов

33

3621

3621

38,5

167,8

г. Новомосковск

140

24 490

11 014

187,9

38,9

р. п. Новогуровский

Славный

Муниципальные

районы

 

 

 

 

 

Арсеньевский

1

92

92

38,3

37,6

Белевский

9

1097

1097

88,5

142,2

Богородицкий

76

5013

2337

75,4

168,9

Веневский

95

10 494

10 043

80,3

91,3

Воловский

63

3042

518

154,3

В 6,7 раза

Дубенский

38

4221

4221

105,1

80,1

Заокский

146

17 083

17 083

71,7

44,4

Каменский

31,3

Кимовский

307

16674

2247

58,7

110,0

Киреевский

1277

49 601

3680

В 8,3 раза

51,8

Куркинский

7

640

640

75,2

В 2,7 раза

Одоевский

19

1472

310

63,0

74,6

Плавский

3

294

294

38,8

80,6

Суворовский

101

6547

2518

В 2,0 раза

104,5

Тепло-Огаревский

5

902

902

В 2,1 раза

123,6

Узловский

905

66 649

3059

В 3,3 раза

79,8

Чернский

8

845

845

45,6

189,0

Щекинский

54

7806

7806

62,5

71,8

Ясногорский

35

3681

3681

30,6

115,3

 

Сильной стороной Плавска является его богатое историческое и культурное наследие [8]. В городе жили князья Гагарины, которые активно его развивали. До сих пор в городе функционирует больница, построенная Гагариными, в здании гимназии, которую также открыли Гагарины, сейчас находится комитет по социальной защите населения. Когда г. Плавск был еще селом Сергиевским, здесь активно развивалась торговля, что было обусловлено выгодным географическим положением. Сейчас в здании Торговых рядов, причисленном к памятникам культуры, располагаются многочисленные магазины. Богатое культурное наследие может стать стимулом для развития города как туристического центра. Проблемой является то, что в Плавске нет ни одного учреждения среднего профессионального образования, в связи с чем молодежь уезжает в другие города и чаще всего не возвращается в Плавск [9].

Управление Плавским районом осуществляется Собранием представителей, которое состоит из глав поселений, входящих в состав района, и депутатов представительных органов поселений. По сути, именно администрация Плавского района осуществляет управление г. Плавском. Глава администрации – Андрей Рузильевич Гарифзянов, бывший учитель химии и биологии в сельской школе. Под его руководством администрация направляет усилия на развитие экономики и повышение жизненного уровня населения, однако, до сих пор остается большое количество нерешенных проблем в различных сферах [10–12].

С точки зрения оценки финансового потенциала, исходя из анализа бюджета МО г. Плавск на 2017 г., становится очевидно, что большое внимание уделяется расходам на физическую культуру и спорт, ЖКХ, культуру, однако без должного внимания остается сфера образования [13].

Проанализировав сильные и слабые стороны разных сфер и направлений г. Плавска, мы видим, что Плавск обладает богатым геополитическим и духовным потенциалом, что выгодно отличает его от многих других малых городов Тульской области. За счет развития этих сфер становится возможным решение проблем, стоящих перед городом.

Население малых городов России составляет 2/3 от общей численности населения страны. При этом большая часть из них с хронически отсталой экономикой и социальной сферой, с низким уровнем качества жизни населения. Изменение системы управления общественно-экономическим развитием ведет лишь к обострению этой проблемы и требует разработки эффективных подходов к ее решению [14]. Именно привлечение инвестиций в малые города будет способствовать, по нашему мнению, развитию инфраструктуры города, улучшению социально-экономического развития малых городов и в целом повышению качества жизни населения [15, 16].