Full text

В связи с увеличением роли патриотического воспитания и роли гуманитарных предметов в современном образовательном процессе наблюдается тенденция к разработке и применению новых подходов к преподаванию и изучению учебных предметов. Одним из наиболее перспективных и нестандартных подходов, в основе которого лежит педагогическая концепция личностно ориентированного преподавания, является интегративный подход. Это обусловлено положениями Федерального закона РФ «Об образовании», в которых одним из конечных результатов образования заявлено формирование целостного мировосприятия учащихся.

В настоящее время в литературном образовательном процессе широкое внимание уделяется формированию у школьников чувства любви к родине, патриотизма, воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому страны. Это отражено во многих программах по литературе в таких разделах, как «Произведения о Великой Отечественной войне», «Из поэзии о Великой Отечественной войне», «Великая Отечественная война в лирике».

Реализация интегративного подхода на уроках по военной поэзии в классе через использование межпредметных связей, в частности литературы и истории, на качественно новом уровне способствует более эффективному освоению учащимися данной темы.

Важный этап урока – беседа, в процессе которой учащиеся под руководством учителя выявляют особенности военной лирики. В данной статье приведен конспект фрагмента урока по теме «Тема войны в поэзии Второй мировой и Великой Отечественной войны».

События Великой Отечественной и Второй мировой войны стали переломным моментом для всех сфер жизни мирового сообщества. В культуре всех стран и народов были определены общие тенденции, вызванные историческими событиями середины XX в.

Вопросы учителя классу, которые формируют представление учащихся о военной тематике в литературе, поскольку «именно в процессе чтения и восприятия художественных произведений, их понимания и интерпретации происходит саморазвитие личности» [1] (ответ учащихся на каждый вопрос сопровождается комментарием учителя, формулируется четкое высказывание, которое записывается учениками в тетрадь):

-          Как вы думаете, что становится главной темой литературы 1939–1945 гг.?

Безусловно, события Второй мировой и Великой Отечественной войны не могли не найти своего отражения в творчестве поэтов, именно тема войны, ее беспощадности, несправедливости и антигуманности становится ведущей в литературе середины XX в.

-          Какие проблемы поднимаются писателями и поэтами в произведениях?

Все поэты задаются вопросом, что же такое война, почему она пришла на их родную землю, почему народу выпало такое жестокое испытание. В поле зрения попадают философские проблемы, актуальные во все времена: какова цена человеческой жизни, что такое честь и долг.

-          При создании лирических и прозаических произведений поэты и писатели обращаются к проблемам одного конкретного человека или к проблеме, затрагивающей всех без исключения?

Общая беда, пришедшая в наш мир, в нашу страну, объединяет народ, сплачивает его, поэтому в сознании народном исчезают понятия «Я», «МОИ интересы», на смену им приходит местоимение «МЫ», понятие «НАШИ общие интересы». В основу произведения военных лет положен глобальный эпический конфликт, затрагивающий всех без исключения.

-          Кто становится главным героем художественных произведений? Какими чертами характера, по вашему мнению, он должен обладать? Это уникальный герой или это собирательный образ?

Задача автора – изобразить простого человека, которого война застала врасплох, бойца, готового защищать свою родину, свою семью, все, что дорого его сердцу. Такой герой должен сочетать в своем образе лучшие черты, присущие человеку: верность долгу, преданность своим взглядам и идеалам, патриотизм, честность по отношению к себе и окружающим, благородство.

Ольга Берггольц пишет об изменении образа лирического героя: «Я не считаю, что мы должны писать только об исключительных подвигах и героях типа Зои или Матросова, что будто бы нет средних и обыкновенных людей… Отечественная война отличалась еще и тем, что в ней отсутствовали так называемые “серые герои”» [2].

-          На фронте в перерывах между сражениями бойцы обращались к литературе, отвлекались с ее помощью от ужасов войны. Как вы думаете, какой род литературы получил наибольшее распространение? Почему?

Самым популярным в годы войны родом литературы становится лирика. В силу особенностей восприятия стихотворений именно поэзия получает широкое распространение. Стихотворения легко запоминаются, передаются среди бойцов. А многие из стихотворений преображаются в песни, пишется музыка известными композиторами, талантливые исполнители делают записи. Так на свет рождаются знаменитые «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, «Землянка» на слова Алексея Суркова и многие другие песни [3, 4].

-          Весь народ считал своим долгом внести вклад в общую победу над врагом, были те, кто с оружием в руках отправился на фронт, чтобы сражаться за то, что ему дорого. А как, по вашему мнению, могли служить своей родине признанные поэты?

Бороться с врагом можно не только с помощью винтовки, но и с помощью слова, именно слово порой становится самым сильным оружием. Поэты по всему миру не могли остаться в стороне: они отправляются на фронт и становятся фронтовыми корреспондентами. Их задача – фиксировать те события, свидетелями которых они становятся, сотрудничать с газетами и журналами, писать передовые статьи с места сражений. Написанные во время войны очерки и заметки впоследствии будут положены в основу художественных произведений. Корреспондентами в военное время служили немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, американский прозаик Эрнест Хэмингуэй, англичанин Ричард Олдингтон, советский писатель и поэт Константин Симонов, их произведения содержат все отмеченные нами черты, характерные для литературы военного времени, в них прослеживаются черты автобиографизма.

-          Повлияло ли на стиль художественных произведений то, что поэты и писатели реализуют себя и в качестве корреспондентов?

Безусловно, тот факт, что художественная литература создается людьми, которые добиваются успеха на журналистском поприще, не мог не повлиять на стиль прозаических и лирических текстов. Происходит сближение художественной литературы и публицистики. Особенно ярко это видно из названий художественных произведений, которые похожи на газетные заголовки (Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», Р. Олдингтон «Смерть героя», Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!», К. М. Симонов «Живые и мертвые»). Подобные названия должны были привлечь внимание читателя к общечеловеческим проблемам.

-          Какова была основная цель художественного произведения военных лет? К чему оно призывало?

Главной задачей художественного произведения периода Великой Отечественной войны стала агитация читателей на борьбу с врагом, художественный текст должен был способствовать подъему морального духа народа, порождать желание встать на защиту своей родины.

-          Всегда ли авторами поэтических текстов были профессиональные литераторы?

Распространение на фронте лирики способствовало повышению интереса к процессу создания стихотворений. Многие простые бойцы, имена которых даже не сохранились в истории, активно изливают на бумаге свои мысли, эмоции и чувства, отправляют написанные произведения в редакции газет и журналов, многие из них печатаются [5].

-          Если авторами стихотворений становятся не только известные поэты, чьи произведения вошли в золотой фонд литературы, то, как вы думаете, что можно сказать о языке стихотворений? Простые или сложные синтаксические конструкции используются авторами?

Тот факт, что во время войны значительно увеличивается количество молодых поэтов, пробующих свои силы в сфере стихосложения, определяет особенности лексического состава лирических произведений и их синтаксис. Поэты избирают для своих стихотворений общеупотребительную лексику, понятную каждому, а также используют простые синтаксические конструкции, чтобы облегчить восприятие текста. Особенно часто встречаются восклицательные предложения и риторические вопросы.

На данном этапе в процессе беседы с учителем учащимися были выделены и сформулированы основные тенденции развития мировой и отечественной литературы начала – середины XX в. Здесь были использованы следующие элементы интегративного подхода: беседа с учащимися по теме урока по вопросам интегративного характера, отражающим связь литературного процесса середины XX в. и исторических событий, обращение к элементам биографий писателей и поэтов – участников боевых действий Второй мировой и Великой Отечественной войны. Записанные сведения будут использованы школьниками при работе над анализом военной поэзии на следующих этапах урока.

Аналитическая беседа по выявлению особенностей военной лирики на примере творчества К. М. Симонова становится следующим этапом урока, цель которого – раскрыть тему учебного занятия, углубить знания учащихся из курса литературы и истории России [6].

Одним из поэтов, посвятившим свою жизнь служению своей стране, был Константин Михайлович Симонов. В начале Второй мировой войны в 1939 г. Симонов, оставив обучение в аспирантуре, отправляется военным корреспондентом на Халхин-Гол. Так начался путь Симонова-журналиста. В качестве военного специального корреспондента он побывал на всех фронтах, сотрудничая с газетой «Красная Звезда», Симонов в составе Красной армии прошёл по Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, принимал участие в боях за Берлин, победу встретил в столице Германии.

Обратимся к цитатам из прозаических произведений, мемуаров и философских размышлений К. М. Симонова и ответим на вопрос, о чем же писал свои произведения Симонов, чему он посвятил свое творчество.

«Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется...» (К. М. Симонов «Живые и мертвые»). 

«Общий ход войны у всех нас на памяти. Нет человека, который бы не знал, куда мы отступили в сорок втором – до Волги, и куда мы пришли в сорок пятом – в Берлин; и какие столицы Европы мы освободили от фашистов – Варшаву, Софию, Белград, Бухарест, Будапешт, Вену, Прагу – через три года после того, как фашисты входили в наш Минск, в наш Киев, в наш Калинин, в наш Севастополь. И о каком бы дне войны мы ни писали – о ее первом или о ее последнем дне, и в каком бы пункте ни происходило действие наших книг – в осажденном Сталинграде или в окруженном Берлине, – мы всегда должны держать в своей памяти и в своих чувствах весь ход войны, все ее испытания, все ее поражения и победы. Нельзя писать о падении Берлина, забыв о Минском шоссе сорок первого года, и нельзя писать об обороне Бреста, не держа в памяти штурма Берлина, хотя павшие в сорок первом так и не узнали об этом» [7].

«После войны все мы понемножку будем учителями истории» [8].

Главной темой творчества Симонова стала тема Великой Отечественной войны. Мы знакомимся с учащимися со стихотворением К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Учитель предлагает классу посмотреть видеомонтаж военной хроники, сопровождающийся выразительным чтением стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».

Вопросы учителя для обсуждения и анализа стихотворения:

-          Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-          Какой этап Великой Отечественной войны описан в стихотворении? Как вы это определили? Для ответа на этот вопрос обратитесь к таблицам с периодизацией военных действий.

-          В какой форме построено стихотворение? К кому, по вашему мнению, обращается поэт в своем стихотворении?

-          Достоверно известно, что стихотворение было посвящено товарищу К. М. Симонова поэту Алексею Суркову, автору песни «Землянка». Однако примерно в это же время появляется ряд других стихотворных текстов, в которых фигурирует имя Алексей в различных вариантах, например текст песни «Алеша», слова к которой написал поэт Константин Ваншенкин, «Баллада о матери» Андрея Дементьева. Как вы думаете, случайно ли это совпадение? К кому же обращается поэт, только к своему другу или к каждому простому русскому солдату?

-          С какой целью поэт прибегает к лексическому повтору в стихотворении («Деревни, деревни, деревни с погостами»; «Мы вас подождем!» – говорили нам пажити. // «Мы вас подождем!» – говорили леса»; «Что русская мать нас на свет родила, // Что в бой провожая нас, русская женщина // По-русски три раза меня обняла»)?

-          Найдите в стихотворении строки, которые помогут вам ответить на вопрос, что такое родина для лирического героя. Почему, как вы считаете, только на войне к лирическому герою приходит осознание связи с родиной?

-          Какую бытовую сцену описывает поэт в стихотворении? С какой целью лирический герой и его товарищ Алеша пришли в «избу под Борисовом»?

-          Важно ли для бойца знать, что в родном краю его ждут и верят в его возвращение?

-          К каким событиям из истории России отсылает читателя поэт в следующем четверостишии:

 

По русской традиции, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

 

Какова роль аллитерации (повторение звука [р] и [р’]) как средства художественной выразительности, использованной в стихотворении?

-          Можно ли назвать лирического героя патриотом? Докажите это, опираясь на текст стихотворения.

Данные вопросы помогли выявить понимание военной лирики учащимися. Беседа направлена на формирование умения соотносить поэтическое произведение с историческим контекстом эпохи. На данном этапе использовались следующие элементы интегративного подхода: обращение к биографии К. М. Симонова, сообщение учащимся фактов из жизни писателя, которые подчеркивают его принадлежность к числу поэтов-фронтовиков, непосредственных участников Великой Отечественной войны, беседа с классом, направленная на анализ исторического контекста стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», просмотр видеоматериалов военной хроники, сопровождающийся прочтением стихотворения поэта.