С целью повышения качества образования с 1 сентября 2011 г. в школе осуществлен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), изменившие жизнь и начальной школы. Речь не только об ином подходе к организации образовательного процесса и принятии на вооружение новых образовательных технологий, но и о формировании открытой, дружественной информационно-образовательной среды, которая могла бы быть доступна ученикам, в частности, и во внеурочное время. Целью образования становится не только овладение системой знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных и этических чувств, позитивного отношения к себе и окружающему миру [1]. В новых образовательных стандартах важен результат обучения: не просто перечень знаний, а набор умений, необходимых для обучения в течение всей жизни, в том числе умение формулировать для себя информационную потребность, находить, обрабатывать и использовать информацию.
Сегодня мы живем в период глубоких социально-экономических изменений, происходящих в обществе. Очевидно, что будущее России неразрывно связано с современной молодежью. Однако мы становимся очевидцами деформации нравственных ориентиров: происходит подмена истинно нравственных понятий выхолощенными виртуальными. Подрастающее поколение мы часто склонны обвинять в повышенной агрессивности, безверии, бездуховности. Поэтому важность задачи духовного воспитания младших школьников глубоко мотивирована следующими факторами:
- во-первых, существует общественный запрос на эрудированных, высокодуховных людей, которые не только всесторонне образованы, но и обладают замечательными морально-этическими чертами, имеют гражданскую ответственность и правовое самосознание;
- во-вторых, в нынешнем обществе подрастающий человек живет и совершенствуется в среде многочисленных факторов сильнейшего внешнего воздействия на него, как положительных, так и отрицательных, которые ежедневно атакуют неокрепший интеллект и чувства ребенка;
- в-третьих, сама по себе эрудиция не обеспечивает высокого духовно-нравственного воспитания, ибо воспитанность – это прежде всего ценности, отношения, желания, поступки;
- в-четвертых, знание нравственных устоев важно еще и потому, что они дают понятие о возможных последствиях их несоблюдения как для самого человека, так и для окружающих [2].
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей – одна из главных задач, которая во все времена стояла перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Чтение книг очень важная перспектива духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой страны особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книги. Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книгу не может заменить ничто. Мы должны суметь помочь детям увлечься достойным чтением: разобраться, что хорошо, что плохо в литературе, полюбить героев добрых книг, что позволит им избежать дурного влияния некоторых телевизионных передач [3]. Где начинается воспитание духовности? Очевидно, в семье. Здесь маленький человек получает первые представления о добре и зле, учится по-настоящему любить родителей, ценить друзей; здесь он впервые знакомится с книгой. Любимые строки сказок, песен, пушкинских стихов, согретые народной мудростью и материнским теплом, прокладывают путь к сердцу и чувствам ребенка [4]. Процесс вхождения детей в мир книги продолжается в школе через уроки литературного чтения, внеклассные мероприятия. Безусловным помощником в этом учителю всегда была библиотека.
В своей педагогической деятельности автор более 25 лет плодотворно сотрудничает с детским отделом Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина. Здесь проводится большая работа над развитием творческой активности ребенка, здесь читателей учат самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, выбирать необходимую информацию.
Библиотека – это еще и место неформального общения, где можно просто полистать журналы, пошептаться с приятелями, поделиться своими проблемами, увидеть что-то интересное. В какой-то степени библиотека – это место психологической разгрузки.
Работа с младшими школьниками в этом направлении планируется с первого класса. Еще в августе начинается предварительная работа. Совместно с заведующей детским отделом Т. А. Ибатуллиной мы определяем главные направления нашей деятельности на год. Исходя из этого, составляем перечень основных мероприятий, определяем литературу, которую дети должны прочитать в течение года.
С самых первых дней сентября мы вводим своих учеников в книжное царство. Сначала ребята знакомятся с библиотекой, для них проводится экскурсия и первый урок «Правила пользования книгой и библиотекой». Надолго запомнится первоклашкам посвящение в читатели, проводимое в библиотеке в торжественной обстановке. Мы вручаем им читательские билеты – пропуск в захватывающий мир книги, надеясь, что библиотека станет для них родным домом, по крайней мере, на ближайшие годы.
Детский отдел Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина работает по следующим направлениям: культурно-просветительское, информационно-образовательное, краеведческое, каждое из которых является неотъемлемой частью воспитания учащихся и помогает сохранить культурно-нравственные ценности и укрепить духовное единство.
Одна из составляющих культурно-просветительской работы – это комплекс мероприятий на духовно-нравственную тему. С этой целью проводятся часы истории: «Гроза 1812 года», «Русь богатырская», уроки мужества «Ленинградский реквием», «Сказание об Александре Невском», позволяющие не только повысить интерес к прошлому, но и, по большому счету, воспитывать у ребят сопричастность к истории Отечества и патриотизм, восстанавливать связь времен, во многом нарушенную в определенные периоды развития нашего Отечества.
Чувство малой родины – основа основ духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому в библиотеке особое внимание уделяется краеведению. С любовью изучая свое Отечество, свою малую родину, мы становимся богаче и лучше. Формирование ощущения малой родины начинается на уроке-обсуждении повестей А. Лиханова «В стране военного детства», во время встречи с вятским писателем Владимиром Игоревичем Морозовым «Морозовская заимка».
Часто при проведении различных тематических мероприятий библиотекари используют отрывки из произведений писателей, соответствующие заданной тематике. Этот приём значительно расширяет границы литературного краеведения в плане воспитательной работы и способствует пропаганде книг разных писателей.
Важнейшей частью информационно-образовательной деятельности библиотеки мы считаем систематическое проведение библиотечных уроков, где учащиеся получают библиотечно-библиографические знания. Библиотечные уроки учат правильно пользоваться справочным аппаратом библиотеки, знакомят с алфавитным и систематическим каталогами, что помогает учащимся найти нужный материал для подготовки рефератов, докладов, сообщений. Ведь часто бывает, что абитуриенты, вчерашние школьники, не умеют пользоваться библиотечным каталогом, не умеют задать вопрос, сформулировать свою мысль. Поэтому мы считаем особенно важным начинать эту работу с младшими школьниками. Уже на этом этапе можно сформировать навыки независимого библиотечного пользователя, воспитать культуру чтения. Формы подачи материала различны: экскурсия по библиотеке «Книжкин дом и мы в нем», библиотечный урок о структуре книги «Что прячется под книжной обложкой», час познания о создателе толкового словаря В. И. Дале «Он открыл родник словесный», познавательно-игровая программа «Почемучкам и всезнайкам», игра-путешествие «Великие за партами, или Как учились знаменитости». Библиотекарь И. М. Птушкина готовит и проводит эти мероприятия на высоком эмоционально-духовном уровне, добиваясь полного контакта со слушательской аудиторией.
Любовь к чтению лишь одна сторона медали. Вторая и наиболее значимая – что читать, как правильно определить ориентир в огромном море литературы, как выбрать книги, в которых не будет агрессии, зловещей мистики, которые научат маленького человека добру и любви.
К примеру, книжные выставки. Красиво оформленные, с яркими заголовками, они всегда привлекают младших школьников. Книжные выставки-диалоги сопровождаются рекомендациями, обзорами периодических изданий. Особенно интересными и красочными бывают выставки, посвященные писателям-юбилярам. Через выставки мы привлекаем внимание младших школьников, предлагаем им самим оформить обложку любимой книги.
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он ведет себя нравственно в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Для этого мы вместе с библиотекарями проводим целенаправленную работу над формированием таких побудительных мотивов, их дальнейшим развитием.
В младших классах часто используем рассказ на этическую тему – яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
Зачастую темы проводимых мероприятий в этом направлении подсказывает сама жизнь. Так, в результате наших совместных обсуждений с библиотекарями родились беседы Н. А. Шипиной: о тактичности – «Больше, чем вежливость», «Хлебушко – калачу дедушка» – и литературный час «Мораль сей басни такова»; Т. А. Ибатуллиной – «О правде, лжи и детской фантазии», урок-рассуждение по рассказам В. Осеевой «Откроем сердце для добра».
Разговор, начатый в библиотеке, продолжается в школе на классных часах с детьми, а также, с целью обеспечения преемственности и непрерывности, на родительских собраниях с родителями.
Чтобы пробудить в ребенке благодарность к природе, нужна систематическая деятельность по воспитанию экологической культуры. Такая работа в библиотеке ведется на протяжении всего учебного года. Когда взрослый человек рассказывает о красоте родной природы, учит бережному отношению к ней, к братьям нашим меньшим, он воспитывает в нем доброту, интеллигентность, чувство ответственности за судьбу Земли. Своими мероприятиями мы стараемся пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость русской природы, узнать больше о растениях и живом мире полей и лесов (литературный портрет к 144-й годовщине М. Пришвина «В стране доброго волшебника», литературный час «Четвероногие друзья Веры Чаплиной»).
Вместе с библиотекой мы проводим работу по пропаганде здорового образа жизни и правил дорожного движения. Так, каждый сентябрь проводится игра по правилам дорожного движения.
Формирование человека читающего невозможно без живой заинтересованности в этом родителей ребенка. И опять на помощь приходит библиотека. Совместно с детским отделом мы знакомим родителей с идеями проекта «Юный читатель», который осуществляется в классе уже четвертый год. На тематическом родительском собрании «Как приучить ребенка к чтению» заведующая детским отделом библиотеки Т. А. Ибатуллина предлагает обзоры литературы, которая помогает в нравственном воспитании детей, отвечает на вопросы, дает конкретные советы.
На протяжении всей нашей работы в школе поддерживается традиция дарить ребенку ко дню рождения книгу, прочитав которую ребенок должен обязательно поделиться с классом своими впечатлениями о прочитанном. В выборе книги мы обычно руководствуемся рекомендациями библиотекарей.
На протяжении пяти лет библиотека им. А. С. Пушкина ведет шефскую работу с коррекционным детским садом № 119. Цель этой работы – помочь детям с ограниченными возможностями социализироваться в обществе. Ученики моего класса тоже принимают в этом деле посильное участие: готовят к Рождеству спектакли по мотивам русских народных сказок.
Формирование у младших школьников начал духовности и нравственности – дело огромной важности. В этом сложном и очень важном процессе должны активно участвовать все учреждения культуры города, а библиотеки – в первую очередь. Хочу привести слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки. Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
В наши дни молодые учителя, имея большую техническую возможность для воспитательной работы в школе, к сожалению, недооценивают помощь библиотеки, опираются часто на свои силы или возможности Интернета. Но именно книга, порекомендованная опытным библиотекарем, обладая волшебной силой убеждения, поможет увидеть сложную жизнь души, то, что скрыто от нашего глаза, родит идеи и решения, даст возможность приобрести жизненный опыт, мудрость, не причинив боли.