Full text

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предполагает формирование комплекса компетенций, которые позволят выпускнику успешно осуществлять профессиональную деятельность, развиваться в процессе самообразования, быть конкурентоспособным на рынке труда, социально и профессионально мобильным. Компетенции в стандарте определяются как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способности реализовать на практике свою компетентность. Основой компетенции являются деятельностные способности [1].

В работах отечественных и зарубежных авторов (В. И. Байденко, А. Андреев, В. А. Болотов, Ю. Г. Татур, Э. Зеер, И. А. Зимняя, Дис. Равен, В. Гутмахер, К. Скала и др.) определены сущностные характеристики компетентностного подхода. В них компетентность обозначается как цель профессиональной подготовки бакалавра в вузе. Практико-ориентированная направленность образовательных программ высшей школы обусловлена содержательными компонентами компетентностного подхода [2].

Реализация стандарта предполагает усиление роли практико-ориентированной оставляющей, что говорит о необходимости внедрения в процесс подготовки будущего логопеда технологий, позволяющих успешно применять в работе приобретенные знания и навыки.

На наш взгляд, обучение студентов применению творческих технологий в работе будет способствовать формированию готовности к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты [3].

В. В. Бондарева определяет творчество как способ самобытия человека: «именно в творчестве человек утверждает, т. е. формирует, воспроизводит и развивает себя как человека» [4].

Технология – совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе [5]. В основе творческих технологий лежат разнообразные виды и формы художественного творчества, отражающие все многообразие изобразительной, музыкальной, драматической и эстетической деятельности, необходимые для качественного преобразования человека или группы, занимающейся совместной творческой деятельностью.

Творческие технологии обеспечивают возможность реализации внутреннего потенциала личности, активизацию и обогащение социально-личностных ресурсов человека. Художественное творчество в статусе технологии призвано решать терапевтические, воспитательные, коррекционные, развивающие, реабилитационные задачи [6].

Работа логопеда связана с подготовкой речевого и дидактического обеспечения коррекционного процесса, обеспечением индивидуального подхода в работе с детьми и взрослыми с речевыми нарушениями. Творческие технологии позволяют оптимизировать коррекционный процесс, формировать мотивацию ребенка к преодолению речевых нарушений; разрабатывать и нетрадиционно использовать дидактические пособия, создавать творческую, активную среду, которая будет максимально работать на преодоление речевых нарушений.

По данным многочисленных исследований специалистов в области специального образования (Т. А. Добровольской, Л. Н. Комиссаровой, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведевой, Е. З. Яхниной и др.), использование творческих технологий при работе с детьми, имеющими личностные и эмоциональные проблемы, в том числе обусловленные речевым нарушением, переживанием речевого дефекта, позволяет значительно повысить эффективность коррекционного воздействия.

Процесс изучения творческих методов в рамках подготовки студентов направления «Логопедия» подразумевает формирование навыков адаптации методов арт-терапии и арт-педагогики соответственно целям коррекционно-логопедической работы и использование их не только как средства художественного развития, но и как способа профилактики и коррекции отклонений в речевом и личностном развитии детей с различными формами речевых нарушений. Актуальность использования творческих методов и технологий в логопедической работе определяется возможностями искусства без грубого вмешательства воздействовать на психику и соматику человека, а также тем, что коррекционное воздействие осуществляется за счет собственного ресурса личности, творческого потенциала, которым обладает каждый человек [7].

Вышесказанное позволяет определить два направления использования творческих технологий в работе логопеда, которые необходимо учитывать при формировании профессиональных компетенций студентов направления «Логопедия»: формирование готовности к организации коррекционно-развивающей образовательной среды с применением творческих технологий; формирование готовности к выбору и использованию творческих методов и приемов в процессе организации коррекционного обучения.

Первое направление реализуется в процессе самостоятельной работы студентов при подготовке дидактических и методических материалов к разрабатываемым конспектам занятий, а также в процессе лабораторных и практических занятий.

Второе направление реализуется в процессе изучения дисциплин предметной подготовки, предполагающих изучение технологии и методики коррекции различных видов речевых нарушений, таких как «Логопедия», «Логопедические технологии», «Логопедический практикум», а также в процессе проектной деятельности, в процессе участия в творческой и воспитательной деятельности вуза.

На занятиях студенты получают сведения о возможностях использования творческих технологий в процессе решения задач в различных видах профессиональной деятельности, современные представления о творческом процессе и его влиянии на формирование личности в системе коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями.

В области коррекционно-педагогической деятельности творческие технологии позволяют: сделать процесс коррекции нарушений речи более эффективным; разнообразить виды деятельности в процессе занятий; сформировать устойчивую мотивацию к преодолению речевых нарушений; успешно адаптировать детей с речевыми нарушениями в образовательных организациях, коллективе сверстников и педагогов; спланировать коррекционно-развивающую работу на основе результатов психолого-педагогической диагностики с использованием приемов арт-терапии и арт-педагогики, авторских дидактических материалов.

В области диагностико-консультативной деятельности использование творческих технологий позволяет логопеду подготовить и провести психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития, образовательных возможностей, потребностей и достижений детей с речевыми нарушениями в максимально благоприятной и эмоционально комфортной обстановке, что позволит получить наиболее достоверные результаты; проводить консультативную работу в нетрадиционном формате, что вызывает интерес родителей детей с речевыми нарушениями и позволяет повысить эффективность сотрудничества родителей и логопеда.

В настоящее время актуальны вопросы разработки технологий применения различных видов творческой деятельности, арт-терапии и арт-педагогики в процессе коррекции речевого развития в практике дошкольных и школьных образовательных учреждений, исследовательская деятельность в этом направлении позволяет выпускникам реализовать научно-исследовательский потенциал.

В области культурно-просветительской деятельности творческие технологии позволяют в процессе коррекции речевого развития формировать и развивать общую культуру лиц с речевыми нарушениями, реализовывать просветительские программы, способствовать формированию в обществе толерантного отношения к лицам с ОВЗ [8].

Эффективность применения различных видов творческих технологий в логопедической работе подтверждена значительным количеством исследований по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, А. М. Миллер, Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт. Н. С. Говоров), игротерапии, сказкотерапии, пескотерапии [9]. В исследованиях говорится о неразрывной связи арт-терапии с игрой, первобытным искусством и народным творчеством, то есть о видах деятельности, в которых приоритетное значение имеет «процесс» по отношению к результату, что способствует снятию психологических барьеров. Приемы арт-терапии рассматриваются как необходимый элемент психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии.

В исследованиях И. Ю. Левченко, Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасова, О. С. Никольской, Т. Д. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Е. А. Медведева говорится о необходимости использования творческих приёмов в коррекционной работе, так как творческие технологии позволяют решить следующие коррекционно-развивающие задачи: развитие познавательно-речевой активности; расширение кругозора; привитие любви к культурному наследию; стимулирование креативности, оригинальности мышления; развитие уверенности в себе; гармонизация эмоционального состояния; развитие детского коллектива [10].

В процессе подготовки студентов необходимо обучать их методике использования приемов игротерапии, проведения сюжетно-ролевых и дидактических игр, игровых упражнений в коррекционном процессе; формировать умения организовать работу детей в коллективе, подбирать и использовать необходимые приемы в соответствии с целью и задачами логопедической работы.

Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триодичность, ресурсность) существенно повышают уровень коррекционно-педагогического воздействия. Для успешного применения методов арт-терапии и арт-педагогики в логопедической работе необходимо особое внимание уделять специфике отбора творческих методов и оценке их эффективности в работе с детьми. Для этого студенты изучают основные принципы применения творческих методов в работе с детьми с речевыми нарушениями, а также показания для использования арт-методов.

Студенты знакомятся с творческими методами визуального типа: изотерапией, куклотерапией, лепкой, кино, фотографией, коллажем, маскотерапией и др. Для студентов-логопедов особое значение имеет взаимосвязь моторики и речи в процессе использования вышеназванных методов.

Формирование навыков использования приемов изотерапии в логопедической работе предполагает обучение использованию различных техник рисования (рисование на мокрой бумаге, рисование на стекле, рисование пальчиковыми красками, рисование с использованием природного материала и др.), а также лепки на всех этапах коррекционного процесса.

Следующая группа методов основана на слуховом восприятии, эти методы предполагают воздействие музыки на эмоциональное и психофизиологическое состояние человека, что определяет специфику использования приемов музыкотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями, особенно эффективен этот метод в сочетании с рисованием и оречевлением деятельности.

Обучение использованию музыки и приёмов логоритмики предполагает отработку упражнений на координацию речи с движением, формирование ритмической организации и плавности речи, использование музыкальных произведений для создания благоприятного эмоционального фона, развития творческой и речевой активности [11].

Студенты изучают психологические и физиологические ресурсы танца при работе с детьми с речевыми нарушениями. Методы танцтерапии рассматриваются как вариант телесно-ориентированной терапии, что особенно актуально в коррекционной работе с детьми с дизартрическими нарушениями, заиканием.

Технологии библиотерапии и сказкотерапии изучаются в единстве диагностических и ресурсных возможностей литературного текста с учетом возраста и специфики речевого нарушения. Совместное чтение становится и способом коррекции, и способом коммуникации, и особым объединяющим пространством, открывая возможности вербализации психологического состояния, работы над связностью и интонационным оформлением речи, вместе с тем работая над личностной и эмоциональной зрелостью. Миф и сказка предстают бессознательным опытом человечества, который транслируется из поколения в поколение. Обращаясь к глубинным пластам личности, ее ценностному ядру, внутреннему «Я», библиотерапия и сказкотерапия смыкаются по своим задачам с педагогикой и формируют стойкие новообразования личности через их последовательное вызывание, пролонгирование и закрепление. В отработку практических навыков входят сочинение сказок (например, сказок о веселом язычке), написание писем (сказочным героям, другу, врагу), сочинение стихов и др. [12]

Обучение применению элементов сказкотерапии предполагает формирование навыков перевоплощения, логопед должен уметь организовать сказочную ситуацию, направлять детей на решение дидактической задачи, учить объяснить испытываемые чувства и эмоции.

В процессе использования приемов сказкотерапии логопед решает следующие задачи: обучение детей последовательному изложению мыслей и чувств с использованием развёрнутой фразовой речи; формирование умений логично, грамотно оформлять свои высказывания; развитие мелкой и общей моторики, установление положительных эмоциональных связей между детьми в группе.

При обучении использованию приемов имаготерапии необходимо формировать у будущих логопедов навыки работы с литературными произведениями, организации пересказов, рассказов, драматизации и театрализации, применения в работе различных видов диалога: фиксированного и в форме импровизации; обучения индивидуальным выступлениям.

Обучение работе с песком и другими сыпучими материалами помогает будущему логопеду организовать работу по развитию мелкой моторики, активизации словаря, автоматизации поставленных звуков, развитию связной речи, коммуникативных способностей.

Тщательное изучение различных аспектов и специфики применения творческих методов обеспечивает глубокое понимание студентами психолого-педагогических механизмов, которые позволяют успешно выстраивать коррекционно-логопедическую работу с детьми с различными речевыми нарушениями. Отработка арт-технологий в процессе практических занятий и в процессе прохождения практик позволяет студентам получить опыт, необходимый для понимания сущности и специфики применения творческих методов в логопедической работе.

Использование творческих технологий возможно на всех этапах логопедической работы, целесообразность их применения основывается на следующих положениях: искусство использует язык визуальной, пластичной, аудиальной экспрессии, в результате чего у ребенка с речевыми проблемами появляются новые способы коммуникации и самовыражения; искусство неразрывно связано с творчеством, апеллирует к внутренним силам человека; творчество приносит удовольствие, что позволяет решать коррекционные задачи незаметно для ребенка; искусство лежит в основе познания окружающей действительности; искусство имеет тесную грань с игрой, особенно важно понимание этого при работе с детьми, игра, являясь ведущим видом деятельности, обладает мощным потенциалом развития.

Знание методов и приемов и умение отбирать и применять их в соответствии с задачами и этапом работы способствует формированию профессиональной компетентности, развитию поисковых способностей, помогает организовать коррекционно-образовательное пространство, что свидетельствует о необходимости организации обучения различным приемам и видам творческой деятельности, а также технологии организации творческой деятельности детей с речевыми нарушениями в течение всего периода обучения студентов логопедов.

Отрабатывать и апробировать сформированные в рамках учебного процесса и проектной деятельности навыки применения творческих технологий возможно в процессе прохождения активных видов практики, а также в рамках различных социальных проектов, что способствует непрерывности, преемственности и динамичности процесса формирования профессиональной компетентности.

Нам представляется актуальным дальнейшее исследование возможностей использования творческих технологий в логопедической работе, а также изучение специфики и форм обучения творческим технологиям студентов-логопедов.