В любой школе и практически в каждом классе учатся дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Такие дети нуждаются в особой поддержке не только со стороны государства, но и со стороны педагогов, семьи, которые обеспечивают им полноценную интеграцию в общество, позволяют им освоить знания по общеобразовательной программе, а также обрести опыт социальной адаптации, попробовать реализовать собственную жизненную компетентность. Приоритет в этом контексте приобретает специалист, который своевременно выявит проблемы в развитии ребенка, который готов к разнообразным формам и видам помощи такому ребенку с учетом его индивидуальных типологических особенностей. В этом, по сути, и состоит социальный заказ на подготовку дефектологов [1].
Таким образом, исследуемое поле является актуальным в обсуждаемой проблеме. Анализ научно-педагогических источников позволяет констатировать тот факт, что проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) давно вышла за рамки коррекционного подхода к работе с такими детьми. Ведется поиск стратегий подготовки дефектологов, способных решать проблемы в сфере исследования, подходов, принципов, средств улучшения стратегии взаимодействия ребенка и организации [2]. Понимание проблем, с которыми встретятся дефектологи во взаимодействии с детьми с ОВЗ, ставит преподавателя вуза перед необходимостью выбора стратегии социально-профессиональной подготовки студентов.
Под стратегией подготовки мы понимаем такие принципы и общие установки, которые приведут к руководству действиями по достижению итоговой цели вплоть до их завершения. Определить такую стратегию возможно лишь на основе изучения реальной социальной действительности и контингента детей, посещающих школы.
Все службы в школе, на сегодняшний день, такие как социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая и медико-педагогическая, нуждаются в специалистах, обладающих новым качеством подготовки, которое будет соответствовать сформированным профессиональным компетенциям. Большинство педагогов массовых образовательных учреждений не готово работать с детьми с ОВЗ. И не только потому, что не в состоянии диагностировать реальные проблемы неуспеваемости учащегося; они считают, что основная причина неудач ребенка в учебе – это его нежелание учиться или слабый контроль со стороны родителей [3].
Решение проблемы подготовки грамотных дефектологов включает в себя научно-методическую подготовку и устранение противоречия между теорией и практикой. Настоящий современный дефектолог должен быть многофункционален, обладать достаточным уровнем компетентности, быть готовым включиться в любую научно-исследовательскую и методическую деятельность не только в теории, но и в практике, которая, в свою очередь, ставит перед будущими дефектологами трудноразрешимые задачи [4].
Подготовка квалифицированных дефектологов требует от преподавателей вуза методологического совершенствования и стратегии профессиональной подготовки в научно-методическом становлении [5].
Некоторые исследователи полагают, что профессиональная компетентность педагога – это способность превращать свое профессиональное образование в средство развития личности. Данное положение в полной мере относится к социально-профессиональной деятельности дефектолога [6, 7].
Основные характеристики профессионального образования представлены в работах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и др. Профессиональное образование предполагает владение не только умениями и навыками, а также методическими знаниями, но и умениями работать с людьми, зависящими от профессиональной компетентности, его ценностных ориентаций, суждений о значении своей деятельности и о себе как специалисте [8].
Педагогическая компетентность характеризуется способностью к решению сложных профессиональных задач на основе целого комплекса психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в работе учителя. Некоторые исследователи отмечают, что профессиональная компетентность педагога представляет собой совокупность его умений как субъекта педагогического воздействия особым способом структурировать научные и практические знания в целях решения педагогических задач, способствующих развитию личности учащихся [9, 10]. Профессиональная компетентность педагога-дефектолога формируется и совершенствуется только в процессе деятельности.
Профессиональная деятельность дефектолога должна быть направлена не только на коррекцию уровня психического развития ребенка, соотнесение его развития с освоением школьных предметов, но и на развитие и коррекцию высших психических функций, таких как восприятие, мышление, внимание, память и т. д.
Дефектолог в условиях образовательного учреждения может провести педагогическое исследование, выделить детей, нуждающихся в педагогической и психологической помощи, а также дать вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, построить индивидуальный маршрут, разработать адекватную коррекционную программу на основе диагностического и коррекционно-развивающего подходов, создать особые образовательные условия.
К особым условиям относятся: наличие квалифицированных специалистов, понимающих проблемы детей, их психологическую совместимость в группе, оказывающих должную помощь, как психолого-педагогическую, так и коррекционно-развивающую. Особые специальные условия позволяют ребенку с ОВЗ получить образование с учетом его индивидуальных и типологически-личностных особенностей, а именно: сочетание процессов поддерживающего лечения и обучения, применения коррекционных методов с обучением и воспитанием, обеспечение охранительно-педагогического режима.
Все эти факты подводят нас к тому, что особому ребенку присуще наличие физического и/или психического дефекта, мешающего освоению образовательной программы без создания особых условий. Для этого необходимо кардинальное преобразование нынешнего российского общества, закономерно сопровождающееся принципиальным обновлением развивающих потенциалов его социальных институтов. Те подвижки в динамике общественного сознания, которые мы наблюдаем сегодня в обществе, свидетельствуют о процессах гуманизации и гуманитаризации, происходящих в стране.
Таким образом, есть все основания полагать, что под давлением изменяющегося общественного мнения, касающегося детей с ОВЗ, профессия дефектолога будет не только востребована в социуме, она становится перспективной, а проблема социально-профессиональной подготовки дефектологов актуальна как никогда.
В структуру образовательного пространства, связанного с поддержкой и сопровождением развития детей с ОВЗ, включаются: 1) органы управления системами здравоохранения, образования и социальной защиты населения в РБ; 2) органы управления учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты населения; 3) вузы и институты повышения квалификации, осуществляющие подготовку и переподготовку педагогических и медицинских кадров, а также социальных работников; 4) психолого-медико-педагогические комиссии; 5) медико-реабилитационные учреждения; 6) центры медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам; 7) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей дошкольного и школьного возраста; 8) ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии; 9) логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях.
Главная составляющая студентов – будущих дефектологов – это социальная составляющая. Дефектологи должны не просто выполнять функцию и быть профессионалами в своем деле, но должны быть гуманистами, обязаны прийти на помощь детям и взрослым с ОВЗ по зову сердца в чрезвычайных ситуациях – глобального или локального масштаба.
Под социальной составляющей мы понимаем те отношения общества к ценностям и традициям в той или иной культурной среде, которые действенны в профессиональной подготовке студентов. Включение в общество человека с ОВЗ означает процесс предоставления ему прав и реальных возможностей участия во всех формах социальной жизни в одном ряду с остальными членами общества, компенсировав его ограничения.
В основе этого подхода лежит вывод о том, что для образования детей с ОВЗ нужна подготовка полифункционального специалиста, готового работать по новой стратегии, совершенствующая деятельность педагога в условиях качественно нового образовательного и социокультурного пространства и учитывающая интеграционные тенденции европейского, мирового образовательного пространства и специфику региона.
Инклюзивное обучение (включенное, совместное) понимается как обучение и воспитание детей с ОВЗ в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми при создании соответствующих условий для их обучения. Под инклюзивным образованием понимается процесс развития общего образования, который обеспечивает возможность всем без исключения учащимся получать образование, участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, высших учебных заведений. Однако результаты опроса, анализ анкет показывают, что термины «интегрированное обучение», «инклюзия» и «инклюзивное образование» недостаточно хорошо знакомы широкому кругу общественности [11].
Остро встает необходимость создания системы, в которой особенный ребенок не исключен из общества детей с нормой развития, а специальные знания и обучение служат точкой пересмотра специального образования и подчиняются общему обучения и воспитанию. Л. С. Выготский писал о том, что сам дефект есть факт биологический, но педагогу приходится иметь дело с социальными последствиями дефекта. Отсюда следует вывод о том, что подготовка студентов заключается в интеграции знаний, в формировании социальных компетенций у дефектологов, которые будут работать с детьми, имеющими ОВЗ [12].
Профессиональная подготовка дефектологов, по словам Л. С. Выготского, состоит в том, что она должна стать целостной педагогической системой в исторически и социально конкретной ситуации, при этом:
- профессиональная подготовка дефектологов рассматривается как развитая форма знания, дающего целостное мнение об отношениях и главных связях его компонентов, которые выступают главной, интегративной характеристикой содержания знания о процессе профессиональной подготовки кадров. Системообразующими элементами выступают: цель, образовательный процесс, конечный результат. Переменными составляющими являются организационные, социально-педагогические условия реализации процесса обучения;
- профессиональная подготовка дефектологов, также являющаяся частью системы специального образования, выступает составляющей системы профессионального образования, поэтому ее построение базируется на совокупности общеметодологических принципов, а также учитывает принципы, обеспечивающие специфику профессиональной подготовки педагогов;
- профессиональная подготовка реализуется как согласованная деятельность разных уровней и структур системы по достижению совместных целей и результатов обучения.
Понимание комплексности как методологической категории свойственно характеристиками взаимодействия, сотрудничества, логичности, полифункциональности, целостности, динамичности. Результативность деятельности педагога можно увидеть в качественных показателях учащихся, выраженных в умениях, знаниях по предмету, в опыте проектной и исследовательской деятельности др.
Сегодня помощь детям с ОВЗ оказывается в учреждениях, курируемых тремя министерствами: образования и науки, здравоохранения, социальной защиты. Создаются институты помощи детям с ОВЗ: центры лечебной педагогики, группы индивидуального обучения, реабилитационные центры.
В системе образования наибольшее развитие получили классы выравнивания и классы компенсирующего обучения. Актуальность подготовки специалистов для этих категорий обучающихся возрастает.
Особенностью профессиональной деятельности дефектолога является синтез процессов компенсации, коррекции, развития, социальной адаптации. Осознав важность этих процессов, студент расположен к осуществлению стратегии – овладению «сверхнавыками» профессиональной деятельности.