Full text

Приоритеты в образовательной сфере должны находиться в области создания системы оценки и развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования. При этом необходимо говорить о качестве образования в плане оценки и развития совокупности определенных образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ на ступени начального и основного общего образования.

Результатом выполнения требований основной образовательной программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, раздел основной образовательной программы, характеризующий систему условий, содержит описание кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-тех­нических, информационно-методических условий и ресурсов [1]. Соответственно, инструмент, обеспечивающий развитие условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования, тем или иным образом должен выявлять наличие и качество созданных в образовательной организации условий и определять механизмы развития этих условий в каждой конкретной организации.

Проблема оценки и развития условий в образовательных организациях для реализации задач, определенных образовательной программой, состоит в недостаточности и непроработанности инструментария для мониторинга и развития кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов образовательной организации; отсутствии системы развития условий реализации образовательных программ образовательных организаций. В связи с этим нами разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования. Данная модель разработана на основе международной шкалы SACERS.

В соответствии с нормативно-правовыми актами и методологическими основами реализации образовательной программы начального и основного общего образования разработана модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS (далее – модель). Исходя из данной модели, образовательная среда образовательной организации будет рассматриваться нами как совокупность финансовых, материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических и кадровых условий, позволяющих реализовать образовательные программы на ступени начального и основного общего образования.

Структура модели: уровень требуемых образовательных условий; уровень имеющихся образовательных условий; уровень проектирования образовательных условий; уровень развития образовательных условий (см. рис. 1).

Перейдем к содержательной характеристике модели.

Уровень требуемых образовательных условий

Данный уровень предполагает рассмотрение условий реализации образовательной программы НОО и ООО (кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических условий и ресурсов) в соответствии с основными положениями и требованиями, раскрытыми в следующих нормативных документах:Федеральный закон «Об образовании в РФ»;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования;Примерная основная образовательная программа начального общего образования;Примерная основная образовательная программа основного общего образования; Государственная программа «Столичное образование» на 2012–2018 гг.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральному государственному образовательному стандарту НОО, ООО, Примерной основной образовательной программе НОО и ООО определена система условий реализации основной образовательной программы НОО и ООО (финансовые, материально-технические, кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические).

Уровень имеющихся образовательных условий

Данный уровень предполагает оценку условий реализации основной образовательной программы НОО и ООО.

Оценка качества образования предполагает: 1) оценку качества подготовки обучающихся и 2) оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [2].

 

Рис. 1. Модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS

1)        Оценка качества подготовки обучающихся. Отечественный опыт оценивания образовательных достижений обучающихся соотносится с результатами выполнения ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Зарубежный опыт оценки достижений обучающихся связан с данными оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения PISA (Programme for International Student Assessment), исследованиями качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), исследованиями качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), оценкой граждановедческой подготовки выпускников средней школы CIVIC (Civic Education Study) и др. Некоторые из международных исследований достижений обучающихся с успехом применяются в российской образовательной практике оценивания (PISA, ТIMMS, PIRLS). Ценность указанных оценочных процедур заключается в определении динамики результатов, выявлении факторов, определяющих образовательные результаты. При этом следует отметить, что достижения обучающихся могут быть обусловлены не только вкладами образовательных организаций, но и быть индивидуальными достижениями детей, обусловленными ходом индивидуального развития и вкладами со стороны семьи. В связи с этим будет более объективной оценка качества образования через оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций.

2)     Оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», основными критериями, определяющими качество образовательной деятельности образовательной организации, выступают: 1) открытость и доступность информации об организации; 2) комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; 3) доброжелательность, вежливость, компетентность работников; 4) удовлетворенность качеством образовательной деятельности организации [3].

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, представлены в Приказе Минобрнауки РФ от 05.12. 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [4], Методических рекомендациях по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Письмо Минобрнауки РФ от 14.09.2016 г. № 02-860) [5]. При этом спектр показателей качества образовательной деятельности образовательных организаций, отраженных в данных документах, достаточно узок и не отражает всей системы необходимых условий реализации основных образовательных программ НОО и ООО.

Оценка качества образовательной деятельности образовательной организации должна включать оценку образовательной среды.

В настоящее время наиболее содержательными инструментами оценки образовательной среды являются психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды В. А. Ясвина [6], методика И. А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» [7]. При этом указанные инструменты позволяют оценить образовательную среду только в плане психолого-педагогических условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования.

В качестве объективного инструмента для оценки образовательной среды, представленной совокупностью условий, необходимых для реализации основной образовательной программы НОО и ООО, могут рассматриваться шкалы SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) [8].

Шкалы SACERS используются во многих странах (Германия, США, Швеция и др.) и представляют собой валидный, надежный, достоверный инструмент оценки образовательной среды [9]. SACERS сопоставим со шкалами оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R (Early Children Education Rating Scale), апробированными в российских детских садах [10].

Шкалы SACERS базируются на критериях целесообразности развития обучающихся школьного возраста, удовлетворении потребностей развития детей школьного возраста в условиях школы, при этом акцент ставится на влиянии среды на развитие детей [11].

Методика SACERS представлена семью шкалами: 1) внутреннее пространство и меблировка; 2) здоровье и безопасность; 3) активная деятельность/времяпрепро­вождение; 4) взаимодействие; 5) учебный процесс; 6) развитие персонала; 7) специальные нужды.

Данные шкалы включают 48 показателей. Каждый из 48 показателей оценивается по 7-балльной шкале.

Оценка образовательной среды с использованием шкал SACERS проводится на основе наблюдений по указанным выше показателям.

Анализ показателей и индикаторов шкал SACERS позволяет констатировать возможность их использования в оценке условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования [12].

Таким образом, на уровне имеющихся образовательных условий осуществляется экспертиза условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS. Устанавливается степень соответствия условий реализации образовательных программ начального и основного общего образования «требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с учётом потребностей всех участников образовательного процесса» [13].

Уровень проектирования образовательных условий

На данном уровне предполагается выявить дефициты образовательной среды и определить необходимые изменения в имеющихся образовательных условиях [14].

На основе результатов, полученных с использованием шкал SACERS, доступно определение зон благополучия и дефицитов образовательной среды. Для этого мы работаем с профилем качества образовательных условий (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Профиль качества образовательных условий образовательной организации

 

Профиль качества представляет собой данные по 48 показателям шкал SACERS исходя из 7-балльной системы оценивания.

На основании данного профиля мы определяем проблемные зоны в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС (см. таблицу).

 

Зоны благополучия и дефициты в условиях реализации

основной образовательной программы НОО и ООО

на основе профиля качества

 

Зоны благополучия

Проблемные зоны

Посещаемость

Шкала «Пространство и меблировка» (кроме пространства для подвижной активной деятельности)

Вариативность программ дополнительного образования и внеурочной деятельности

Шкала «Здоровье и безопасность» (кроме посещаемости)

Взаимодействие «обучающийся – педагог», сверстников, педагогов, родителей

 

Изобразительное искусство и технология, театрализованная деятельность, математика/познавательная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, социокультурная деятельность

Использование социокультурного пространства города

Встреча/уход, коммуникация между учителями, взаимодействие с администрацией

Возможности для профессионального развития, контроль и оценка деятельности учителей

Создание условий и обучение обучающихся с ОВЗ

Взаимодействие обучающихся с детьми с ОВЗ

 

 

На основе установления дефицитов в образовательных условиях важным представляется определение целевых ориентиров по развитию образовательных условий реализации образовательной программы НОО и ООО (рис. 3).

На рис. 3 представлены целевые ориентиры развития образовательных условий, которые определяются расхождением в минимальных и максимальных значениях оценки образовательных условий с использованием шкал SACERS. Это расхождение показывает ресурс развития образовательной организации, «зону ближайшего развития» по совершенствованию условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования.

 

 

 

Рис. 3. Целевые ориентиры развития образовательных условий

 

Достижение целевых ориентиров предполагает использование определенных алгоритмов и механизмов развития условий реализации образовательной программы НОО и ООО с использованием международной шкалы SACERS (финансовых, структурно-организационных и т. д.).

При этом необходимо учитывать: существующие условия реализации образовательных программ; образовательные потребности и особенности обучающихся, запросы родителей; особенности и структуру педагогического коллектива; специфику региональных условий и особенностей в области реализации образовательных стратегий [15].

В решении задач данного уровня принимают участие педагогическое и родительское сообщество, а также внешние эксперты, занимающиеся вопросами развития условий реализации образовательных программ и выступающие в качестве тьюторов, кураторов.

Уровень развития образовательных условий

Уровень развития предполагает реализацию мероприятий по развитию условий реализации образовательных программ НОО и ООО и представлен следующими составляющими: процессуальный компонент; корректировочный компонент; результативный компонент.

Процессуальный компонент содержит описание механизмов достижения целевых ориентиров, определенных на этапе проектирования (финансовый механизм, структурно-организационный механизм, профессионально-компетентностный механизм).

Следует отметить необходимость поддержки и сопровождения образовательных организаций в процессах разработки и развития условий реализации основных образовательных программ НОО и ООО.

Корректировочный компонент уровня развития предполагает промежуточную оценку достигнутого в развитии условий реализации образовательных программ НОО и ООО, разработку механизмов коррекции и проектирование действий по достижению необходимого результата. Анализ проблемных зон на данном этапе может потребовать возврата на уровень проектирования.

Результативный компонент соотносится с достигнутыми результатами развития условий реализации образовательных программ на ступени начального и основного общего образования.

Данная модель прошла ряд обсуждений с представителями образовательных организаций г. Москвы. В качестве зон риска реализации данной модели были указаны моменты, связанные с внешними факторами, как правило, финансовыми, степень влияния на которые очень ограничена.