В последние годы были опубликованы значимые работы по методике преподавания психологии в школе и в вузе (В. Я. Ляудис, В. И. Гинецинский, Б. Ц. Бадмаева, В. А. Климова и др.). Основными недостатками преподавания психологии авторы называют описательность и рецептурность. При этом важным условием называют создание условий для развития дидактических учений и навыков студентов, формирования их мировоззрения, развития личностных качеств. Поэтому основное внимание должно быть уделено практическим, семинарским занятиям, а также самостоятельной работе студентов.
В нашей статье мы рассмотрим формы и методы учебных занятий и методику их проведения. Придавая особое значение практическим и семинарским занятиям, нельзя забывать о первой форме учебных занятий – лекции.
Лекция относится к традиционным формам обучения, дает основное знание. Поэтому в каждой лекции необходимо дать перечень основных понятий, которые должны быть усвоены. Лекционный курс дает возможность за небольшой промежуток времени изложить большой массив информации, представить знания по предмету в системе, раскрыть законы и теории в их логической последовательности. Лекционный курс дает основную информацию для семинарских и практических занятий [1–3].
Структура каждой лекции определяется ее целями, содержанием, избранной методикой изложения. Лекция должна быть тематически завершенной, целостной, логически стройной. Это достигается делением лекции на четкие разделы, выделением вступительной и заключительной частей.
При отборе содержания лекции необходимо определить минимум обязательной информации, который должен быть освоен студентами. При отборе также учитываются особенности изложения соответствующей темы в учебниках.
Основные функции лекции: информационная, ориентирующая, разъясняющая, убеждающая, вдохновляющая и увлекающая [4, 5].
Для реализации этих функций лекция должна иметь осознанный личностный смысл для студента в приобретении знаний из данной области науки. Также важна новизна излагаемого материала, стимулирование работы мышления студентов.
Основным принципом отбора материала для лекции является целеполагание, когда отбираемый материал соответствует поставленной преподавателем цели лекции и позволяет ее достичь.
Также важен принцип учета уровня подготовки студентов, ориентация на последующие практические и семинарские занятия и самостоятельную работу студентов.
Необходимо применять и принцип учета того, какой литературой будут пользоваться студенты, какими реальными возможностями они располагают.
По целям и задачам можно выделить следующие виды лекций:
- вводная;
- изложение нового материала;
- обобщающая.
По степени познавательной активности студентов:
- сообщение новых знаний;
- лекция с элементами диалога и дискуссии;
- проблемная [6, 7].
При этом необходимо отметить, что эффективность лекции зависит и от слушателей, которые должны быть готовы к лекции.
Отметим важнейшие методические вопросы лекционного преподавания:
- формирование понятий;
- доказательность положений;
- связь теории с практикой;
- проблемность изложения.
Значимыми являются приемы стимулирования познавательной активности студентов на лекции. К ним относят:
- использование опытов, экспериментов, наглядного материала с целью конкретизации и закрепления усваиваемых понятий и положений;
- акцентирование внимания студентов на значимости психологических знаний для их будущей профессии;
- использование иллюстративного материала в качестве проблемных ситуаций для активизации самостоятельного мышления студентов и проверки усвоения содержании лекций;
- включение в лекции проблемных ситуаций;
- актуализацию прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекций посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций;
- вкрапление в лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами (можно сообщить о количестве допущенных ошибок);
- использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций; прием использования конкретной ситуации для объединения предлагаемого материала с личным опытом студента (учащегося);
- тренировка чувствительности с целью активизации внимания и эмоциональной вовлеченности слушателя в проблему, тему;
- организация обратной связи на лекции в виде вопросов студентов, задаваемых по ходу лекции, интерес к теме, рекомендуемой литературе, приему информации и ее записи, наличие рабочей обстановки, отсутствие отвлекаемости внимания и т. п. [8–10]
Не менее значимой формой учебных занятий является семинар. Как и на лекции, задачи семинара, сформулированные преподавателем, должны быть доведены до студентов, при необходимости переформулированы, а главное – они должны быть поняты и приняты студентами. Студент должен понимать, какие умения сегодня отрабатываются. Например:
- использовать научные понятия при ответе на вопросы по изучаемой теме, при анализе ситуаций и др.;
- уметь думать (анализировать, обобщать и т. п.);
- уметь слушать и слышать, аргументировать свою точку зрения, анализировать точку зрения другого.
Типичные ошибки при проведении семинарских занятий:
- отсутствие ясных, конкретных задач семинара;
- вопросно-ответная форма, при которой задействована лишь часть студентов;
- дискуссия ради дискуссии;
- монолог преподавателя.
В целом можно рекомендовать преподавателю:
- в учебном диалоге ставить учебную проблему, задавая последовательность и реализуя определенную программу диалогового обучения;
- быть активным участником диалога, развивать у студентов диалоговое мышление.
Можно выделить следующие группы семинарских занятий.
Первая группа – учебные семинары. К ним относят проблемные семинары, тематические, ориентационные, системные, междисциплинарные.
Вторая группа – учебные дискуссии, в которых невозможен формальный словесный отчет, стимулируется активность ее участников, а также легкость усвоения материала.
Третья группа – учебные встречи за круглым столом. Они чрезвычайно полезны для студентов. Студенты выдвигают проблему по определенной теме, формулируют вопросы для обсуждения, готовятся к выступлению и ответам [11, 12].
Существуют несколько способов организации работы на семинарском занятии. Один из них – организация групповой работы. В данном случае речь идет о тесном взаимодействии студентов между собой, взаимоинформировании, взаимообогащении знаниями и учениями, взаимопомощи, взаимопроверке и личностном росте участников (повышение самооценки, формирование мотивации учения, развитие коммуникативных способностей и др.).
Задачи на таком семинаре могут быть самыми разными – первоначальное ознакомление с темой, работа с понятиями, обобщение теоретического материала, формирование диалогового и творческого мышления и др.
Содержание и способы работы также могут быть самыми разнообразными, при этом доступными для студентов, с организацией обратной связи.
Следует сказать несколько слов о формировании групп. Оптимальное число 5–7 человек. Группы могут создаваться добровольно, по желанию студентов или составляться преподавателем по определенному критерию.
Отдельно хочется обратить внимание на использование книги на семинаре.
Существуют различные формы использования книги на семинаре: мемуарная литература, художественная литература, научно-популярная литература, научные первоисточники.
Важно использовать метод чтения вслух. Он используется:
- как один из приемов интроспективного анализа, когда материал произведения – это конкретный способ обращения к себе;
- прием при передаче знаний, когда содержание в тексте несет непосредственное знание о психологических явлениях;
- прием в проблемном обучении для постановки задачи;
- непосредственная иллюстрация феномена и как проективная диагностическая процедура.
На семинарском занятии значим, на наш взгляд, метод погружения. Погружение – это система обучения, которая создает у студента внутреннее ощущение свободы, раскрывая его потенциальные возможности. Метод погружения опирается на удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и бессознательного [13, 14].
Значимое место в системе семинарских занятий занимают также индивидуальные практикумы. Это самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студента по заданию преподавателя. Это своеобразные упражнения, направленные на отработку различных навыков, закрепление практических знаний. Существует несколько вариантов практикумов. Кратко охарактеризуем некоторые из них.
К аудиторным индивидуальным практикумам относят:
- программированные (слушатели получают описание ситуаций и перечень готовых альтернативных решений, где надо тщательно проанализировать ситуации и выбрать вариант, осуществление которого не будет противоречить избранной концепции);
- исследовательские (перед студентами ставится задача изучить ситуацию, а затем разработать анкеты для исследования мнений членов группы по этой проблеме и выступить с анализом);
- поисковые (студентам дается ситуация и два альтернативных варианта ее решения, необходимо взвесить достоинства и недостатки обоих вариантов и отобрать лучший);
- творческие (студентам дается задание описать какую-либо конкретную ситуацию, произошедшую в коллективе, в школе в период педпрактики; необходимо проанализировать ее, выделить ее причины, дать прогноз последствий);
- прогностические (студенты получают задание разработать «модель будущего», например «Школа в 2050 году», «Психолог XXI века» и т. п. Это должен быть процесс конструирования будущего, процесс творческого отношения к настоящей реальности, который позволит глубже и лучше понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития человеческой практики; данный анализ будет способствовать развитию конструктивного мышления, способности творчески относиться к привычным фактам и явлениям действительности, поможет определить отношение к будущей профессии, пробудить стремление к самосовершенствованию, склонность к поиску новых приемов, методов и способов работы);
- аналитические (студентам предлагается в течение 30 минут выполнить письменную работу критического содержания на определённую тему, например «Прочему низка познавательная активность современных школьников», «Почему низка эффективность воспитательной работы в школе» и т. п. в зависимости от изучаемой темы).
Результаты подобной работы могут стать основой для обсуждения студенческим коллективом.
Внеаудиторные индивидуальные практикумы также могут быть использованы в вузе. К ним относят:
- выполнение письменных работ по заданию преподавателя (реферирование литературы по определенной теме, описание результатов целевого наблюдения по определенной проблеме, разработка проекта решения каких-либо задач);
- целевое наблюдение с последующим описанием и анализом: анализ работы органов самоуправления в школе или вузе, анализ внимания на уроке и т. п.;
- учебно-практическая работа (изготовление каких-либо таблиц, моделей пособий, оценка коммуникативных способностей членов коллектива, организация занятий или воспитательной работы и т. п.).
Результаты внеаудиторных практикумов оформляются в виде письменных отчетов с необходимыми приложениями.
Метод мозгового штурма на семинарских занятиях может быть использован в групповой работе [15, 16]. Данный метод рассматривается как вариант продуцирования новых идей. Способствует развитию мыслительных процессов, формирует умение сосредоточиться на актуальной цели. В течение учебного года можно провести два-три занятия с использованием этого метода. Одно из них могут провести студенты.
Этапы мозгового штурма:
- формулирование проблемы, которую необходимо решить, обоснование задачи, определение условий коллективной работы, выдача аудитории правил поиска решения задачи и поведения в процессе мозгового штурма. Формирование рабочих групп по 3–5 человек и экспертной группы, в обязанность которой будет входить разработка критериев, отбор лучших идей, анализ ситуации, «взгляд со стороны»;
- тренировочная сессия-разминка, в рамках которой рассматриваются упражнения в быстром поиске; цель этого этапа – помочь студентам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (скованность, замкнутость, неловкость и т. п.);
- собственно мозговой штурм – штурм поставленной проблемы, при этом ещё раз уточняется задача, напоминаются правила поведения в ходе решения. Генерирование идей начинается по сигналу ведущего, к каждой группе прикрепляется эксперт; фиксируются выдвигаемые идеи; время работы 10–15 минут;
- оценка и отбор лучших идей – работа экспертов; время 10–15 минут;
- сообщение результатов мозгового штурма, обсуждение итогов, их обоснование, публичная защита.
В конечном итоге – принятие коллективного решения о лучших идеях.
Условия и правила мозгового штурма:
- во время работы все равны, нет привилегий, преимуществ, новичков;
- участники работы должны стремиться к решению выдвинутой проблемы, а не к демонстрации своей квалификации;
- необходимы раскрепощение мыслей, свобода воображения;
- любая идея должна быть встречена рабочей группой с одобрением;
- запрещены критические замечания и оценки;
- недопустимы мысли о неразрешимости проблемы;
- решение проблемы должно иметь для группы весомое значение;
- чем больше выдвинуто идей, тем больше вероятность появления новой ценной идеи и решения;
- приветствуется дополнение, усовершенствование и развитие идей;
- необходимо задавать вопросы коллегам с целью уточнения, развития идей без оценки и собственного отношения;
- тщательно и коротко формулировать свои мысли;
- не надо ждать обсуждения предложения со стороны, лучше подумать, как его усовершенствовать;
- если проблема не поддается решению – следует разделить ее на отдельные части и использовать все известные приемы для ее решения;
- попытайтесь вспомнить все известные интересные и неожиданные решения сходных задач в других сферах деятельности;
- необходимо помнить: уверенность и оптимизм усиливают умственную и психическую энергию [17, 18].
В целом хочется отметить, что все формы учебной работы взаимосвязаны, переходят друг в друга, дополняют друг друга, а их классификация относительна, необходима в основном для теоретического рассмотрения.