Тенденции развития всех сфер существования современного общества в мировой и российской практике выдвигают всё новые требования к участникам этого процесса. «Поскольку развитие общества и социальных отношений изменяет требования к системе профессионального образования, то в образовательном процессе следует учитывать закономерности развития общества, а также способности и возможности людей, объективную логику познания» [1].
Происходит неизбежный отход от классической однонаправленной модели влияния одной стороны, выступающей в роли субъекта, на другую, объект, лишенный возможности творческого участия в деятельности, нивелирующей возможность организации взаимодействия и организующей воздействие одного участника отношений на другого. Будущее общества напрямую зависит от образования, способствующего овладению культурными и нравственными ценностями, передаче опыта профессиональной и творческой деятельности личности. Центральной фигурой образовательного процесса, в свою очередь, становится преподаватель; он должен стать органической частью процесса взаимодействия, на который ориентировано современное общество.
Российское общество приходит к осознанию элитарности высшего образования, отходя от принципа необходимости обучения в вузе каждого выпускника средней школы; происходит создание профессионального стандарта педагога, содержащего перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.
Организация обучения в соответствии с принципом взаимодействия, осуществление обратной связи с обучающимися, признание их как равноправных субъектов образовательной деятельности выдвигают повышенные требования к уровню сформированности коммуникативной компетентности, а следовательно, риторической компетентности педагога, «поскольку практически все составляющие развитой коммуникативной компетентности напрямую зависят от того, насколько хорошо будущий профессионал будет владеть приемами оформления речи, адресованной другим людям» [2].
Особую ценность приобретает восприятие обучающимися преподавателя как центральной, но в то же время и равноправной фигуры процесса познания; одной из главных составляющих успешного обучения становится имидж преподавателя. Поскольку коммуникативная компетентность является одной из важнейших в системе профессиональных характеристик педагога, необходимо формирование его особого риторического облика. Существует мнение, что развитые риторические умения должны быть присущи в основном преподавателям гуманитарных дисциплин, но исследователи всё чаще высказывают мысль о том, что плохо, вяло, неинтересно поднесенный материал любой области знаний – в том числе и точных, технических дисциплин – ухудшает эффективность обучения.
В то же время исследователи отмечают снижение уровня речевой культуры личности, обусловленное потерей интереса к чтению, чрезмерным увлечением компьютерными технологиями; деградацию речевой культуры общества под влиянием недостаточного знания норм литературного языка. В этих условиях преподаватель вуза наделяется особыми полномочиями: он выступает как представитель высшей, элитарной ступени образования; должен уметь организовать образовательный процесс в форме взаимодействия, что невозможно без сформированной коммуникативной компетентности; донести знания в доступной, грамотной, интересной форме, создавая предпосылки осознанного, творческого подхода к освоению знаниями обучающихся. Мы приходим, таким образом, к осознанию необходимости формирования риторического облика преподавателя высшей школы.
Современные исследователи и преподаватели-практики всё чаще говорят о полифункциональности риторики: она опирается на множество наук (философию, педагогику, лингвистику, психологию, этику и др.), синтезируя их элементы, и увеличивает возможности обеих сторон процесса познания. С одной стороны, она расширяет возможности преподавателя: вооружая его коммуникативными навыками, позволяет эффективно донести знания из любой сферы. С другой – помогает учащимся грамотно организовать процесс познания и тем самым облегчить его, сделать продуктивным.
В конечном же счете эти две основные функции зависят от того, какой риторический облик преподавателя предстанет перед обеими равноправными сторонами учебного взаимодействия, ведь именно пример преподавателя – центральной фигуры акта познания – учит приемам овладения новыми знаниями и передачи их другим. Риторический облик преподавателя невольно становится образцом для подражания: его речь воспринимается «не только как главное орудие профессиональной деятельности, но и как образец, сознательно или бессознательно усваиваемый обучающимися, а значит, неизбежно “тиражируемый” ими в речевой среде» [3].
Процесс создания речевого имиджа преподавателя зависит от множества факторов: опыта речевой деятельности, уровня речевой культуры, языковой эрудиции, речевых особенностей. Но необходимо помнить о том, что облик, имидж – это не только то, что существует в действительности, но и то, какое впечатление производит субъект на окружающих; именно поэтому процесс формирования риторического облика предполагает учёт особенностей восприятия обучающихся и коммуникативной ситуации. Конечно, в процессе организации учебного взаимодействия вырисовываются основные черты преподавателя, но в разной обстановке они могут существенного изменяться: от роли второстепенного участника общения – в ситуации, когда важно стимулировать самостоятельную познавательную активность, – к роли равноправного участника коммуникативного процесса и роли коммуникативного лидера. При этом очень важно, чтобы преподаватель сформировал умение оценивать речевую ситуацию глазами обучающегося и занять правильную позицию с точки зрения обеих сторон.
Педагог-ритор в процессе учебного взаимодействия должен решить несколько задач: овладеть приемами построения различных моделей общения для обеспечения успешного обучения; в ясной и интересной форме донести до обучающихся знания; научиться строить процесс передачи знаний не в виде суммы готовых знаний, а в форме сотрудничества равноправных участников творческого акта познания. При этом важно правильно выбрать коммуникативную стратегию – основную линию организации речевого взаимодействия – и речевую тактику – конкретные способы осуществления успешной коммуникации.
Риторический облик формируется на основе определенного уровня речевой культуры преподавателя, в которой отражаются все свойства культуры в целом. Культура речи предполагает соблюдение норм общения, включающих в себя умение адекватно воспринимать партнеров по общению и уважительно относиться к ним; умение выбирать определенную стратегию речевого поведения в зависимости от ситуации. Наиболее важным становится соблюдение этической стороны общения, предполагающей знание и соблюдение основных этических принципов, присущих данной культуре, в процессе взаимодействия, и соблюдение правил организации коммуникации: выбор оптимальных средств коммуникации и достижение её целей. Успех коммуникации зависит от готовности равноправных субъектов речевого взаимодействия к кооперации, сотрудничеству; использования только этически приемлемых речевых средств; соблюдения принципа логичности построения речевого высказывания и строгого соблюдения принципа сочетания экспрессивности и объективности передаваемой информации.
Закономерно, что современное требование к грамотному специалисту отсылает нас к классической традиции античной риторики, создавшей идеал оратора. Он включает в себя эрудицию, риторические навыки, хорошую память, умение взаимодействовать с аудиторией, находчивость, голосовые данные. Современные представления об успешном педагоге-ораторе повторяют и дополняют античную концепцию.
Основными аспектами характеристики риторического облика успешного современного преподавателя являются:
- психологический аспект – предполагает знание принципов организации взаимодействия оратора с аудиторией и воздействия на нее;
- риторический аспект – включает в себя умение правильно организовать выступление; выполнять требования к коммуникативным качествам речи;
- технологический аспект – позволяет грамотно обращаться с голосовым аппаратом, умело использовать принципы техники речи;
- лингвистический аспект – подразумевает осознание возможностей использования в речевой практике различных форм существования языка и функциональных стилей;
- нормативный аспект – предполагает знание норм современного литературного языка и умение пользоваться ими.
Психологический аспект имиджа успешного преподавателя предполагает, прежде всего, возможность установления контакта с аудиторией, которая не является случайным собранием людей, а представляет собой сложнейший вид социально-психологической общности отдельных индивидов. С одной стороны, оратор должен воспринимать аудиторию как нечто целое, определить ее настрой, уловить ее интересы, чтобы объединить их для восприятия информации. В теории ораторского искусства подробно разбираются характеристики аудитории, которые должны приниматься во внимание оратором при организации вступления: однородность состава, количественный состав, конструктивный или деструктивный настрой аудитории. С другой стороны, ритор должен воспринимать аудиторию как собрание индивидов с присущими им особенностями и уметь учитывать особенности каждого слушателя. Именно поэтому любое выступление, которое по своей сути является монологом, воздействием, должно предполагать включение аудитории в диалог, взаимодействие. При этом оратор должен обладать умением рефлексивного слушания, которое способствует организации успешного речевого взаимодействия. Необходимо помнить о том, что искусство оратора заключается в умении гармонизировать два духовных мира: богатый мир социального опыта и знаний преподавателя и устремленный к развитию мир обучающегося.
Умение правильно организовать выступление предполагает знание его структуры, умение выстраивать «остов» и одевать его в словесные одежды в соответствии с классическим риторическим каноном: нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio); расположение, или композиция, материала (dispositio); словесное выражение, или дикция (elocutio); память, запоминание (memoria); исполнение, произнесение (actio). Все этапы риторического канона могут обеспечивать успех риторического выступления только при условии их взаимосвязанности.
Особую значимость приобретает проблема грамотного использования текста выступления: успех его во многом зависит от качества работы над текстом и предполагает основательную подготовку к нему, выявляющему при произнесении речи лишь часть знаний о предмете.
Риторический облик преподавателя подразумевает проявление в нём высокого уровня развития коммуникативных качеств речи – правильности, точности, логичности, чистоты, выразительности, богатства и уместности. Особенно важным представляется последнее качество, поскольку именно оно в большей степени свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетентности преподавателя, так как характеризует умение преподавателя оценивать речевую ситуацию, возможность использования в ней тех или иных языковых средств обеспечения достижения поставленных целей общения. Коммуникативные качества речи взаимосвязаны: правильность речи предполагает соответствие речи нормам литературного языка; чистота речи требует отсутствия в ней не свойственных литературному языку элементов: диалектизмов, жаргонизмов, канцелярита. Точность речи обусловлена соответствием речи требованиям действительности: адекватному обозначению предметов действительности, научных понятий, употреблению слова в соответствии с его лексическим значением; богатство речи характеризует умение оратора использовать разнообразные языковые средства в зависимости от целей коммуникации, вызывая при этом нужную реакцию аудитории на речевое сообщение. Выразительность речи характеризует искусность оратора при информационном и эмоциональном воздействии на аудиторию; логичность речи обусловливает смысловую организацию сообщения и предполагает владение логикой рассуждения и знание способов правильной организации публичной речи.
Мы видим, что характеристика коммуникативных качеств речи преподавателя возможна в комплексном её проявлении; недостаточная развитость того или иного качества не может компенсироваться преимущественным развитием других.
Технологический аспект характеризует умение правильно обращаться с профессиональным инструментом преподавателя – его голосом – и характеризует уровень становления профессиональной компетентности в целом. Овладение навыками речевой гимнастики, правильного дыхания, умение управлять голосом, мимикой, жестами составляют основу ораторского мастерства.
В процессе формирования риторического имиджа необходимым условием становится четкое осознание особенностей функциональных стилей русского языка, обусловленных особенностями той сферы общения, в которой они используются. Это подразумевает использование именно тех языковых средств, которые присущи данному стилю, умение соблюдать принцип определенной стилистической замкнутости стилей, при которой языковые средства одного стиля могут быть неуместными в другом. При соблюдении функциональной принадлежности речи важным также является и учёт особенностей речевой ситуации: формальность – неформальность обстановки, круг участников общения; оценка целей вступающих в общение сторон: убеждение, воздействие, информирование.
Недооценка возможностей использования разных форм существования языка в практике преподавателя-оратора может явиться препятствием на пути достижения им целей совместной деятельности. Необходимо, чтобы педагог-оратор осознал неуместность просторечия в публичной речи; усеченные возможности применения жаргонных элементов и проявления диалектного акцента; не ограниченную ничем возможность использования литературного языка как высшей формы существования.
Нормативность речи является основной характеристикой литературной нормы и ярко характеризует риторический облик преподавателя, отсылая его речь к просторечию при несоблюдении хотя бы некоторых норм. При этом необходимо помнить о том, что речь преподавателя служит образцом для обучающихся и, только соблюдая нормы, он может совершенствовать их речь; только путем убеждения студентов в том, что норма не придумывается учеными, а объективно отражает языковые изменения, можно убедить их в необходимости изучения и соблюдения норм, следования примеру преподавателя. Наибольшую трудность вызывает следование орфоэпическим, акцентологическим, лексическим и грамматическим нормам. Как правило, произношение и ударение в словах требуют запоминания; лексическая норма основана на речевой эрудиции, знании значения слов, в том числе и заимствованных, понимании сущности паронимов и умения уместно использовать их в речи, соблюдении лексической сочетаемости слов; осознании возможностей таких лексических единиц, как фразеологизмы. Грамматическая норма предполагает изучение большого количества правил, регламентирующих образование форм слова и обеспечивающих правильное сочетание слов.
Понятие «риторический облик преподавателя» соотносится с понятием «индивидуальный речевой стиль», который рассматривается как зависящий от темперамента, характера, речевой эрудиции, практики устной речи стиль произнесения речи конкретного оратора. При этом необходимо учитывать, что яркое проявление особенностей индивидуального речевого стиля может стать как положительной, так и отрицательной характеристикой риторического имиджа. Зачастую говорят о преобладании черт одного из двух типов ораторов в речи ритора. Один тип представляет собой умение доносить свои мысли и убеждать аудиторию посредством логических доводов, строго выстроенной аргументации, другой – достижение целей речи путем опоры на эмоциональность, образность; первый тип оратора при этом считается преобладающим. Превалирование черт одного из типов может определять недостатки и достоинства речи. Например, излишне логичное, сухое, безэмоциональное изложение мыслей, как правило, лишает слушателя интереса к выступлению, часто становится причиной плохого восприятия информации даже в научном и официально-деловом стиле организации речи. Излишняя эмоциональность, темпераментность, образность речи, напротив, способны, захватывая слушателей, пробуждая интерес к выступлению, препятствовать восприятию сути сообщения, приводить к потере смысла в угоду чувствам.
Мы видим, что правильное восприятие и оценка собственного индивидуального речевого стиля могут помочь избежать ошибок: в идеале даже при преобладании проявлений того или иного типа оратор может скорректировать речевую деятельность, смягчая строгость и логичность выступления всевозможными эмоциональными отступлениями, а излишнюю экспрессивность удерживая рамками логики. В конечном счёте индивидуальный речевой стиль корректируется степенью владения ораторским мастерством.
Таким образом, риторический облик преподавателя выступает как важный показатель сформированности одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности современного специалиста – коммуникативной компетентности.
Риторический облик преподавателя – это представления об уровне его речевой культуры в глазах всех участников совместной деятельности; идеальный образ, который создает предпосылки для продвижения обучающихся к достижению этого идеала. Риторический облик успешного преподавателя предполагает соответствие его качеств высокому уровню требований; по сути, образ идеального оратора соответствует образу идеального преподавателя: всесторонне развитого, эрудированного, ориентированного на работу во взаимодействии, умеющего воспринимать и доносить информацию.