В разные периоды развития нашей страны система образования несколько раз претерпевала изменения в своей структуре. Это не могло не оказать влияния на специфику развития среднего профессионального образования и оформления законодательной базы его деятельности.
На основе анализа первых нормативно-правовых документов выявим, каким же образом происходило становление нормативно-правовой базы среднего профессионального образования как в России в целом, так и в Поволжье в частности.
Вначале хотелось бы отметить тот факт, что только 1 марта 1961 г. было утверждено «Положение о средних специальных учебных заведениях СССР». Данное положение явилось первым документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений среднего профессионального образования. Согласно «Положению о средних специальных учебных заведениях СССР», учреждения среднего профессионального образования – это техникумы и профессиональные школы [1].
В этом же году было утверждено «Положение о профессионально-техническом училище» [2]. Таким образом, только в 1961 г. произошло четкое разделение типов образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку практико-ориентированных кадров широкого профиля.
В самых первых же нормативно-правовых документах отсутствует четкое разделение между начальным и средним профессиональным образованием.
Первый документ, регламентировавший деятельность среднего профессионального образования, был принят в 1888 г. Это было «Основное положение о промышленных училищах». Принятый нормативный документ впервые сформулировал принципы организации среднего профессионального образования, определил пути подготовки квалифицированных рабочих, мастеров и техников, ввел учебные заведения средней профессиональной направленности в общую систему учреждений народного образования. Появление этого документа знаменовало начало становления среднего профессионального образования [3].
Согласно «Положению» училища разделялись на три категории: средние технические училища – для подготовки техников, помощников инженеров и других руководителей промышленного дела; низшие технические училища – для подготовки мастеров, т. е. непосредственных руководителей труда рабочих на промышленных предприятиях; ремесленные училища – для подготовки рабочих, способных к «осмысленной работе в данном производстве». Для всех типов училищ были разработаны примерные учебные планы и программы, составленные так, что основное место в них отводилось специальным предметам. Количество общеобразовательных дисциплин и время на их изучение были сведены до минимума.
Для поступления в среднее техническое училище требовалось окончить курс в первых пяти классах реального училища или другого равного ему по уровню среднего общеобразовательного учебного заведения; в низшее – окончить курс в городском, уездном, двухклассном сельском или другом соответствующем им училище. Для поступления в ремесленное училище нужно было окончить курс в начальном училище.
Продолжительность обучения в средних технических училищах не должна была превышать четырех, в училищах низших технических и ремесленных – трех лет.
В 1893 г. принимается циркуляр «О школах ремесленных учеников», где был четко установлен срок обучения, который составлял три года и включал в себя три класса. Позднее был введен четвертый (практический) класс для того, чтобы ученики могли усовершенствовать в ходе практической работы свои ремесленно-производственные навыки [4].
Данный документ наделял немалыми полномочиями местные органы власти. Это касалось распределения учебных занятий, которые было разрешено устанавливать в зависимости от местных условий (сроков окончания начальной школы, первичной подготовленности учеников, наличия необходимого ремесленного инвентаря и других условий).
При составлении учебных программ, планов занятий, уставов ремесленных школ местные органы обязаны были учитывать местные условия применительно к тем специальностям, «коим школы будут посвящены».
Это положение также позволяло управляющим народным образованием органам, заведующим школами, попечительским советам проявлять при составлении соответствующих документов разумную инициативу и творчество [5].
Определенные ограничения были сформулированы по вопросам, затрагивающим оплату труда учителей. Была установлена единая по стране оплата учительского труда – 30 рублей за годовой час. Однако в «Циркуляре» было оговорено, что за руководство ручным трудом учеников мастер производственного обучения мог рассчитывать на определенное вознаграждение.
В «Циркуляре» были также сформулированы принципы обучения, которые необходимо применять в средних профессиональных учреждениях дополнительно к ранее известным общедидактическим. Это такие принципы, как, например, обучение детей общим приемам того или иного ремесла: в старшем (третьем) классе мальчиков дополнительно должны обучать специальным приемам, связанным с отдельным ремеслом. Сформулирован был также принцип последовательности и постепенности. Это означало необходимость избегания ненужных «перепрыгиваний» с изучения одного материала на изучение другого, последовательности изучения учебного материала и постепенной усложненности теоретического и практического материала. За три года каждый обучаемый должен был пройти программу трех классов [6].
В «Циркуляре» был также определен учебный распорядок в средних профессиональных учебных заведениях. Предлагалось так построить занятия, чтобы они были максимально приближены к сельскому (либо городскому) быту. В ходе их проведения должна была создаваться непринужденная, «домашняя» обстановка. Распорядок дня предполагался следующий: начало занятий в 7.30 утра, завершение – в 18.00 вечера. Из этого объема времени на классные занятия должно приходиться в день (за исключением сельских ремесленных школ и училищ, где занимались посезонно) не более трех часов. Особо подчеркивалось, что распорядок дня должен был строиться по такому принципу, чтобы полностью исключить приготовление уроков на дому в обычные дни. Можно предположить, что это делалось со строго определенной целью: свести местопребывание учеников к строгой схеме школа – семья, полностью исключив, таким образом, разлагающее воздействие негативной окружающей среды (пьянство, бедность, убогость окружающей жизни) на неокрепшую нравственность учащихся [7].
В «Циркуляре» также предлагалось во всех средних профессиональных учреждениях с целью обеспечения высокого качества общеобразовательных предметов организовать их изучение в течение третьего года обучения (за исключением Закона Божьего и русского языка).
Следующим законодательным актом являлся Циркуляр № 5300, принятый 25 июля 1895 г. Местным органам в деле открытия новых средних профессиональных учреждений было рекомендовано шире привлекать земские учреждения с целью убеждения их в важности ремесленных и других средних профессиональных учреждений. В связи с этим и был принят Циркуляр № 5300 [8].
Документом устанавливалось, что прием учащихся в учреждения среднего профессионального образования необходимо осуществлять исключительно из числа тех лиц, которые прошли полное обучение в начальной народной школе, умеют уверенно читать и писать, а также в обязательном порядке прошли вступительные испытания. Циркуляром № 5300 было также определено, что после трехлетнего обучения наиболее успевающие ученики могут быть оставлены для обучения на четвертый год с целью более глубокого освоения ремесла. Значительное внимание было уделено сельским ремесленным школам.
В Циркуляре № 5300 были конкретизированы квалификационные требования, которые государство предъявляло к заведующим средними профессиональными учреждениями. Лица, претендующие на замещение этих должностей, должны были иметь как минимум среднее специальное образование, которое они могли получить в среднем профессиональном училище министерства народного просвещения. В крайнем случае допускалось иметь аттестат об окончании 5-летнего ремесленного училища. Эти лица обязаны были иметь звание уездного или городского учителя, и их назначение утверждалось на должность приказом попечителя Казанского учебного округа.
Таким образом, на основе названных исторических документов происходило формирование законодательной базы среднего профессионального образования в губерниях Поволжья.
Принятие вышеперечисленных документов стало толчком для организации учреждений среднего профессионального образования в губерниях Поволжья.
По данным Государственного архива Пензенской области, в рассматриваемый период в Пензенской губернии были созданы следующие типы учреждений среднего профессионального образования: землемерное училище, железнодорожное училище, музыкальное училище и художественное училище [9].
Открытие вышеназванных образовательных учреждений было вызвано потребностями социально-экономического развития и социальным заказом общества Пензенской губернии.
По данным Государственного архива Ульяновской области, среднее профессиональное образование в Симбирской губернии было представлено ремесленными классами и ремесленными отделениями, организованными при начальных народных училищах. Отсутствие необходимых финансовых средств, слабое экономическое развитие губернии, а также недостаточная сеть развития начальных школ тормозили создание образовательных учреждений среднего профессионального образования [10].
Следует отметить тот факт, что в контексте статьи нами употребляется название «Симбирская губерния». Это связано с тем, что в рассматриваемый период название «Ульяновская губерния» не существовало. В 1924 г. Симбирск в память об уроженце города Владимире Ульянове (Ленине) переименован в Ульяновск. Таким образом, в этом же году произошло и переименование губернии [11].
В данный период происходило также формирование системы управления средним профессиональным образованием, складывалась многозвенная система управления народным образованием, в том числе и средним профессиональным.
Непосредственно работой средних профессиональных учреждений руководили Казанский учебный округ, в губерниях – дирекции народных училищ, в уездах – инспекторы народных училищ. В Пензенской и Симбирской губерниях аппарат директоров народных училищ существовал с 1869 г. Он включал в свой состав несколько инструкторов (сначала по одному, затем по два на каждый уезд). Директор народных училищ подчинялся непосредственно попечителю Казанского учебного округа, но обязан был работать и в тесной связи с губернским училищным советом [12, 13].
Деятельность директора, инспекторов народных училищ, губернских и уездных училищных советов по руководству средним профессиональным образованием строго регламентировалась «Инструкцией инспекторам народных училищ», одобренной постановлением Правительствующего Сената 29 октября 1874 г. [14]
Здесь стоит подчеркнуть, что существовало строгое разделение обязанностей между дирекцией народных училищ и губернскими и уездными училищными советами. Дирекция выступала в качестве координатора деятельности губернского и уездных училищных советов, согласовывала их взаимоотношения с земскими учреждениями и органами городского самоуправления, следила за тем, чтобы принимаемые общественными органами решения не противоречили законодательству Российской империи.
Анализ архивных источников привел к выводу о том, что главным коллегиальным органом среднего профессионального образования в Пензенской и Симбирской губерниях был в то время Губернский училищный Совет. В него на правах членов входили губернский епархиальный архиерей (который, как правило, назначался председателем), губернатор, инспектор (впоследствии директор народных училищ), два представителя губернского земства и один-два инспектора, представители от министерства внутренних дел, один представитель от городской думы [15, 16].
В функции Губернского училищного Совета входило попечение о средних профессиональных учреждениях. Этот орган занимался рассмотрением отчетов уездных училищных советов, принимал решения по представлениям уездных училищных советов об открытии и закрытии средних профессиональных учреждений, увольнял неблагонадежных учителей, назначал педагогам денежные пособия, рассматривал жалобы по вопросам, связанным с образовательным процессом в учреждениях средней профессиональной направленности, и утверждал в должности лиц, избранных председателями губернских училищных советов [17].
В уездах создавались училищные советы, которые занимались среди прочих и вопросами среднего профессионального образования. Председателями советов были наиболее авторитетные представители уездного земства, членами советов назначались уездные инспектора народных училищ и несколько выборных представителей земства, уездный полицмейстер, уездный архиерей, представитель от уездной городской думы.
Обязанности уездных училищных советов отличались от губернского. В первую очередь уездные советы наблюдали за преподаванием в средних профессиональных учреждениях всех предметов (кроме Закона Божьего, надзор за которым осуществляла непосредственно епархия), открывали новые ремесленные и другие специализированные учреждения средней профессиональной направленности. Этим правом уездные училищные советы пользовались вплоть до принятия нового «Положения о начальных училищах», принятого в 1874 г., когда это стало прерогативой губернских советов. Последние занимались улучшением ранее открытых училищ, контролем за снабжением училищ учебными пособиями [18].
По данным Государственного архива Пензенской области и Государственного архива Ульяновской области, губернский и уездные училищные советы собирались не реже двух раз в год, и их сессия длилась по две недели. В перерыве между сессиями все вопросы решал председатель совета и его заместители, председатель ежегодно отчитывался о своей работе перед членами советов. Избирался председатель на два года [19, 20].
В архивных источниках Государственного архива Пензенской области и Государственного архива Ульяновской области мы нашли также упоминание об институте попечительства по делам среднего профессионального образования. В попечительские советы, создаваемые в волостях и уездах, входили избранные на эти должности лица, законоучителя, представители земств, выборные от местного населения. В отличие от училищных советов, которые занимались проблемами народного образования на подопечных территориях в целом, попечительские советы решали проблемы конкретного учебного заведения средней профессиональной направленности [21, 22].
Попечительские советы снабжали учебные учреждения учебниками, обеспечивали транспортом учеников, добирающихся на учебу из дальних сёл. Они также оказывали денежную помощь среднему профессиональному учреждению, для чего попечителям разрешалось собирать пожертвования, устраивать для этих целей концерты, публичные чтения. Попечительство до 1907 г. не было регламентировано никакими документами. Только в 1907 г., 26 марта, вышло «Положение о попечительствах», регламентирующее все вопросы, относящиеся к институту попечительства [23].
Таким образом, заложению основ нормативно-правовой базы среднего профессионального образования послужили следующие документы: «Основное положение о промышленных училищах» (1888 г.), циркуляр «О школах ремесленных учеников» (1893 г.) и Циркуляр № 5300 (1895 г.). Вышеназванные нормативные документы дали толчок становлению учреждений среднего профессионального образования в губерниях Поволжья.