Full text

Современное обучение, профессионально-педагогическая подготовка должны создавать условия для расцвета индивидуальности студента, обеспечивать каждому максимальное развитие его способностей. Поднять процесс обучения на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый студент мог бы полностью овладеть установленными программами в соответствии с Законом об образовании в РФ от 29 декабря 2012 г. (в нём особо отмечается роль уровневой дифференциации в процессе обучения) и согласно концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.

Рассмотрение педагогических технологий индивидуального подхода, дифференциации в обучении начнём с самого понятия «дифференциация обучения». В психолого-педагогической литературе на сегодня нет единого общепринятого определения понятия «дифференциации обучения». На основе анализа работ известных дидактов (Ю. К. Бабанского [1], В. П. Беспалько [2] и других) можно сказать, что дифференциация обучения рассматривается как особая форма организации обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых, особой взаимосвязи «педагог – обучаемый» и с использованием специальных приемов учебной деятельности обучаемых при решении задач.

Применение индивидуального подхода в обучении называется также индивидуализацией обучения. Под ней следует понимать такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпов обучения учитывает различия обучаемых, уровень их способности к обучению. Иначе говоря, индивидуализация обучения предполагает, что для каждого студента есть своя мера трудности в усвоении знаний, формировании умений. При этом может быть установлена лишь нижняя граница, нижний предел трудности, который студент должен стремиться перейти в силу своих развивающихся в обучении возможностей.

Дифференциация процесса обучения предполагает два аспекта. Первый – это разделение (явное или неявное) студентов на группы по каким-либо признакам (т. е. в дифференциации присутствует интеграция, выражающаяся в объединении студентов). Другой аспект (его далее подробнее рассмотрим в нашей статье) – это различное построение процесса обучения в выделенных группах. Поэтому можно определить, что дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности на основе группирования обучаемых и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Главными целями и критериями индивидуализации профессионально-педа­гогической подготовки являются:

-          повышение эффективности такой подготовки, создание учебных условий, обеспечивающих каждому максимальное развитие его способностей, возможностей;

-          предоставление студентам свободы выбора элементов учебно-воспита­тельного процесса, демократизация учебного процесса, ликвидация в нём единообразия;

-          создание условий обучения, адекватных индивидуальным особенностям и способствующих разностороннему развитию студентов;

-          развитие индивидуальности, творческого потенциала личности [3, 4].

Индивидуализация обучения означает:

-          внедрение в процесс обучения современных педагогических технологий развития индивидуальности;

-          создание условий для развития каждого обучаемого;

-          обеспечение мониторинга профессионального развития каждого студента, обратной связи в процессе развития индивидуальности;

-          создание действительных стимулов профессионального развития обучаемых, развитие профессионального самоопределения и саморазвития личности студента;

-          коррекция профессионально важных характеристик будущего специалиста [5, 6].

Основой для максимального раскрытия индивидуальных особенностей обучаемых могут выступать следующие аспекты:

-          выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным образовательным стандартом;

-                    рациональное сочетание в обучении процессов дифференциации и интеграции [7];

-          создание системы деятельности обучаемых, которая бы максимально развивала их интересы, способности, склонности, формировала бы опыт разносторонней практической деятельности.

Дифференцированный подход в обучении предполагает как предъявление различных требований к различным группам студентов в овладении ими содержанием образования, так и дифференциацию в различных видах и формах.

В качестве оснований для дифференциации можно выделить: способности, интересы, обученность, психофизиологические особенности личности, профессиональные и внутрипрофессиональные ориентации, этнокультурные особенности личности [8].

Кратко охарактеризуем основные формы дифференциации.

Дифференциация по интересам и склонностям обучаемых (наиболее широко распространена в практике): организуется выполнение студентами творческих, исследовательских заданий согласно их интересам и склонностям. При этом наряду с интересами студентов учитываются их познавательные способности к определенным областям познания (математическим, естественным, гуманитарным).

Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. Например, после изучения темы и выполнения контрольной работы или теста студенты делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Работа с ними строится дифференцированно. Те, кто усвоил материал, получают возможность расширять, углублять знания. Со студентами другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

Дифференциация по специальным способностям – по художественным способностям, музыкальным, коммуникативным, познавательным и пр. С учетом таких способностей обучаемого даются дополнительные задания, например, нарисовать в гра­фическом редакторе что-либо к заданию, записать музыкальное произведение (мультимедиа-дополнение) для создания определенного эмоционального настроя и т. д.

Дифференциация по общим познавательным способностям (по способностям к любой познавательной деятельности в любой сфере познания) предполагает задания различного уровня сложности, это дозирование помощи педагога.

Дифференциация по психофизическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов обучаемых: мышления, памяти, внимания; используются задания на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания, логической памяти и пр. Такую форму дифференциации эффективнее использовать на этапе обучения в школе, когда реальна коррекция познавательных функций.

Существует уровневая дифференциация, включающая право выбора студентами уровня обучения.

При этом по принципу адаптационно-развивающего характера дифференциации следует не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а, учитывая их, развивать недостаточно развитые [9].

Для реализации задач индивидуализации обучения учебные дисциплины «Информатика», «Информационные технологии» предоставляют большие возможности, которые обусловлены следующими аспектами:

1)     дидактический потенциал информационных технологий, привнесенный в учебный процесс;

2)     широкие межпредметные связи данной учебной дисциплины и метапрофессиональные качества обучающихся [10];

3)     широкая, разносторонняя прикладная составляющая содержания обучения информатике (методы и средства информационных технологий, применяемые в различных областях человеческой деятельности). Эта прикладная составляющая выступает естественной основой дифференциации содержания обучения.

Ряд авторов, изучающих проблему индивидуального обучения, отмечают, что трудность его реализации заключается в больших временных затратах на изучение, выявление индивидуальных особенностей личности обучаемых, создание дидактического материала, который можно использовать только однократно [11, 12]. Устранить эти трудности можно путем использования компьютерных технологий [13].

Раскроем основные направления индивидуализации, дифференциации обучения, которые мы разрабатываем и реализуем при организации изучения информатики и информационных технологий в вузе в Брянском государственном университете имени академика И. Г. Петровского.

Важнейшим направлением нашей преподавательской деятельности по подготовке и организации дифференцированного обучения является разработка систем диффе­ренцированных заданий с учетом индивидуальных различий в обучаемости внутри каждой из выделенных типологических групп студентов. При этом студентам можно предложить следующие типы дифференцированных заданий-инструкций (разработаны примерные типы заданий на примере изучения технологий решения прикладных задач в MS Excel).

  1. Дается образец решения задания (упражнения), в котором поясняется определенный алгоритм действий (приёмов работы с компьютерным редактором таблиц), в том числе рекомендуются и приводятся используемые формулы, в которые следует подставить заданные значения. Даётся упражнение, которое следует решить аналогично, в соответствии с приведённым образцом решения.
  2. Дается план решения задания, сопровождаемый дополнительными разъяснениями (какие формулы, правила, приёмы работы в редакторе таблиц, какие технологии следует использовать).
  3. Дается образец с полным разъяснением выполняемых преобразований, а затем приводится образец решения без дополнительных сведений по ранее изученному материалу. Решается в соответствии с приведенным выше образцом решения задания (упражнения).
  4. Дается план решения и отдельные указания для работы, вытекающие из диагностирования возможных ошибок (например, подставьте соответствующие значения функций в формулу и произведите вычисления).
  5. Даётся задание, и приводятся только отдельные указания по использованию сведений из теории для решения данного задания.
  6. Рассматривается новый для студентов прием решения, аналогичный тому, который в дальнейшем будет применяться при решении заданий по данной теме.
  7. Даётся задание и указание, что решить его можно двумя способами (способы раскрываются), а также отмечается, что возможны и иные способы. В задании указывается, что желательно решить пример различными способами.
  8. Упражнение выполнить самостоятельно (выдаётся задание без алгоритма решения).
  9. Творческое задание (выдаётся после выполнения заданий по алгоритму с использованием рекомендаций): смоделировать задание по изученной теме (самостоятельно подобрать тематику, проблему для решения) и предложить его пошаговое решение с использованием изученной технологии и усвоенной теории.

Все вышеперечисленные индивидуальные типы заданий выполняют роль дидактических средств, которые предусматривают выработку у обучаемых навыков самостоятельной работы, развивают умения анализировать и обобщать изучаемый материал, выделять главное, увязывать новое с ранее приобретенными знаниями и умениями, помогают обучаемым приобрести опыт практического решения стоящих задач в области информационных технологий.

Считаем, что при умелом и рациональном использовании различного вида подобных дифференцированных заданий на практических занятиях можно максимально обеспечить продуктивную работу всех студентов, мобилизовать их способности, полнее развивать их интересы и склонности. Также они позволяют достичь успешного овладения учебного материала всеми студентами, повысить уровень сформированности их знаний, умений и владений, научить осознанно использовать на практике приобретенные знания.

В плане методики организации обучения для выполнения заданий разной степени сложности создаются мобильные группы студентов, работающих за компьютерами, что также способствует индивидуализации обучения. При этом, если обучаемый выполнил задание на уровне минимальных требований, он получает удовлетворительную оценку. Если же задание выполнено на уровне, превышающем обязательные требования к изучению данной темы, то он получает хорошую или отличную оценку.

Дифференцированные задания выдаются как на занятии, так и в виде заданий для самоподготовки в форме тестовых заданий или списков контрольных вопросов (для слабых, средних и сильных студентов). Такие задания ориентированы и нацелены:

-          на формирование индивидуальных способностей, индивидуального стиля учения, удовлетворение разносторонних запросов;

-          предупреждение и устранение пробелов в успеваемости, «подтягивание» всех обучаемых к более высокому уровню овладения знаниями.

Также для целей индивидуализации обучения учебный процесс организуется нами следующим образом: перед объяснением учебной темы (определенного вопроса) обучаемых знакомят с планом изложения нового материала. Затем излагают каждый пункт плана, закрепляют его. После этого сильным обучаемым даются индивидуальные задания. Они самостоятельно их выполняют, а в это же время с остальными обучаемыми идет последовательная фронтальная проработка выполнения практических заданий и их совместное выполнение.

Опираясь на методику В. В. Бобкова [14], при изучении информационных технологий для объяснения нового материала периодически используем адаптированную фреймовую модель представления знаний (семантическую информацию можно представить в форме фреймовой сети, состоящей из фреймов-образов, используемых в различных фреймах-ситуациях, которые, в свою очередь, задают цели для фреймов-сценариев), преследуя выполнение целей индивидуализации обучения.

Индивидуализация обучения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности [15, 16]. Так, один из путей совершенствования практического занятия – рациональное сочетание коллективной работы с дифферен­цированной. Групповая работа позволяет сочетать задачи и методы коллективной работы с проявлением и развитием индивидуальности обучаемого. Важное значение групповой работы вытекает из того, что, обучая одновременно группу студентов (примерно 20 человек), преподаватель на занятии не в состоянии осуществить индивидуальный подход к каждому.

Также обучаемым обеспечиваются условия для проявления самостоятельности в овладении знаниями и умениями в работе с учебной и научно-популярной литературой, в решении задач, в организации выполнения исследовательских заданий. В том числе даются задания самостоятельно осуществить поиск материала с использованием компьютерных поисковых систем, Интернета, что повышает заинтересованность обучаемых в процессе познания.

В обучении студентов активно используются мультимедийные технологии, интерактивные мультимедиа-пособия, обеспечивающие индивидуальный темп обучения, возможность выбора траектории изучения дисциплины и прочие элементы индивидуализированного обучения; организуется выполнение творческих проектов [17].

В период педагогической практики принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов предполагает следующее: выбор студентами образовательного учреждения – базы педагогической практики, выбор класса учеников; выбор профессиональных функций, выполняемых студентом в период практики; выбор формы отчетности по результатам практики.

Выделим популярные формы обучения в рамках индивидуализированного подхода: индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальное обучение, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым, индивидуальные консультации и собеседования и др.

Таким образом, индивидуализация усвоения курсов информатики, информационных технологий нами осуществляется путем предоставления возможности студентам в разном темпе изучить материал, путем использования вопросов и заданий разного уровня сложности и трудности, путем ориентирования студентов на разные виды деятельности, дозированной и индивидуализированной помощи со стороны преподавателя, путем предоставления условий для проявления самостоятельности в овладении знаниями и умениями.

На основе анализа педагогической, методической литературы и нашего практического опыта в области индивидуализации обучения выделим средства, способы, формы обучения, которые можно использовать в обучении (на примере организации изучения информационных технологий). Отразим это в виде таблицы.

 

Формы, средства, способы индивидуализации обучения

 

Формы, средства,
способы обучения

Задачи обучения

Вариативные индивидуализированные задания

-            Обучение каждого студента согласно его индивидуальным особенностям.

-            Предоставление студентам широких возможностей для выбора, развития способностей, удовлетворения своих интересов.

-            Обеспечение гарантированного уровня подготовки

Элементы дифференцированного обучения

-            Учет индивидуальных особенностей каждого студента.

-            Предоставление студентам свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса

Индивидуальные графики выполнения учебного плана

-            Организация обучения в индивидуальном темпе.

-            Реализация развивающего обучения, личностно ориентированного подхода.

-            Возможность опережающего обучения.

-            Предоставление студентам возможности выбора траектории обучения и прочих параметров учебного процесса.

-            Развитие самостоятельности, способности к самоанализу, к самообучению, самообразованию, познавательных интересов

Индивидуальный дневник педагогической практики

-            Осуществление развивающего обучения.

-            Развитие самостоятельности, способности к самоанализу, к самообучению, самообразованию

Сочетание разных форм обучения: фронтальной, груп­повой и индивидуальной

-            Осуществление учета индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся.

-            Изучение материала с различной полнотой и глубиной.

-            Осуществление обучения в различном темпе

 

В завершение отметим, что индивидуализация и дифференциация в обучения означает такую организацию учебной работы, когда она активизирует каждого обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей. Она предполагает учет способностей обучаемых, что положительно влияет на их учебную деятельность, способствует мотивации и достижению успехов всеми студентами; она обеспечивает целостное развитие личности на основе признания ее индивидуальности; она призвана превратить учебное заведение в комфортную среду, в которой отношения обучаемых и педагога строятся на основе доверия и уважения.