Full text

С каждым годом интерактивная доска становится всё более привычным явлением в школе. Она позволяет реализовать как совершенно новые, так и классические педагогические приемы, поскольку соединяет преимущества компьютера и школьной доски. Интерактивные доски позволяют «не только представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся» [1]. Доска позволяет школьникам самим взаимодействовать с учебным материалом. Таким образом, интерактивная доска делает обучающегося активным участником познавательного процесса, вовлекает его в продуктивную учебную деятельность.

Несомненно, главной целью уроков английского языка является формирование коммуникативной компетентности обучающихся. В процессе учебного занятия формируются, совершенствуются навыки и развиваются умения иноязычного общения в двух формах: непосредственное (устное высказывание) и опосредованное (письменное высказывание). «Овладение навыками коммуникации происходит через все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Таким образом, формируется способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур» [2].

Особенностью уроков иностранного языка является объективная необходимость создания коммуникативной ситуации. Ситуация – это совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. Известные лингвисты Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин рассматривают ситуацию как «систему внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, подталкивающий его к выполнению действий» [3]. Авторы полагают, что речевая ситуация – это сочетание обстоятельств, в которых реализуется взаимодействие людей, комплекс языковых и неязыковых условий коммуникации, необходимых и достаточных для совершения вербального поступка.

Коммуникативная ситуация состоит из четырех факторов: обстоятельств действительности; отношений между коммуникантами; речевого побуждения; реализации акта общения. Обстоятельства действительности, необходимые для стимулирования иноязычного общения, успешно моделируются средствами интерактивной доски. Задания, представленные в электронных приложениях к учебно-методическим комплексам, становятся декорациями магазина, парка, кафе и т. п. Возможности интерактивной доски позволяют выбрать и «взять» необходимый предмет, «перенести» его, «переложить» на другое место. Сенсорный экран позволяет самостоятельно «построить» интерьер дома, «одеть» человека, «покормить» животное и т. п. Использование онлайн-заданий, предполагающих интерактивность, также способствует созданию коммуникативной ситуации. Ощущение реальности происходящего ненавязчиво ставит школьника в ситуацию необходимости общения на иностранном языке. К таким материалам можно отнести задания, публикующиеся на официальном портале LearnEnglishKids (под руководством Британского Совета в России, международной организации, поддерживающей долгосрочное сотрудничество между Великобританией и другими странами в области образования, науки и культуры). «Этапы урока можно по-разному организовать с интерактивной доской. При этом с виду несложное, но технически интересное упражнение может создать настроение обучающихся и мотивировать на работу» [4].

Итак, применение интерактивной доски способствует созданию коммуникативной ситуации на уроке английского языка. При успешном моделировании коммуникативных ситуаций учащийся примеряет на себя различные роли (межличностные, групповые, социальные) и участвует в межкультурной коммуникации.

Представим технологическую карту урока английского языка в 4-м классе, где средства интерактивной доски используются именно для создания коммуникативных ситуаций.

Тема урока: Совершенствование лексико-грамматических навыков диалогической речи по теме «Покупки».

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: способствовать формированию УУД в процессе совершенствования лексико-грамматических навыков иноязычного говорения.

Планируемые результаты. Предметные: знать и употреблять в речи языковые единицы по теме «Покупки»; понимать речь учителя и одноклассников; развивать умения аудирования; строить диалогическое высказывание; анализировать текстовую информацию (на изученном языковом материале); участвовать в коммуникации, соблюдая нормы речевого этикета.

Личностные УУД: принимать и осмысливать свою социальную роль, развивать мотивы учебной деятельности; развивать способности к оценке своей деятельности; развивать этические чувства.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД. Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; моделировать; делать выводы; оформлять свои мысли в устной речи; читать вслух текст, понимать прочитанное. Логические: синтезировать.

Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных задач; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

Средства обучения: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 4 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2009. 144 с.; Обучающая компьютерная программа. Мультимедиа-приложение “Enjoy Listening and Playing” к учебнику “Enjoy English” для 4-го класса.

Использованные интернет-ресурсы: Cambridge English Online. URL: http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/games/how-much, доступ свободный. Загл. с экрана; Мультипликационный фильм-диалог. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P5Vi4j1F4sE, доступ свободный. Загл. с экрана.

Дополнительные материалы: печатные дидактические материалы, бумага, клей.

Таблица 1

Ход учебного занятия

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный блок

Организационный момент. Цель: настроить на общение на английском языке, создать доброжелательную атмосферу в классе

Регулятивные: психологическая готовность к переходу к учебной деятельности.

Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз. Личностные: личностное самоопределение

Приветствует учащихся с использованием речевых клише

Дают устный ответ в форме приветствия

Процессуальный блок

Мотивация. Цель – включить в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Целеполагание. Цель – обозначить цель и задачи урока

Познавательные: формулировка познавательной задачи. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: мотивация учебной деятельности

Учитель предлагает школьникам фрагмент мультипликационного фильма. Предлагает определить тему урока: Boys and girls, you will watch a short video. Name the topic of our lesson today. Open your SB at page 85 and read it. Учитель предлагает учащимся построить план урока: Lets plan our lesson! If we go shopping, we will… If we talk, we will use… If we buy, we will use…

Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент. Определяют разговорную тему урока: The topic is Shopping”.

Читают: “Shopping for everything”.

Помогают построить план урока:

talk (speak English) // words, phrases // British money. Строят схему урока:

 

Актуализация изученного материала. Цель – формировать готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: контроль в форме сличения собственного высказывания с образцом. Коммуникативные: выражение собственной мысли в минимальном речевом высказывании. Личностные: мотивация учебной деятельности

Учитель предлагает вспомнить предметы, которые можно купить в магазине: So, what can you buy?

 

 

 

Актуализация на основе иллюстрации: Мультимедиа-приложение “Enjoy Listening and Playing” Unit 6/1/Part 2: What would you like?

Называют отдельные слова в режиме мозгового штурма. Возможен вариант написания слов в кластер (на доске).

 

Выходят к интерактивной доске, подбирают слово к картинке, отвечают на вопрос: I would like

Создают виртуальный магазин

Закрепление знаний в знакомой ситуации. Цель – формировать готовность к осмыслению изученного материала, его корректному применению в знакомых коммуникативных ситуациях

Познавательные: произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические: синтез, преобразование модели. Регулятивные: осуществление самоконтроля деятельности и взаимоконтроля, коррекция. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество, общение со сверстниками при решении учебной задачи. Личностные: мотивация к учению, взаимопомощь

Учитель предлагает учащимся отдельные фразы диалога «Покупки». Ставит учебную задачу: подобрать пары фраз, соответствующие друг другу по смыслу и грамматически: You have got a lot of phrases. But they are mixed. Match the pairs. Please, work with your partner.

 

Предлагает расположить получившиеся фразы в логической последовательности ведения диалога в магазине: Now put the phrases in the correct order.

Предлагает провести самопроверку, сличив получившиеся фразы с эталоном, данным в учебнике: Open your SB at p. 86–87 and check your phrases. На карточках складывается (склеивается) диалог

Учащиеся работают в парах: обсуждают, принимают единое решение: Hello! – Hello! // Can I help you? – I would like a T-shirt and jeans. //What colour? – Blue, please. // Does it suit me? – It looks good. // How much are the jeans and the T-shirt? – 25 pounds. // Here you are! – Thank you. // Goodbye. – Goodbye.

Обсуждают в паре, располагают фразы в логической последовательности разговора в магазине.

Сравнивают свои фразы с фразами, данными в учебнике. При необходимости проводят коррекцию.

В парах собирают (склеивают) диалоги, скрывая «лишние» слова

Предлагает учащимся прочитать и понять диалог учебника: Act out the dialogue on p. 86–87. Translate it

Читают по ролям, переводят

Предлагает учащимся рассмотреть несколько монет и определить их название: What money is this? This is a penny. It’s a part of a pound

Делают предположения

 

Предлагает помочь Райену оплатить покупки с помощью фунтов стерлингов и пенсов: Lets help Ryan to do shopping.

Используется онлайн-игра из серии “Game developed by Cambridge English Online”. Моделируется ситуация реального общения в магазине

Понимают поставленную задачу. По одному выходят к интерактивной доске и «оплачивают» покупку, используя предложенные на экране банкноты и монеты. Участвуют в коммуникации

Предлагает учащимся рассмотреть банкноты и монеты, с которыми они «пойдут в магазин»

Рассматривают банкноты и монеты

Творческое применение знаний в новой ситуации. Цель – формировать готовность к осмыслению изученного материала, его корректному применению в новых коммуникативных ситуациях (продуктивного характера)

Познавательные: структурирование знаний; оформление своих мыслей в устной речи. Логические: составление целого из частей. Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение строить высказывание в соответствии с задачей

Предлагает «пойти за покупками». На интерактивной доске – виртуальный магазин одежды: So, now you have got words, phrases and money. Let’s go shopping! One of you is a shop-assistant, another is a customer. Make up your own dialogue. Use the plan: 1. Приветствие. 2. Предмет покупки. 3. Цвет. 4. Цена. 5. Благодарность. 6. Прощание

Достраивают диалог в соответствии с планом.

Разыгрывают диалог в парах. Участвуют в коммуникации на английском языке

Регулятивные: контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Предлагает провести самопроверку по ключу: Lets check your dialogues:

1. Не менее пяти фраз у каждого.

2. Фразы соответствуют друг другу.

3. Разговор логичен.

4. Произношение правильное.

5. Присутствует артистизм

Анализируют свой диалог по алгоритму. При необходимости корректируют

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение речью в соответствии с нормами языка. Регулятивные: оценка результатов работы

Предлагает представить диалоги в парах перед классом. Класс проводит оценку диалогов по тем же критериям. При соответствии всем пяти критериям за диалог выставляется отметка

Разыгрывают диалоги в парах. Остальная часть группы оценивает выступающих по предложенным критериям (шкала дихотомическая)

Рефлективный блок

Рефлексия. Цель: подвести итоги урока, оценить деятельность учащихся

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценка результата своей деятельности. Регулятивные: осуществление самоконтроля своей деятельности

Создает ситуацию магазина: So, I’m a shop-assistant now. Welcome to my shop! I have got… Can I help you?// What colour? // …pounds, please. // Here you are.

Делает вывод: Now, you are ready to do shopping in England! Yes?

Участвуют в импровизированном фронтальном полилоге

Информация о домашнем задании. Цель – прокомментировать домашнее задание

Личностные: осмыслить домашнее задание

Объясняет домашнее задание: Your homework is to learn the phrases for the dialogue “Shopping for clothes”. Прощается с классом.

Слушают учителя, записывают задание в дневник.

 

Прощаются с учителем

 

 

Ключевые слайды презентации к уроку

 

Таблица 2

Дидактический материал к уроку (лист оценивания)

 

Dialogue

2

3

4

5

1. Не менее пяти фраз у каждого

 

 

 

 

2. Фразы соответствуют друг другу

 

 

 

 

3. Разговор логичен (приветствие, предмет, цвет, цена, благодарность, прощание)

 

 

 

 

4. Произношение правильное

 

 

 

 

5. Присутствует артистизм

 

 

 

 

Mark