С каждым годом интерактивная доска становится всё более привычным явлением в школе. Она позволяет реализовать как совершенно новые, так и классические педагогические приемы, поскольку соединяет преимущества компьютера и школьной доски. Интерактивные доски позволяют «не только представить аудиовизуальную информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, но и способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся» [1]. Доска позволяет школьникам самим взаимодействовать с учебным материалом. Таким образом, интерактивная доска делает обучающегося активным участником познавательного процесса, вовлекает его в продуктивную учебную деятельность.
Несомненно, главной целью уроков английского языка является формирование коммуникативной компетентности обучающихся. В процессе учебного занятия формируются, совершенствуются навыки и развиваются умения иноязычного общения в двух формах: непосредственное (устное высказывание) и опосредованное (письменное высказывание). «Овладение навыками коммуникации происходит через все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Таким образом, формируется способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур» [2].
Особенностью уроков иностранного языка является объективная необходимость создания коммуникативной ситуации. Ситуация – это совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. Известные лингвисты Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин рассматривают ситуацию как «систему внешних по отношению к человеку условий, фрагмент действительности, подталкивающий его к выполнению действий» [3]. Авторы полагают, что речевая ситуация – это сочетание обстоятельств, в которых реализуется взаимодействие людей, комплекс языковых и неязыковых условий коммуникации, необходимых и достаточных для совершения вербального поступка.
Коммуникативная ситуация состоит из четырех факторов: обстоятельств действительности; отношений между коммуникантами; речевого побуждения; реализации акта общения. Обстоятельства действительности, необходимые для стимулирования иноязычного общения, успешно моделируются средствами интерактивной доски. Задания, представленные в электронных приложениях к учебно-методическим комплексам, становятся декорациями магазина, парка, кафе и т. п. Возможности интерактивной доски позволяют выбрать и «взять» необходимый предмет, «перенести» его, «переложить» на другое место. Сенсорный экран позволяет самостоятельно «построить» интерьер дома, «одеть» человека, «покормить» животное и т. п. Использование онлайн-заданий, предполагающих интерактивность, также способствует созданию коммуникативной ситуации. Ощущение реальности происходящего ненавязчиво ставит школьника в ситуацию необходимости общения на иностранном языке. К таким материалам можно отнести задания, публикующиеся на официальном портале LearnEnglishKids (под руководством Британского Совета в России, международной организации, поддерживающей долгосрочное сотрудничество между Великобританией и другими странами в области образования, науки и культуры). «Этапы урока можно по-разному организовать с интерактивной доской. При этом с виду несложное, но технически интересное упражнение может создать настроение обучающихся и мотивировать на работу» [4].
Итак, применение интерактивной доски способствует созданию коммуникативной ситуации на уроке английского языка. При успешном моделировании коммуникативных ситуаций учащийся примеряет на себя различные роли (межличностные, групповые, социальные) и участвует в межкультурной коммуникации.
Представим технологическую карту урока английского языка в 4-м классе, где средства интерактивной доски используются именно для создания коммуникативных ситуаций.
Тема урока: Совершенствование лексико-грамматических навыков диалогической речи по теме «Покупки».
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель урока: способствовать формированию УУД в процессе совершенствования лексико-грамматических навыков иноязычного говорения.
Планируемые результаты. Предметные: знать и употреблять в речи языковые единицы по теме «Покупки»; понимать речь учителя и одноклассников; развивать умения аудирования; строить диалогическое высказывание; анализировать текстовую информацию (на изученном языковом материале); участвовать в коммуникации, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные УУД: принимать и осмысливать свою социальную роль, развивать мотивы учебной деятельности; развивать способности к оценке своей деятельности; развивать этические чувства.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД. Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; структурировать знания; моделировать; делать выводы; оформлять свои мысли в устной речи; читать вслух текст, понимать прочитанное. Логические: синтезировать.
Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных задач; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять самоконтроль; адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.
Средства обучения: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: учебник для 4 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2009. 144 с.; Обучающая компьютерная программа. Мультимедиа-приложение “Enjoy Listening and Playing” к учебнику “Enjoy English” для 4-го класса.
Использованные интернет-ресурсы: Cambridge English Online. URL: http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/games/how-much, доступ свободный. Загл. с экрана; Мультипликационный фильм-диалог. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P5Vi4j1F4sE, доступ свободный. Загл. с экрана.
Дополнительные материалы: печатные дидактические материалы, бумага, клей.
Таблица 1
Ход учебного занятия
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный блок |
|
Организационный момент. Цель: настроить на общение на английском языке, создать доброжелательную атмосферу в классе |
|
Регулятивные: психологическая готовность к переходу к учебной деятельности. Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз. Личностные: личностное самоопределение |
|
Приветствует учащихся с использованием речевых клише |
Дают устный ответ в форме приветствия |
Процессуальный блок |
|
Мотивация. Цель – включить в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Целеполагание. Цель – обозначить цель и задачи урока |
|
Познавательные: формулировка познавательной задачи. Регулятивные: планирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: мотивация учебной деятельности |
|
Учитель предлагает школьникам фрагмент мультипликационного фильма. Предлагает определить тему урока: Boys and girls, you will watch a short video. Name the topic of our lesson today. Open your SB at page 85 and read it. Учитель предлагает учащимся построить план урока: Let’s plan our lesson! If we go shopping, we will… If we talk, we will use… If we buy, we will use… |
Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент. Определяют разговорную тему урока: The topic is “Shopping”. Читают: “Shopping for everything”. Помогают построить план урока: talk (speak English) // words, phrases // British money. Строят схему урока:
|
Актуализация изученного материала. Цель – формировать готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий |
|
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: контроль в форме сличения собственного высказывания с образцом. Коммуникативные: выражение собственной мысли в минимальном речевом высказывании. Личностные: мотивация учебной деятельности |
|
Учитель предлагает вспомнить предметы, которые можно купить в магазине: So, what can you buy?
Актуализация на основе иллюстрации: Мультимедиа-приложение “Enjoy Listening and Playing” Unit 6/1/Part 2: What would you like? |
Называют отдельные слова в режиме мозгового штурма. Возможен вариант написания слов в кластер (на доске).
Выходят к интерактивной доске, подбирают слово к картинке, отвечают на вопрос: I would like… Создают виртуальный магазин |
Закрепление знаний в знакомой ситуации. Цель – формировать готовность к осмыслению изученного материала, его корректному применению в знакомых коммуникативных ситуациях |
|
Познавательные: произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические: синтез, преобразование модели. Регулятивные: осуществление самоконтроля деятельности и взаимоконтроля, коррекция. Коммуникативные: продуктивное сотрудничество, общение со сверстниками при решении учебной задачи. Личностные: мотивация к учению, взаимопомощь |
|
Учитель предлагает учащимся отдельные фразы диалога «Покупки». Ставит учебную задачу: подобрать пары фраз, соответствующие друг другу по смыслу и грамматически: You have got a lot of phrases. But they are mixed. Match the pairs. Please, work with your partner.
Предлагает расположить получившиеся фразы в логической последовательности ведения диалога в магазине: Now put the phrases in the correct order. Предлагает провести самопроверку, сличив получившиеся фразы с эталоном, данным в учебнике: Open your SB at p. 86–87 and check your phrases. На карточках складывается (склеивается) диалог |
Учащиеся работают в парах: обсуждают, принимают единое решение: Hello! – Hello! // Can I help you? – I would like a T-shirt and jeans. //What colour? – Blue, please. // Does it suit me? – It looks good. // How much are the jeans and the T-shirt? – 25 pounds. // Here you are! – Thank you. // Goodbye. – Goodbye. Обсуждают в паре, располагают фразы в логической последовательности разговора в магазине. Сравнивают свои фразы с фразами, данными в учебнике. При необходимости проводят коррекцию. В парах собирают (склеивают) диалоги, скрывая «лишние» слова |
Предлагает учащимся прочитать и понять диалог учебника: Act out the dialogue on p. 86–87. Translate it |
Читают по ролям, переводят |
Предлагает учащимся рассмотреть несколько монет и определить их название: What money is this? This is a penny. It’s a part of a pound |
Делают предположения
|
Предлагает помочь Райену оплатить покупки с помощью фунтов стерлингов и пенсов: Let’s help Ryan to do shopping. Используется онлайн-игра из серии “Game developed by Cambridge English Online”. Моделируется ситуация реального общения в магазине |
Понимают поставленную задачу. По одному выходят к интерактивной доске и «оплачивают» покупку, используя предложенные на экране банкноты и монеты. Участвуют в коммуникации |
Предлагает учащимся рассмотреть банкноты и монеты, с которыми они «пойдут в магазин» |
Рассматривают банкноты и монеты |
Творческое применение знаний в новой ситуации. Цель – формировать готовность к осмыслению изученного материала, его корректному применению в новых коммуникативных ситуациях (продуктивного характера) |
|
Познавательные: структурирование знаний; оформление своих мыслей в устной речи. Логические: составление целого из частей. Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение строить высказывание в соответствии с задачей |
|
Предлагает «пойти за покупками». На интерактивной доске – виртуальный магазин одежды: So, now you have got words, phrases and money. Let’s go shopping! One of you is a shop-assistant, another is a customer. Make up your own dialogue. Use the plan: 1. Приветствие. 2. Предмет покупки. 3. Цвет. 4. Цена. 5. Благодарность. 6. Прощание |
Достраивают диалог в соответствии с планом. Разыгрывают диалог в парах. Участвуют в коммуникации на английском языке |
Регулятивные: контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) |
|
Предлагает провести самопроверку по ключу: Let’s check your dialogues: 1. Не менее пяти фраз у каждого. 2. Фразы соответствуют друг другу. 3. Разговор логичен. 4. Произношение правильное. 5. Присутствует артистизм |
Анализируют свой диалог по алгоритму. При необходимости корректируют |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; владение речью в соответствии с нормами языка. Регулятивные: оценка результатов работы |
|
Предлагает представить диалоги в парах перед классом. Класс проводит оценку диалогов по тем же критериям. При соответствии всем пяти критериям за диалог выставляется отметка |
Разыгрывают диалоги в парах. Остальная часть группы оценивает выступающих по предложенным критериям (шкала дихотомическая) |
Рефлективный блок |
|
Рефлексия. Цель: подвести итоги урока, оценить деятельность учащихся |
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: оценка результата своей деятельности. Регулятивные: осуществление самоконтроля своей деятельности |
|
Создает ситуацию магазина: So, I’m a shop-assistant now. Welcome to my shop! I have got… Can I help you?// What colour? // …pounds, please. // Here you are. Делает вывод: Now, you are ready to do shopping in England! Yes? |
Участвуют в импровизированном фронтальном полилоге |
Информация о домашнем задании. Цель – прокомментировать домашнее задание |
|
Личностные: осмыслить домашнее задание |
|
Объясняет домашнее задание: Your homework is to learn the phrases for the dialogue “Shopping for clothes”. Прощается с классом. |
Слушают учителя, записывают задание в дневник.
Прощаются с учителем |
Ключевые слайды презентации к уроку
Таблица 2
Дидактический материал к уроку (лист оценивания)
Dialogue № |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Не менее пяти фраз у каждого |
|
|
|
|
2. Фразы соответствуют друг другу |
|
|
|
|
3. Разговор логичен (приветствие, предмет, цвет, цена, благодарность, прощание) |
|
|
|
|
4. Произношение правильное |
|
|
|
|
5. Присутствует артистизм |
|
|
|
|
Mark |
|
|
|
|