Full text

Здоровье – это величайший дар природы, который следует

с человеком всю жизнь на пути к настоящему успеху.

Английский хирург XIX Джозеф Листер

 

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Основная цель здоровьесберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся [1].

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач определенного процесса образования [2].

Уникальной технологии здоровья не существует. Лишь благодаря комплексному подходу к обучению можно решить задачи оздоровления учеников. Основы здоровьесберегающего поведения и мышления закладываются в школе, но в то же время школьная среда препятствует укреплению здоровья.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов.

Приемы здоровьесбережения на уроках технологии

В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья как в процессе обучения, так и в период организации свободного времени. Сохранение здоровья – это потребность не только нашего, но и будущих поколений. В школе предмет технологии рассматривается как один из предметов, развивающих познавательную активность, выполняющих развивающую и воспитывающую функции. Предмет необходим, так как содержит мощный эстетически творческий потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину творчества через основные технологические процессы, принципы национальной культуры, природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащегося. Важно, чтобы дети задумались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье [3].

 Поэтому мы разработали комплекс упражнений, который используем на уроках рукоделия: это гимнастика для глаз, профилактика нарушений осанки, укрепление вестибулярного аппарата.

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения технологии – это технологии проблемные, игровые (КВН), проектные, творческие, поисково-исследовательские. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения проблем, разработка проектов творческих заданий, использование образцов, идей. Без всего этого не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. Все здоровьесберегающие уроки технологии можно условно разделить на виды:

  1. Урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, для тем, входящих в программу технологии.

Таблица 1

Вопросы здоровьесбережения

 

Тема

Вопросы здоровьесбережения

Профессиональное самоопределение и карьера

Знакомство с описаниями профессий. Профессии, которые оберегают жизнь человека, которые борются за жизнь человека

Организация швейного производства

Профессиональные заболевания на швейном производстве, методы сбережения здоровья

Материаловедение

Организму человека полезны натуральные волокна

Оборудование

Безопасная работа с режущимися и колющимися инструментами

Основы конструирования

Измерение фигуры человека, телосложение, гармония пропорций, эталон

Проектная деятельность

Экологическое обоснование в проекте

 

На каждом занятии проводятся инструктажи по безопасности труда, направленные на осмысление учащимися объектов труда, средств труда, на формирование правильных приемов швейных работ.

  1. Стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по технологии, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

-          формирует интерес к своему предмету;

-          устанавливает доверительные отношения;

-          продумывает урок максимально умственного, психологического и нравственного комфорта;

-           максимально использует индивидуальные особенности учащегося для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока является желание детей, уходящих с урока, встретиться вновь, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться.

  1.  Уроки ОПД при изучении модуля «Знакомство с проектом». Проблема: дети приводят пример с ТОБ в пос. Костино: «Какая красивая природа в нашем родном Костино, но из-за свалки плохая экология».
  2. Применение тестов: «Ты владеешь эмоциями?», «Что ваша одежда говорит о вашем характере?», «Скажи, кто твой друг».
  3. Физкультминутки заменяем сменой деятельности, иногда заменой групп.  Для организации работы в учебном процессе используем традиционные (беседы, экскурсии и т. д.), нетрадиционные формы занятий (конкурсы, игры и КВН).
  4. Мини-лекции, урок-беседа, рассказ, урок-контроль знаний с применением методов проблемного изложения, эвристического, репродуктивного, объяснительно-иллюстративного методов. Беседы в сочетании с практическими заданиями и оздоровительными минутками (гимнастика для глаз, коррекция осанки, релаксация под музыку, самомассаж пальцев рук, ушных раковин и т. д.).
  5. Использование специфических видов деятельности: элементы специального рисования (моделирование), прогулки за здоровьем, а также произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки про одежду, аксессуары на уроке), знакомство со швейным производством на мероприятиях различного уровня, например на выставке «Волшебная ниточка» в музее А. Грина.
  6. Диагностическая работа может отразить лишь результативность образовательного, частично развивающего и воспитательного компонентов в процессе формирования индивидуального здоровья. Особое место отводится повышению двигательной активности, которая позволяет улучшить функционирование всех физиологических систем организма.

В конце занятия предлагается осмыслить деятельность (рефлексия) и снять остаточное мышечное напряжение при помощи релаксационных упражнений или дыхательной гимнастики (звуковая, расслабляющая дыхательная гимнастика).

Организация образовательно-оздоровительной деятельности может быть представлена в виде таблицы.

Таблица 2

Этапы деятельности

 

Этапы деятельности

Упражнения

1. Подготовка деятельности

Активизация систем организма.

Улучшение мыслительной деятельности

Массаж ушных раковин, пальцев рук.

Качание головой, звуковое дыхание

2. Снятие напряжения в ходе занятия

Расслабление глаз, мозга, позвоночника, шеи.

Снятие напряжения глаз

Медвежьи покачивания, «Красивая осанка».

Гимнастика для глаз

3. Конец занятия

Осмысление деятельности (рефлексия).

Снятие психофизического напряжения (сенсорно-моторные реакции)

Рефлексия.

Релаксация «Медуза».

Звуковое дыхание

 

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе актуальны, а эффективные здровьесберегающие приемы и техники их использования на уроках, во внеурочной деятельности играют важную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся [4].

 

КВН «Шей да пори – не будет простой поры!»

 

Выходят две команды, ведущая представляет жюри, название команд: «Иголочка и ниточка» и «Портняжки». Звучит песня «Мы начинаем КВН…».

  1. Открытие. Девиз у «Портняжек»: «Семь раз отмерь – один отрежь». Девиз у «Иголки с ниточкой»: «Куда иголочка – туда и ниточка».
  2. Защита эмблемы через легенду из прошлого с рекламой в будущее (домашнее задание).
  3. Приветствие сопернику: «Дарим вам победу нам» (домашнее задание в виде сувенира).

Приветствие жюри: «Жюри, ты нас не обижай – очки толково присуждай. И с “потрохами нас не ешь – семь раз отмерь, один отрежь…” (“Портняжки”), “Коли, но знай меру” (“Иголка с ниточкой”)».

  1. Разминка: аукцион пословиц и поговорок на швейную тему:

-          аукцион на знания домов моделей;

-          аукцион «Швейная терминология» на буквы «О», «П», «С», «В».

  1. Конкурс капитанов:

-          на картинке ярлык с символами, назвать их и определить качество изделия, что означают термины в швейном производстве: например, гофре, плиссе, шлица и т. д.;

-          закончить пословицу, поговорку на швейную тему;

-          отгадать ребус на швейную тему.

В это время проводится конкурс болельщиков: отгадай загадку на швейную тему, например: «Не шит, не кроен, на ниточке сборен (чулок)»; сочинить стихи в поддержку капитанов со словами: капитаны, сыр, карманы, мир. Например: «Утром наши капитаны ели очень вкусный сыр. А потом, кроя карманы, пели песню «Миру – мир».

  1. Основная часть КВНа: эстафета – заделка дырки аппликацией, эстафета – пришивание пуговицы.

Выбрать из предложенных вариантов ответов правильный: сырьём для ацетатной ткани служит (натуральное волокно, синтетическое волокно, искусственное волокно), для пошива верхнего платья с драпировкой лучше использовать ткани (из льняных волокон, из искусственных волокон, из синтетических волокон), из капрона не рекомендуется шить (верхнюю одежду, нательную одежду), ткани из синтетических волокон после стирки глажения… (требуют, не требуют), удаление заминов на ткани или детали называется (отутюживание, проутюживание, приутюживание), продемонстрировать модель с комментарием, домашнее задание «Что бы это значило?» (шуточные версии).

 

 

 

Ремонт одежды на Луне

 

«Отряд космонавтов два года назад решил полететь на Луну. Летали, летали и вовсе не знали, что женщины нет на Луне. И вся их одежда, включая носки, пришла в состояние рвани. И тут им на помощь пришёл молоток, игла и кусочек ткани. Слава! Слава космонавтам! И иголкам, и булавкам, и ниткам, и шпулькам, и колпачкам! От души спасибо вам! Космонавты не робели и на землю прилетели».

Жюри подводит итоги, звучит песня «Модная девчонка» на слова М. Рябинина, музыка В. Добрынина. Итоги. Награждение.

 

Проект «Вышивка – семейная традиция»

 

Цели и задачи: узнать, какое значение имели пословицы и поговорки в русском народном творчестве, способствовать привитию интереса к мастерству рукоделия, к искусству вышивки, совершенствовать навыки планирования, выполнения и анализа своей работы при выполнении проекта.

Из истории. В пословицах, в картинах В. М. Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощена правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в его самые лучшие высокие качества, дающие ему право на великое будущее. Пословицы жили, живут и будут жить среди нас. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.

Народная мудрость в русских пословицах и поговорках. Через пословицы восхвалялся ум, трудолюбие и мастерство, скромность, дружба, любовь и другие необходимые для счастливой жизни качества человека. Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт: «Рукоделие не от безделия, а для души лечение!», «Всякому молодцу ремесло к лицу», «Кто шьёт да вышивает, тому скучно не бывает». Русский народ в мудрых изречениях отражал свои традиции, обычаи.

Русские пословицы возникали и складывались по ходу русской жизни, отражая не только важные события и процессы, но и характерные бытовые явления.

История рукоделия, вышивки. Рукоделие, вышивка были связаны со стародавними обычаями русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. История вышивки знает немало интересных фактов в своем развитии. Например, у славянских народов на Руси существовало поверье: если начать вышивку с восходом солнца и закончить до заката, то вещь с таким рисунком становилась талисманом или оберегом для человека, которому предназначалась. Вышивка – это очень модное сегодня искусство. И сегодня вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия.

Вышивка – это уют и гармония в нашем доме.

Вышивка – это никогда не увядающие цветы.

Вышивка – это наряд, который всем к лицу.

Обоснование проблемы. Я очень люблю рукоделие; поделки собственными руками – это передалось мне от моей бабушки. В моей комнате много украшений в виде картин, и у меня возникла идея сделать украшение для своего дивана.

Составление опорной схемы. Перед началом работы я должна обдумать следующие моменты:

-          Обосновать свою проблему.

-          Узнать, что значит народная мудрость в русских пословицах и поговорках.

-          Как русские художники славили народное рукоделие.

-          История рукоделия, вышивки.

-          Личное интервью c бабушкой.

-          Выявление требований к моему изделию.

-          Технология выполнения.

-          Стоимость.

-          Самооценка.

Личное интервью. Перед выполнением своей работы я побеседовала со своей бабушкой. Бабушка много знает об украшении одежды, она занималась вышивкой с раннего детства. До сих пор у неё сохранились собственные работы. Бабушка решила поделиться со мной всем, что знает сама. Я задала ей несколько вопросов, которые помогли мне узнать о вышивке ещё больше:

– Почему ты начала вышивать?

– Люди начали украшать вышивкой предметы быта: полотенца, салфетки и всякие мелочи. Потом вышивка стала украшать и одежду людей, в основном, девушек. Вышивали на рубахах, фартуках, сарафанах.

– На чём ты вышивала?

– Чаще всего украшалась верхняя часть одежды.

Выявление основных требований к изделию. Изделие должно отвечать следующим требованиям:

-           быть аккуратно выполненным;

-           нравиться родителям и подругам;

-           украшать мой интерьер;

-           быть прочным, нести функциональность;

-           быть экологически безопасным.

Разработка идей, вариантов. Подушка с вышивкой ришелье, подушка с вышивкой крестиком, плюшевая игрушка-подушка.

 Я из этого списка хочу использовать самую оригинальную идею; подушку в технике вышивка ришелье.

Технология выполнения. Я нашла в Интернете понравившийся мне рисунок (схему вышивки). Во время вышивки немного изменила рисунок. Добавила несколько брид по бокам и около усиков бабочки, потому что их мало. При выполнении петельных стежков они должны плотно прилегать друг к другу. Нужно аккуратно вырезать лишнюю ткань на рисунке, чтобы он не исказился.

Выбор инструментов и материалов. В работе мне понадобятся: пяльцы, ножницы, ручные иглы, карандаш, линейка, армированные нитки белого цвета, швейная машина, ткань.

Экономическое обоснование. На изделие ушло около 300 рублей:

-          ткань для вышивки – 46 рублей;

-          основная ткань для подушки – 124 рубля;

-          нитки – 30 рублей;

-          атласная лента для отделки – 60 рублей;

-          набивной материал – 40 рублей.

Самооценка. Я соединила верхнюю деталь с нижней, сначала вручную, затем на швейной машинке. Выполнила рюши зигзагообразной строчкой и пришила к подушке по соединительному шву Мне очень было трудно справляться с бридами, так как их было много и вручную их делать довольно трудно, техника вышивания непростая. Мне надо было очень хорошо постараться, чтобы всё получилось аккуратно и красиво. С этими минусами мне было справиться нелегко, но я с ними справилась.

Вывод. Работу я выполнила; подушка с вышивкой ришелье готова. Я показала подушку учителю и своим родителям. Она всем очень понравилась, в том числе и мне. Я занималась любимым творчеством и считаю, что решила задачу, которую перед собой ставила.