Full text

Информатизация радикально изменяет вид и структуру образования и расширяет его возможности. К задаче субъектов образовательного процесса на всех уровнях (семьи, школы, региональных и федеральных органов образования) относится определение потенциала информационных ресурсов и его реализация в соответствии с потребностями целевой группы. Дистанционные образовательные технологии реализуются посредством информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии задействованных в процессе субъектов. Существует ряд трудностей, связанных с реализацией дистанционных образовательных технологий:

1)     недостаточное научно-методическое обоснование возможностей дистанционных технологий для развития ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;

2)     создание условий их внедрения (организационных, материально-технических и др.);

3)     владение инструментарием для внедрения и использования дистанционных образовательных технологий участниками образовательного процесса.

Решение данных трудностей будет способствовать развитию системы сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, расширяя спектр и качество получаемой помощи, а также повысит возможности реализации потенциала детей, их включения в образовательный поток. По мнению Джанет Маттерн, реализация модели дистанционного сопровождения способствует получению доступа к услугам, включает учебные стратегии, которые поощряют участие детей, и пропагандирует государственную политику, которая поддерживает профессиональное развитие и сотрудничество между семьями, педагогами раннего детства и поставщиками услуг раннего вмешательства [1].

Целью нашего исследования является определение актуальных дистанционных образовательных технологий для категории детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Объектом исследования выступают дистанционные образовательные технологии в процессе сопровождения ребенка, а предметом – направления дистанционных образовательных технологий в работе с ребенком раннего возраста с ОВЗ и его семьей.

Методом сбора информации в данном исследовании является анализ отечественного и зарубежного опыта, научной литературы по проблеме реализации дистанционного компонента в процессе сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ.

Нами был проведен анализ иностранной и отечественной литературы по внедрению дистанционных технологий в отношении ребенка раннего возраста с ОВЗ и его семьи. Ранний возраст – стадия развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от одного года до трех лет. Анализ показал, что источники информации по вопросу дистанционных образовательных технологий, относящиеся к категории детей раннего возраста с ОВЗ, представлены преимущественно в публикациях методического характера [2].

Существует ряд исследований, посвященных влиянию компьютерных игр на развитие ребенка (Д. Б. Богоявленская, О. И. Кукушкина, А. В. Горячев). По мнению данных авторов, компьютерные игры способствуют формированию представлений о мире посредством приобретения детьми знаний и опыта. Работу с детьми раннего возраста и их родителями можно проводить при использовании интерактивных досок, графических редакторов, презентаций, видео. Можно выделить следующие возможности использования дистанционных образовательных технологий:

1)     осуществление в режиме реального времени обратной связи между участниками образовательного процесса;

2)     взаимодействие с ресурсами сетей;

3)     автоматизация процессов информационно‐методического обеспечения и контроля за выполнением поставленных задач (Ю. Д. Бабаева, Г. П. Петку).

Актуальным направлением работы с детьми раннего возраста является игротерапия. Ю. М. Горвиц и Г. П. Петку рекомендуют применять в практике помощи детям раннего возраста компьютерные игры для развития воображения, памяти, внимания, речи. Н. Н. Поддьяков доказал позитивное влияние информационно-коммуникационных технологий на интеллектуальное развитие детей. В сюжетно-ролевых играх дети развивают воображение и память, продолжая просмотренный сюжет (мультсериала, сказки). Компьютерные игры способствуют расширению представления о мире, обогащению предметно-игровой среды, постановки задач ребенком, активизируют общение родителей и детей. Педагоги реализуют технологии игр с целью организации самостоятельно-поисковой деятельности участников процесса. В период раннего возраста дети проходят этапы становления игровой деятельности с предпосылками освоения сюжетно-ролевой игры. 1-й этап относится к первому году жизни ребенка и характеризуется ознакомительной игрой при помощи различных средств (игрушек, предметов). На 2-м этапе (от года до двух лет) у ребенка появляется отобразительная игра, связанная с определением основных свойств предметов. На 3-м этапе (третий год жизни) происходит становление сюжетно-отобразительной игры (ребенок отображает впечатления). При обучении с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) широко используются локальные компьютерные программы для индивидуальной работы: логопедический тренажер, «Видимая речь», «Учимся говорить правильно», «Маленький гений». Все задания выполнены в форме увлекательных игр для повышения мотивации детей. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов [3].

На основе проведенного анализа выделены направления реализации дистанционных образовательных технологий:

  1. Виртуальные экскурсии.
  2. Лекотека.
  3. Виртуальные ясли-сад.
  4. Консультационно-информационные центры для родителей.

Образовательные учреждения на своих сайтах размещают презентации, лекции, ссылки на сайты с полезными материалами, организуют чаты для общения с участниками сопровождения. В регионах представлены виртуальные экскурсии в виде фотогалереи для детей и родителей (законных представителей). В частности, в Чувашской Республике организовано такое направление реализации дистанционных образовательных технологий, как сопровождение в «Лекотеке», а также действует консультативный пункт для родителей детей с тяжелым нарушением речи и интеллекта, где организовано общение со специалистами на форуме, по электронной почте, по скайпу. Также получило распространение создание педагогами страниц для размещения материалов для родителей и упражнений для детей. Формой реализации дистанционных образовательных технологий является также проведение онлайн-семинаров, мастер-классов [4–7].

Одним из направлений реализации дистанционных образовательных технологий может выступать реализация проекта «Виртуальные ясли-сад», который направлен на организацию дистанционного обучения родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Организация дистанционного обучения родителей поможет решить проблему информирования родителей по вопросам воспитания детей. «Виртуальные ясли-сад» – сетевой многофункциональный комплекс, направленный на методическую, информационную, консультационную помощь, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет [8]. Дистанционная поддержка включает:

1)     объекты медиатеки (сказки, фильмы, песни);

2)     перечень оборудования и материалов;

3)     органайзер (создание распорядка дня);

4)     средства педагогической диагностики и мониторинга развития;

5)     технические возможности для общения педагога с родителями и куратором.

В рамках направления «Виртуальные ясли-сад» для родителей может быть создан консультативный курс для их обучения эффективным формам поведения и помощи ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность педагогических кадров и родителей позволит обеспечить ребенку выбор индивидуального пути. Дистанционные образовательные технологии расширяют сферу возможностей помощи, пространство для развития. Члены семьи получают рекомендации по воспитанию, питанию детей раннего возраста, у них есть возможность задать интересующие вопросы на специальном форуме [9].

Распространено такое направление дистанционных образовательных технологий, как организация консультационно-информационных центров для родителей. Организаторы предлагают лекции, рекомендуют сайты, консультируют по почте, предоставляют рекомендации. В Тамбовской области на базе центра «Возрождение» был реализован проект «Компетентный родитель Тамбовщины», в рамках которого создана сеть консультационных центров для членов семьи ребенка. Консультативно-информационные центры создаются для решения вопросов оказания методической, консультативной и диагностической поддержки семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В рамках деятельности консультативно-информационных центров можно получить квалифицированную помощь логопеда, дефектолога, педагога-психолога, специалиста по социальной работе, инструктора по АФК. Примером данного направления дистанционных образовательных технологий выступает центр «Югорская семья – компетентные родители», целевой группой которого являются родители детей от двух месяцев [10]. Работа Центра направлена на повышение информированности членов семьи по вопросам организации помощи их ребенку, оказание консультативной помощи и комплексного сопровождения, направленного на социализацию ребенка. Наглядно данные по изучению направлений реализации дистанционных образовательных технологий представлены в таблице.

 

Направления реализации ДОТ

 

Направление реализации ДОТ

Деятельность субъектов реализации по направлению

Виртуальные экскурсии

Виртуальная экскурсия является направлением деятельности, характеризующимся виртуальным отображением реальных объектов, позволяющим получить сведения о местах, недоступных для посещения. Возможные формы проведения экскурсий:

-      мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint (например, «Народные игрушки», «Что нужно строителю»);

-      видеоэкскурсии («Космодром», «Подводный мир», «Шоколадная фабрика»);

-      интерактивное общение с помощью программы «Скайп». Тематика экскурсий подбирается с учетом интересов и возрастных особенностей ребенка

Лекотека

Лекотека – это служба дистанционного сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Направление предполагает индивидуальные занятия для детей от двух месяцев до семи лет с логопедом, дефектологом, психологом. Формы работы в рамках реализации лекотеки:

-      консультация (организация сотрудничества специалистов и родителей);

-      диагностический игровой сеанс (совместная игра родителей (воспитателей) с ребенком, по итогам которой формулируется план индивидуального сопровождения);

-      терапевтический игровой сеанс;

-      групповой родительский тренинг (по общению, игре, арт-методам, изготовлению игрушек)

Виртуальные ясли-сад

Виртуальные ясли-сад – сетевой полифункциональный комплекс, направленный на комплексную (методическую, информационную, консультационную) помощь, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Проект предполагает следующие разделы, составляющие модель деятельности:

  1. Развитие.
  2. Объявления.
  3. Игровой центр.
  4. Полезные советы.
  5. Видеоканал.
  6. Совместная деятельность со взрослыми.
  7. Диагностика.
  8. Форум.
  9. Консультативный пункт.
  10. Конкурсы.
  11. Досуг.

В рамках направления «Виртуальные ясли-сад» для родителей может быть создан консультативный курс для их обучения эффективным формам поведения и помощи ребенку раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Консультационно‐информационные центры для родителей

Консультативно-информационные центры создаются для решения вопросов оказания методической, консультативной и диагностической поддержки семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В рамках деятельности консультативно-информационных центров можно получить квалифицированную помощь логопеда, дефектолога, педагога-психолога, специалиста по социальной работе, инструктора по АФК

 

Дистанционные технологии могут быть реализованы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение как система деятельности междисциплинарной команды специалистов и родителей по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья может быть реализовано не только в рамках контактного взаимодействия, но и с помощью дистанционных образовательных технологий, что увеличит охват целевой аудитории и расширит возможности для реализации помощи [11].

Система сопровождения представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой, предполагает использование мультимедийных программ и ориентирована на активный диалог с родителями (законными представителями), повышение уровня их знаний и участие в различных формах организации помощи. Поэтому одним из значимых направлений в реализации дистанционных образовательных технологий в работе с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья является деятельность консультационно-информационных центров для членов семьи ребенка, благодаря которым происходит включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Для родителей специалисты мультипрофессиональной команды (например, педагог-психолог, дефектолог, специалист по АФК) организуют консультативные курсы, семинары, оказывают методическую поддержку, а также психологическую помощь для снижения психоэмоционального напряжения.

В рамках направления «Виртуальные ясли-сад» для родителей организованы следующие разделы: видеоканал (беседы на актуальные темы, игры-занятия, родительские собрания), психолого-педагогическая диагностика (диагностический инструментарий, упражнения и тесты для оценки уровня развития ребенка), форум (организация общения родителей со специалистами команды сопровождения, а также между собой), полезные советы (в данном разделе представлены материалы для организации самостоятельных занятий с детьми с возможностью получения комментариев от специалистов).

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, научной литературы по проблеме реализации дистанционного компонента в процессе сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ, информационных ресурсов помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья выделены направления реализации дистанционных образовательных технологий: виртуальные экскурсии, лекотека, виртуальные ясли-сад, консультационно-информационные центры для родителей. На сайтах учреждений, относящихся к системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, зачастую публикуют ссылки на материалы, которыми нельзя воспользоваться в онлайн-режиме; такие сайты нельзя охарактеризовать как обучающую систему.

Необходимо организовывать коррекционно-развивающую работу посредством использования дистанционных образовательных технологий, при этом формами общения педагогов и с детьми, и родителями (законными представителями) выступают социальные сети, электронная почта, презентации, скайп, видеозаписи и материалы для домашних занятий. Помощь педагогов при активном участии родителей будет способствовать развитию творческой и познавательной активности детей посредством увеличения образовательного пространства (виртуальные экскурсии, лекотека, виртуальные ясли-сад).