С введением ФГОС ДО у родителей дошкольников появились новые преимущества. Положениями стандарта родители (законные представители) могут руководствоваться при получении детьми дошкольного образования в форме семейного, стандарт призван оказывать помощь родителям в воспитании дошкольников, сохранении их психического и физического здоровья. ФГОС ДО обеспечивает открытость дошкольного образования, что означает помимо организации гибкого, дифференцированного образовательного процесса вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.
Однако сейчас большинство родителей заняты решением экономических проблем и им совершенно не хватает времени на ознакомление с деятельностью детей в стенах детского сада [1]. Вместе с тем современный мир наполнен не только экономическими заботами, но и компьютерными технологиями, которые могут помочь заинтересовать родителей в участии в образовательном процессе детского сада. Отсюда актуальность данной темы определяется потребностью воспитателей использовать информационные компьютерные технологии в своей работе с целью ознакомления родителей (законных представителей) с деятельностью детей в ДОУ.
Семья – это первичный коллектив, который играет основную и долговременную роль в воспитании каждого человека. Для дошкольника семья является местом его рождения, основной средой обитания и моральной опорой [2].
В настоящее время образование дошкольника распределяется между семьей и различными дошкольными образовательными организациями, в которых процесс образования складывается иначе.
В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду – упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемой, как правило, одним взрослым. В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцированно и имеет целью достижение запрограммированных результатов.
По мнению Л. И. Маленковой, именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В ней складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Однако дошкольная организация, осуществляя образовательную деятельность, вносит не меньший вклад в развитие личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:
- педагогическое просвещение родителей;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;
- установление единства в воспитании детей.
Современные условия требуют использовать новые формы взаимодействия с родителями, уходя при этом от скучных шаблонов. Необходимы новые, эффективные формы сближения детей, родителей и педагогов. При этом не следует отказываться от традиционных форм работы с родителями, но наряду с ними необходимо использование и поиск новых нетрадиционных форм работы с применением информационных компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий направлено на улучшение качества образовательного процесса, которое зависит от эффективного сотрудничества родителей и образовательной организации. В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию детского сада с родителями. В рамках данного взаимодействия образовательная организация должна:
- информировать родителей о целях образования, примерной образовательной программы;
- обеспечить вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Информационные технологи – совокупность методов и средств, обеспечивающих такие информационные процессы, как получение, сбор, передача, обработка, накопление, хранение и использование информации.
Компьютерные технологии – это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью компьютерной техники [3].
Компьютерные технологии появились в середине ХХ века и дали мощный толчок развитию образовательных технологий на основе информационных и коммуникационных технологий. Первые работы по описанию применения компьютера в образовательном процессе появились в конце 50-х годов ХХ века.
Компьютер является таким инструментом информации, который может стать средством коммуникации, мощным техническим средством обучения, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Использование компьютерных технологий – современное направление в дошкольном образовании, позволяющее воспитателю разнообразить формы ознакомления родителей с деятельностью детей в детском саду. Компьютерные технологии подразделяются на мультимедиа-технологии, компьютерную сеть и компьютерную графику. Мультимедиа-технологии широко используются в рекламном бизнесе, при разработке компьютерных игр. Богатые дидактические возможности мультимедийных технологий используются при создании электронных учебных пособий и других материалов обучающего характера. Мультимедиа представляет собой взаимодействие визуальных и аудиоэффектов с использованием современных технических и программных средств, они объединяют графику, текст, фото, звук, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа-технологии соединяют в себе мультимедийные презентации и мультимедийные игры.
Компьютерная графика, или машинная графика, – область деятельности, где компьютеры используются как инструмент для создания изображений и обработки визуальной информации, полученной из окружающего мира. Компьютерные сети – система связи компьютерного оборудования. Самой известной компьютерной сетью является сеть Интернет, объединяющая компьютерные сети и образующая глобальное информационное пространство.
Как используется Интернет в аспекте ознакомления родителей с деятельностью детей:
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы;
- информационное и научно-методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- создание медиатек, интересных для родителей.
Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе имеет несколько преимуществ:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность индивидуализации взаимодействия;
- эффективное сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями;
- моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- использование широкого спектра информационных средств (Интернет, средство коммуникации, видеосеминары, фоторедакторы);
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- расширение информационных потоков;
- создание электронных газет, журналов;
- изучение информации в удобное для родителей время [4].
Чтобы взаимодействие с родителями шло эффективно, воспитатель должен уметь:
- организовывать работу с электронными ресурсами сети Интернет;
- обрабатывать любую информацию при помощи процессоров;
- использовать готовые программные продукты;
- создавать и демонстрировать презентации по определенному материалу;
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к мероприятиям;
- разрабатывать формы обратной связи и проводить компьютерное анкетирование родителей.
В процессе ознакомления с деятельностью детей положительным потенциалом обладают интернет-ресурсы. Существует несколько путей применения интернет-ресурсов, среди которых – дистанционные конференции, создание сайта детского сада, страницы группы, информационно-методического журнала онлайн. Узнать о деятельности детей можно с помощью электронной переписки.
Согласно закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», каждая образовательная организация обязана иметь и вести официальный сайт в сети. Сайт становится визитной карточной, «лицом» дошкольной организации. Сайт позволяет педагогам представлять свою образовательную организацию, давать ответы на актуальные для родителей вопросы, демонстрировать свои достижения в области воспитательного процесса.
На сайте детского сада любой родитель может познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса, узнать последние новости и, таким образом, всегда быть в курсе всех происходящих в детском саду событий. Родители также могут использовать информацию об образовании, инновационной деятельности, размещенной на сайте образовательной организации, в обучении детей, не посещающих детский сад [5].
Не менее эффективной формой ознакомления с деятельностью дошкольников является выпуск онлайн-журнала для родителей. Каждый номер посвящен определенной деятельности, предметной области. При этом статьи могут писать не только воспитатели, но и родители, желающие поделиться своим мнением по поводу какого-либо определенного вида деятельности.
Создание интернет-страницы группы позволит родителям ознакомиться с расписанием мероприятий, временем встречи с воспитателем, образовательной деятельностью группы, в которой воспитывается их дошкольник. По желанию родителей возможно создание форумов, где каждый взрослый может задать воспитателю любой вопрос, касающийся деятельности дошкольника, внести свои предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Преимущества использования группового сайта заключаются в следующем:
- есть возможность следить за жизнью группы;
- родители получают информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели;
- сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, можно получить от них необходимую консультацию;
- по запросам родителей можно подготовить любой интересующий их материал для психолого-педагогического просвещения;
- помощь в проведении совместного досуга с детьми.
В детском саду можно использовать следующие электронные средства информационных компьютерных технологий: телевизор, компьютер, мультимедийная техника, видеокамера, фототехник и пр. В процессе ознакомления родителей с деятельностью дошкольников данные средства используются:
- для организации ежемесячной работы детей и родителей, семейных фотовыставок, выставок детских рисунков;
- оформления видеоматериалов и фотографий, созданных родителями вместе с дошкольниками во время мероприятий;
- создания отчетов о непосредственно-образовательной деятельности, деятельности детей в режимных моментах, являющихся демонстративным материалом на родительских собраниях, круглых столах, конференциях, родительских рингах и пр. [6]
Взаимодействовать с родителями можно посредством информационно-коммуникативных технологий. В этом случае между родителями и воспитателями устанавливается коммуникационный посредник, мессенджер, который позволит воспитателю не только сообщить новость, но и поделиться с родителями различными видами контента. Важно продумывать возможность создания как индивидуальной, так и групповой формы общения в мессенджере.
Электронная почта – эффективный способ ознакомления родителей с деятельностью детей и общения с ними. Главным преимуществом электронной почты является адресность информации, конфиденциальность, мгновенная доставка информации и обратная связь с родителями, которой в ряде случаев добиться очень трудно [7].
Также с помощью электронной почты возможна коллективная рассылка информации. Для этого воспитателю необходимо ввести в строку рассылки адреса всех родителей, и письма будут отправлены на все электронные адреса. Главное преимущество подобного способа – рассылка большого объема информации.
Из наиболее универсальных средств связи можно выделить «Скайп», программу, обеспечивающую видеозвонки, мгновенный обмен информацией, групповую видеосвязь. Данная программа позволяет выбрать родителям оптимальные формы взаимодействия воспитателями: неформальное или официальное общение, индивидуальное или коллективное.
Одной из инновационных форм ознакомления родителей с деятельностью дошкольников является организация онлайн-собраний. Среди положительных моментов онлайн-собраний можно выделить экономию времени, не нужны специальные программы и инструменты, достаточно веб-камеры и наушников с микрофоном.
Выделяют также и минусы такой формы работы, заключающиеся в технических сложностях, ведь не в каждой дошкольной организации имеется достаточное техническое оснащение для данной работы. Однако имеет место быть и психологический аспект использования данной формы работы: воспитатели привыкли взаимодействовать с родителями «глаза в глаза».
Работа онлайн-собрания начинается с рассылки логина и пароля для входа на портал. Здесь родители могут задавать интересующие их вопросы в режиме реального времени как устно, так и письменно.
Однако главное, без чего невозможно взаимодействие детского сада и родителей, – потребность со стороны семьи участвовать в образовательном процессе дошкольной организации. Без осознания необходимости сотрудничать с детским садом, проявлять интерес к деятельности дошкольника невозможно полноценное участие родителей в образовательной деятельности дошкольной организации.
Основное условие сотрудничества семьи и детского сада заключается во взаимной заинтересованности обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей, совместных усилиях в решении воспитательных проблем, взаимопомощи. Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и воспитателей. Детский сад остается одним из важнейших учреждений, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий предоставляет родителям возможность получать оперативную информацию о жизни дошкольника в стенах детского сада, проводимых мероприятиях, рекомендации воспитателей и специалистов по вопросам развития и обучения детей дошкольного возраста. Родителям применение данных технологий позволяет:
- оставлять пожелания, комментарии, касающиеся развития и функционирования детского сада;
- получить полную информацию о коллективе дошкольного отделения, о направлениях работы, о нормативно-правовой базе и пр.;
- познакомиться с тем, как их ребенок растет и развивается.
Возможности современных информационных компьютерных технологий позволяют создавать сложные модели процессов и явлений, которые недоступны в реальных условиях.
Использование компьютерных технологий способствует улучшению условий ведения образовательного процесса в целом, значительно расширяет возможности программно-методического обеспечения основного образовательного процесса, создает условия для получения дополнительного образования и повышения культурного уровня. Компьютерное обучение имеет новые черты, возможности и накладывает новый отпечаток на общение, взаимоотношения и в итоге на все стороны жизни общества в целом.