Написание эссе, или развернутого письменного высказывания по предложенной теме, – одно из самых сложных и одновременно самых высокобалльных заданий в структуре государственного экзамена по иностранному языку. По мнению О. Л. Миллич, при его написании обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей. Выпускники школ часто не могут сформулировать свои мысли в письменной форме, выявить причинно-следственные связи, понять мораль и этику. Они часто не понимают стилистику, структуру и особенности написания сочинения. Кроме того, у них отсутствуют знания по ряду вопросов, связанных с темами сочинений [1]. Поэтому в процессе обучения написанию эссе подготовительный этап является определяющим для дальнейшего оформления мыслей по теме и в полной мере определяет его качество и полноту изложения. На наш взгляд, методы freewriting и mapping выступают как наиболее эффективные на этапе предварительной работы обучения учащихся написанию эссе.
Freewriting (фрирайтинг) – важная техника предварительной работы с сочинением, помогающая обучающимся эффективно преодолевать творческий кризис и лучше сфокусировать мысли на теме. Цель метода freewriting – выбрать тему и раскрыть её за определенное количество времени. Кен Макрокри представил метод фрирайтинга в 1968 году. Он хотел, чтобы его ученики не писали больше безжизненных сочинений. Главное при использовании метода freewriting – полностью освободиться от мыслей и расслабиться. Необходимо также забыть все правила, касающиеся грамматики. Важно установить для себя лимит времени, в течение которого нужно писать, не останавливаясь и ничего не редактируя. Даже если не осталось никаких идей, то можно записать: «У меня нет никаких мыслей в голове», повторяя эту фразу снова и снова до тех пор, пока что-то не придет на ум. По истечении лимита времени необходимо вернуться к прочитанному и подчеркнуть все идеи, релевантные теме эссе [2]. Приведем пример применения метода freewriting на тему “Pushing children to achieve robs them of their childhood”: “Making children to achieve is not really good for both parents and their children. I think that adults should pay more attention to themselves than their children. I mean children are not their only problem they should deal themselves with. Children can manage on their own. Their parents should put more trust in them. It’s important for a good family relationship. Private teachers school clubs circles musical school make children’s lives unbearable, actually. It is a waste of time. I mean to get more knowledge. Knowledge is good but it’s better to harness the knowledge. I don’t know I don’t know I don’t know. I believe, children should spend more time outdoors than indoors. They should join some street community. Children should get to know the life better. They will grow up one day and they will be really shocked to face a real world as it is. I don’t know I don’t know I don’t know To rob their children of their childhood is a crime against them. When kids become adults they might never forgive them what they have done to them. Children are free as all people on our planet. We should cherish every moment of life but not wasting our time dedicating our precious time only to studying. You know, nowadays many students commit suicide when before taking their final exams. I believe, students should feel relaxed first and not nervous because our health is above wealth as one English proverb says”. Как следует из написанного, релевантными целям нашего итогового сочинения по английскому языку следует выявить следующие идеи: Children can achieve on their own., Their parents should put more trust in them., Private teachers school clubs circles musical school make children’s lives unbearable, actually., spend more time outdoors than indoors, join some street community, be really shocked to face a real world as it is, To rod their children of their childhood is a crime against them, nowadays many students commit suicide when before taking their exams, our health is above wealth as one English proverb says. Черновая работа по методу freewriting предполагает корректировки некоторых из идей при составлении окончательного варианта эссе, например, фраза о знаниях “It is a waste of time”, где it можно было бы заменить на studying all the time. На стадии редактуры выявляются лексические, грамматические и стилистические погрешности, как в случае с поговоркой “A good health is above wealth”.
Вторым по эффективности методом выступает умная или интеллект-карта, являющаяся графическим способом представления идей и понятий. Автором концепции умных карт разума является Тони Бьюзен, который начал заниматься этой темой с 1970-х годов. Однако информационная визуализация имеет еще более глубокие корни (например, дневники Леонардо да Винчи или труд Ч. Дарвина «О происхождении видов»). По мнению Т. Бьюзена, умные карты – это инструменты, позволяющие мозгу сразу же активировать оба полушария, когда дело доходит до обработки информации, и, таким образом, существенно влиять на то, как мы храним в памяти информацию и знания, а также на то, как мы впоследствии активизируем или воссоздаем их в нашей памяти [3]. Это инструмент визуального мышления, который помогает структурировать информацию, анализировать, осмысливать, синтезировать, активизировать и генерировать новые идеи. Сила этого метода заключается в его простоте. В умной карте, в отличие от традиционных заметок или линейного текста, информация структурирована таким образом, что более точно воспроизводит то, как работает мозг человека. Поскольку это аналитико-художественная деятельность, то она задействует мозг человека гораздо более эффективным образом, способствуя раскрытию всех своих когнитивных функций. И самое главное – это веселый прием активизации деятельности обучающихся на этапе осмысления темы эссе. Согласно Тони Бьюзену, все умные карты должны иметь следующие общие характеристики: использование цветов, лучевая структура с началом в центре, использование кривых вместо прямых линий, символы и краткие выражения [4]. Начать рисовать умную карту следует с чистого листа альбомной ориентации. Посередине листа зарисовывается центральная тема, от которой с помощью линий отходят соответствующие подтемы, раскрывающие идею центральной темы. Тот же процесс повторяется для подтем, создающих подтемы нижнего уровня. При составлении умной карты многие задаются вопросом, использовать ли цветные карандаши или компьютерные программы. Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос. Обычно рекомендуется начинать рисовать карты от руки до тех пор, пока не будут освоены базовые навыки их создания. Каждое программное обеспечение работает несколько иначе и имеет разные дополнительные функции, и поэтому оно может временами ограничивать вас в свободе действий при составлении умных карт. Популярными программными продуктами для создания умных карт являются FreeMind, Freeplane, MindMeister, Mind42. Это лицензированный «софт», требующий определенных вложений. Мы приведем пример умной карты по теме эссе “Pushing children to achieve robs them of their childhood”. Она представлена в форме простой таблицы, составление которой доступно всем и каждому.
Таблица 1
Аргументы «за»
development – body – intellect – spirit
no free time keep them for different addictions Pushing children constantly busy – laptops to achieve robs them – circles – computers clubs of their childhood – community – phones – concerts – alcohol – gyms – drugs
opportunities – a good job – travels – entering a university – becoming an interesting personality |
Согласно энциклопедическим словарям, эссе представляет собой «литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции» [5]. Эссе, требуемое на Едином государственном экзамене по иностранному языку, – это не просто выражение мнения автора на определенную тему. Его особенность заключается в рассмотрении аргументов «за» и «против» с аргументированным изложением своего собственного мнения в его заключении. Поэтому следует составлять сразу две умные карты на заданную тему эссе.
Таблица 2
Аргументы «против»
lack of time – for cartoons – for movies – subcultures – music – games
affects health no time for pleasures – fault in posture Pushing children – no friends – eyesight to achieve robs them – no reading for – blood pressure of their childhood pleasure – no listening to – a lot of private teachers no extra school activities – hiking – sports activities – class trips – events |
Как показывает метод умных карт на этапе подготовительной работы по эссе по английскому языку, интеллект-карты – отличный способ максимально обогатить и пополнить свой словарный запас речевыми клише, вводными словами и конструкциями на заданную тему, а также грамотно построить свое письменное высказывание. Кроме того, работа с умными картами позволяет избежать унылого, линейного мышления, включить свои творческие способности и получить удовольствие от процесса конспектирования. Умная карта также прекрасный способ развития творческих способностей, запоминания и изучения. Приведем итоговый пример сочинения на тему “Pushing children to achieve robs them of their childhood”:
“The problem of children’s overload has been widely debated in our society. Some people believe that grown-ups should make their kids study more to help them get the most of their lives. Others claim that studying most of their time deprives the children of their babyhood.
In my opinion, parents have no right to bereave their kids of their childhood. To start with, parents trying to achieve their goals make their children spend most of their time studying. This leads to many health and mental issues, i.e. fault in posture, depression, isolation. Besides, children usually do not have much free time, because they have many private teachers. So they can not read or listen for pleasure. Finally, they are not able to take part in some extra school sports or social activities. And this might naturally lead to the social isolation because of the lack of mutual interests in music, cartoons, movies.
However, others have an opposing attitude towards the idea of educating children to become successful. To their mind, they should always keep their offspring busy. They mean to join them up for circles, gym, concerts. Furthermore, parents believe that only constant studying may develop their children’s mind, intellectual abilities and spirit. And finally, studying might keep them away from laptops, computers and phones.
Personally, I do not agree with above opinion. Firstly, being constantly busy children may feel unhappy and deeply depressed. Secondly, a harmonic personality can not be only developed by different types of activities but also by social counteraction as well. Thirdly, different gadgets help children learn and be part of the world.
In conclusion, I would like to state that childhood is the best time of all people’s lifetime. One good proverb says «The road to hell is paved by good intentions». So parents should never spoil their children’s childhood. I believe that the development of a harmonic personality is the key to every person’ successful future.”
Итоговый вариант эссе сложился во многом благодаря применению обоих методов. Их несомненная польза заключается в том, чтобы кратко и схематично представить мысли. Таким образом, инструменты визуализации информации, и прежде всего умные карты, могут эффективно помочь обучающимся в учебе и в дальнейшей трудовой деятельности. Благодаря тому что работа с умными картами и свободным письмом основана на принципах, аналогичных тем, по которым работает наш мозг, и в особенности тому факту, что при работе с ними задействованы оба полушария, оба метода помогают развитию памяти, творчества, концентрации, активности. К вопросу о теме нашей работы: оба метода могут существенно помочь обучающимся грамотно написать сочинение требуемого объема и качественного содержания. В отличие от заучивания тем, имевшего большую популярность в советской методике обучения иностранным языкам, они учат самостоятельности в речи и в мышлении, делают речь живой и мобильной, расширяют словарный запас и помогают выражаться в красивой и лаконичной письменной форме.