Full text

В современном обществе процесс компьютеризации затронул все сферы жизнедеятельности человека, в том числе дошкольное образование. В ходе образовательного процесса в дошкольных учреждениях у воспитанников формируется культура общения с компьютером и навыки, необходимые для работы с ним.

Компьютер привлекателен для дошкольников, так как в нем они видят игрушку. Психологами установлено, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника и именно через нее, по словам Л. С. Выготского, можно осуществлять всестороннее развитие личности [1]. Стоит отметить, что общение дошкольников с компьютером должно проходить под руководством взрослого. Компьютерные программы или игры должны соответствовать возрастным особенностям воспитанников и носить дидактический характер. Важным является и качество техники, с которой будут работать дошкольники. Успех занятий будет напрямую зависеть от методики работы и организации образовательной деятельности.

Особое внимание следует уделить правилам организации компьютерно-игрового пространства при проведении непосредственной образовательной деятельности. Нами были разработаны правила, которым должны следовать как педагоги, так и родители воспитанников, занимающихся с компьютером:

  1. Регламентированное время. Наиболее оптимальное времяпровождение за монитором не более 15 минут.
  2. Хорошее освещение. Помещение, в котором занимается ребенок за компьютером, должно быть светлым, освещенным.
  3. Рабочее место (стол, стул) должно соответствовать росту дошкольника.
  4. Расстояние от монитора до глаз воспитанника детского сада не должно превышать 60 сантиметров.
  5. Контроль осанки. Воспитатель или родитель должен следить за посадкой ребенка.
  6. После работы за компьютером необходимо привести дошкольника в состояние двигательной активности.
  7. Во время занятия нужно проводить зрительную гимнастику.
  8. Занятия с использованием компьютера стоит проводить не чаще чем три раза в неделю.
  9. Источники освещения не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор не следует располагать напротив окна или другого светового источника.
  10. Помещения, где будут проходить занятия с применением компьютера, должны проветриваться.

Требования к подбору компьютерных обучающих программ и игр для дошкольников строго регламентированы. Так, покупку электронных носителей программ и игр следует осуществлять только в лицензионных магазинах; перед приобретением обязательно следует прочитать описание, чтобы убедиться в том, что игра носит дидактический характер. Если вышеперечисленные правила и требования по организации рабочего пространства будут соблюдены, то тогда занятия будут полезными для дошкольника.

Перед включением электронных средств обучения в непосредственную образовательную деятельность дошкольника нужно убедиться в том, что игры или программы корректно работают, в них нет сбоев или ошибок. Следует оценить степень сложности предлагаемых воспитанникам заданий. Они должны быть интеллектуально доступны и понятны, соответствовать возрастным возможностям. В играх и программах должна отсутствовать агрессивность и жестокость в звуковом сопровождении и в рисунках, в оформлении фона, в поведении персонажа, которым будет играть дошкольник. Электронные программы и игры не должны негативно влиять на нервную систему ребенка и на его морально-эстетическое развитие. Это будет гарантировать психологическую безопасность воспитанникам.

Обратить внимание также нужно на структуру компьютерной программы или игры, на длительность предлагаемых заданий (или сюжетов). Они должны обеспечить возможность прекратить игру на компьютере через 15 минут (это временной максимум).

Более длительное нахождение за монитором может навредить физическому и психическому здоровью, довести до нервных срывов, оказать отрицательное влияние на здоровье зрительной и костно-мышечной систем. Чтобы завершение работы с программой или игрой при таких временных ограничениях не привело к раздражению дошкольника, не ввело его в состояние агрессии и стресса, важно, чтобы он завершил свою работу, то есть прошел какой-то этап игры, успел выполнить задание, решить поставленную задачу. Именно поэтому специалисты рекомендуют для дошкольников, особенно младших, использовать компьютерные диски, построенные по принципу развивающих мини-игр, мини-заданий. Ребенок должен почувствовать завершенность своей работы и насладиться результатом, которого он достиг.

В процессе работы дошкольника с компьютером развивается интеллект, так как игры устанавливают требования и правила, которым должен подчиняться игрок. Для того чтобы достичь определенного результата, например дойти до финиша игры, дошкольник должен выстраивать логические цепочки и активировать такие процессы, как память и внимание.

С. Л. Новоселова считает, что игра позволяет уже в раннем дошкольном возрасте развивать мышление, говорит о том, что игра представляет форму практического размышления об окружающем мире. Например, дошкольник использует предметы-заместители, то есть палка может стать термометром для дошкольника, играющего в «больницу». Эта способность становится основополагающим фактором для использования компьютера в качестве игрового средства. Так, при усло­вии, что дошкольник будет самостоятельно придумывать игровой сюжет, нейтральные до определенного времени предметы в компьютерной игре приобретут иное назначение [2].

В психолого-педагогической литературе можно встретить различные классификации компьютерных игр, единой классификации на сегодняшний день не существует. Наиболее оптимальной представляется классификация, предложенная Р. Е. Радеевой [3] и Е. О. Смирновой [4], основывающаяся на делении игр по содержанию и роли игрока.

В данной статье представлена сокращенная нами классификация компьютерных игр (см. таблицу), так как авторская классификация обширна по своему объему.

 

Классификация компьютерных игр

 

Название

Описание

Компьютерные головоломки и традиционные игры

Бывают стратегические и динамические. Развивают логическое мышление, сообразительность, реакцию, умение быстро оценивать ситуацию

Аркады

Задача игрока – управлять движениями виртуального героя, проходить лабиринты, препятствия, справляться с возникающими трудностями

Стратегии

Моделирование процесса управления с целью развития своего виртуального персонажа. Для дошкольников характерно применять только игры с элементами стратегии

Симуляторы

Игрок находится в определенных условиях, ситуациях. Он должен своими действиями моделировать реальность. Такие игры не только развивают моторику, внимание и память, но и расширяют представления дошкольника об окружающем мире

Игры-повествования

Игры с развивающимся сюжетом, которые требуют постоянного вмешательства игрока

 

Обучающие программы были классифицированы нами на подгруппы исходя из образовательной цели педагога, сюжетной тематики и задач, которые надо выполнить с целью развития личности. Ниже представлена классификация:

а)     развивающие программы;

б)     обучающие программы;

в)     программы-экспериментирования;

г)      программы-забавы;

д)     компьютерные диагностические программы;.

Далее представлено подробное описание всех подгрупп обучающих программ.

Развивающие программы

Это компьютерные программы «открытого» типа. Они используются с целью формирования и развития у дошкольников умственных способностей, умений прогнозирования, способности в уме соотносить свои действия по управлению компьютером. Развивающие программы способствуют расширению фантазии, улучшению творческого потенциала воспитанника детского сада. В развивающих программах нет конкретной цели – они выступают лишь инструментами для самореализации и для самовыражения ребенка. К программам этого типа относят:

-          графические редакторы, «раскраски», конструкторы, позволяющие рисовать на экране прямыми, извилистыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами, крупными мазками;

-          популярные текстовые редакторы для создания, изменения, хранения и печати текстов;

-          «конструкторы сред» – программы, создающие полную виртуальную реальность, игрок – режиссер действий своего подопечного персонажа;

-          «музыкальные редакторы», используемые для создания, хранения и воспроизведения звуков (мелодий) в нотной форме изложения;

-          «конструктор сказок», программы, соединяющие возможности текстового и графического редакторов одновременно для создания и воспроизведения иллюстрированных сказок или рассказов.

Для успешной работы с развивающими программами предполагается грамотное использование педагогических методик.

Обучающие программы

Обучающие программы предполагают решение в игровой форме одной дидактической задачи. Они направлены на формирование определенного навыка у дошкольника. Такие программы обучают счету, алфавиту, письму, слоговому чтению, составлению словосочетаний и предложений, иностранным языкам, ориентации в пространстве. В обучающих программах могут быть заложены элементы патриотического, экологического, нравственного воспитания.

Программы-экспериментирования

В данных программах цель и правила явно не определены, но скрыты в сюжете. Для решения игровой проблемы дошкольник должен самостоятельно путем подбора и эксперимента дойти до оптимального способа действия, который приведет к достижению цели.

Программы-забавы

Программы-забавы не несут в себе задачи научить дошкольников чему-то или выработать какие-либо навыки, а служат для эмоциональной разгрузки, дают возможность развлечься. Часто такие программы представляют просмотр мини-мультфильма.

Компьютерные диагностические программы

Вышеперечисленные программы в пунктах а), б) могут являться диагностическими, поскольку грамотный педагог поймет уровень подготовки дошкольника, посмотрев на процесс и результат его игры.

Однако более точно определить уровень знаний, умений и навыков дошкольников помогут компьютерные диагностические программы. Они представляют собой адаптивные психологические и педагогические тесты в виде игры. При этом существует возможность фиксировать данные каждого воспитанника и отслеживать динамику его результатов. По данным будет возможно строить корректирующую работу.

С. Л. Новоселова в своих трудах доказала, что компьютер содержит колоссальный потенциал для развития личности дошкольника: обогащает его интеллект, формирует эстетическую культуру, коммуникативные навыки, социализирует и даже развивает физические качества [5].

Эстетическая культура дошкольника формируется благодаря элементам искусства в компьютерных играх или программах. Многие игры построены по мотивам народных сказок, а это приобщает ребенка к народной культуре (фольклору). Яркие картины великих художников, сопровождение занятия классической музыкой, элементы поэзии – все это включает в себя непосредственная образовательная деятельность с использованием компьютерной техники, притом вышеперечисленное не навязывается воспитаннику, а лишь сопровождает процесс игры.

Развитию коммуникативных навыков способствует работа за компьютером. Формируется умение слышать правила, вычленять важную информацию, задавать вопросы и отвечать на вопросы. В паре отрабатывается умение договариваться, прислушиваться к мнению другого, отстаивать свою точку зрения, идти на компромисс, вырабатывать совместную стратегию для достижения цели. В процессе игры обогащается словарный запас.

Стоит отметить, что занятия за компьютером развивают мелкую моторику. В компьютерных играх и обучающих программах необходимо учиться нажимать на нужные клавиши или даже комбинации клавиш. Это способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Также развивается моторная координация движений, то есть связь между зрительно воспринятой информацией (зрительный анализатор) и ответом на нее с помощью нажатия на компьютерную мышь или клавиатуру (моторный анализатор).

Самыми важными занятиями с компьютером станут занятия в старшем дошкольном возрасте. Они будут носить пропедевтический характер, то есть будут активно осуществлять подготовку к школе. Игры и обучающие программы для старших дошкольников будут влиять на формирование когнитивных навыков, развивать абстрактное и стратегическое мышление, некоторые будут знакомить с иностранной речью. Так, программы включают знакомство с алфавитом, цифрами, элементарными задачами, сравнениями, построениями сериационных рядов, ориентацией в пространстве, со знаковой математической системой, решением примеров. За счет интересной подачи материала у дошкольников повысится мотивация к учению.

Таким образом, развивающие возможности компьютерных игр и обучающих программ для дошкольников велики. Для наилучшего результата при использовании данных электронных ресурсов важно грамотно организовывать образовательное пространство, верно выбирать игры и программы, использовать педагогические методики в работе с дошкольниками.