Full text

Вопрос компетентности специалиста, профессионала, работника становится всё более острым в настоящий момент. Изменился сам подход к образованию, отражённый в федеральных государственных образовательных стандартах: он стал компетентностным, направленным на формирование у обучающихся компетенций, а не традиционное вооружение их знаниями, умениями и навыками. Н. Ф. Ефремова определяет компетенции как «обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки»; «совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям… способность действовать и выживать в данных условиях» [1].

Главным в компетенции профессионала является свобода в использовании имеющихся у него знаний, умений и навыков в стандартных и нестандартных ситуациях, связанных с выполнением им профессиональных обязанностей.

В структуре профессиональной компетенции педагога особо выделяется эмоциональная компетентность. Она понимается исследователями как «эмоциональные способности (эмпатия, рефлексия, саморегуляция и управление чувствами и эмоциями других людей)» или умение «управлять своим эмоциональным состоянием, определять особенности своего воздействия, проявлять перцептивные способности, уметь понимать позицию других, понимать индивидуальность и неповторимость другого человека, эмпатировать ему, рефлексировать» [2]. Краткое и чёткое определение эмоциональной компетентности дают И. М. Юсупов и Г. В. Юсупова, понимающие её как «совокупность развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих» [3]. В данном определении для нас представляется важным указание на возможность постоянного развития эмоциональных способностей (эмоциональной компетентности) и их роль в регуляции межличностных отношений.

Эмоции представляют собой важнейшую составляющую личности человека, без которой невозможна его жизнедеятельность. В психологическом словаре эмоции определяются как «особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [4]. Эмоции стимулируются как внешними факторами – воздействием окружающей среды и событий, происходящих вокруг человека, с его участием или без него, так и внутренними – пониманием личностью происходящего и его значения, осмыслением собственной деятельности, представлением о необходимости реакции на внешние раздражители.

Цель статьи – рассмотреть понятие эмоциональной компетентности применительно к профессиональной деятельности современного педагога высшей школы (далее – ВШ).

По нашему мнению, эмоциональная компетентность педагога ВШ имеет две составляющие: во-первых, она включает понимание собственного эмоционального состояния, управление своими эмоциями, саморегуляцию, умение анализировать собственные чувства; во-вторых, в её структуру входит понимание эмоций окружающих, умение воздействовать на них. Вторая составляющая является достаточно сложной, так как педагога ВШ окружают различные субъекты профессионального взаимодействия: студенты, их родители, коллеги, администрация образовательного учреждения.

И. М. Юсупов и Г. В. Юсупова выделяют в эмоциональной компетентности четыре базовых компонента: «саморегуляцию, регуляцию взаимоотношений, рефлексию и эмпатию» 5]. Как видим, два из них – саморегуляция и рефлексия – имеют отношение к собственному эмоциональному состоянию личности, а два – регуляция взаимоотношений и эмпатия – направлены на внешних субъектов эмоционального взаимодействия. При этом компоненты эмоциональной компетентности представлены без разделения на внешние и внутренние, что, по нашему мнению, создаёт неточное представление о структуре данной компетентности.

В формировании и развитии нуждаются обе составляющие эмоциональной компетентности. В настоящий момент на эмоциональную компетентность педагога как основу «профилактики стрессов субъектов образовательного процесса» начинают обращать внимание с периода вузовской подготовки педагога [6]. Эмоциональная компетентность понимается как «фактор ресурсности педагога» [7], то есть как условие, создающее ресурсную базу профессиональной деятельности. Ресурсность – это «потенциальная возможность быть более результативным в профессиональной деятельности» [8]. Эмоциональная стабильность и развитие эмоциональной компетентности дают возможность педагогу добиваться более значимых результатов в профессиональном труде.

Для педагога ВШ, работающего в сельскохозяйственном, техническом вузе и не имеющего специального педагогического образования, осознание собственных эмоций и их воздействия на профессиональную сферу является особенно затруднительным.

Рассмотрим составляющие эмоциональной компетентности, относящиеся к внутренней эмоциональной сфере педагога. Данная сфера включает:

−          способность распознавать и понимать собственные чувства и правильно оценивать их (рефлексия);

−          умение выражать свои эмоции;

−          умение контролировать свои чувства как элемент управления собственным поведением;

−          умение использовать эмоции как профессиональный инструмент.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы не только распознать и понять чувство, но и осознать причины его возникновения, контекст, в котором оно сформировалось. Данную способность именуют «эмоциональной ясностью» [9]. Эмоциональная ясность может проявляться у личности в разной степени, полное же отсутствие данной способности – это «чувственная слепота, алекситимия» [10]. Осознанную и понятую эмоцию надо уметь выразить. Это особенно сложно, если эмоция негативная (злость, гнев), относительно которой неправильным будет как подавление эмоции, так и её явное выражение. Как отмечает И. Л. Самусенко, «практика подавления, вытеснения и игнорирования эмоций не ушла в прошлое, она продолжает свое губительное воздействие на здоровье» [11]. Необходимо найти способы адекватного выражения эмоций, при котором не пострадает ни сам педагог, ни окружающие, ни система установившихся в обществе отношений. Впрочем, положительные эмоции (любовь, ласку и т. п.) выражать не менее сложно. В образовательной среде сведены к минимуму положительные эмоциональные контакты, и педагогам нередко сложно выразить приязнь к студентам, высказать свои позитивные мысли, объяснить и проявить добрые чувства.

Эмоциональная компетентность применительно к внешней эмоциональной среде включает:

−          способность понимать эмоциональные состояния других людей;

−          способность влиять на эмоции окружающих, регулировать их, стимулировать те эмоции, которые необходимы в данный момент для более успешной профессиональной деятельности;

−          умение использовать эмоции как профессиональный инструмент (составляющая, одинаковая в обеих сферах).

Как видим, внутренняя и внешняя эмоциональные сферы тесно связаны. Например, контроль педагогом собственных эмоций будет способствовать управлению своим поведением, а значит, отразится и на окружающих. Для педагога нахождение баланса между внутренней и внешней эмоциональной сферами особенно важно, так как вся его деятельность связана со взаимодействием с другими людьми – студентами, коллегами, родителями студентов, представителями администрации и т. д.

Эмоциональная компетентность является основой карьерных успехов профессионала, что особенно важно в настоящий момент для педагога ВШ. Обладающий эмоциональной компетентностью педагог способен лучше организовать взаимодействие с администрацией, коллегами и студентами, а значит, его профессиональный рост и, как следствие, продвижение по карьерной лестнице становятся более быстрыми.

Эмоциональная компетентность педагога ВШ имеет конкретное выражение в процессе обучения, где выступает как способ мотивации учебной деятельности студентов, своего рода профессиональный инструмент. М. Н. Крылова отмечает среди способов мотивации на теоретическом занятии «эмоциональное воздействие – воздействие на чувства: удивление, сомнение, гордость, патриотизм и т. п.» [12]. Способным на такое воздействие может быть только педагог, сам обладающий эмоциональной компетентностью. Познавательный интерес обучающихся тесно связан с эмоциями. Если присутствует познавательный интерес, «поисковая деятельность обучающегося совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи» [13]. Обучение через воздействие на эмоции является очень эффективным, знания в этом случае становятся осознанными, лучше запоминаются. Воспринятые через эмоциональную сферу, они прочно входят в систему знаний обучающегося. Эмоции выступают как дидактические средства. От педагога требуется понимать эмоциональную сферу студента и подбирать примеры, сравнения, исторические параллели, способные воздействовать на эту сферу. Новые образовательные технологии и методы обучения нередко становятся менее эффективными в процессе обучения, чем шутка, яркая ассоциация, неожиданное действие педагога. Р. А. Долженко отмечает: «…Фактор мотивации важен для успешной учебы сильнее, чем фактор интеллекта», а основой формирования позитивной мотивации к учению является как раз «управление эмоциями студентов» [14].

Ситуация, сложившаяся в современном высшем образовании и простимулированная его реформами, накладывает свой отпечаток на эмоциональное состояние педагога ВШ и вызывает трансформации в сфере его эмоциональной компетентности. В течение последних двадцати-тридцати лет российское высшее образование борется за своё выживание. Многие достойные вузы с богатой историей, прекрасной материальной базой, высоким научным потенциалом (к их числу относится и Азово-Черноморский инженерный институт, являющийся в настоящий момент филиалом ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет») находятся на грани выживания. Их педагоги и сотрудники ведут борьбу за сохранение вуза, а значит, и собственных рабочих мест. Постоянные проверки со стороны вышестоящих органов, объявления о неэффективности вуза, бессмысленные обновления государственных стандартов, влекущие за собой переработку огромного количества учебно-методических документов, реорганизация и т. п. создают условия деятельности, в которых эмоциональное состояние педагога становится нестабильным. Одним из следствий этой нестабильности всё чаще становится эмоциональное выгорание педагога [15], ослабление у него способности чувствовать и эмоционально реагировать на соответствующие внешние раздражители. Эмоциональная компетентность в этом случае выпадает из структуры профессиональной компетентности, и данная структура становится неполной.

От педагога ВШ в современных условиях требуется исключительное внимание к сфере собственных эмоций. Не имея возможности воздействовать на внешнюю ситуацию в образовании (данная возможность есть только у государства, а оно не спешит ею воспользоваться), педагог ВШ должен пытаться влиять хотя бы на эмоциональную составляющую своей личностной и профессиональной сферы, то есть пытаться не утратить и развить свою эмоциональную компетентность. Отсутствие эмоций, их ослабление должны насторожить педагога и вызвать у него желание вернуть своему эмоциональному состоянию прежнюю стабильность. Для кого-то способами эмоциональной реабилитации станет более тесное общение с родными людьми, детьми и внуками; кто-то найдёт такой путь, как освежение эмоций с помощью просмотра семейной хроники и любимых старых фильмов; возможно, кому-то поможет более тесное общение со студентами, в том числе неформальное, на форумах, конференциях, в поездках, на воспитательных мероприятиях. Для каждого педагога способы эмоциональной стабилизации будут различными, вплоть до эмоциональной изоляции на некоторое время (например, в период отпуска), чтобы привести эмоции в порядок, научиться вновь их понимать и ощущать. Способность к стабилизации собственного эмоционального состояния является, в числе прочих, важнейшей составляющей эмоциональной компетентности педагога ВШ.

Эмоциональная компетентность относится к типу компетентностей, в наибольшей степени зависящих от собственной деятельности личности, от саморефлексии. Именно педагог должен развивать собственную эмоциональную компетентность, причём делать это осознанно, прекрасно понимая, что сфера эмоций – определяющая в организации межличностного общения и, в первую очередь, в профессиональной деятельности педагога. Существует «широкий спектр разработанных аутотренингов и педагогических техник для самонастроя» [16], однако их применение зависит от особенностей личности педагога, его волевого настроя, и «только целенаправленное волевое желание скорректировать собственное эмоциональное состояние может обеспечить положительный результат» [17]. Педагог должен не бояться чувствовать, ему необходимо преодолеть сложившееся в обществе предубеждение, согласно которому педагог – это не человек, а машина, поступающая по раз и навсегда установленным правилам и не способная отступить от них в угоду собственным эмоциям.

Прекрасным способом эмоциональной регуляции является юмор. Как отмечают И. А. Гоголь и О. А. Лебедева, «структура идеальной модели личности преподавателя включает в себя юмор наравне с другими профессиональными навыками и умениями» [18]. Юмор – это один из способов привлечения внимания к речи педагога, сильное дидактическое средство. Одновременно юмор – психотерапевтическое средство, способствующее эмоциональной саморегуляции. Молодые педагоги обычно боятся шутить, им кажется, что шутка уронит их авторитет, более опытные преподаватели знают, что юмор служит установлению контактов между педагогом и обучающимися, регуляции их эмоциональных состояний, нахождению эмоционального равновесия между ними. При этом необходимо помнить, что у юмора должны быть границы, которые в данном случае можно обозначить как профессиональные.

Итак, эмоциональная компетентность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности современного педагога ВШ. Эмоциональная компетентность имеет структуру, представленную двумя сферами: внешней и внутренней. Для педагога важны обе сферы: и умение регулировать собственные эмоции, оценивать их, и способность понимать эмоции окружающих и использовать это понимание для организации продуктивного профессионального взаимодействия с ними. Эмоциональное воздействие на студентов на занятиях способно стимулировать их познавательную активность, и эмоциональная компетентность в данном случае выступает как профессиональный инструмент. Эмоциональная стабильность и развитие эмоциональной компетентности во многом зависят от самого педагога, его настроенности на саморефлексию, его волевых усилий.