Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества профессионального образования будущих педагогов на основе системной оценки хода и результатов их психолого-педагогической подготовки.
Традиционно оценка качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов рассматривается как процесс и результат проверки степени соответствия ее процесса и результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, которая осуществляется с помощью соответствующих диагностических и оценочных процедур [1, 2].
В качестве нормативных, как правило, рассматриваются требования федеральных государственных образовательных стандартов, а также профессиональных стандартов.
В связи с вступлением в силу актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование (далее – ФГОС ВО, вступил в силу с 15.03.2018), а также профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (вступил в силу с 01.01.2017), необходимо рассмотреть, какие возможности для совершенствования механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов в нем заложены и могут быть реализованы в деятельности образовательных организаций высшего образования.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» описывает обобщённые трудовые функции, соответствующие профессиональной деятельности выпускников [3]. К ним отнесены следующие:
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
Первая обобщенная трудовая функция включает такие трудовые функции, как общепедагогическая функция. Обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность.
Вторая обобщенная трудовая функция содержит в себе педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования; педагогическую деятельность по реализации программ начального образования; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования; а также модули «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык».
В профессиональном стандарте реализация каждой трудовой функции предполагает осуществление определенных трудовых действий, которые требуют наличия необходимых знаний и умений. Так, реализация функции «Общепедагогическая функция. Обучение» предполагает осуществление таких трудовых действий, как разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы; формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; объективная оценка знаний обучающихся. Каждое из представленных трудовых действий соотнесено с требуемыми для его выполнения знаниями и умениями, что позволяет делать сам процесс психолого-педагогической подготовки технологичным, ориентированным на результат, обеспечивающим реализацию того или иного трудового действия, а также дает возможность увидеть конкретные индикаторы достижения целей психолого-педагогической подготовки, выраженные в терминах «необходимые знания», «необходимые умения», «другие характеристики» В табл. 1 приведена характеристика трудового действия «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы».
Согласно требованиям актуализированного ФГОС ВО [4], образовательная организация формирует требования к результатам освоения образовательной программы, выраженные в совокупности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Приоритетное значение в контексте задач исследования, связанных с оценкой качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей, имеет рассмотрение общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Актуализированный ФГОС ВО описывает требования к общепрофессиональным компетенциям, выделяя их категории (группы), связанные с конкретными профессиональными функциями. ФГОС ВО определяет указанные категории (группы) через характеристику восьми общепрофессиональных компетенций, устанавливая в качестве индикаторов наличие соответствующих способностей (см. табл. 2).
Таблица 1
Характеристика трудового действия «Разработка и реализация программ
учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы»
Необходимые умения |
Необходимые знания |
Другие характеристики |
- Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий; - объективно оценивать знания обучающихся; - разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; |
- Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы; - историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем; - основные закономерности возрастного развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни; |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики |
- апробировать специальные подходы к обучению особых групп обучающихся; - владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью; организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
- основы психодидактики; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения; - основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; - содержание и методику обучения по предмету - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, федеральные государственные образовательные стандарты, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство |
|
Таблица 2
Характеристика требований к общепрофессиональным компетенциям,
установленным в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование
Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций |
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника |
Правовые и этические основы профессиональной деятельности |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
Разработка основных и дополнительных образовательных программ |
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) |
Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся |
ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
Построение воспитывающей образовательной среды |
ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
Контроль и оценка формирования результатов образования |
ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении |
Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности |
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Взаимодействие с участниками образовательных отношений |
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ |
Научные основы педагогической деятельности |
ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
Следует отметить, что в актуализированном ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование впервые указано, что профессиональные компетенции, установленные программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, а также требований, которые к выпускникам предъявляются на региональном рынке труда, в том числе в ходе проведения консультаций с работодателями и их объединениями в соответствующей отрасли.
Таким образом, каждая образовательная организация, осуществляющая подготовку будущих педагогов, в зависимости от запросов конечных потребителей образовательных услуг может уточнить перечень профессиональных компетенций и сформулировать соответствующие требования к оценке качества психолого-педагогической подготовки обучающихся, опираясь на базовые требования профессиональных стандартов.
Покажем, как данная позиция реализуется в ФГОС ВО, представив характеристику требований к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов, которые необходимо учитывать при оценке качества психолого-педагогической подготовки (см. табл. 3).
В ФГОС ВО определены источники формирования требований к результатам профессионального образования (включая требования к психолого-педагогической подготовке) в части профессиональных компетенций. В качестве таких источников выступают:
- профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников;
- требования к профессиональным компетенциям, предъявляемые к выпускникам на рынке труда;
- отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки в указанной сфере профессиональной деятельности;
- ведущие работодатели, объединения работодателей отрасли, в которой будут востребованы выпускники.
Требования ФГОС ВО к результатам психолого-педагогической подготовки конкретизируются в примерных основных образовательных программах (ПрООП), которые устанавливают рекомендуемое содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Таблица 3
Характеристика требований к профессиональным компетенциям,
установленных в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование
Требования к профессиональным компетенциям, установленные в ФГОС ВО |
Характеристика требований к профессиональным компетенциям, установленных в ФГОС ВО |
Источники формирования профессиональных компетенций |
– Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников (при наличии); – анализ требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда; – обобщение отечественного и зарубежного опыта; – консультации с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники |
Виды профессиональных компетенций, устанавливаемых примерной основной образовательной программой |
– Обязательные профессиональные компетенции, – рекомендуемые профессиональные компетенции
|
Особенности определения в образовательной программе перечня профессиональных компетенций |
– Включение всех обязательных профессиональных компетенции (при наличии); – включение одной или нескольких рекомендуемых профессиональных компетенций (при наличии); – включение определяемых образовательной организацией одной или нескольких профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам |
Особенности использования профессиональных стандартов при определении профессиональных компетенций |
– Выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников; – выделение в профессиональным стандарте одной или нескольких обобщённых трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников |
Особенности оценки достижения профессиональных компетенций |
– Индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных обязательных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются примерной основной образовательной программой; – индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются образовательной организацией |
Если говорить о результатах освоения образовательной программы, то примерной основной образовательной программой устанавливаются два вида профессиональных компетенций: обязательные и рекомендуемые. ПрООП установлено, что при определении перечня профессиональных компетенций по конкретной образовательной программе следует включать в него все обязательные профессиональные компетенции; одну или несколько рекомендуемых профессиональных компетенций; одну или несколько профессиональных компетенций, определяемых образовательной организацией, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам.
Кроме того, следует отметить, что если индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных, обязательных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются ПрООП, то индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются образовательной организацией. При их определении также важно учесть весь спектр источников формирования требований к результатам профессионального образования (включая требования к психолого-педагогической подготовке).
Сформированные компетенции, согласно требованиям актуализированного ФГОС ВО, должны обеспечивать способность будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной сфере профессиональной деятельности и решать задачи не менее чем одного типа профессиональной деятельности.
Таким образом, для совершенствования механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки необходимо интегрировать требования профессионального стандарта педагога и актуализированного ФГОС ВО, для чего совместно с заинтересованными субъектами определить перечень формируемых компетенций как основных результатов, на которые ориентирована психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов, а также обосновать индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций, исходя из требований к профессиональной деятельности выпускника в конкретной образовательной системе (региональной, муниципальной) или в той или иной образовательной организации.