Full text

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества профессионального образования будущих педагогов на основе системной оценки хода и результатов их психолого-педагогической подготовки.

Традиционно оценка качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов рассматривается как процесс и результат проверки степени соответствия ее процесса и результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, которая осуществляется с помощью соответствующих диагностических и оценочных процедур [1, 2].

В качестве нормативных, как правило, рассматриваются требования федеральных государственных образовательных стандартов, а также профессиональных стандартов.

В связи с вступлением в силу актуализированного Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование (далее – ФГОС ВО, вступил в силу с 15.03.2018), а также профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (вступил в силу с 01.01.2017), необходимо рассмотреть, какие возможности для совершенствования механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки будущих педагогов в нем заложены и могут быть реализованы в деятельности образовательных организаций высшего образования.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» описывает обобщённые трудовые функции, соответствующие профессиональной деятельности выпускников [3]. К ним отнесены следующие:

-          педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

-          педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

Первая обобщенная трудовая функция включает такие трудовые функции, как общепедагогическая функция. Обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность.

Вторая обобщенная трудовая функция содержит в себе педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования; педагогическую деятельность по реализации программ начального образования; педагогическую деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования; а также модули «Предметное обучение. Математика» и «Предметное обучение. Русский язык».

В профессиональном стандарте реализация каждой трудовой функции предполагает осуществление определенных трудовых действий, которые требуют наличия необходимых знаний и умений. Так, реализация функции «Общепедагогическая функция. Обучение» предполагает осуществление таких трудовых действий, как разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов; участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации; планирование и проведение учебных занятий; систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы; формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями; объективная оценка знаний обучающихся. Каждое из представленных трудовых действий соотнесено с требуемыми для его выполнения знаниями и умениями, что позволяет делать сам процесс психолого-педагогической подготовки технологичным, ориентированным на результат, обеспечивающим реализацию того или иного трудового действия, а также дает возможность увидеть конкретные индикаторы достижения целей психолого-педагогической подготовки, выраженные в терминах «необходимые знания», «необходимые умения», «другие характеристики» В табл. 1 приведена характеристика трудового действия «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы».

Согласно требованиям актуализированного ФГОС ВО [4], образовательная организация формирует требования к результатам освоения образовательной программы, выраженные в совокупности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Приоритетное значение в контексте задач исследования, связанных с оценкой качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей, имеет рассмотрение общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Актуализированный ФГОС ВО описывает требования к общепрофессиональным компетенциям, выделяя их категории (группы), связанные с конкретными профессиональными функциями. ФГОС ВО определяет указанные категории (группы) через характеристику восьми общепрофессиональных компетенций, устанавливая в качестве индикаторов наличие соответствующих способностей (см. табл. 2).

Таблица 1

Характеристика трудового действия «Разработка и реализация программ

учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы»

 

Необходимые умения

Необходимые знания

Другие характеристики

-  Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий;

-  объективно оценивать знания обучающихся;

-  разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

-  Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы;

-  историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем;

-  основные закономерности возрастного развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни;

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

-  апробировать специальные подходы к обучению особых групп обучающихся;

-  владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательской ИКТ-компетентностью; общепедагогической ИКТ-компетентностью; предметно-педагогической ИКТ-компетентностью;

организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

-  основы психодидактики; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;

-  основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

-  содержание и методику обучения по предмету

-  приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, федеральные государственные образовательные стандарты, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство

 

 

Таблица 2

Характеристика требований к общепрофессиональным компетенциям,

установленным в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование

 

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций

Код и наименование общепрофессиональной компетенции

выпускника

Правовые и этические основы профессиональной деятельности

ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

Разработка основных и дополнительных образовательных программ

ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся

ОПК-3. Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

Построение воспитывающей образовательной среды

ОПК-4. Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

Контроль и оценка формирования результатов образования

ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности

ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Взаимодействие с участниками образовательных отношений

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ

Научные основы педагогической деятельности

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

 

Следует отметить, что в актуализированном ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование впервые указано, что профессиональные компетенции, установленные программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов, а также требований, которые к выпускникам предъявляются на региональном рынке труда, в том числе в ходе проведения консультаций с работодателями и их объединениями в соответствующей отрасли.

Таким образом, каждая образовательная организация, осуществляющая подготовку будущих педагогов, в зависимости от запросов конечных потребителей образовательных услуг может уточнить перечень профессиональных компетенций и сформулировать соответствующие требования к оценке качества психолого-педагогической подготовки обучающихся, опираясь на базовые требования профессиональных стандартов.

Покажем, как данная позиция реализуется в ФГОС ВО, представив характеристику требований к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов, которые необходимо учитывать при оценке качества психолого-педагогической подготовки (см. табл. 3).

В ФГОС ВО определены источники формирования требований к результатам профессионального образования (включая требования к психолого-педагогической подготовке) в части профессиональных компетенций. В качестве таких источников выступают:

-          профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников;

-          требования к профессиональным компетенциям, предъявляемые к выпускникам на рынке труда;

-          отечественный и зарубежный опыт профессиональной подготовки в указанной сфере профессиональной деятельности;

-          ведущие работодатели, объединения работодателей отрасли, в которой будут востребованы выпускники.

Требования ФГОС ВО к результатам психолого-педагогической подготовки конкретизируются в примерных основных образовательных программах (ПрООП), которые устанавливают рекомендуемое содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

 

 

 

Таблица 3

Характеристика требований к профессиональным компетенциям,

установленных в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование

 

Требования к профессиональным компетенциям, установленные в ФГОС ВО

Характеристика требований к профессиональным компетенциям, установленных в ФГОС ВО

Источники формирования профессиональных компетенций

– Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников (при наличии);

– анализ требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда;

– обобщение отечественного и зарубежного опыта;

– консультации с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники

Виды профессиональных компетенций, устанавливаемых примерной основной образовательной программой

– Обязательные профессиональные компетенции,

– рекомендуемые профессиональные компетенции

 

Особенности определения в образовательной программе перечня профессиональных компетенций

– Включение всех обязательных профессиональных компетенции (при наличии);

– включение одной или нескольких рекомендуемых профессиональных компетенций (при наличии);

– включение определяемых образовательной организацией одной или нескольких профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам

Особенности использования профессиональных стандартов при определении профессиональных компетенций

– Выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников;

– выделение в профессиональным стандарте одной или нескольких обобщённых трудовых функций, соответствующих профессиональной деятельности выпускников

Особенности оценки достижения профессиональных компетенций

– Индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных обязательных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются примерной основной образовательной программой;

– индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются образовательной организацией

 

Если говорить о результатах освоения образовательной программы, то примерной основной образовательной программой устанавливаются два вида профессиональных компетенций: обязательные и рекомендуемые. ПрООП установлено, что при определении перечня профессиональных компетенций по конкретной образовательной программе следует включать в него все обязательные профессиональные компетенции; одну или несколько рекомендуемых профессиональных компетенций; одну или несколько профессиональных компетенций, определяемых образовательной организацией, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам.

Кроме того, следует отметить, что если индикаторы достижения универсальных, общепрофессиональных, обязательных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются ПрООП, то индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций (при наличии) устанавливаются образовательной организацией. При их определении также важно учесть весь спектр источников формирования требований к результатам профессионального образования (включая требования к психолого-педагогической подготовке).

Сформированные компетенции, согласно требованиям актуализированного ФГОС ВО, должны обеспечивать способность будущего педагога осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной сфере профессиональной деятельности и решать задачи не менее чем одного типа профессиональной деятельности.

Таким образом, для совершенствования механизмов оценки качества психолого-педагогической подготовки необходимо интегрировать требования профессионального стандарта педагога и актуализированного ФГОС ВО, для чего совместно с заинтересованными субъектами определить перечень формируемых компетенций как основных результатов, на которые ориентирована психолого-педагогическая подготовка будущих педагогов, а также обосновать индикаторы достижения рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций, исходя из требований к профессиональной деятельности выпускника в конкретной образовательной системе (региональной, муниципальной) или в той или иной образовательной организации.