Стратегия развития школьного образования определяет необходимость подготовки всесторонне развитой личности, способной эффективно решать поставленные задачи, быстро и четко реагировать на вызовы окружающей действительности, добиваться успеха в профессиональной деятельности, при этом максимально используя свой творческий потенциал. Достичь этого, бесспорно, можно только в том случае, если ученик проявляет интерес к учению, подходит к процессу усвоения знаний, получения умений и развития навыков с активной позиции, самостоятельно включаясь в учебную деятельность по всем предметам школьной программы, в частности по литературе.
Однако в процессе обучения литературе в современной школе наблюдается иная тенденция. Одна из основных проблем сегодня низкий уровень учебной мотивации школьников и, как следствие, снижение уровня их активности на уроках: дети часто отвлекаются, им не интересен материал, обсуждение литературных произведений часто происходит формально, школьники не «пропускают через себя» изучаемый материал, литературные произведения читаются с крайне низкой активностью.
Проблему отсутствия читательского интереса у современных школьников детально описала ученый-педагог А. Г. Гройсман в своей статье «О проблемах детского чтения» [1], которая считает, что «налицо кризис чтения», из чего следует, что развитие у школьников интереса к литературе является задачей и родителей, и педагогов. Она отмечает, что восприятие современного информационного поколения становится более бездумным, юному читателю необходимы яркие интересные иллюстрации, без которых, как утверждают психологи, чтение не представляет для него никакого интереса, а напротив, становится даже скучным. Поэтому одна из основных задач современного педагога – воспитать в учениках любовь к книге и слову, то есть развить в них познавательный интерес к изучению литературы.
Проблема развития познавательного интереса детально изучалась в научной школе под руководством профессора Галины Ивановны Щукиной. По мнению ученого, «познавательный интерес – глубоко личностное образование, несводимое к отдельным свойствам и проявлениям; его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов» [2]. Познавательный интерес должен возникать не только на основе разносторонне представленного учебного материала, но и различных форм организации и характера протекания учебной познавательной деятельности.
Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности: под ее влиянием развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности. Г. И. Щукина полагает, что познавательную деятельность школьника, осуществляемую им в процессе учения, в свете социально-педагогических задач современного общества следует считать основным видом деятельности подрастающих поколений. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа.
Таким образом, перед учителем литературы встает серьезная задача – вовлечь школьников в процесс учебной познавательной деятельности, сформировать у них потребность в развитии познавательного интереса к предмету в целом и чтению в частности. Но как же этого добиться, не прибегая к серьезным изменениям сложившейся системы обучения школьников литературе?
Одним из способов сделать это, на наш взгляд, является возможность использования нового дидактического инструмента, названного нами «Ларец литературных экспонатов». Идея развития познавательного интереса с помощью такого дидактического инструмента заключается в систематическом использовании на уроках литературы творческих занимательных образовательных заданий, результатом выполнения которых становятся разнообразные и многочисленные «экспонаты», собираемые в «литературный ларец» учащегося – папку-портфолио. Отметим, что познавательный интерес формирует занимательность, которая воздействует на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к обучению, формирует готовность к активной мыслительной деятельности. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на школьника, и, как отмечает Г. И. Щукина, является главным средством популяризации науки [3].
Использование дидактического инструмента «Ларец литературных экспонатов» как инновации в образовании предполагает, что целесообразное и систематическое планирование различных видов учебной познавательной деятельности обучающихся успешно повлияет на развитие их познавательного интереса в целом и интереса к чтению литературных произведений в частности, что полностью или частично снимет описанную выше проблему.
Таким образом, целью предлагаемого нами проекта является создание практико-ориентированной образовательной среды, направленной на использование в процессе обучения школьников литературе дидактического инструмента «Ларец литературных экспонатов» и, как следствие, развитие у них познавательного интереса к изучению предмета в целом и чтению литературных произведений в частности.
Среди основных задач образовательного проекта, помимо главной – развития познавательного интереса обучающихся, отметим следующие:
- расширить знания учащихся по предмету;
- развить навыки самостоятельной работы обучающихся;
- способствовать самовыражению детей в процессе деятельности;
- развить навыки, связанные с творческой деятельностью;
- развить воображение, фантазию, речь (письменную и устную) учащихся.
Проект носит образовательный характер и рассчитан на учащихся 5–11-х классов. Он помогает разнообразить формы работы на уроках литературы для привлечения школьников к активному творческому изучению произведений классики. Польза от его реализации заключается в том, что учащиеся повысят уровень знаний по литературе, интерес и мотивацию к учебной деятельности, разовьют воображение, ответственность, актуализируют творческий подход к решению проблем, разовьют творческое мышление через выполнение каждым участником возложенных на него задач, что в конечном итоге приведет к реализации поставленной цели. Работа в рамках образовательного проекта учит детей работать интенсивно, творчески, преодолевать трудности чтения сложных для понимания текстов, достигать максимальной эффективности в реализации поставленных целей и задач.
Образовательный проект будет эффективным:
- если повышать в процессе учебно-творческой работы по предмету интерес учащихся к усвоению литературных произведений;
- использовать наиболее эффективные средства обучения, создавать необходимые условия, способствующие развитию творческого подхода к решению проблем.
Только при грамотном сочетании поставленных задач, технологий и методов будет достигнута эффективность деятельности педагога.
Приведем примеры отдельных возможных приемов дидактического инструмента «Ларец литературных экспонатов», которые можно реализовать в непосредственной педагогической практике обучения школьников литературе.
- 1. Создание образа бумажной куклы в соответствии с изучаемой в литературном произведении эпохой. На уроках литературы изучаются произведения различных эпох: от древнерусской до современной. Чтобы наглядно представить исторические периоды, учащимся предлагается разработать образ бумажной куклы с возможной заменой на ней одежды. Такое задание с использованием межпредметных связей способствует погружению обучающихся в историческое время, изучению деталей костюма людей, живших в тот период, а значит, и литературных героев произведения. Кроме того, прием обогащает знания школьников по истории, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Работу можно продолжать на протяжении курса литературы в 5–6-х классах.
- 2. Макеты комнат литературных героев. Мы знаем, что через интерьер раскрывается внутренний мир героев. Например, в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» дается подробное описание комнат Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина. Или дается описание комнаты Пульхерии Ивановны: «…была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висело по стенам. Множество клубков с разноцветною шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала всё, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится» («Старосветские помещики»). У А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» дается описание комнаты Евгения Онегина. Почему бы не использовать полученную информацию для подготовки макета комнат героев? Работа требует внимательного прочтения литературного текста, его осмысления и поиска нужной информации, что способствует развитию познавательного интереса школьников.
- 3. Создание плакатов-мемов литературных терминов. Мем – это информация о том или ином явлении в жизни, переданная с сарказмом или иронией. Чаще всего мемы размещают на картинках или фото. Они очень популярны в Интернете и социальных сетях, потому что вызывают улыбку и смех. Поэтому их создание должно способствовать повышению интереса школьников к учебной дисциплине и развитию культуры речи, а также запоминанию различных литературных терминов. Также такой вид заданий способствует развитию межпредметных связей, в частности, с информатикой. Учащийся подбирает подходящую картинку, которая будет удачно соотноситься с литературным понятием. Итогом работы является получение специализированного плаката. Чтобы создать плакат, определяемся с термином, например «метафора», берем цитату из «Ромео и Джульетты» В. Шекспира: «Но мягко! Какой свет через окно разбивается? Это восток, а Джульетта – солнце». Учащийся, проявляя свои творческие способности, создает плакат-мем. Яркие плакаты привлекут внимание школьников, что поспособствует развитию творческого мышления, запоминанию важной информации.
- 4. Создание памятника литературным героям в виде рисунка, работы из подручного материала. Перед началом деятельности необходимо собрать информацию о памятниках литературным героям русских и зарубежных писателей и сказочным персонажам; систематизировать материал. Проанализировав данную информацию, попытаться придумать свой вариант памятника изучаемому герою, далее нарисовать или сделать его из подручного материала, представить одноклассникам, рассказать, почему появилась такая идея и как она воплотилась.
- 5. Письмо литературному герою. После прочтения литературного произведения учащимся предлагается написать письмо литературному герою. Необходимо писать искренне, чтобы адресат почувствовал положительную энергию отправляющего, находить нужные слова и пожелания. Для начала нужно составить план письма, который начинается с доброжелательного приветствия. Написать несколько строк о себе, об эмоциях от знакомства с героем. Рассказать, в какой роли персонаж запомнился, чем поразило его творчество. Если письмо будет написано от руки, то писать нужно разборчивым красивым почерком. Обязательно проверить грамотность написания письма. Стараться выделиться из общей массы поклонников содержанием и оформлением работы.
- 6. Составление рукописной книги с любимыми цитатами из литературного произведения. Школьники учатся правильно оформлять цитаты, находить интересные мысли, важные конкретно для них в настоящий временной промежуток. Кроме того, нужно правильно оформить обложку книги, которая должна раскрыть воображение и фантазию автора. Можно использовать фотографии, коллажи, абстракцию, комбинацию из разных шрифтов. Тем самым мы получим оригинальный и творческий продукт.
- 7. Составление изображения страницы героя в социальной сети. Так, например, в 6-м классе дается задание нарисовать страницу героя романа А. С. Пушкина «Дубровский» Владимира Дубровского. Цель – проанализировать развитие личности героя от начала романа до окончания. Следовательно, учащиеся нарисуют две страницы данного героя. Одна – до того, как Дубровский стал «разбойником», вторая – после изучения всего произведения, обобщения знаний, полученных в процессе чтения и анализа романа. Для успешного выполнения творческого задания необходимо прочитать произведение, проанализировать образ героя, найти портрет, обозначить психологические черты. Кроме того, важно составить план страницы, подобрать аудио- и видеоконтент, выбрать цитаты для «ленты новостей», придумать названия сообществ, описать личную информацию героя. Эта составляющая работы понятна и интересна учащимся, так как большинство из них состоят в социальных сетях.
- 8. Составление литературного кроссворда. Чтобы составить кроссворд, необходимо прочитать произведение, что является нашей целью. Кроме того, необходимо грамотно оформить свою работу. Представить кроссворд с возможностью заполнения пустых клеток, а также готовый вариант с ответами.
- 9. Раскадровка лирического стихотворения. Не секрет, что чтение лирических произведений дается учащимся тяжело. Им не понятна устаревшая лексика, тема и основная мысль стихотворения, сложно разобраться в художественно-изобразительных средствах языка, что может негативно сказаться на сдаче выпускных экзаменов. Поэтому учащимся предлагается нарисовать кадры стихотворения построчно или построфно, передать эмоции автора красками, вдуматься в них. Раскадровку лирического стихотворения можно повесить на доску и, читая текст произведения, пронаблюдать смену кадров-картинок наглядно.
- 10. Составление карты. Многие произведения мировой литературы позволяют воспроизвести на бумаге карту местности, которая возникла в воображении читателя. Так, например, в романе Ж. Верна «Таинственный остров» вынужденные поселенцы проводят на острове, названном в честь президента Линкольна, целых четыре года и создают свой мир. Аналогичная работа возможна при анализе произведений А. Беляева «Остров погибших кораблей», Д. Дефо «Робинзон Крузо», В. П. Астафьева «Васюткино озеро», Дж. Свифта «Путешествие Гулливера».
Конечно, это малая часть тех экспонатов, которые составят литературный ларец учащихся через использование предлагаемого нами дидактического инструмента. Портфолио будет пополняться в процессе работы как у детей, так и у педагога. Реализация проекта должна быть направлена на развитие ученика-читателя, повышение заинтересованности подрастающего поколения чтением в связи со сложностью восприятия языка классического произведения, иного образа жизни и хода мысли, ценностных ориентиров писателей.
Таким образом, дидактический инструмент «Ларец литературных экспонатов» должен стать основой приобщения школьников к активной познавательной творческой деятельности в процессе изучения литературы, привития им познавательного интереса к чтению и, как следствие, к рассмотрению чтения как нового качества человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения, что предполагают образовательные стандарты нового поколения.