При подготовке специалиста в современной высшей школе возникает проблема: как в широком информационном пространстве, при доступности сведений в любой области знаний в неограниченном объеме, сделать процесс познания эффективным, правильно организованным, включающим в себя обе стороны – преподавателя и студента? Современные педагоги всё чаще приходят к выводу, что «невозможно подготовить специалиста к решению будущих задач, просто передавая знания от преподавателя студенту» [1].
Казалось бы, возможность доступа к информации дает возможность студенту с головой окунуться в учение, но на деле зачастую лишь провоцирует поверхностное отношение к учебе. Отмирает традиция самостоятельного поиска нужной информации при анализе книжных источников; часто студент предпочитает не выполнять учебную работу, а найти её в готовом виде и выдать за плод своих интеллектуальных усилий. По большому счёту процесс деградации системы высшего образования обусловлен тем, что происходит потеря ценности и сложности интеллектуального труда: чтобы получить оценку, не нужно прилагать много усилий.
С другой стороны, облегчение процесса обучения делает усвоение знаний непрочным; зачастую студент, предоставляя преподавателю работу какого-либо вида, очень поверхностно знает её содержание, так как сам не прилагал усилий для её написания; ответы же на устном экзамене даются с использованием интернет-подсказок и не отражают глубины знаний обучающегося.
В процесс облегчения процесса познания включается и преподаватель: ему также доступно огромное информационное поле, он также в готовом виде может найти, например, курс лекций по своей дисциплине и преподнести его обучающимся как собственный труд. Возникает ситуация, при которой снижаются требования к качеству труда преподавателя и студента.
При этом каждый из нас отдает себе отчет в том, что доступность информации в современном мире не только не является отрицательным моментом, но и дает широкие возможности для качественного образования. Очевидно, что проблема заключается в правильном отношении к новой реальности получения образования. Можно избрать несколько путей: например, использовать классический метод преподнесения готовой суммы знаний и требования от студентов досконального изучения предмета и точного воспроизведения изученного материала. Такой путь часто подвергается критике современными педагогами, но при этом имеет много плюсов: многократное повторение полученной информации способствует большей прочности её усвоения (один из законов памяти – закон повторения). Возможно использовать при обучении современные интерактивные методы, вовлекающие в совместную деятельность, но, по мнению их авторов, ведущие к облегчению процесса познания. Очевидно, что необходимо найти компромиссный вариант подхода к обучению, позволяющий использовать возможности современных технологий и широты информационного пространства с основательным, требовательным подходом к процессу усвоения знаний, касающимся не только студента, но и преподавателя.
Для выполнения сложной задачи воплощения в практику основательного подхода к процессу передачи и усвоения знаний необходимо, чтобы процесс познания сочетал в себе одновременно и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые компоненты.
Возникает необходимость в формировании творческого подхода к обучению, который должен реализоваться в деятельности как студента, так и преподавателя, применения встречных усилий, без которых невозможно осуществить единую задачу. В современной педагогике встречные усилия понимаются как «направленные на единую цель волевые действия, помогающие сделать процесс изменения взаимоотношений субъектов обучения обоснованным и эффективным» [2]. Происходит осознание того, что чем труднее оказывается процесс овладения знаниями, чем больше препятствий на своем пути он встречает, тем более прочными и осознанными становятся эти знания.
Л.И. Божович называет волевые действия по овладению знаниями действиями «вопреки непосредственному желанию или стремлению, т. е. действиями, связанными с преодолением именного внутреннего препятствия» [3].
Начальным уровнем проявления волевых усилий можно считать репродуктивно-исполнительский уровень, предполагающий, что преподаватель и студент остаются в рамках традиционной парадигмы учебного взаимодействия: одна сторона выдает сумму готовых знаний, другая – воспроизводит её; усилия преподавателя сводятся в основном к контролю и принуждению; усилия студента – к механическому заучиванию материала. Необходимость применения творческих усилий отпадает: как правило, преподаватель использует старый материал, не прилагая сил к его обновлению; обучающийся не стремится расширить диапазон сведений, а только лишь заучивает ограниченный объем материала.
Более высоким уровнем проявления волевых усилий становятся организационно-волевые усилия, в результате проявления которых «преподаватель должен преобразовать свою роль транслятора готовых знаний в роль организатора совместной деятельности; студент – превратить позицию пассивного слушателя в позицию равноправного участника, самостоятельно постигающего истину» [4].
От преподавателя требуется прежде всего проявление усилий по превращению студента в участника совместной деятельности. «В полноценно реализуемом интерактивном диалоге в процессе вузовского обучения студент становится не просто слушателем, но активным соучастником образовательного процесса» [5].
Творческо-импровизационные усилия направлены на реализацию глубинных возможностей интеллектуальных возможностей преподавателя и студента; не каждый обучающийся способен сразу выйти на этот уровень организации обучения. В то же время эта разновидность проявления усилий обязательна для преподавателя: ведь именно от него зависит, сможет ли процесс приобретения знаний стать творческой совместной деятельностью.
В ходе освоения языковых дисциплин в техническом вузе технология встречных усилий проявляет особые возможности в формировании творческого подхода к обучению, без которого невозможно качественное обучение в современных условиях. Творческая организация процесса познания, в свою очередь, возможна только в совместной деятельности обеих сторон.
Именно изучение таких дисциплин открывает широкие возможности установления обратной связи между преподавателем и студентом, без которой невозможно сделать обучение успешным. Выше приводилась характеристика репродуктивно-исполнительского уровня проявления творческих усилий, который, казалось бы, не предполагает наличия обратной связи; но именно на этом уровне важно, чтобы в процессе воспроизведения готовой суммы знаний обе стороны процесса познания понимали степень усвоения материала. Если это произойдет только на этапе итогового контроля, цель не будет достигнута; необходимо, чтобы промежуточные этапы изучения дисциплины сопровождались самооценкой усвоения её с обеих сторон.
На уровне проявления организационно-волевых усилий обратная связь будет осуществляться более творчески и полноценно: преподаватель сможет строить процесс познания таким образом, чтобы вызов исходил преимущественно от обучающихся. Необходимо, чтобы стремление работать в условиях постоянного обмена мнениями с преподавателем стало необходимостью.
Творческо-импровизационный уровень проявления усилий предполагает взаимное обогащение обеих сторон познавательного процесса в процессе организации обратной связи; значимость приобретает не только её наличие, но и содержание. Мы говорим о том, что в ходе совместной деятельности на этом уровне проявления творческих усилий обе стороны совместной деятельности многому учат друг друга. Здесь необходима особая готовность к такому виду взаимодействия не столько студента (он более мобилен), но и преподавателя – более консервативного участника процесса познания. Он должен осознать возможность получения ценных знаний от стороны, которая традиционно считалась более низкой по статусу, менее осведомлённой; научиться творчески относиться к переработке и преподнесению знаний.
Для того чтобы обучение приобрело характер творчества, необходимо также, чтобы каждый его этап сопровождался рефлексией, осознанием результатов учебного труда. Рефлексия становится необходимым элементом деятельности и преподавателя, и студента.
Если учебный процесс организуется в соответствии с классическим образцом подачи и воспроизведения готовых знаний, осознание результативности труда возможно в основном на этапе получения оценок: если результат хороший – работа была построена правильно, цель обучения достигнута. К сожалению, такая оценка лишь отражает качество запоминания материала, не гарантируя ни прочности, ни осознанности его усвоения. Рефлексия предполагает, что и преподаватель, и студент, анализируя каждый этап обучения, осознают промахи, достижения, подкрепляя на следующем этапе удачные моменты и корректируя неудачные. Оценка, таким образом, дает возможность констатировать факт знания в данный момент, а рефлексия становится предпосылкой творческого подхода к обучению, поскольку позволяет преподавателю и студенту развиваться.
Ярким примером реализации творческого подхода к обучению с помощью развития навыков рефлексии и организации обратной связи может служить освоение темы «Литературные нормы современного русского языка» при изучении дисциплины «Русский язык и этика делового общения». У студентов технического вуза изучение этой темы часто вызывает трудности; основная задача преподавателя на первом этапе – вызвать понимание необходимости соблюдения норм каждым интеллигентным человеком. Зачастую приходится преодолевать убеждение обучающихся в том, что нормы специально выдумываются, что они не отражают истинного состояния языка и что их соблюдение излишне. Преподаватель характеризует речь, отклоняющуюся от нормы, как просторечие, носителем которого являются необразованные слои населения; носители же литературного языка – образованные слои населения. Установление обратной связи предполагает желание студентов включиться в процесс освоения норм и творческую помощь преподавателя в этой совместной деятельности. Результатом такого подхода к изучению темы становится формирование умения анализировать собственную речь и речь окружающих на соответствие её современным нормам языка, использования знаний о нормах в практике устной речи. На первых этапах изучения темы трудность вызывает, например, соблюдение орфоэпической и акцентологической норм. Студенты приходят к выводу, что следование им требует лишь запоминания правильного произношения лов, но творческий характер освоения темы проявляется в осознании необходимости такой работы, понимании того, насколько важной характеристикой человека является грамотная речь.
При освоении лексической нормы обратная связь и рефлексивное отношение к результатам познавательной деятельности проявляются в осознании того, что без соблюдения этих норм речь становится бессмысленной, бедной, непривлекательной и может быть смешной для окружающих. Творческое отношение к восприятию материала на данном этапе заключается в стремлении совершенствовать собственную речь и речь окружающих. Студенты с удовольствием находят речевые ошибки в своей речи и речи товарищей, публичных людей, в публикациях СМИ и выступлениях на телевидении, корректируют их. Соблюдение грамматической нормы воспринимается студентами как яркая характеристика показателя общего уровня культуры человека, а зачастую и его профессиональной компетентности. Большой интерес, например, вызывает обсуждение проблемы правильного склонения числительных представителями финансовой и экономической сферы: студенты выражают сомнение в профессионализме главного бухгалтера крупной фирмы при анализе текста его выступления, в котором он неправильно употребляет падежные формы сложных числительных.
Возникает вопрос: возможно ли творческое изучение проблемы соблюдения норм языка, ведь освоение это темы предполагает в основном заучивание правил? Но необходимо осознавать, что все правила окажутся мертвым и кратковременным грузом в познавательном багаже студента, если они не будут подкрепляться глубоким убеждением обучающихся в необходимости применения их при организации речевого общения. Такое убеждение возможно лишь при наличии обратной связи и осознании результатов учебного труда, стремлении обеих сторон не только выдать сумму знаний и воспринять её, но и использовать её в речи в зависимости от речевой ситуации и цели общения.
При изучении темы «Формы существования языка» преподаватель посылает студентам вызов: рассмотреть особенности каждой из форм и сделать вывод о возможности использования в речи интеллигентного человека. Усилия преподавателя направлены на то, чтобы полно и содержательно охарактеризовать каждую из форм; усилия студента – на то, чтобы оценить возможности их использования.
Творческие возможности при освоении темы реализуются в процессе установления связей теоретической составляющей с практикой организации речевого взаимодействия, анализа возможностей каждой из форм. Например, особую актуальность приобретает изучение особенностей функционирования в современном русском языке такой его формы, как диалект. Вместе с преподавателем происходит знакомство с его особенностями; констатируется, что диалект постепенно уходит из языка, оставаясь в основном характеристикой речи жителей сельской местности и проявляясь в речи горожан как местные фонетические особенности, диалектный акцент. Студентам предстоит проанализировать, каково место диалекта в современном языке, как нужно относиться к этой форме носителю языка. В результате творческой аналитической работы обучающиеся приходят к выводу о неизбежном влиянии диалекта на фонетические особенности речи местного населения, недопустимости ярких проявлений диалектного акцента в речи интеллигентного человека. Одновременно студенты приходят к осознанию того, что диалект – это часть истории, культуры народа, подлежащей охране и изучению.
Большим творческим потенциалом обладает также тема «Жаргон». Вооружение теоретическими знаниями также неизбежно приводит к необходимости творческого осмысления использования видов жаргона в речи. Студенты приходят к оценке профессионального жаргона и жаргонов групп по интересам и увлечениям как необходимой части профессиональной и социальной деятельности; при этом негативно оценивают употребление элементов уголовного жаргона в речи образованных людей. Происходит анализ собственной речи и речи окружающих людей, позволяющий судить о её масштабном засорении. Обучающиеся называют причины явления: передел собственности, приход во властные структуры представителей преступного мира – и формулируют установку на необходимость борьбы с этим явлением.
«Может ли образованный человек не соблюдать литературные нормы?» – таким вопросом начинает преподаватель творческую работу с темой «Просторечие». Анализируется речь окружающих, литературные произведения, кинокартины, в результате чего студенты приходят к пониманию того, что под просторечием можно понимать любое систематическое несоблюдение литературной нормы, которое носитель языка не осознает как нарушение. Обучающиеся проводят огромную работу, собирая примеры использования просторечий, обсуждают их на занятиях, приходя к выводу о том, что только носитель литературного языка может считаться интеллигентным человеком.
Оформление речи, соблюдение риторических канонов при её организации, способы обогащения и соблюдения её чистоты, умение публично преподносить свои мысли – те аспекты изучения дисциплины, которые возможно освоить лишь при использовании творческого подхода к её освоению. От изучения теоретических сведений в области риторического мастерства студенты переходят к творческой реализации полученных знаний в процессе произнесения публичных речей. Наиболее интересной оказывается работа с голосовым аппаратом, необходимая при подготовке публичного выступления. Обучающиеся самостоятельно включаются в поиск упражнений, проводят небольшие речевые разминки на практических занятиях, соотносят исторические примеры становления ораторского мастерства (пример ритора Демосфена) с современными примерами; приходят к выводу, что формирование успешного оратора – нелёгкий труд.
Один из риторических канонов – украшение речи – также способствует становлению творческого подхода к получению новых знаний. Студенты самостоятельно подбирают интересные примеры для сравнения: лаконичная, простая речь, лишённая художественных элементов, и такая же речь с использованием тропов и фигур имеют разную ценность, различные возможности донесения материала и убеждения слушателей. В одной из групп студенты устроили небольшое соревнование в поиске оригинальных метафор и сравнений при подготовке публичной речи «Мой город», проявив высокий уровень креативности и нестандартного подхода к выполнению задания.
Возможно, пиковой точкой реализации творческого подхода к обучению становится исследовательская деятельность студентов. Преподаватель в начале курса посылает студентам вызов: знание родного языка и умение использовать все его возможности, творческий подход к развитию речевых умений и навыков – условие становления успешного профессионала, поскольку от умения выражать свои мысли и организовывать коммуникацию зависит результат любой деятельности. Студенты, получившие возможность взаимодействовать с преподавателем, поддерживать с ним обратную связь, корректировать результаты учебного труда, стремясь добиться успеха, начинают сами предлагать преподавателю те интересные темы, которые им хотелось бы изучить. Будущие инженеры транспорта, далекие от литературы и филологии, берутся за исследование оригинальных языковых и литературных проблем: влияния жаргона на литературный язык, места диалектов в системе литературного языка, возможностей использования англицизмов; наиболее интересными представляются работы, посвященные городским онимам Екатеринбурга и Челябинска, анализу городских легенд Нижнего Тагила. Литературные интересы студентов технического вуза также реализуются в их исследовательской деятельности, они представлены, например, изучением цветописи в творчестве Марины Цветаевой и речевым характеристикам персонажей в ранних рассказах М. А. Булгакова.
Необходимо отметить, что организация взаимодействия, направленного на формирование творческого отношения к обучению в процессе освоения языковых дисциплин, становится первым шагом на пути изменения подхода к получению знаний обеими сторонами совместной учебной деятельности. Студенты отмечают, что в дальнейшем при изучении сложных физико-математических и технических дисциплин те навыки, которые они получили, помогают им в эффективной организации обучения. Очень важно, чтобы второй участник познавательной деятельности – преподаватель – также был готов к изменениям, творческой работе, не только передаче суммы готовых знаний и контролю их усвоения, но и к постоянной работе, организации вызова, побуждающего студентов к творчеству, поддержанию обратной связи, рефлексии на всех этапах освоения дисциплины.