Full text

Современная образовательная система ставит во главу угла личность ребенка и его интересы. Педагогическая поддержка направлена именно на помощь ребенку в различных сферах его жизни.

Ключевое понятие, о котором пойдет речь в статье, – «поддержка». Поддержка – это помощь, содействие. Что же означает термин «педагогическая поддержка»?

Понятие «педагогическая поддержка» имеет много разных значений. В данной статье мы говорим о педагогической поддержке как о педагогической деятельности, которая раскрывает личностный потенциал ребенка, помогает ребенку, учителям, родителям в преодолении таких проблем, которые мешали бы ребенку достичь успехов в учебе, спорте, отношениях с социумом [1].

Педагогическая поддержка – это определенная многогранная система, так как она включает в себя психологическую, медицинскую, социальную и другую помощь. Педагогическая поддержка позволяет каждому ребенку ответить на весьма важные вопросы: кем быть? Каким быть именно мне? Как жить? [2]

Педагог, осуществляющий поддержку, направляет свою деятельность на оказание помощи ребенку по преодолению индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; с успешным продвижением в обучении; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным самоопределением (по различным направлениям) [3].

Очень важно при этом знать определенные способы и методы помощи ребенку, исходя из тех проблем, которые возникли у ученика.

По отношению далеко не к каждому ребенку учитель может осуществлять педагогическую поддержку, ведь данный вид помощи ребенку оказывается при определенных условиях, наличие которых необходимо учитывать.

Самое важное условие – это согласие ребенка на помощь и поддержку. Ребенок, даже в младшем школьном возрасте, прежде всего личность, и педагог не имеет права действовать против желания ученика. Именно поэтому педагог должен внушить ребенку доверие, чтобы ученик был согласен принять эту помощь, ведь иначе можно только усугубить ситуацию и школьник может получить вдобавок психологическую травму.

Также весьма важно, когда ребенок даст свое согласие на помощь, не делать все за него. Педагог должен ориентироваться на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.

Нужно направлять ученика, давать ему советы, следить за его психологическим состоянием, но ни в коем случае нельзя давить на ученика, совершать какие-то действия за него. Ребенок должен сам научиться принимать решения, делать выбор, а педагог должен выступать в роли мудрого советника, а не диктатора, пытающегося заставить кого-то выполнять то, что он скажет. В этом заключается принцип сотрудничества и содействия.

Следующее: для многих детей самое важное условие – это конфиденциальность. Ни один человек не хотел бы, чтобы его тайны и секреты знал кто-то «лишний», тот, кому он не говорил о своих душевных переживаниях. А ребенок, с его тонкой и ранимой душой, вообще отдельный разговор. Нужно уметь аккуратно привлекать к содействию педагогов, родителей, но делать это так, чтобы не причинить вреда ребенку, чтобы не потерять доверие с его стороны, ведь если он не будет доверять учителю, тогда возможность решить поставленную проблему будет сводиться фактически к нулю.

Принцип конфиденциальности очень связан с принципом, смысл которого можно заключить в одной короткой фразе: «Не навреди». При осуществлении педагогом педагогической поддержки ребенок должен получить именно поддержку, помощь, ему должно стать намного легче. Если все случится наоборот, то ребенку станет только хуже, он еще больше замкнется в себе, и неизвестно, к каким последствиям могут привести потеря доверия, разочарование, обида ученика.

Также необходимо использовать рефлексивно-аналитический подход к процессу педагогической поддержки и ее результату. Если не вести наблюдение за тем, насколько меняется ребенок в процессе проводимой педагогом работы, будет вообще невозможно сказать, идет ли она во благо или, наоборот, данная психолого-педагогическая деятельность только вредит ребенку.

Итак, все указанные выше принципы должны быть положены в основу педагогической поддержки учителя, если он действительно хочет помочь ребенку.

Педагог, который собирается помочь ребенку решить его проблемы, должен знать помимо основных принципов педагогической поддержки и ее основные этапы.

Всего педагогическая поддержка включает в себя шесть основных этапов.

На первом этапе, который называется сигнальным, педагог ставится в известность о том, что у ребенка есть какая-то проблема, которую необходимо решить. Сигнал может исходить от родителей, от одноклассников, от школьных друзей ребенка либо же от самого ученика. Педагог должен вникнуть в проблему, которая возникла перед школьником, он должен быть готов помогать ребенку, искать пути выхода из затруднительной ситуации.

Во время контактно-созидательного этапа педагог должен оценить в первую очередь психологическое, эмоциональное состояние ребенка. Учитель должен понять, готов ли ребенок к общению, ведь только в том случае, если ученик сам захочет рассказать о своих проблемах, будет возможно начинать процесс педагогической поддержки. Если же ребенок не готов делиться своими проблемами, то любые вопросы он будет воспринимать враждебно и это может только навредить ему.

Диагностический этап начинается с доверительной беседы между учителем и подопечным. Во время этого этапа педагог должен в первую очередь понять причины возникновения проблемы, ее предпосылки. Важно понять, откуда исходит проблема: из семьи, из компании друзей, с которыми ребенок общается, из класса, в котором он учится. Только тогда можно будет перейти к следующему этапу.

Учитель на проектном этапе должен совместно с ребенком выработать план решения проблемы. При этом задача педагога заключается в том, чтобы ученик твердо начал верить в то, что проблема решаема, только для этого нужно приложить некоторые усилия. Важно договориться с ребенком о том, что все задачи вы будете решать вместе, то есть заранее наладить совместное взаимодействие. Педагогу нужно полностью проконтролировать процесс избавления ребенка от проблемы, которая стоит перед ним, дабы быть уверенным в том, что проведенная работа привела именно к желаемому результату.

На деятельностном этапе ребенок переходит к непосредственному решению своих проблем. Важно, чтобы ребенок все делал самостоятельно, а педагог выступал лишь в роли советника, который всегда поддержит и поможет не сбиться с намеченного пути. Но при этом учитель все равно должен быть всегда рядом, чтобы в случае необходимости прийти на помощь своему воспитаннику.

Последний этап – результативно-аналитический. Он очень важен в плане подведения итогов и рефлексии. Так, педагог обсуждает с ребенком успехи и неудачи, с которыми они столкнулись на пути к решению проблемы. Ребенок должен прийти к окончательному осознанию того, что проблема решена и что он может больше не беспокоиться о том, что было ранее.

Помимо того что педагог должен придерживаться определенных этапов при осуществлении педагогической поддержки, он должен не забывать о том, что есть специальные тактики поддержки, которые можно применять в зависимости от случая, с которым педагогу пришлось столкнуться.

Выдающийся педагог, ученый, публицист, О. С. Газман выделяет следующие тактики педагогической поддержки: «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие» [4].

Кредо тактики «защиты»: ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Тактика «защиты» предполагает, что педагог, использующий данную тактику, как бы примеряет на себя роль адвоката ребенка. Он отвечает за его состояние, оберегает от негативного воздействия на его внутренний мир.

Тактика «защиты» используется в том случае, если по каким-либо обстоятельствам ребенок выбивается из общества, является не таким, как все, возможно, даже вызывает неприязнь окружающих.

Данная тактика предполагает также то, что ребенок сам не может изменить ситуацию к лучшему, а педагог в позиции адвоката, наоборот, опираясь на свой авторитет, может сделать так, чтобы были минимизированы действия других людей, которые могли бы навредить ребенку.

Кредо тактики «помощи»: ребенок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. «Помощь» как тактика включает в себя создание таких условий, при которых ребенок получает возможность существовать в комфортной для себя психологической атмосфере.

Тактика «помощи» направлена именно на раскрепощение ребенка, на передачу ему некого стимула, который бы побудил ребенка к каким-либо действиям, важным поступкам.

После осуществления тактики помощи ребенок должен почувствовать, что он достаточно хорош и успешен, что он сам может творить свою судьбу и добиваться поставленных целей сам. Одна из целей данной тактики состоит в том, что ученик должен почувствовать себя равным по отношению к своим сверстникам, ощутить себя цельной частью социума.

Следующая тактика – «содействие». Её кредо: ребенок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Она выбирается педагогом, когда ребенок переоценивает себя и не способен принять оптимальное решение. При этом для осуществления данной тактики важным условием является то, что ребенок должен избавиться от всех своих страхов и дать педагогу возможность помочь себе.

Именно поэтому переход к тактике «содействия» возможен только после того, как педагог осуществит в работе с ребенком тактики «защиты» и «помощи».

Педагог все больше принимает на себя роль советчика, человека, который может только лишь направить дальнейшие действия ребенка в нужное русло.

Для педагога на данном этапе очень важно сделать так, чтобы ребенок на пути к решению своих проблем задавался вопросами: как мои действия будут выглядеть со стороны? К чему может привести то или иное решение?

Активность же при осуществлении данной тактики должна исходить именно от ребенка. Он должен сам стараться совершать те или иные действия, стремиться изменить ситуацию и измениться самому.

При этом важно говорить ребенку, что все действия, которые он совершит, будут иметь определенные последствия, за которые ему придется отвечать, и они могут быть не только положительными, но и отрицательными.

Кредо для тактики «взаимодействия»: договор – это испытание свободой и ответственностью. Тактика «взаимодействия» используется в том случае, когда ребенок психологически готов к решению своих проблем, сам к этому стремится, и педагог помогает ему в этом.

Ребенок при этом получает большой опыт совместной деятельности, который, несомненно, пригодится ему в будущем в разных сферах жизнедеятельности.

При осуществлении данной тактики педагог и ребенок как бы заключают договор и вместе идут к поставленной цели. При этом договор между педагогом и учеником может быть выстроен по-разному. Это может быть договор на условиях ребенка либо же, наоборот, на условиях педагога; это может быть договор-компромисс, когда оба участника соглашения будут что-то приобретать и в чем-то ограничиваться, осуществляя взаимодействие; это может быть договор о сотрудничестве, когда ребенок и педагог вместе идут к заветной цели [5].

Данные тактики представляют собой как бы алгоритм действий педагога и его воспитанника, которые шаг за шагом, вместе решают насущную проблему ребенка.

Отдельное пристальное внимание необходимо уделить такому понятию, как «этика педагогической поддержки». Этика поддержки – это некий симбиоз педагогических и нравственных норм поддержки. Можно сказать, что этика поддержки предписывает педагогу некоторые нормы, которых он должен придерживаться, осуществляя психолого-педагогическую поддержку ребенка.

Большой вклад в развитие этики педагогической поддержки сделал уже упомянутый нами О. С. Газман. Он ввел гуманистические максимы (принципы) воспитания, которых должен придерживаться каждый педагог, пытающийся оказать помощь ребенку.

Приведем в пример наиболее важные: «ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей», «не унижай достоинства своей личности и личности ребенка», «не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий», «умей признать свою ошибку», «защищая ребенка, учи его защищаться» [6].

Данные принципы не случайно были выбраны ученым. Если вдуматься в их смысл, то несложно понять, что все они направлены на благо ребенка, на его самореализацию в обществе. Кроме того, придерживаясь этих принципов, можно заслужить уважение ребенка, помочь решить возникшие у него проблемы.

Немаловажно применять в своей работе принцип толерантности. Педагогу нужно уметь принимать психологические, культурно-нравственные и другие особенности ребенка, которому он пытается помочь.

Но это не значит, что педагог должен позволять лишнее ребенку, никак не реагировать на отклоняющееся от норм поведение. Напротив, принимая все особенности своего подопечного, учитель должен уметь найти нужный подход к ребенку, сделать так, чтобы особенности ученика не мешали педагогу решить поставленную проблему, а, наоборот, помогали ему в этом. Конечно, сделать это сложно, но каждый ребенок – это многогранная личность с множеством «я», и важно найти нужное «я» – тогда работа будет продуктивной.

Также в основу деятельности каждого педагога современной школы должен быть положен принцип демократизма, особенно когда дело касается психолого-педагогической поддержки учеников. Ребенок должен чувствовать себя свободным, способным принимать собственные решения, творить свою судьбу. Но при этом важно сделать так, чтобы ребенок советовался с педагогом о том, как лучше распорядиться этой свободой, в какое русло лучше направить свои устремления.

Осуществляя педагогическую поддержку, педагог может и должен обращаться к средствам обучения и воспитания. Важно подкреплять свои слова какими-то примерами, при необходимости рассказать какую-то поучительную историю, сделать отсылку на какое-нибудь литературное произведение.

Разумеется, эти средства будут направлены на развитие ребенка, они помогут ему пересмотреть сложную жизненную ситуацию. Так, например, если делать отсылку к литературному произведению, ребенок сможет на примере действий какого-нибудь героя проследить, как то или иное решение повлияло на его жизнь.

Умение оказывать педагогическую поддержку важно не только для ребенка, по отношению к которому эта помощь будет осуществляться. Для педагога это возможность показать себя сочувствующим, конструктивным, понимающим, умеющим уважать чужое мнение, умеющим направлять других человеком.

Так, результатами реализации технологии педагогической поддержки будут самообразование, саморазвитие и самореализация основных участников дидактического процесса.

Еще один важный момент – это содействие школе родителей ребенка, с которым ведется работа педагога.

Бывают случаи, когда помощь ребенку необходима не только со стороны педагогического коллектива, психолога, но и со стороны его собственной семьи.

Иногда у ребенка возникают проблемы в школе именно из-за неблагоприятного психологического фона в семье, ведь многие проблемы детей идут именно из семьи. Педагог должен уметь выстраивать отношения не только с ребенком, но и с его родителями. Если родители действительно заинтересованы в счастье и благополучии своего ребенка, то они приложат все необходимые усилия для решения его проблем.

Так, у ребенка могут быть какие-то психологические травмы от развода родителей, если родители часто ссорятся, если взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания по какой-либо причине и т. д.

Часто при решении проблем ребенка педагогу приходится вести беседу и с его непосредственным окружением в школе – с его одноклассниками. Дети часто обижают друг друга, практически в каждом классе есть изгои, те дети, от которых по какой-либо причине отворачиваются ребята. Важно донести до других детей, что у их одноклассника проблемы, что он испытывает постоянный дискомфорт, что ему сложно учиться и т. д.

Воспитательные беседы должны иметь целью изменение отношения к ребенку. Но при этом важно, чтобы ребенок не знал об этой беседе, потому что это может вызвать еще больший дискомфорт. Нужно сделать так, чтобы дети сами захотели помочь своему товарищу, тогда ребенку будет легче существовать в коллективе.

Таким образом, педагогическая поддержка является на сегодняшний день одной из ключевых задач каждой школы, работающего в ней педагогического состава. Только счастливый, не отягощенный внутренними переживаниями и комплексами ребенок может осуществлять активное и результативное обучение по школьной программе, достигать успехов в творческих и спортивных мероприятиях, тем самым готовя себя к реализации и в дальнейшей, взрослой жизни.