Введение
Происходящие в Российской Федерации социально-экономические преобразования основательно затронули духовную сферу общества, запустили сложный, двойственный процесс пересмотра актуальных ценностей и установок. В этой взаимосвязи становится значимой трудность формирования общественных ценностей подрастающего поколения.
Младший школьный возраст является этапом наиболее интенсивного изучения социальной сферы, по мнению В. В. Давыдова [1] и др. У младших школьников на данном возрастном этапе закладывается база общественного действия, начинает формироваться общественная нацеленность личности. Так как младший школьный возраст является наиболее положительным в нравственном становлении личности, осуществление основ социального обучения считается возможным и эффективным с целью формирования социальных ценностей обучающихся (ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, уважения к труду, самостоятельности и др.).
Общество имеет ценности: нравственные, которые в общественных взаимоотношениях выражаются в бизнесе, карьере, общественных деяниях; религиозные, впитавшие в себя целую историю и с позиций заповедей оценивающие современность; эстетические, несущие критерии красоты в формах и средствах искусства, отражающих мир реалий и мыслей; научные достижения, дозволяющие продвинуться в техническом прогрессе и человеческом самосознании; правовые, устанавливающие правила жизни, общественного равноправия и справедливости; политические нормы, разрешающие группам лиц, соединенных в партии, вырабатывать альтернативные программы формирования общества на современном этапе.
Каждое последующее поколение проживает в мире предметов, сформированных предыдущими поколениями, оно приобретает в наследство культуру – все самое значимое, что общество пронесло через столетия, сохраняя и приумножая созданное прежде. Оно также приобретает в наследство и духовные ценности, создает собственное отношение к ним, изменяет, адаптирует к условиям перемен. Ценности духовные и подход к ним определенного человека – главный критерий его человечности, гуманизма.
Определение «общественные ценности» предполагает их популяризацию для всего общества, принятие разными народами и нациями в той или другой интерпретации. Социальные ценности – это те, которые роднят, сближают внутренние цели разных людей, различные религии, различные периоды. Они укладывались со временем и в завершении ХХ столетия были отображены в международных свидетельствах ООН о правах человека. Создавать общественные ценности – значит научиться ценить то, что имеется у людей и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать всё то, что основано совершенно всеми людьми и то, что незыблемо для них [2].
Понятие «социальные ценности» в педагогике акцентирует внимание на единой общественной функции, цели, сущности и направленности обучения, в какой бы стране оно не осуществлялось. Понятие «социальные ценности» как общественная установка содержит в себе познавательный, эмоциональный и поведенческий элементы. Это поясняет потребность исследования ценностей, включение их в сознание человека и его поведение [3]. Особого интереса заслуживает ход развития социальных ценностей, что обусловливает актуальность этой темы.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В отечественной науке предложены исследования частных проблем развития социальных ценностей В. Г. Алексеева [4] и фундаментальные исследования Ю. П. Азарова [5], включающие различные возрастные рубежи.
Выявление способов развития общественных ценностей у младших школьников базировалось на исследовании М. И. Скоморохова [6], в котором затрагиваются проблемы ориентации на социальные ценности через сущность учебного материала, и М. В. Куранова [7] о формировании общечеловеческих ценностей в учебно-воспитательном процессе. Было обнаружено, что с целью последующего изучения в данной области характерна тенденция расширения предмета научного внимания, включая рассмотрение особенностей школьной жизни и современных социокультурных условий Л. Л. Алексеевой [8]. Оттеняемые учеными педагогические требования ориентации на общественные ценности будут все наиболее общими. Из числа других обосновывается гуманизация взаимоотношений педагога и обучающихся, положительная эмоциональная обстановка, целенаправленное влияние на познавательную, эмоциональную и деятельностную области личности младшего школьника, направленность на ценности современной культуры и т. д. Б. С. Круглов создал классификацию ценностей на базе исследования представлений авторитетных ученых. Другие авторы в собственных трудах не устанавливают задачу аргументировать и выделять ценности нынешней культуры. Недостаточно, на наш взгляд, в этих исследованиях учтены характерные черты нынешних младших школьников и внеурочной работы, обладающей большим педагогическим потенциалом [9].
Невзирая на большой интерес современных научных сотрудников к аксиологическому аспекту учебно-воспитательного хода в начальной школе, формирование социальных ценностей у младших школьников во внеурочной работе не считалось объектом специальных педагогических исследований. Более существенные и общие для школьников различного возраста выводы содержатся в работе Н. Е. Щурковой [10], для школьников младшего школьного возраста – в работе В. И. Максаковой [11].
Исходя из этого, актуальность исследования установлена рядом противоречий:
– между усилением интереса к проблеме нравственности ребенка и молодого поколения в обществе и приоритетностью в сознании учителей массовой школы задач обучения;
– между необходимостью целенаправленного формирования социальных ценностей младших школьников в условиях складывающейся культурно-общественной сферы и стихийностью воздействия на аксиосферу ученика субъектного ценностного пространства преподавателя;
– между потребностью в ориентации в учебно-воспитательном процессе на ценности нынешней культуры и малой разработкой причин для выделения их совокупности;
– между готовностью учащегося младшего школьного возраста к осознанию собственного отношения к явлениям общественной реальности и недостаточностью соответствующего ценностного наполнения учебно-воспитательного процесса;
– между ориентированностью младших школьников на сотрудничество с ровесниками и малой разработкой в отечественной науке системы работы педагога как инициатора этого взаимодействия.
Понимание данных противоречий и необходимость их разрешения предоставили возможность выразить проблему исследования: выделить структурные компоненты методики формирования социальных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления.
Методика – это нормативная упорядоченность действий в какой-либо определенной работе, а также её отражение в форме описания, предписания, представления; особенный тип (особая сфера) знаний об исполнении деятельности в той или иной области. Имеются разнообразные масштабы методики. Общая методика представляет собой программу единой организации педагогического хода как взаимодействия преподавателей и обучающихся. Частная методика – это степень организации отдельных элементов процесса и течений преподавательской работы. Определенная методика функционирует в конкретных ситуациях и разных формах организации преподавательского процесса. Структурными элементами методики считаются целевой, содержательный, инструментальный, операциональный, деятельностный и результативный компоненты [12].
Вопрос ценностей личности в жизни становится главной позицией в эмоциональных исследованиях, так как они являются стержнем личности и порождают ее направленность. В решении данной проблемы важную роль играет изучение концепции ценностей, и здесь существенное воздействие оказали труды С. С. Бубновой [13], которая, основываясь на деятельности М. Рокича, сформировала собственную модель концепции ценностных ориентаций (она иерархическая и складывается из трех степеней). Концепция ценностей в жизни человека, по ее суждению, формируется:
– из ценностей-идеалов (сюда причисляются внутренние и социальные ценности);
– ценностей-свойств, которые фиксируются в процессе человеческой жизни;
– ценностей-способов деятельности и действия.
Следует отметить, что концепция ценностей в жизни личности является значимым компонентом в ее структуре, она овладевает приграничной позицией: с одной стороны, это теория индивидуальных содержаний лица, с другой – его мотивационно-потребностная область. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли главного качества личности, выделяя ее индивидуальность и неповторимость [14].
Понятие «общечеловеческие ценности» предполагает их распространение на все общество, принятие разными народами и нациями в той или другой интерпретации. Общественные ценности – это те, которые роднят, сближают внутренние цели разных людей, различные религии, различные периоды.
Ценности являются более мощным регулятором жизнедеятельности индивида. Они направляют человека по линии его развития и порождают поступки и работу. Кроме этого направление человека на определенные ценности и ценностные ориентации, безусловно, обеспечит воздействие и на процесс формирования общества в целом.
Общественные ценности – те значения, которые обеспечивают нормативный консенсус: 1) относительно выгод, прав и преимуществ, относительно которых население имеет (или не имеет) возможности; 2) обязанностей людей перед обществом, государством и друг другом; 3) основ, на которых правительство и социально-политические проекты должны базироваться.
Социальные ценности – это ценности для людей. Общественность считается незаменимой рабочей концепцией общества: каждый результат влияния на коллективный опыт относительно качества отношений между индивидом и окружением формирует либо уничтожает общественную ценность. Формирование социальной ценности находится во взаимоотношениях между индивидом и окружением, образовано в индивидуальных оценках на основании базовых потребностей, активизируется и реализуется в эмоционально-мотивационных состояниях, формируется и отражается в опыте высокой интенсивности, по Г. С. Бемееву [15].
Учебная деятельность оказывает принципиальное воздействие на интеллектуальное формирование младшего школьника, при этом определяющее значение имеет усвоение и формирование речи в системе обучения. На основе овладения языком возникают новые общественные взаимоотношения, которые не только обогащают и меняют мышление младшего школьника, но и формируют его личность. Необходимо отметить, что формирование считается одной из социальных ценностей, а потому необходимо всячески поощрять интерес младшего школьника к учебной деятельности, рассказывать о её важности и необходимости в дальнейшей жизни.
Младшим школьникам прививают элементарные умения организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в школе, желание быть занятым нужной работой. Г. И. Вергелис, Л. А. Матвеева, А. И. Раев акцентируют внимание на том, что маленький ребенок еще не может организовывать собственную деятельность, поэтому инициаторами являются родители в семье и преподаватели в школе. Под их руководством деятельность младшего школьника приобретает направленность, насыщенность содержанием, становится значимым средством обучения [16].
Важно обучать относиться младших школьников к социальному имуществу как к собственной, индивидуальной вещи. Там, где данная идея внушается регулярно, дети быстро овладевают прочными навыками верного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к социальному достоянию непосредственно связано с воспитанием коллективистских качеств. Только тогда, когда в сознании младшего школьника определения «я», «моё» со временем вследствие взаимодействия со сверстниками расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает аккуратно относиться к вещам, принадлежащим другим.
В. А. Сластенин акцентирует внимание на том, что любой вид детской деятельности (игры, труд, занятие) формирует благоприятные возможности для реализации конкретных задач воспитания, связанных с формированием социальных ценностей школьников. В игре возможно формировать нравственные чувства, нравственное сознание и нравственные действия, коллективистские умения, дружеские взаимоотношения, способность следовать игровым правилам, единому замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, способность вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову педагога, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, способность действовать коллективно, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе каждого вида работы необходимо реализовывать широкий круг задач воспитания, связанных с формированием социальных ценностей, моральных чувств и привычек, являющихся базой культурного поведения. Руководя различными видами деятельности, взрослые могут воздействовать на младшего школьника, на его нравственные проявления, суждения, отношения к ровесникам, расширять и конкретизировать знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, к труду, к собственным обязанностям [17].
Таким образом, младший школьный возраст считается сензитивным для формирования самосознания, самооценки, произвольности поступков. Именно во взаимосвязи с этим в этом возрасте следует активно совершенствовать представление младших школьников о социальных ценностях, о значимости и важности таких категорий, как дружба, деятельность, любовь к родине, уважение к старшим и пр. [18]
В зарубежных исследованиях большое внимание уделяется социальным вопросам, особенно в начальной школе, поскольку, чтобы избежать «кризиса детства» в возрасте 7–11 лет, утверждает Кейт Адамс, необходимо вступать в социальные отношения, а соответственно, формировать социальные ценности [19]. Томас Шпиглер обращает внимание на влияние семьи младших школьников при формировании общественных ценностей [20]. Юко Иваи пишет о формировании общественных ценностей через многокультурную детскую литературу у младших школьников [21]. Франц Реймер в своей работе указывает, что именно начальная школа должна заниматься формированием таких общественных ценностей, как гражданственность [22]. А в исследовании Кармен Моххамед говорится о формировании социально ответственных учителей [23]. Таким образом, рассматриваемая проблема имеет значение как в отечественных исследованиях, так и в зарубежных, что подтверждает её актуальность.
Следовательно, формирование социальных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления возможно реализовывать на основе методики, состоящей из последующих структурных компонентов: целевого, содержательного, инструментального, результативного. Использование методики развития социальных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления дает возможность формировать следующие социальные ценности: общественные, духовно-нравственные, общекультурные. Выделенные показатели дают возможность комплексно диагностировать уровень сформированности социальных ценностей, обнаруживать причины их недостаточного развития и составлять план коррекционной работы [24].
Методологическая база исследования
Методологическая база изучения содержит концепции преподавательской поддержки детей и процесса его развития О. С. Газмана [25], воспитания на базе потребностей человека В. П. Созонова [26], воспитания ребенка как человека культуры Е. В. Бондаревской [27] и системно-деятельностного подхода А. Н. Леонтьева [28], Б. Т. Лихачева [29], личностно ориентированного подхода в нравственном воспитании В. В. Серикова [30] и др. Исследование основывалось на комплексном подходе к изучению явлений реальности для получения многостороннего, целостного, конкретного знания о его предмете и целостном подходе в представлении ценностной области личности А. В. Моторина [31]. Достоверность и аргументированность результатов исследования обеспечены начальными методологическими положениями; комплексной методикой изучения, адекватной его предмету, объекту и задачам; индивидуальным участием авторов в экспериментальной работе; апробацией экспериментальных материалов на протяжении всех этапов исследования; количественным и качественным рассмотрением полученных итогов; обработкой итогов эксперимента методом математической статистики; внедрением разработанных материалов в практику работы общеобразовательных учреждений [32].
Результаты исследования
Таким образом, в контексте нашего исследования, проанализировав труды К. У. Камбаровой [33], М. И. Шиловой [34], под социальными ценностями подразумеваем следующие: истина, добро и зло, красота, свобода, семья, любовь, справедливость, образование, искусство и наука, воля, равность и братство, простота, неповторимость, труд, любовь к Родине, гражданственность, честь, достоинство, здоровье, толерантность, творческий процесс, любовь к природе, патриотизм и многие другие, разделенные на три группы, представленные на рис. 1.
Помимо этого были отобраны и структурированы способы формирования общественных ценностей в согласовании с типами внеурочной работы и планируемыми результатами трех степеней [35]. Проведённая работа осуществлялась в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Педагогические способы формирования социальных ценностей меньших школьников презентованы в табл. 1.
Социальные ценности (добро и зло, красота, свобода, семья, образование, право и др.) |
Духовно-нравственные ценности (патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, достоинство, честь, здоровье и др.) |
Общекультурные ценности (любовь к природе, творчество, труд и др.) |
Общественные ценности |
Рис. 1. Общественные ценности
Таблица 1
Методы и формы развития социальных ценностей младших школьников
во внешкольной работе общекультурного направления
в соответствии с планируемыми результатами
Общественные ценности |
Методы |
Формы |
Первая степень – получение обучающимися всеобщих познаний |
||
Семья, человечество, труд, патриотизм, творчество, свобода, права человека |
Познавательные беседы, рассказы, дискуссии, показ презентаций, просмотр, мультфильмов, прослушивание музыкальных композиций, обсуждение |
Классные часы, викторины, походы в кинотеатр, посещение библиотек |
Вторая степень – принятие и понимание приобретенных знаний, развитие позитивного отношения к ним |
||
Семья, человечество, труд, патриотизм, творчество, свобода, права человека |
Игровые методы, просмотр и обсуждение фильмов, прослушивание музыкальных композиций, методы стимулирования, анализ ситуаций |
Викторины, конкурсы, праздничный «Огонёк», экскурсии, спортивные соревнования, круг обсуждения спектаклей |
Третья степень – приобретение самостоятельного опыта |
||
Семья, человечество, труд, патриотизм, творчество, свобода, права человека |
Игровые методы, метод проектов, практические методы (изготовление рисунков, поделок, фотографий), тренировочные упражнения, воспитывающие ситуации
|
Праздники, КВН, спортивные соревнования, утренники, ярмарки, участие в организации выставки, музеев, встреча с ветеранами, участие в субботниках, сборы помощи нуждающимся, поездки в театр, изготовление кормушек для птиц, выступление на концертах |
На формирующем этапе экспериментальной работы была разработана методика развития социальных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общественно-творческого направления, представленная в табл. 2.
Результаты исследования уровня сформированности общественных ценностей обучающихся контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 2.
Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе высокий уровень – 59% обучающихся; средний уровень – 22% обучающихся; низкий уровень – 17% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень – 41% обучающихся; средний уровень – 36% обучающихся; низкий уровень – 17% обучающихся.
Таблица 2
Методика развития социальных ценностей младших школьников
во внеурочной деятельности общекультурного направления
Целевой компонент методики |
Цель – формирование социальных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности |
Задачи методики: - развитие у младших школьников суждений и определений о социальных ценностях и их значимости в жизни человека; - формирование у младших школьников положительного отношения к ценностям труда, творчества, семейным ценностям; - развитие у учащихся опыта творческой и трудовой деятельности |
Содержательный компонент методики Формирование социальных ценностей младших школьников выполнялось в соответствии с назначенными воспитательными итогами внеурочной работы: 1) получение социокультурных познаний о труде и творчестве; 2) развитие положительного отношения к ценностям нашего общества; 3) получение школьниками навыка независимого социального действия |
Инструментальный компонент методики |
Методы обучения |
Формы |
1. Методы стимулирования (беседа, рассказ, личный пример, убеждение, поощрение, объяснение). 2. Методы формирования сознания (игровые методы, просмотр и обсуждение фильмов, прослушивание музыкальных композиций, анализ ситуаций). 3. Методы формирования опыта поведения (ситуации выбора, игры, творческие задания) |
1. Классные часы, викторины, походы в кинотеатр, посещение библиотек. 2. Викторины, конкурсы, праздничный «Огонек», экскурсии, спортивные соревнования, круг обсуждения спектаклей. 3. Праздники, КВН, спортивные соревнования, утренники, ярмарки, посещение выставок, музеев, встреча с ветеранами, участие в субботниках, сборы помощи, поездки в театр, изготовление кормушек, выступление на концертах, КТД |
Результативный компонент методики |
|
Результат сформированности общественных ценностей: – Социальные ценности – осознание важности социальных норм и установок. Формирование социальных навыков. Организация личного опыта школьников в осуществлении социально значимой деятельности. Приобщение к практикам самоуправления. – Общекультурные ценности – привитие эстетических ценностей. Расширение знаний учащихся о культурологических, общеэстетических понятиях. Стимулирование художественно-образного способа познания мира. Организация творческого самосовершенствования учащихся. Реализация различных форм взаимодействия с природой. – Духовно-нравственные ценности – приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. Патриотическое воспитание. Изучение национальной истории, культуры, природы и особенностей родного края. Организация работы по туристско-исследовательскому направлению. |
Рис. 2. Результаты исследования уровня сформированности общественных ценностей обучающихся
экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы
Результаты исследования уровня сформированности общественных ценностей, ценностей, обучающихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе опыта представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты исследования уровня сформированности общественных ценностей обучащихся
экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы
Из диаграммы заметно, что в экспериментальном классе высокий уровень – 58% обучающихся; средний уровень – 25% обучающихся; низкий уровень – 27% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень – 39% обучающихся; средний уровень – 35% обучающихся; низкий уровень –27% обучающихся.
Результаты изучения уровня сформированности общекультурных ценностей экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной деятельности презентованы на рис. 4.
Рис. 4. Результаты исследования уровня сформированности общекультурных ценностей
экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы
Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень – 55% обучающихся; средний уровень – 35% обучающихся; низкий уровень – 10% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень – 25% обучающихся; средний уровень – 52% обучающихся; низкий уровень – 23% обучающихся.
Результаты диагностики степени сформированности социальных ценностей экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной деятельности презентованы на рис. 5.
Рис. 5. Результаты диагностики уровня сформированности общественных ценностей экспериментального
и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы
Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень – 39% обучающихся; средний уровень – 46% обучающихся; низкий уровень – 15% обучающихся. Итоги в контрольном классе: высокий уровень – 20% обучающихся; средний уровень – 60% обучающихся; низкий уровень – 20% обучающихся.
Таким образом, итоги экспериментальной работы доказали эффективность сконструированной методики формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления. Причиной устойчиво проявляющейся причинно-следственной связи, установленной в результате экспериментального исследования, является сконструированная методика формирования общественных ценностей младших школьников, а следствием – повышение уровня сформированности компонентов, составляющих общественные ценности учащихся экспериментальных классов, то есть между внедрением методики и повышением конечных результатов процесса воспитания существует прямая положительная зависимость.
Таким образом, приобретенные данные дают возможность сделать заключение о позитивной динамике формирования всех количественных показателей, что доказывает результативность разработанной методики формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления.
Заключение
Контрольный этап эксперимента показал наличие положительной динамики в развитии общественных ценностей младших школьников во внеурочной работе общекультурного направления. Как показывает исследование, процесс формирования общественных ценностей протекает более эффективно, если в воспитательной системе реализованы целевой, содержательный, инструментальный и результативный компоненты методики. Сконструированная методика основывается на субъект-субъектных отношениях, особом типе взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленного на развитие личности учащихся. Доказано, что в процессе внедрения методики формирования общественных ценностей значительно повысился уровень социальной воспитанности учащихся экспериментальной группы, возросла потребность в самосовершенствовании и помощи другим людям, улучшилась картина межличностных отношений. Итоги, полученные в процессе экспериментальной деятельности, обосновали результативность исследованной методики формирования социальных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления, включающей целевой, содержательный, инструментальный и результативный компоненты.