Full text

Введение

 

Образование можно рассмотреть как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучаемых [1]. Образовательная система должна рассматриваться как механизм предоставления качественного образования. Поэтому под образовательной системой понимают совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает возможность осуществления качественного образовательного процесса (организационно-педагогическая, педагогическая, дидактическая система). Обратим внимание, что система образования не тождественна образовательной системе. Так, например, система образования может быть рассмотрена как образовательная система, ограниченная территорией и наличием административных связей между ее элементами. В предлагаемом исследовании мы не рассматриваем систему образования.

Эффективность управления образовательными системами может быть оценена посредством анализа достигнутых желаемых педагогических и социальных результатов. Результаты исследований показывают, что существенным фактором, влияющим на результаты, является контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс), вовлечённый в образовательную систему. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов.

Стоит заметить, что реализующиеся национальные проекты и программы согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 для достижения стратегических целей требуют эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов в формате проектных команд [2, 3]. Поэтому в таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Целью данной статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах.

Так как технология формирования проектных команд в образовательных системах в научных трудах описывается разнообразно, нами были проведены исследования по выявлению её компонентов, таких как шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирование проектной команды в образовательных системах достаточно разрозненны.

Понятие образовательной системы является центральным для сферы образования. Её понимание лежит в основе построения эффективной модели управления данной системой. Б. Р. Кларк выделяет два основных подхода к определению системы образования [4]. Так, в узком смысле образовательная система есть лишь совокупность формальных организаций, в т. ч. организаций, регулирующих деятельность в данной сфере. В широком смысле она включает всех, кто так или иначе связан с работой образовательных организаций: инспекторов, организаторов, работников или потребителей. Некоторые ученые говорят о движении от узкого понимания системы образования как совокупности организаций к более широкому, включающему также педагогических работников, самих обучающихся и их родителей, а также иных лиц, вовлекаемых в образовательный процесс [5].

Известны исследования, посвященные описанию и анализу моделей образования. Так, выделяют атлантическую модель, характерную для систем высшего образования США, Великобритании и Ирландии, континентальную модель (Нидерланды, Германия, Швейцария), японскую модель [6].

Интересным представляется вопрос об управлении образовательными системами как особом виде управления. Е. Н. Щербак отмечает, что это «не педагогическая деятельность, а менеджерская, так как цели этой деятельности принципиально иные, чем педагогические. Основная цель образовательной системы должна находиться вне сферы образования» [7]. Б. М. Дадабаева пишет, что для развития образовательной организации существующей организационной структуры и традиционных подходов в управлении недостаточно. Ученый подчеркивает, что для достижения качественно новых результатов необходимы мобильные творческие коллективы, независимые от структуры, формируемые для реализации проектной практики, а также внедрение проектно-ориентированного менеджмента как метода управления человеческими ресурсами [8]. Ряд ученых говорит о необходимости формирования у педагогов, администраторов, руководителей образовательных организаций проектных компетенций, способствующих эффективному процессу управления образовательной деятельностью в современных образовательных системах [9, 10].

Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен проблеме формирования проектных команд, являющейся общей для многих сфер экономики, включая образование [11]. Рассматриваются методики формирования эффективных команд на предприятиях [12], в студенческих коллективах [13]. Известны исследования, представляющие разработки модели эффективности проектной команды, которая описывает связи между входами, процессами и выходными данными, чтобы улучшить командную работу и максимизировать производительность человеческих ресурсов через состав проектной команды, структуру работы и улучшенные процессы командного взаимодействия [14], технологической модели формирования управленческой команды, включающей двенадцать последовательных операций, в том числе определение целей команды, выбор командного лидера, проведение тренингов, направленных на укрепление позиций лидера и укрепление командного духа [15]. В источниках рассматриваются системы нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании, позволяющие устанавливать иерархические связи между уровнями образования и определять приоритеты развития системы образования [16].

Проектно-ориентированное управление рассматривается в частных вопросах работы с человеческими ресурсами; например, профессиональное развитие педагогических кадров изучали такие ученые, как М. А. Картавых, Г. С. Камерилова [17]. В исследованиях рассматриваются и вопросы эффективности работы педагогических кадров, например, выявлено, что 24% учителей младшей возрастной группы и 49% учителей старшей возрастной группы имеют слабый уровень проявления трудоспособности, что указывает на необходимость принятия мер по повышению трудоспособности педагогов [18]. С другой стороны, стаж работы у отдельных педагогов (коррекционных школ, учреждений профессионального обучения, дошкольного образования и др.) играет существенную роль в качестве выполняемой работы [19, 20]. С. Бломеке и С. Делайней предложили модель, которая идентифицирует когнитивные способности и аффективно-мотивационные характеристики как два основных компонента профессиональной компетентности учителей [21].

Сегодня проектно-ориентированное управление находится в состоянии активного развития и переходит из сферы производства в социальную сферу. Но комплексных исследований технологий формирования проектной команды в сфере образования для принятия практических решений недостаточно. Причиной этого может быть инерционность сферы образования в противовес интенсификации большинства технических и социальных процессов, протекающих в этой сфере.

 

Материалы и методы исследования

 

В основе исследования технологии формирования проектных команд в образовательных системах использована методология проектно-ориентированного управления на базе стандарта ICB 3.0 международной ассоциации управления проектами (IPMA) и национальных требований к компетентности специалистов НТК 3.1 [22, 23]. Основными позициями данной методологии, вошедшими в теоретическую базу исследования, явились требования к оценке технической компетентности специалиста по управлению проектами, включающей описание логики процесса управления по функциональным областям проекта, программами и портфелями проектов. Так, например, под термином «управление человеческими ресурсами в проекте» понимается раздел управления проектами, включающими задачи и процедуры для обеспечения проекта необходимыми человеческими ресурсами их развития и вовлечения в проект. Процесс формирования проектной команды рассматривается через описание шагов организационного управления, входов и выходов процессов управления, методов и инструментов работы с проектной командой.

Для выявления технологии формирования проектных команд в образовательных системах нами использовались следующие методы: анализ и синтез различных точек зрения по вопросу управления персоналом, моделирование, наблюдение за организационной деятельностью администраторов образовательных организаций, беседы с руководителями образовательных организаций, анализ локальных нормативно-правовых документов, касающихся управления персоналом в образовательных организациях, статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

 

Результаты исследования

 

Применительно к управлению образовательными системами в ближайшей и среднесрочной перспективе можно выделить ряд понятий и процессов в составе управленческих задач.

Проектная команда в образовательной системе – организационная структура, включающая совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ образовательного проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления образовательного проекта. Включает также всех внешних исполнителей и консультантов. По содержанию команда проекта в образовательной системе представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей образовательного проекта.

Формирование проектных команд в образовательных системах включает процессы, методы, инструменты и действия, которые используются для эффективного управления всей проектной командой, участвующей в осуществлении образовательного проекта. Для осуществления образовательного проекта на протяжении его жизненного цикла привлекаются разные специалисты с различной квалификацией, состав и количество которых изменяются в процессе осуществления проекта. Для унификации процесса формирования проектной команды выделяют стадии управления проектом – группы процессов управления проектом, соответствующие основным элементам стандартного управленческого цикла (инициация, планирование, организация выполнения, контроль и регулирование, закрытие). Рассмотрим технологию формирования проектной команды в образовательной системе (далее – ТФПК) в разрезе стадий управления проектом по шагам организационного управления.

Инициация ТФПК:

-     определение целей и задач ТФПК;

-     определение потребности и требований к трудовым ресурсам образовательного проекта;

-     определение обобщённой структуры и функций проектной команды;

-     анализ возможностей обеспечения проекта требуемыми трудовыми ресурсами;

-     формирование жизненного цикла образовательного проекта;

-     разработка стратегии ТФПК;

-     разработка и утверждение концепции управления ТФПК.

Планирование ТФПК:

-     выбор методов и средств организационного планирования;

-     определение внешних участников образовательного проекта;

-     определение численно-квалификационного состава проектной команды;

-     определение функциональных обязанностей участников проектной команды;

-     формирование организационной структуры образовательного проекта;

-     распределение ролей и ответственности участников проектной команды;

-     определение графика потребности в трудовых ресурсах;

-     разработка системы вовлечения и мотивации участников проектной команды;

-     разработка плана управления ТФПК.

Организация и контроль ТФПК:

-     поиск и отбор кандидатов;

-     прием на работу и назначение на должность;

-     определение прав, обязанностей и должностных инструкций;

-     организация работы в проектной команде;

-     определение условий оплаты;

-     обучение и меры по профессиональному развитию сотрудников проектной команды;

-     планирование вертикального и горизонтального роста участников проектной команды;

-     оценка исполнения сотрудниками должностных обязанностей;

-     формирование отчетов об исполнении работ образовательного проекта.

Анализ и регулирование ТФПК:

-     анализ работы проектной команды;

-     внесение изменений в состав проектной команды;

-     регулирование мер материального и нематериального стимулирования;

-     регулирование конфликтов в проектной команде;

-     поддержание психологического климата в проектной команде;

-     реорганизация проектной команды;

-     регулирование мер по совершенствованию работы проектной команды.

Закрытие ТФПК:

-     общий анализ и оценка деятельности ТФПК;

-     формирование заключительного отчета о деятельности проектной команды;

-     разрешение конфликтов в проектной команде;

-     проведение окончательных расчетов с трудовыми ресурсами;

-     анализ извлеченных уроков, формирование архива и документирование;

-     расформирование проектной команды.

Данные шаги организационного управления могут рассматриваться как задачи, решаемые на каждой стадии ТФПК. Можно выделить следующие типовые входы, выходы, методы и инструменты каждой стадии ТФПК (см. таблицу).

 

Типовые входы, выходы, методы и инструменты процесса формирования
 проектной команды в образовательной системе

 

Типовые входы

Типовые выходы

Типовые методы

и инструменты

Инициация ТФПК

-       Исходные данные по образовательному проекту;

-       нормативные правовые акты, нормативные документы, включая стандарты, распространяющиеся на образовательный проект и относящиеся к нему по функциональным областям управления;

-       принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи);

-       архивная (историческая) информация

-       Укрупненная ролевая структура;

-       концепция управления ТФПК

 

-       Интервью;

-       фокус-группы;

-       семинары с участием модератора;

-       методы группового творчества;

-       методы группового принятия решений;

-       анкеты и опросы;

-       наблюдения;

-       контекстные диаграммы;

-       анализ документов

 

Планирование ТФПК

-       Выходы стадии инициации;

-       принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи);

-       архивная (историческая) информация

-       Организационная структура проектной команды;

-       план привлечения трудовых ресурсов;

-       план управления ТФПК

 

-       Метод оценивания путем расчёта по нормативам;

-       метод оценивания по аналогам;

-       метод экспертных оценок;

-       совещания по проекту;

-       шаблоны проектных документов стадии планирования;

-       регламенты (процедуры) инициации;

-       программные инструменты

Организация и контроль ТФПК

-              Выходы стадии инициации проекта;

-       выходы стадии планирования проекта;

-       принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи);

-              архивная (историческая) информация

-       Развернутая система управления ТФПК;

-       отчётность о реализации планов управления ТФПК

 

-       Метод экспертных оценок;

-       совещания по проекту;

-       шаблоны проектных документов стадии планирования;

-       регламенты (процедуры) инициации проекта;

-       программные инструменты

 

Анализ и регулирование ТФПК

-       Выходы стадии планирования;

-       выходы стадии организации и контроля выполнения;

-       запросы на изменения (для анализа и принятия решения);

-       архивная (историческая) информация

-       Решения о корректирующих действиях;

-       решения по запросам на изменения, включая сформированные запросы

-       Метод экспертных оценок;

-       совещания по проекту;

-       шаблоны проектных документов стадии планирования;

-       регламенты (процедуры) инициации проекта;

-       программные инструменты

Закрытие ТФПК

-       Выходы стадии инициации;

-       выходы стадии планирования;

-       выходы стадии организации и контроля выполнения;

-       выходы стадии анализа и регулирования

-       Итоговый отчет о результатах по управлению ТФПК;

-       архивная информация (в т. ч. исполнительная) по управлению ТФПК;

-       усвоенные уроки по управлению ТФПК

-       Методы, инструменты формирования итоговой отчетности;

-       инструменты фиксации усвоенных уроков;

-       методы, инструменты, процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуаций;

-       инструменты архивирования проектной информации;

-       метод экспертных оценок;

-       совещания по проекту;

-       шаблоны проектных документов стадии закрытия;

-       регламенты (процедуры) закрытия проекта;

-       программные инструменты

 

Таким образом, технология формирования проектной команды в образовательной системе включает шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой, дифференцируемые по стадиям проектно-ориентированного управления.

 

Заключение

 

Реализация представленной технологии формирования проектной команды в образовательной системе способствует достижению результатов, требуемых в национальных проектах и программах. Но пересмотр технологии формирования проектных команд в образовательных системах должен быть систематическим. Логика пересмотра технологии должна учитывать ряд тенденций, наблюдаемых в образовательных системах [24]:

-     изменения социальных ожиданий в сфере образования;

-     изменение характера коммуникаций между органами управления образованием и образовательными организациями;

-     изменение отношений между образовательными организациями;

-     изменение отношений между участниками образовательного процесса;

-     изменение ресурсного обеспечения образовательных организаций.

Таким образом, возникает необходимость дальнейшего исследования технологий формирования проектной команды с позиций:

-     реактивного и целевого управления;

-     управления функционированием и управления развитием;

-     управления путем регламентации деятельности;

-     управления по прецедентам;

-     управления через формирование самообучающейся организации (способной самостоятельно создавать собственное будущее [25, 26]).

Эффекты, риски, барьеры при пересмотре технологии формирования проектной команды в образовательной системе также должны быть предметом дальнейшего изучения.