Введение
Образование можно рассмотреть как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучаемых [1]. Образовательная система должна рассматриваться как механизм предоставления качественного образования. Поэтому под образовательной системой понимают совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает возможность осуществления качественного образовательного процесса (организационно-педагогическая, педагогическая, дидактическая система). Обратим внимание, что система образования не тождественна образовательной системе. Так, например, система образования может быть рассмотрена как образовательная система, ограниченная территорией и наличием административных связей между ее элементами. В предлагаемом исследовании мы не рассматриваем систему образования.
Эффективность управления образовательными системами может быть оценена посредством анализа достигнутых желаемых педагогических и социальных результатов. Результаты исследований показывают, что существенным фактором, влияющим на результаты, является контингент педагогов, обучающихся и другой персонал (человеческий ресурс), вовлечённый в образовательную систему. При этом даже можно статистически предсказать, насколько увеличится эффективность образования при повышении качества человеческих ресурсов.
Стоит заметить, что реализующиеся национальные проекты и программы согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 для достижения стратегических целей требуют эффективного взаимодействия всех человеческих ресурсов в формате проектных команд [2, 3]. Поэтому в таком ракурсе рассмотрение технологий формирования проектных команд в образовательных системах приобретает особую актуальность. Целью данной статьи является описание технологии формирования проектных команд в образовательных системах.
Так как технология формирования проектных команд в образовательных системах в научных трудах описывается разнообразно, нами были проведены исследования по выявлению её компонентов, таких как шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследования в отечественной и зарубежной литературе по вопросу формирование проектной команды в образовательных системах достаточно разрозненны.
Понятие образовательной системы является центральным для сферы образования. Её понимание лежит в основе построения эффективной модели управления данной системой. Б. Р. Кларк выделяет два основных подхода к определению системы образования [4]. Так, в узком смысле образовательная система есть лишь совокупность формальных организаций, в т. ч. организаций, регулирующих деятельность в данной сфере. В широком смысле она включает всех, кто так или иначе связан с работой образовательных организаций: инспекторов, организаторов, работников или потребителей. Некоторые ученые говорят о движении от узкого понимания системы образования как совокупности организаций к более широкому, включающему также педагогических работников, самих обучающихся и их родителей, а также иных лиц, вовлекаемых в образовательный процесс [5].
Известны исследования, посвященные описанию и анализу моделей образования. Так, выделяют атлантическую модель, характерную для систем высшего образования США, Великобритании и Ирландии, континентальную модель (Нидерланды, Германия, Швейцария), японскую модель [6].
Интересным представляется вопрос об управлении образовательными системами как особом виде управления. Е. Н. Щербак отмечает, что это «не педагогическая деятельность, а менеджерская, так как цели этой деятельности принципиально иные, чем педагогические. Основная цель образовательной системы должна находиться вне сферы образования» [7]. Б. М. Дадабаева пишет, что для развития образовательной организации существующей организационной структуры и традиционных подходов в управлении недостаточно. Ученый подчеркивает, что для достижения качественно новых результатов необходимы мобильные творческие коллективы, независимые от структуры, формируемые для реализации проектной практики, а также внедрение проектно-ориентированного менеджмента как метода управления человеческими ресурсами [8]. Ряд ученых говорит о необходимости формирования у педагогов, администраторов, руководителей образовательных организаций проектных компетенций, способствующих эффективному процессу управления образовательной деятельностью в современных образовательных системах [9, 10].
Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен проблеме формирования проектных команд, являющейся общей для многих сфер экономики, включая образование [11]. Рассматриваются методики формирования эффективных команд на предприятиях [12], в студенческих коллективах [13]. Известны исследования, представляющие разработки модели эффективности проектной команды, которая описывает связи между входами, процессами и выходными данными, чтобы улучшить командную работу и максимизировать производительность человеческих ресурсов через состав проектной команды, структуру работы и улучшенные процессы командного взаимодействия [14], технологической модели формирования управленческой команды, включающей двенадцать последовательных операций, в том числе определение целей команды, выбор командного лидера, проведение тренингов, направленных на укрепление позиций лидера и укрепление командного духа [15]. В источниках рассматриваются системы нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании, позволяющие устанавливать иерархические связи между уровнями образования и определять приоритеты развития системы образования [16].
Проектно-ориентированное управление рассматривается в частных вопросах работы с человеческими ресурсами; например, профессиональное развитие педагогических кадров изучали такие ученые, как М. А. Картавых, Г. С. Камерилова [17]. В исследованиях рассматриваются и вопросы эффективности работы педагогических кадров, например, выявлено, что 24% учителей младшей возрастной группы и 49% учителей старшей возрастной группы имеют слабый уровень проявления трудоспособности, что указывает на необходимость принятия мер по повышению трудоспособности педагогов [18]. С другой стороны, стаж работы у отдельных педагогов (коррекционных школ, учреждений профессионального обучения, дошкольного образования и др.) играет существенную роль в качестве выполняемой работы [19, 20]. С. Бломеке и С. Делайней предложили модель, которая идентифицирует когнитивные способности и аффективно-мотивационные характеристики как два основных компонента профессиональной компетентности учителей [21].
Сегодня проектно-ориентированное управление находится в состоянии активного развития и переходит из сферы производства в социальную сферу. Но комплексных исследований технологий формирования проектной команды в сфере образования для принятия практических решений недостаточно. Причиной этого может быть инерционность сферы образования в противовес интенсификации большинства технических и социальных процессов, протекающих в этой сфере.
Материалы и методы исследования
В основе исследования технологии формирования проектных команд в образовательных системах использована методология проектно-ориентированного управления на базе стандарта ICB 3.0 международной ассоциации управления проектами (IPMA) и национальных требований к компетентности специалистов НТК 3.1 [22, 23]. Основными позициями данной методологии, вошедшими в теоретическую базу исследования, явились требования к оценке технической компетентности специалиста по управлению проектами, включающей описание логики процесса управления по функциональным областям проекта, программами и портфелями проектов. Так, например, под термином «управление человеческими ресурсами в проекте» понимается раздел управления проектами, включающими задачи и процедуры для обеспечения проекта необходимыми человеческими ресурсами их развития и вовлечения в проект. Процесс формирования проектной команды рассматривается через описание шагов организационного управления, входов и выходов процессов управления, методов и инструментов работы с проектной командой.
Для выявления технологии формирования проектных команд в образовательных системах нами использовались следующие методы: анализ и синтез различных точек зрения по вопросу управления персоналом, моделирование, наблюдение за организационной деятельностью администраторов образовательных организаций, беседы с руководителями образовательных организаций, анализ локальных нормативно-правовых документов, касающихся управления персоналом в образовательных организациях, статистическая обработка данных педагогического эксперимента.
Результаты исследования
Применительно к управлению образовательными системами в ближайшей и среднесрочной перспективе можно выделить ряд понятий и процессов в составе управленческих задач.
Проектная команда в образовательной системе – организационная структура, включающая совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ образовательного проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления образовательного проекта. Включает также всех внешних исполнителей и консультантов. По содержанию команда проекта в образовательной системе представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей образовательного проекта.
Формирование проектных команд в образовательных системах включает процессы, методы, инструменты и действия, которые используются для эффективного управления всей проектной командой, участвующей в осуществлении образовательного проекта. Для осуществления образовательного проекта на протяжении его жизненного цикла привлекаются разные специалисты с различной квалификацией, состав и количество которых изменяются в процессе осуществления проекта. Для унификации процесса формирования проектной команды выделяют стадии управления проектом – группы процессов управления проектом, соответствующие основным элементам стандартного управленческого цикла (инициация, планирование, организация выполнения, контроль и регулирование, закрытие). Рассмотрим технологию формирования проектной команды в образовательной системе (далее – ТФПК) в разрезе стадий управления проектом по шагам организационного управления.
Инициация ТФПК:
- определение целей и задач ТФПК;
- определение потребности и требований к трудовым ресурсам образовательного проекта;
- определение обобщённой структуры и функций проектной команды;
- анализ возможностей обеспечения проекта требуемыми трудовыми ресурсами;
- формирование жизненного цикла образовательного проекта;
- разработка стратегии ТФПК;
- разработка и утверждение концепции управления ТФПК.
Планирование ТФПК:
- выбор методов и средств организационного планирования;
- определение внешних участников образовательного проекта;
- определение численно-квалификационного состава проектной команды;
- определение функциональных обязанностей участников проектной команды;
- формирование организационной структуры образовательного проекта;
- распределение ролей и ответственности участников проектной команды;
- определение графика потребности в трудовых ресурсах;
- разработка системы вовлечения и мотивации участников проектной команды;
- разработка плана управления ТФПК.
Организация и контроль ТФПК:
- поиск и отбор кандидатов;
- прием на работу и назначение на должность;
- определение прав, обязанностей и должностных инструкций;
- организация работы в проектной команде;
- определение условий оплаты;
- обучение и меры по профессиональному развитию сотрудников проектной команды;
- планирование вертикального и горизонтального роста участников проектной команды;
- оценка исполнения сотрудниками должностных обязанностей;
- формирование отчетов об исполнении работ образовательного проекта.
Анализ и регулирование ТФПК:
- анализ работы проектной команды;
- внесение изменений в состав проектной команды;
- регулирование мер материального и нематериального стимулирования;
- регулирование конфликтов в проектной команде;
- поддержание психологического климата в проектной команде;
- реорганизация проектной команды;
- регулирование мер по совершенствованию работы проектной команды.
Закрытие ТФПК:
- общий анализ и оценка деятельности ТФПК;
- формирование заключительного отчета о деятельности проектной команды;
- разрешение конфликтов в проектной команде;
- проведение окончательных расчетов с трудовыми ресурсами;
- анализ извлеченных уроков, формирование архива и документирование;
- расформирование проектной команды.
Данные шаги организационного управления могут рассматриваться как задачи, решаемые на каждой стадии ТФПК. Можно выделить следующие типовые входы, выходы, методы и инструменты каждой стадии ТФПК (см. таблицу).
Типовые входы, выходы, методы и инструменты процесса формирования
проектной команды в образовательной системе
Типовые входы |
Типовые выходы |
Типовые методы и инструменты |
Инициация ТФПК |
||
- Исходные данные по образовательному проекту; - нормативные правовые акты, нормативные документы, включая стандарты, распространяющиеся на образовательный проект и относящиеся к нему по функциональным областям управления; - принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи); - архивная (историческая) информация |
- Укрупненная ролевая структура; - концепция управления ТФПК
|
- Интервью; - фокус-группы; - семинары с участием модератора; - методы группового творчества; - методы группового принятия решений; - анкеты и опросы; - наблюдения; - контекстные диаграммы; - анализ документов
|
Планирование ТФПК |
||
- Выходы стадии инициации; - принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи); - архивная (историческая) информация |
- Организационная структура проектной команды; - план привлечения трудовых ресурсов; - план управления ТФПК
|
- Метод оценивания путем расчёта по нормативам; - метод оценивания по аналогам; - метод экспертных оценок; - совещания по проекту; - шаблоны проектных документов стадии планирования; - регламенты (процедуры) инициации; - программные инструменты |
Организация и контроль ТФПК |
||
- Выходы стадии инициации проекта; - выходы стадии планирования проекта; - принятые решения по необходимым корректирующим действиям и по запросам на изменения (по обратной связи); - архивная (историческая) информация |
- Развернутая система управления ТФПК; - отчётность о реализации планов управления ТФПК
|
- Метод экспертных оценок; - совещания по проекту; - шаблоны проектных документов стадии планирования; - регламенты (процедуры) инициации проекта; - программные инструменты
|
Анализ и регулирование ТФПК |
||
- Выходы стадии планирования; - выходы стадии организации и контроля выполнения; - запросы на изменения (для анализа и принятия решения); - архивная (историческая) информация |
- Решения о корректирующих действиях; - решения по запросам на изменения, включая сформированные запросы |
- Метод экспертных оценок; - совещания по проекту; - шаблоны проектных документов стадии планирования; - регламенты (процедуры) инициации проекта; - программные инструменты |
Закрытие ТФПК |
||
- Выходы стадии инициации; - выходы стадии планирования; - выходы стадии организации и контроля выполнения; - выходы стадии анализа и регулирования |
- Итоговый отчет о результатах по управлению ТФПК; - архивная информация (в т. ч. исполнительная) по управлению ТФПК; - усвоенные уроки по управлению ТФПК |
- Методы, инструменты формирования итоговой отчетности; - инструменты фиксации усвоенных уроков; - методы, инструменты, процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуаций; - инструменты архивирования проектной информации; - метод экспертных оценок; - совещания по проекту; - шаблоны проектных документов стадии закрытия; - регламенты (процедуры) закрытия проекта; - программные инструменты |
Таким образом, технология формирования проектной команды в образовательной системе включает шаги организационного управления, входы и выходы процессов управления, методы и инструменты работы с проектной командой, дифференцируемые по стадиям проектно-ориентированного управления.
Заключение
Реализация представленной технологии формирования проектной команды в образовательной системе способствует достижению результатов, требуемых в национальных проектах и программах. Но пересмотр технологии формирования проектных команд в образовательных системах должен быть систематическим. Логика пересмотра технологии должна учитывать ряд тенденций, наблюдаемых в образовательных системах [24]:
- изменения социальных ожиданий в сфере образования;
- изменение характера коммуникаций между органами управления образованием и образовательными организациями;
- изменение отношений между образовательными организациями;
- изменение отношений между участниками образовательного процесса;
- изменение ресурсного обеспечения образовательных организаций.
Таким образом, возникает необходимость дальнейшего исследования технологий формирования проектной команды с позиций:
- реактивного и целевого управления;
- управления функционированием и управления развитием;
- управления путем регламентации деятельности;
- управления по прецедентам;
- управления через формирование самообучающейся организации (способной самостоятельно создавать собственное будущее [25, 26]).
Эффекты, риски, барьеры при пересмотре технологии формирования проектной команды в образовательной системе также должны быть предметом дальнейшего изучения.