Введение
В настоящее время в образовательной деятельности большое внимание уделяется концепции личности, в основе которой лежат идеи природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Эти идеи отражены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в профессиональном стандарте педагога.
Вышеуказанные тенденции указывают на то, что система образования должна ориентироваться на личность учащегося как субъекта образовательной деятельности. Таким образом, в настоящее время наиболее востребована личностно ориентированная парадигма образовательной деятельности, сущность которой заключается в том, что педагог воспринимает ученика как личность, на первый план выходят субъект-субъектные отношения.
Профессиональный стандарт педагога при описании трудовых навыков и трудовых функций определяет направления профессионального роста педагога через повышение уровня базовых и профессиональных компетентностей. Одной из шести рассматриваемых в профессиональном стандарте компетентностей является компетентность в области личностных качеств (эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура). Компетентность в области личностных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Говоря о развитии личности педагога, необходимо учитывать его уровень субъективного контроля.
Личностная направленность педагога является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. К настоящему времени достаточно ясно осознанной и отрефлексированной стала проблема субъектного развития личности педагога. Профессионализм педагога в современном мире характеризует его способность стать полноценным субъектом педагогической деятельности и способность развивать субъектный потенциал учащегося. Среди факторов, оказывающих влияние на профессиональное развитие педагогов, один из ведущих – субъективный профессиональный контроль, так как субъектные формы самоконтроля, выступающие в педагогической деятельности, являются фактором, влияющим на развитие педагога в сообществе.
Обобщая взгляды многих авторов на проблему профессионального развития педагога, можно сказать, что уровень субъективного контроля оказывает влияние на развитие учителя.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Особенности личностно ориентированного обучения подробно рассмотрены в трудах И. С. Якиманской. Ирина Сергеевна считает, что личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При обучении в основу педагогической деятельности должен быть положен субъектный опыт учащегося, его индивидуальность [1]. «Субъективность (индивидуальность) проявляется в избирательности к миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания» [2]. Главной задачей при ведении образовательной деятельности, считает И. С. Якиманская, является изучение личности ребенка. При взаимодействии с детьми учитель должен решать главную задачу – изучение личности ребёнка. Изучение личности предполагает следующее:
- создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности развития каждого учащегося в условиях его школьной жизни;
- разработка карты изучения личности ученика в образовательной деятельности с учетом специфических задач и целей образовательного учреждения;
- выявление и фиксация динамики целостного личностного развития каждого ученика через анализ когнитивной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфер как основных составляющих в их взаимосвязи и единстве;
- разработка индивидуальных образовательных программ, способствующих коррекции, стимулу, прогнозу развития;
- составление учебного профиля ученика как нового типа школьной документации [3].
Для того чтобы учитель был готов воспринимать ученика как субъекта деятельности, он должен быть активным субъектом творческой деятельности, обладать достаточно высоким уровнем субъективного контроля.
Основы субъектного подхода заложены в теории личности С. Л. Рубинштейна. Опираясь на его концепцию, обращаем внимание на то, что «человек – не пассивная, рефлекторная машина, а сознательное мыслящее существо, субъект практической и теоретической деятельности» [4]. Определяющим свойством субъекта является активность. В результате образовательной деятельности субъект меняет мир, при этом изменяется и сам.
Когда мы говорим о личностно ориентированном образовании, субъектном подходе к изучению личности, наряду с изучением личности учащегося необходимо всестороннее изучение личности педагога. В своем исследовании опираемся на определение личности, данное А. Н. Леонтьевым. Он считает, что личность – это особое образование, «особого рода целостность», которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития. Личность порождается специфически человеческими отношениями [5].
Дополняет и расширяет это понятие С. Л. Рубинштейн. Личность раскрывается в единстве трех составляющих: с одной стороны, это потребности и установки, с другой – способности и дарования, с третьей – потребности и мотивы, закрепленные в характере. «Сущность человеческой личности, – говорит Рубинштейн, – находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю» [6].
Свой вклад в развитие теории личности внесли и зарубежные ученые. Остановимся на теории личности, предложенной Куртом Левином. Разработанная ученым «теория поля» позволила ему выдвинуть концепцию динамической системы поведения личности, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между человеком и окружающей средой. Им были изучены проблемы положения личности в группе, лидерства, конфликта [7].
Отличительной особенностью теории личности Н. Маслоу является обоснование таких понятий, как самоактуализация личности, виды потребностей и механизмы развития личности. [8]. По его теории, человек уже при рождении обладает определенным набором качеств, способностей. Именно они составляют сущность его Я и именно их человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Эти осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности. В деятельности стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться.
Государственная политика в области образования требует от учителя непрерывного повышения квалификации, постоянного профессионального роста. Оптимальное решение проблемы профессионального развития педагогов связано с определением факторов, созданием организационно-педагогических условий и разработкой механизмов профессионального развития педагога в общеобразовательной организации.
Анализ факторов, позитивно и негативно влияющих на профессиональное развитие педагога, показал достаточно широкое разнообразие подходов к решению данной проблемы. В научной литературе исследователи выделяют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – это условия, которые созданы для организации деятельности. К внутренним факторам ученые (А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) относят психологические особенности: мотивы, увлечения, интересы. Они являются ведущими личности, пронизывая направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и др.
По мнению доктора педагогических наук Н. М. Борытко, ведущими внутренними факторами становления позиции педагога являются профессиональная рефлексия как осмысление своей деятельности, профессиональная самооценка как оформление профессиональных смыслов ценности и профессиональное самосознание как способность к производительности профессиональной деятельности и поведения [9].
Анализируя процесс профессионального становления личности, Е. Ф. Зеер ведущим фактором данного процесса считает систему объективных требований к личности, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества [10].
Педагог в современных условиях является активным субъектом профессионального развития. Он должен быть ориентирован на изменение различных аспектов деятельности. Профессиональное самосознание, уровень субъективного контроля педагога – значимый фактор успеха педагога. В профессиональном стандарте педагога также подчеркивается важность готовности к работе в инновационном режиме [11].
В теоретических и практических исследованиях рассматриваются такие факторы профессионального развития, как акмеологическая позиция, готовность к профессиональной деятельности в условиях модернизации образования и творческий потенциал в их взаимообусловленности. А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин подчеркивают, что акмеологические факторы должны быть субъективными [12]. С другой стороны, и факторы среды оказывают влияние на профессиональное развитие, так как влияют на учителя, вызывая своеобразные изменения в структуре личности. Другими словами, выполняют роль акмеологических условий. «Объективно существующие в среде возможности личность преобразует в субъективно значимую среду, которая и будет содержать или не содержать факторы развития» [13].
Ряд исследователей выделили факторы, оказывающие влияние на личностный рост педагогов. Т. Н. Щербакова внутренним фактором, влияющим в том числе и на профессиональную деятельность педагога, называет субъективный профессиональный контроль, считая, что субъектные формы самоконтроля, выступающие в педагогической деятельности, являются фактором, влияющим на личностный рост педагога в сообществе. Проявлениями уровня сформированности субъектного контроля, определяющими личностный рост, можно считать индивидуальный стиль педагогической деятельности и общения, педагогическую ответственность [14].
Уровень субъективного контроля может быть отнесен к одной из важнейших характеристик самосознания, определяющей особенности поведенческих реакций в широком спектре социального взаимодействия и проявляющейся в чувстве ответственности, уровне активности и степени воздействия на обстоятельства деятельности [15].
Следует отметить, что педагогическая деятельность влияет на профессиональное развитие учителя. Это связано с тем, что субъективная значимость профессионально-педагогической деятельности позволяет учителю актуализировать потребность в приобретении новых знаний и способов профессиональной деятельности. Следовательно, организацию учебно-профессиональной деятельности учителя необходимо рассматривать как фактор профессионального роста учителя [16].
Одним из критериев профессионального развития педагога можно считать умение находить личностный смысл в педагогическом труде, на основании анализа принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Профессиональное развитие педагога осуществляется в течение всей профессиональной жизни: педагог постоянно рефлексирует, изменяется уровень субъективного профессионального контроля, происходит самоутверждение в профессии [17].
Не менее важную роль в профессиональном развитии учителя играет система субъективного контроля, которая характеризуется определенной структурой. Субъектные формы самоконтроля, выступающие в педагогической деятельности, являются фактором, влияющим на личностный рост педагога [18].
Т. Н. Щербакова считает, что степень развития концептуального, тактического, операционного уровней субъективного контроля определяет характер следующих параметров личности: устойчивость по отношению к внешним стрессогенным факторам; надежность как партнера в профессиональном взаимодействии; успешность педагогической деятельности [19].
Субъективный профессиональный контроль может выступать как условие персонализации педагога, если преобладают субъект-субъектные отношения, а возможна и деперсонализация, если главенствует педагогика «менторства» [20].
В. В. Анисимова, В. В. Сериков выделяют элементы субъективного опыта педагога, которые выступают субъективными основаниями проектирования педагогической деятельности. Это собственная ценностно-смысловая интерпретация материала, субъектная формулировка образовательных целей и постановка образовательных целей, учебных задач, субъектный способ психологической поддержки и сопровождения учебной деятельности учащихся в образовательном процессе [21].
Большое внимание изучению факторов профессионального развития, в том числе изучению соотношения уровня субъективного контроля и качества образования, уделяется и в зарубежной современной психологии. Так, Аршад Мирза Баиг в статье «Профессиональные стандарты образования: обзор литературы» указывает, что качество образования в значительной степени зависит от личности учителя. Развитие личности учителя во многих западных станах заложено в профессиональных стандартах. В Пакистане Национальные профессиональные стандарты для учителей широко обсуждаются в сотрудничестве ЮНЕСКО и USAID. Эти стандарты предъявляют требования как к учителям, так и к ученикам [22].
Буджанг Рахман, Абдуррахман Абдуррахман, Буди Кадарянто, Нурлаксана Эко Русминто провели исследование уровня профессионального развития учителей начальных классов в Индонезии и пришли к выводу, что результаты теста на компетентность (Ujian Kompetensi) невысоки. Авторы делают вывод о необходимости непрерывного профессионального развития учителей [23].
Пауло Морейра, Ричард Энтони Инман, Диана Кунья, Джоана Оливейра обращают внимание на необходимость перехода школ от парадигмы традиционного обучения в Луизиане к школам, ориентированным на человека. Они утверждают, что структурные особенности личностно ориентированных школ следующие: а) субъект-субъектные отношения, б) акцент на субъективном опыте и процессах, в) центральность позитивных отношений, г) акцент на позитивных особенностях, психобиологическом функционировании. Ученые обращают внимание на факторы, влияющие на развитие личности как преподавателя, так и учеников [24].
Дэвид Блазар, Мэтью А. Крафт проанализировали влияние учителя на учеников начальных классов и пришли к выводу, что отношение и поведение учеников прогнозируются методами обучения, включая характеристики субъективного профессионального контроля, учителей и организацию занятий в классе. Однако многие учителя больше заинтересованы в результатах учеников, а не в создании личностно ориентированной образовательной среды [25].
Инесе Юргена, Дагния Седере, Ингрида Кевиша в статье «Инновационные и традиционные элементы в работе профессорско-преподавательского состава: взгляды преподающих учителей» анализируют роль инноваций и традиций в работе преподавателей. Они указывают на то, что принятие инноваций – одно из качеств личности педагогов, которое зависит от уровня субъективного контроля учителя [26].
Необходимость пересмотра теории и методики повышения квалификации учителя с целью обеспечения возрастания степени самостоятельности, рефлективности, творческой активности педагогов, реализации и развития их субъектной позиции обсуждается в современной научной литературе. Так, И. Ю. Кузнецова пишет о необходимости учитывать субъектную позицию при организации повышения квалификации учителей [27].
Необходимо подобрать такие педагогические технологии формирования и развития у педагогов способности к самоорганизации, саморазвитию, умений усваивать постоянно обновляющуюся информацию.
Таким образом, на данном этапе развития школьного образования необходимо создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов. Очень важно, насколько педагог ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их автором, причиной, а не следствием действий других или влиянием обстоятельств. В связи с этим необходимо исследовать и уровень субъективного контроля.
Методологическая база исследования
Профессиональное развитие учителя начальных классов имеет важное значение, так как в большей степени определяет качество образования учащихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Для методического сопровождения учителя внутри общеобразовательной организации необходимо учитывать все основные факторы, которые способствуют повышению уровня профессиональной компетентности. Поэтому уровень субъективного контроля (далее – УСК) над разнообразными жизненными ситуациями учителей начальной школы МБОУ «Лицей № 10» и стал объектом нашего исследования.
Коллектив учителей начальной школы (21 учитель) молодой (средний возраст 37 лет), творческий, ставящий перед собой серьезные задачи по обучению и воспитанию учащихся.
10 учителей реализуют систему УМК «Начальная школа XXI века», 11 – систему УМК «Перспективная начальная школа», с 2010 года коллектив учителей начальной школы реализует федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Таким образом, 100% учителей начальной школы стремятся творчески использовать в образовательной деятельности новейшие достижения педагогики развивающего обучения, стремятся активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, применяют системно-деятельностный подход к обучению.
Для исследования нами использовался метод эпистолярного сочинения с дальнейшей обработкой посредством контент-анализа [28], наблюдения за деятельностью и поведением учителей при посещении уроков, методика изучения уровня субъективного контроля [29].
Результаты исследования
Одним из факторов профессионального развития педагогов является уровень субъективного контроля. Использование методики уровня субъективного контроля позволило определить экстернальность/интернальность в межличностных и семейных отношениях, уровень субъективного контроля в отношении болезни и здоровья, охарактеризовать поведение личности и в случае неудач, и в сфере достижений.
По нашим данным, 58,5% учителей начальных классов имеют высокий уровень интернальности, что свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие учителя могут принимать решения по изменению своих жизненных ситуаций, чувствуют личную ответственность за то, как складывается их жизнь в целом.
Однако 28% имеют низкий уровень субъективного контроля. Они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать развитие этих событий и полагают, что большое их количество является результатом случая или действий других людей, все в жизни случайно или зависит от действий окружающих.
Уровень субъективного контроля связан с ощущением педагога своей силы, уверенности в своих знаниях и требованиях к другим, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Таким образом, степень развития уровня субъективного контроля существенным образом определяет характер следующих параметров личности: устойчивость по отношению к внешним стрессогенным факторам; надежность как партнера в профессиональном взаимодействии; успешность педагогической деятельности.
Результаты проведенных исследований дали основания сделать следующий вывод об уровне профессионального развития учителей начальных классов:
- учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 10» могут ощущать себя активными субъектами своей деятельности и могут организовывать взаимоотношения с учащимися на принципах уважения, доверия, понимания, поддерживать в классе оптимальные образовательные условия, влиять на самооценку учеников и самоанализ их действий, создавать «ситуацию успеха»;
Таблица 1
Данные результатов опроса уровня субъективного контроля
№/кол. б. |
Показатели опросника УСК |
||||||
Ио |
Ид |
Ин |
Ие |
Ип |
Им |
Из |
|
1 |
30 |
7 |
8 |
8 |
8 |
2 |
2 |
2 |
10 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
3 |
12 |
2 |
6 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4 |
39 |
6 |
16 |
10 |
11 |
1 |
6 |
5 |
22 |
6 |
4 |
8 |
1 |
1 |
2 |
6 |
15 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
7 |
26 |
6 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
8 |
26 |
8 |
6 |
4 |
1 |
2 |
3 |
9 |
16 |
3 |
6 |
5 |
2 |
0 |
3 |
10 |
29 |
7 |
5 |
10 |
3 |
10 |
2 |
11 |
20 |
8 |
6 |
2 |
3 |
6 |
3 |
12 |
28 |
7 |
10 |
7 |
3 |
3 |
2 |
13 |
15 |
4 |
3 |
2 |
6 |
1 |
3 |
14 |
22 |
6 |
6 |
3 |
4 |
6 |
3 |
15 |
25 |
4 |
12 |
6 |
6 |
2 |
3 |
16 |
26 |
8 |
8 |
2 |
9 |
3 |
2 |
17 |
24 |
7 |
3 |
6 |
3 |
1 |
2 |
18 |
15 |
4 |
3 |
2 |
6 |
1 |
3 |
19 |
22 |
6 |
5 |
9 |
2 |
0 |
3 |
20 |
21 |
7 |
7 |
4 |
4 |
2 |
2 |
21 |
10 |
1 |
3 |
4 |
1 |
0 |
1 |
Общий показатель |
21,5 |
5,7 |
5,9 |
5,1 |
4,2 |
1,9 |
2,1 |
Средний |
33,4 |
6,2 |
8,4 |
3,6 |
11,8 |
2,4 |
4,4 |
Стандартные отклонения |
23,4 |
8,3 |
7,9 |
7,1 |
8,4 |
4,4 |
3.5 |
Таблица 2
Уровень субъективного контроля
учителей начальных классов МБОУ «Лицей № 10»
Показатели УСК/ кол. выб. |
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Из |
Общий показа тель суб. контроля |
Высокий показатель |
12 (58,5%) |
13 (61,7%) |
12 (51,7%) |
4 (19%) |
6 (28%) |
4 (19%) |
61,2%* |
Низкий показатель |
6 (28%) |
5 (23%) |
6 (28%) |
11 (52%) |
11 (52%) |
8 (38%) |
38,8%* |
* % указан от общего количества исследуемых.
- с целью повышения уровня субъективного контроля (для 28% учителей) руководством и специалистами центра комплексного сопровождения участников образовательных отношений необходимо планировать коррекционные мероприятия, направленные на развитие мотивов, значимых для конкретной личности, творческое саморазвитие, оказывать практическую помощь учителю в корректировке программы творческого саморазвития;
- необходимо создать условия для развития самосознания субъектов образовательной деятельности, в которых педагог становится полноправным участником межсубъектных и полисубъектных отношений.
Проведенные исследования позволили существенно изменить методическую работу в учреждении. Была разработана педагогическая система профессионального развития педагогов общеобразовательной организации, представляющая собой совокупность тесно взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые способствуют образовательно-формирующему взаимодействию педагогов за счет разнообразных активных и интерактивных форм этого взаимодействия. Убеждены, что педагогическая система профессионального развития педагогов будет эффективна, если в основе этого взаимодействия будут лежать субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательных отношений. Целесообразно сформированная педагогическая система должна быть ориентирована на развитие всех сторон личности педагога: мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентаций, концептуального мышления, операционно-технологических компонентов педагогической деятельности, способности и готовности к самообразованию, коммуникативной культуры, повышение уровня субъективного контроля.
При формировании педагогической системы профессионального развития общеобразовательной организации необходимо подобрать оптимальные технологии для организации педагогической деятельности по повышению уровня педагогической компетентности. Такой технологией может стать технология диалогового взаимодействия как одна из эффективных образовательных технологий личностно ориентированного образования. Именно она создает условия для развития личности педагога, его самореализации, а применительно к учебной деятельности позволяет воспринимать ученика как субъекта деятельности, выстраивая субъект-субъектные отношения [30].
Заключение
Проведенные исследования позволили определить уровень психологического здоровья учителей начальной школы, определить эмоциональный уровень коллектива. Большинство учителей воспринимают себя активными субъектами, они готовы принять и понять других, говорить о том, что коллектив готов к субъект-субъектному взаимодействию, в будущем к его высшей форме – полисубъектному взаимодействию. Однако нельзя оставлять без внимания учителей с низким уровнем субъективного контроля. Выявленные результаты позволят специалистам центра комплексного сопровождения участников образовательных отношений, который создан в МБОУ «Лицей 10», оказать адресную помощь учителям, и это будет способствовать личностному развитию каждого педагога по индивидуальной траектории развития.
В сформированной нами педагогической системе созданы такие условия, которые направлены на формирование исследовательской, творческой активности педагогов, предполагают разные варианты применения возможностей каждого отдельно взятого педагога и педагогического коллектива в целом. Педагоги имеют возможность осознать ход образовательной деятельности, видеть стратегические перспективы развития образования, могут выразить своё отношение к данному процессу, что предполагает обязательную организацию рефлексии и целенаправленное развитие рефлексивных умений.
Главным результатом эффективного функционирования педагогической системы профессионального развития педагогов станет становление педагога, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью обучающихся, создавать условия для развития личности каждого обучающегося, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.