Введение
Наблюдения последних лет указывают на активное падение уровня духовно-нравственной культуры современного общества, и прежде всего его подрастающего поколения. Отсутствие нравственных ориентиров и ценностей, низкий уровень общественной морали, потребительский эгоцентризм и индивидуализм, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания приводят к тому, что многие современные подростки оказываются в социально опасном положении. В моду вошел примитивный юмор, активное употребление ненормативной лексики и открытое хамство, культивируются средства быстрого обогащения и грубая сила, не требующие от человека серьезного умственного и душевного труда, углубляются противоречия и непонимание между старшим и подрастающим поколением, ослабляются межпоколенные связи.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 года, определившем стратегию воспитания молодежи в РФ до 2025 года, перечислены традиционные духовно-нравственные ценности нашей страны. К ним волей законодательной власти Российской Федерации отнесены вера в добро, человеколюбие, справедливость и др. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как честь, личное достоинство, человеколюбие, совесть, справедливость, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Целью воспитания в России провозглашается «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [1].
Анализ практики воспитания подрастающего поколения показывает, что эффективная организация учебно-воспитательного процесса абсолютно немыслима без подробного и последовательного изучения педагогами, работающими с молодежью, системы нравственных ценностей современных молодых людей, которой они руководствуются в своей жизни как в конкретном единичном поступке, так и в жизненных принципах.
Отсутствие опоры на понимание педагогами особенностей духовного мира подрастающего поколения, нежелание и неумение учитывать закономерности формирования личности в педагогической деятельности значительно ослабляет воспитательный процесс, вызывает отвержение молодыми людьми ценностных общественных морально-нравственных законов.
Какими ценностями руководствуется учащаяся молодежь? Каковы мотивы ее действий, поступков и поведения? Каковы ее стремления? Анализ научных источников позволяет нам утверждать, что, если ответы молодых людей на эти вопросы коррелируют с общественным развитием, они обусловливают собственную социальную и профессиональную активность, выступают в качестве движущих сил личностного развития. Тогда же, когда эти ответы (как взгляды и установки) противостоят нравственным нормам и принципам, они деморализуют молодых людей, делают их поведение асоциальным, криминализируют личность.
Следует учитывать и специфику социальных условий учащейся молодежи, включенных в учебную деятельность, которая должна стать ее важнейшей нравственной ценностью, обусловливающей все их потребности, интересы и ожидания.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения как проблема современного психолого-педагогического знания чаще всего рассматривается через призму духовных потребностей. Выделяя значимость нравственных ценностей в период личностного становления, В. А. Сухомлинский определял духовные потребности как «великий двигатель человеческой истории». А потребность человека в другом человеке как носителе духовной общности выделял как высшую потребность, связанную со стремлением человека к духовным ценностям [2].
Понятие ценности получило трактовку в философии неокантианства. Так, Вильгельм Виндельбанд (1848–1915) идентифицировал нормы и ценности. Он утверждал, что нормы регулируют нравственные действия и служат фундаментом для теоретической и эстетической деятельности. Он трактовал философию как учение о ценностях, именно им были введены как единое, неделимое целое такие нормы-ценности, как истина, добро, красота, религия, искусство, наука, правопорядок [3].
Понятие «ценность» было введено в научный обиход в 60-е годы XIX века, определяя ценность как нечто значимое, в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.
Г. Лотце и Г. Коген дали определение понятию «ценность» (в качестве параллели сущему). Они впервые теоретически выделили ценностную сферу как самостоятельную научную единицу, не зависящую от явлений действительности [4].
Г. Риккерт (1863–1936) впервые предложил ввести следующие ценности: логические, эстетические, мистические, нравственные и социально-этические, личные, религиозные. По его мнению, ценности представляют собой особый мир, который исследуется философским мышлением, и являются духовным образованием; они не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов, образуя самостоятельную сферу существования [5, 6].
В зарубежной научной литературе проблематика формирования ценностно-ориентационного блока личности получила активное развитие в работах Ф. Знанецкого, У. Томаса, Э. Шпрангера, Дж. Холланда, М. Рокича, Г. Оллпорта и др. По убеждению У. Томаса и Ф. Знанецкого, исследование взаимоотношений личности и общества должно основываться на анализе социальных ценностей самого общества и отношения к ним со стороны индивидов, только с этих позиций можно объяснить социальное поведение [7].
Э. Шпрангер считал, что раскрытие целостной душевной жизни личности базируется на изучении и понимании «модулей действительной жизни человека»; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества [8].
Г. Оллпорт справедливо утверждал, что понятие «установка» связано с ориентацией людей относительно определенных аспектов среды (включая людей, культуру, общество) [9, 10].
Cогласно М. Рокичу, ценность есть устойчивое убеждение, индивидуально или социально предпочтительный способ поведения или существования личности в подобных ситуациях, система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений [11].
В основе исследования проблем духовно-нравственного развития отечественные ученые используют методологию целостного и личностного подходов, где личность выступает в качестве самодетерминированной целостной системы, обеспечивающей особую роль в жизнедеятельности человека и социума, что не позволяет сводить ее к набору лишь неких «социально значимых» черт.
Становление духовно-нравственных ценностей в обществе, подчеркивает С. П. Акутина, носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия. Особенностью духовно-нравственных ценностей как личностных качеств человека является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам освоения и выражения [12].
Психолого-педагогические исследования все чаще обращаются к проектированию ситуационно-событийного смыслообразующего механизма развития личности, отказываясь от внешней «предписанной» деятельности, якобы способной сформировать человека с «требуемым» типом сознания (С. В. Кульневич, Е. М. Сафронова, В. В. Сериков) [13]. Последнее предполагает рассмотрение содержания образования как единства «предметного» и «субъектного» (личностного) опыта.
Для понимания того, каким образом среда становится психологической составляющей этого пространства, рассуждает Н. В. Гришина, необходимо понимание субъективной интерпретации личностного опыта субъектом и его ценностное содержание, определяющее включение этого фрагмента реальности в его психологическое жизненное пространство [14].
В. А. Павлова указывает на то, что современная реальность России заставляет нас заново переосмысливать вопросы формирования духовно-нравственных ценностей подростков, разрабатывать и вносить все новые и новые элементы в систему их воспитания, усиливая тем самым ее эффективность [15].
Теория и практика воспитания требует пересмотра традиционного подхода «мероприятийно-массовой педагогики» и построения воспитания на основе индивидуально-творческого и деятельностного подходов (И. А. Колесникова, Н. Е. Щуркова), что невозможно без создания предпосылок и обеспечения особых условий субъектной активности личности в образовательном процессе (Т. И. Власова, В. Ф. Сидоренко) [16].
Практика воспитания молодежи доказывает, что эффективное осуществление учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях невозможно без глубокого исследования системы духовно-нравственных ценностей обучающихся, которая побуждает, направляет, мотивирует конкретный единичный поступок и отражается в жизненных принципах и убеждениях [17].
Теоретический анализ подтвердил значимость избранной нами проблемы и позволил авторам определить трактовку понятий, лежащих в основе данного исследования:
- честь, согласно словарю В. И. Даля, – это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» [18]. Честь выступает для человека как авторитет, репутация в качестве некого морального понятия, неразрывно связанного с категорией достоинства личности;
- личностное достоинство В. И. Даль определяет как «стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести», в то время как Д. Н. Ушаков трактует личное достоинство следующим образом: необходимые моральные качества, моральная ценность человека, а также сознание этой ценности, проявление уважения к себе [19];
- достоинство – ключевое понятие этики и философии. Оно определяется как «осознание личностью своего общественного значения, права на общественное уважение, основанное на признании обществом социальной ценности личности» [20];
- в философской энциклопедии под редакцией Ф. В. Константинова мы находим следующее определение понятия «человеколюбие»: забота о благополучии всех, отказ от насилия над личностью [21];
- понятие «справедливость» выступает в различных трактовках как моральное правило, регулирующее отношения между людьми в ходе распределения различных благ, поощрений и наказаний;
- воля – некий вид деятельности, отражающий принципы морали и нормы личности и указывающий на ценностные характеристики и цели выбранного действия;
- вера в добро понимается как бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, торжество справедливости, победы добра над злом;
- такое понятие, как долг, трактуется как нравственные установки личности, его обязательства перед самим собой, людьми и окружающим миром.
Таким образом, под духовно-нравственными ценностями мы понимаем совокупность внутренних потребностей и идеалов, которые выступают в качестве основы выстраивания отношений между личностью и окружающим миром, определяют ее нравственное и духовное существование. К духовно-нравственным ценностям авторы относят: честь, личное достоинство, человеколюбие, совесть, справедливость, волю, веру в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Считаем, что перечисленные ценностные ориентации определяют следующие нравственные категории: любовь, уважение, дружба, честность, порядочность, преданность себе, близким, Родине, понимание себя и принятие окружающих. Основополагающие, на наш взгляд, нравственные дефиниции позволяют регулировать межличностные отношения, социальные принципы и нормы, нравственную направленность личности.
Под духовно-нравственным воспитанием в настоящее время мы понимаем процесс формирования отношения подростка к оценке окружающей его действительности с опорой на ценностные категории. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения нацелено на воспитание человека как носителя человеческой сущности, духа, а не функционера, «субъекта рынка».
Методологическая база исследования
Методологической базой исследования послужили философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности развития и целостности реального мира, об общих законах развития природы, общества, человеческого сознания и деятельности; научные концепции о развитии, обучении и воспитании личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в структуре личности, о роли социальных факторов в становлении ценностных ориентаций подростков.
С целью изучения уровня осознания учащейся молодежью духовно-нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. Базой экспериментального исследования послужили школы Нижегородского региона. В анкетировании приняли участие 127 обучающихся старших классов, из них 62 человека – учащиеся православных гимназий (школ) и 65 обучающихся в светских общеобразовательных школах.
Старшеклассникам был предложен вопрос: «Осознаете ли Вы следующие нравственные понятия: честь, личное достоинство, человеколюбие, совесть, справедливость, воля, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством?», в ходе ответа на который респондентам была предоставлена возможность объяснить значение перечисленных духовно-нравственных дефиниций и заявить, насколько им понятен их смысл. Выражая словами сущность тех или иных нравственных понятий, участники анкетирования придавали им значение, определяли содержание своего сознания.
Закономерно перед авторами данной работы встал вопрос: обоснованно ли строить методическую оснащенность и эмпирическую базу исследования на анализе ответов респондентов на один вопрос? Чтобы ответить на него, нужно понять, какие психологические механизмы лежат в основе процесса осознания. Обратимся к исследованиям известных отечественных ученых. Так, Д. М. Узнадзе связывает процесс осознания с «объективацией», т. е. способностью психической деятельности отделять «Я» и мир, воспринимать мир независимо от «Я». «Сам механизм объективации вступает в действие тогда, когда поведение приостанавливается с целью выяснить, что и почему. Только здесь начинается процесс осознания», – утверждает Д. М. Узнадзе [22].
Л. С. Выготский подчеркивает, что для осознания какой-либо операции необходимо ее интериоризировать, переведя из плоскости действия в плоскость языка, воссоздав ее в воображении и выразив словами. Следовательно, языковые значения – это специфические инструменты осознания. Осознать означает придать чему-либо значение. Если образ не может быть определен словом, то он не осознается личностью [23].
Таким образом, авторы придерживаются той точки зрения, что факт признания или отрицания осознания указанных понятий респондентами непосредственно соотносится со смысловым наполнением духовно-нравственных ценностей. В процессе изучения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей современных подростков важно определить, какие ценности предпочитает современный старшеклассник, чем мотивирует собственные поступки и поведение, к каким целям стремится, причем на декларативном, выраженном вербально уровне. Известно, что если ответы молодых людей совпадают с социальными нормами, то они формируют социальную активность, выступают в качестве источников и движущих сил развития личности. В тех же случаях, когда ответы молодого человека (а значит, и его установки, стремления, убеждения) противоречат социальным идеалам, то можно говорить об асоциальной направленности молодых людей [24].
По определению Л. С. Выготского, сознание – это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дано человеку изначально, от природы, оно есть продукт деятельности общества, которое его производит [25].
Б. Г. Ананьев определяет сознание как психическую деятельность, динамическое соотношение логических и чувственных знаний как системы. По его мнению, оно является составной частью эффекта действия. «Сознание как активное отражение объективной действительности, подчёркивает Б. Г. Ананьев, есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире» [26].
Следовательно, процесс осознания молодежью нравственных понятий детерминирует мотивы устремлений и поведение индивида, оказывает влияние на все сферы его жизнедеятельности.
Результаты исследования
Общее и особенное в процессе осознания духовно-нравственных ценностей обучающимися старших классов православных и светских образовательных учреждений Нижегородского региона представлены в сравнительной таблице.
Как видим, уровень знаний, составляющих социально-мировоззренческую и духовно-нравственную основу личностной позиции обучающихся в православных и светских образовательных учреждениях, имеет ряд существенных особенностей.
Особенности осознания духовно-нравственных ценностей обучающимися
старших классов православных и светских образовательных учреждений
Нижегородского региона
Духовно-нравственные ценности «Что это такое?» |
Осознаю (%) |
|||||
Полностью |
Пожалуй, понимаю, что это значит |
Не понимаю, что они означают |
||||
православные школы |
светские школы |
православные школы |
светские школы |
православные школы |
светские школы |
|
Честь |
52 |
55 |
39 |
37 |
9 |
8 |
Личное достоинство |
37 |
45 |
55 |
50 |
8 |
5 |
Человеколюбие |
72 |
35 |
24 |
53 |
4 |
12 |
Совесть |
81 |
75 |
14 |
21 |
5 |
4 |
Справедливость |
49 |
34 |
43 |
47 |
8 |
19 |
Воля |
73 |
36 |
25 |
56 |
2 |
8 |
Вера в добро |
69 |
42 |
31 |
41 |
0 |
17 |
Нравственный долг /перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством |
61 |
52 |
34 |
38 |
5 |
10 |
Так, из восьми духовно-нравственных ценностей пять получили примерно сходные показатели – это такие дефиниции, как честь, личное достоинство, совесть, справедливость и нравственный долг, исходя из чего, мы можем сделать вывод о том, что основные человеческие ценности, формирующиеся посредством социальных институтов (семья, школа, социальное окружение, средства массовой информации), в сознании респондентов имеют сходную трактовку, выработано единое понимание смысла данных ценностных категорий.
Практически все участники опроса придают высокое значение данным духовно-нравственным понятиям, лежащим в основе формирования адекватной самооценки и Я-концепции личности, которая способна понимать себя, свои потребности, собственную ценность как члена общества, адекватно оценивать и принимать себя, окружающих людей и мир в целом, способную на нравственные поступки и действия. Понятия чести и личностного достоинства взаимообусловливают друг друга, они практически неразделимы в понимании человека.
Совесть как нравственная категория присутствует в качестве основного компонента двух предыдущих понятий (честь и личное достоинство) и неразрывно связана с ними, выступает также показателем исполнения или не исполнения человеком необходимой порученной деятельности – долга. Совесть – некий «тайник души», в котором происходит качественная оценка, одобрение или осуждение мыслей, там «рождается» чувство, побуждающее к осмыслению поступков, формирующее отношение к обоснованному, справедливому распределению поощрений и наказаний – справедливости.
В связи с вышеизложенным мы можем предположить, что и светские, и православные школы предпринимают немало усилий по формированию духовно-нравственной сферы личности детей и подростков, используя потенциал учебно-воспитательного пространства школы, опираясь на предыдущий опыт духовно-нравственного развития, полученного ребенком в условиях семейного воспитания и детского субкультурного пространства.
В то же время подчеркнем, что такие духовно-ценностные категории, как человеколюбие, воля и вера в добро, осознаются и понимаются старшеклассниками православных гимназий гораздо более активно, нежели обучающимися в светских общеобразовательных школах. Так, человеколюбие декларируется полностью осознанным понятием только у 37% представителей светских школ, в то время как 72% старших подростков, обучающихся в православных гимназиях, утверждают, что данное понятие ими полностью осознано. Воля как ценностная категория полностью понятна 36% респондентам из общеобразовательных школ и 73% учащимся в православных школах. Вера в добро в качестве понятной и полностью осознанной ценности признается 42% старшеклассников из светских школ и 69% старших подростков, обучающихся в православных гимназиях.
Кроме того, настораживают результаты последней графы «Не понимаю, что это значит», представленной нами в таблице, где отражены показатели низкого личностного осознания и значимости данных ценностных категорий, непринятие и/или пренебрежение ими как ценностными ориентирами. Так, в среднем около 16% учащихся старших классов светских общеобразовательных школ не признают человеколюбие, волю и веру в добро и тем самым исключают их из собственных ценностных ориентиров.
В ходе проведения исследования авторами предпринята попытка проанализировать факторы, оказывающие влияние на возникновение различий в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников светских и православных школ.
Известно, что основные носители духовно-нравственных ценностей, общественных идеалов, являющихся векторами воспитания подрастающего поколения, – это, во-первых, семья, во-вторых, идеологическая политика конкретного государства, отражающаяся в средствах массовой информации. Важнейшее влияние на формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения оказывают, прежде всего, особенности воспитательной среды, состоящей из морально-психологической атмосферы семьи, воспитывающей подростка, учебно-воспитательное пространство школы и школьного коллектива, включая духовное развитие педагога, ближайшее социальное окружение ребенка, его внеурочное общение со сверстниками, специфика конкретной детской субкультуры.
Особое место в воспитании духовно-нравственных ценностей отводилось и по-прежнему остается за семьей. Именно семья и ее духовно-нравственная атмосфера выступает в качестве основного ценностного эталона ребенка [27]. Личностное становление родителей современных подростков приходится примерно на начало 90‑х годов прошлого столетия, а их взросление происходило после распада СССР, в условиях активной смены формации государства. Менялся строй, менялись человеческие отношения, происходило изменение основных критериальных понятий духовной системы человека; родители были заняты решением вопроса скорее экономического выживания семьи, чем ее духовно-нравственного развития. Закрывались заводы и фабрики, происходило массовое сокращение производства, увеличивалась безработица, появились асоциальные группировки, бандитизм, рэкет. Кризис общества не мог не сказаться на кризисе личности, участились случаи алкоголизации молодежи, произошел рост отклоняющегося, делинквентного поведения среди детей и подростков.
В настоящее время развитие технического прогресса, постоянное совершенствование информационных технологий, гаджет-устройств, популяризация социальных сетей, интернет-игр, интернет-сообществ различного уровня приводят к отрыву ребенка от семьи и погружению в новое захватывающее виртуальное пространство, где поддерживается превосходство силы, денег, наблюдается активный процесс деидеологизации человеческого общества. На передний план воспитания выходит новый идеал человека-потребителя, гибкого и способного к карьерному росту, успешной обеспеченной жизни посредством выбора оптимальных средств, без учета потребностей окружающих его людей, живущего по принципу «Бери от жизни всё».
Обратившись к российской образовательной системе конца ХХ столетия, следует отметить, что произошли изменения, сводящиеся к индивидуализации личности воспитанников. Обществу больше не нужен коллектив с его неограниченными воспитательными возможностями. В настоящее время делается акцент на развитие лабильной личности, способной быстро адаптироваться в новых социальных, политических и экономических условиях.
Детская субкультура также претерпевает значительные изменения. Совместные коллективные игры утрачивают как значимость, так и воспитательное значение, их место начинают активно оккупировать виртуальные игры и интернет-сообщества, где можно получить ответы на любые вопросы и обсудить практически открыто, используя ник или фейк-страницы, даже запретные темы, на которых лежит табу в семье. Больше нет запретных тем, можно владеть любой интересующей информацией.
Современная ситуация в российском обществе свидетельствует о продолжении процесса деидеологизации общества, выражающейся в глубоком кризисе института семьи и, следовательно, духовно-нравственных ценностей. В России комплекс острых социальных проблем, связанных с дисфункцией института семьи, настолько сложен и серьезен, что представляет угрозу духовно-нравственной безопасности общества.
В настоящее время в российском обществе вместо создания института семьи существует мощный институт разрушения семьи. На это направлены огромные ресурсы телевидения, Интернета, рекламы. Методом агрессивной рекламы навязываются социально-культурологические характеристики женского и мужского поведения, формируется образ мужчины и женщины, не имеющих нравственных ограничений, глубокой духовной привязанности к близким, навязываются определенные предпочтения, установки и стереотипы.
Результат психологической экспертизы содержания ТВ-программ на предмет сюжетов, формирующих толерантность к деструктивному поведению подрастающего поколения, очевиден. Каков образ российской семьи в средствах массовой информации? Разводы, измены, «пробные» браки, аборты, тотальная безнравственность. Этим можно объяснить низкий уровень осознания молодыми людьми таких духовно-нравственных понятий, как честь, личное достоинство, справедливость, нравственный долг (по результатам данного исследования).
Вопрос о том, что такое личное достоинство, поставил многих испытуемых в тупик прежде всего из-за отсутствия самого понятия, неопределенности представлений о термине, о личном достоинстве как нравственной категории. Как выяснилось, понятие «личное достоинство» для целого ряда молодых людей – белое пятно. Известно, что достоинство – личная внутренняя ценность, моральная добродетель человека, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его сохранять, это в первую очередь уважение к другим и самоуважение. Сформировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, представление о ценности понятий «честь», «личное достоинство», «человеколюбие», «справедливость», «вера в добро» возможно только через осознание ценности человеческой жизни.
А между тем основанные на знаниях понятия, взгляды и тем более убеждения решающим образом определяют цели и мотивы жизненного выбора, потребностей и стремлений, учебной деятельности, отношение молодых людей к ней. Отсутствие нравственных взглядов, социально-нравственных представлений существенно затрудняет ориентирование современной молодежи во многих сложных вопросах жизни общества, во внешней и внутренней политике государства. Ценности «долг», «достоинство», «ответственность», «справедливость» прямо или косвенно определяют направленность и степень действенности отношений личности к событиям или решению социальных задач [28].
Разрушение института брака и семьи, отсутствие семейного воспитания как такового приводит к ситуации, когда дети предоставлены сами себе. Фрустрация основных базовых потребностей ребенка, отсутствие доверительных отношений приводят к отчуждению подростков и их родителей. Семья оказывается бессильной в передаче ребенку гуманистических духовно-нравственных общечеловеческих ценностей, которые лежат в основе ценностей семьи и семейно-брачных отношений и ценностной системы личности. В обиход вновь входит постулат «Человек человеку – волк», нравственные категории «человеколюбие», «воля» и «вера в добро» теряют свою актуальность [29].
В то же время семья дает молодому человеку ощущение заботы, любви, надежной поддержки и опоры со стороны ближайшего семейного окружения, помогает преодолевать жизненные трудности, формирует веру в добро, понятие о нравственном долге, совести, справедливости, чести, личном достоинстве и пр. Конечно, все вышесказанное имеет отношение только к подлинной семье в том семантическом значении, которое принято испокон веков и которое должно существовать. В случае же, когда по тем или иным причинам в семье отсутствуют такие важные ценности, как любовь (человеколюбие и личное достоинство), взаимопомощь (добро и вера в добро), семья становится причиной возникновения многих проблем в жизни и нарушает процесс формирования личности молодого человека.
Заключение
В ходе анализа результатов данного эмпирического исследования обнаружено, что уровень осознания таких духовно-нравственных ценностей, как «человеколюбие», «справедливость», «воля», «вера в добро», «нравственный долг», старшеклассниками, обучающимися в православных образовательных учреждениях, на порядок выше по сравнению с учащимися в светских школах. Основные причины этого, на наш взгляд, в том, что православная педагогика, а именно духовно-нравственное воспитание, базируется на важнейшем принципе единства педагогического влияния, процесс воспитания детей осуществляется в многовековой православной традиции. «Традиция означает преданье, передачу жизненного опыта от старших к младшим, от предков к потомкам, все, что устно перешло от одного поколения на другое» [30].
Православное воспитание, основанное на христианских традициях, позволяет ребенку получить новые знания о себе и окружающем мире. Так, передача веры, знаний, умений, жизненных навыков, обычаев, традиций (семейных, родовых, национальных, церковных и т. д.) происходит в православных образовательных учреждениях системно на основе единых православных принципов. При поступлении ребенка в православное образовательное учреждение семье и родителям ученика предъявляется ряд требований, касающихся непременного соблюдения православных семейных традиций: венчание, верность, послушание, соблюдение поста, уважение к старшим и пр. В православном образовательном учреждении, как правило, обучаются дети из семей, соблюдающих православные традиции. Таким образом, церковь, семья и школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции. Из всего этого формируется мировоззрение, личностные качества, жизненный опыт, духовно-нравственные ценности молодого человека, в том числе и опыт воспитания в семье.
В светских образовательных учреждениях зачастую отсутствует единство в понимании сущности самого процесса духовно-нравственного воспитания среди педагогов, воспитателей, родителей обучающихся, их действия непоследовательны, разрозненны, разнонаправленны.
Данное положение вещей может быть обусловлено тем, что духовно-нравственные категории неразрывно связаны с христианской мировоззренческой основой, где человеколюбие трактуется как любовь к Богу, ближнему своему и самому себе; воля понимается как ответственность за окружающий мир, близких людей и самого себя, а вера в добро понимается как вера в Бога, Божью волю, как в Истину и высшую справедливость.
Подчеркнем, что в настоящее время в российском обществе происходят процессы, усиливающие влияние Русской православной церкви как хранительницы духовно-нравственных ценностей: епархия получает возможность вернуть свои земли, строить и восстанавливать храмы и монастыри. Следует помнить, что в сознании русского народа, особенно в малых городах и селениях, по-прежнему сохраняется традиционно почтительное отношение к христианству, детей продолжают крестить, соблюдают посты, традиции венчания, соотносят христианские святые даты, рождение ребенка с присвоением имени христианского святого. Администрация городов и регионов, высокопоставленные чины включаются в празднование церковных праздников и дат, молодежь посещает церкви и богослужения, сначала из интереса и следования модным тенденциям, а затем и проникаясь душой. В семье появляются церковные книги, которые включаются в традиционные семейные чтения.
Постепенно в городах открываются православные гимназии, где ребенок имеет возможность вместе с общим образованием изучать православную культуру и традиции. Родители получают возможность выбора образования для собственного ребенка и условий воспитания. Одним из условий поступления в православную гимназию является семья, где ребенок воспитывается на примере христианских традиций, поддерживаемых родителями, а сами родители не только верят в Бога, но и находятся в церковном браке.
Таким образом, необходимо целенаправленное воспитание нравственной системы ценностей в условиях учебно-воспитательного процесса как православных, так и светских образовательных учреждений. Главные усилия педагогической, воспитательной работы с молодежью должны быть направлены на содействие социально-психологической адаптации молодых людей к современной жизни. Необходимо активно помогать выпускникам в нахождении своей профессии, в определении своего социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и нравственные ориентиры общества. В конечном итоге цель такой помощи – активизация личностного потенциала молодого человека, развитие его самостоятельности, самоопределения.
Действенным средством, формирующим нравственные ценности учащейся молодежи, является постоянное развитие ценностной системы образовательного учреждения, где молодой человек в течение 10–11 лет формируется как личность. Так, в православных образовательных учреждениях таким средством духовного воспитания учащихся является православный компонент основной образовательной программы, содержание учебных предметов и внеурочной деятельности.
В воспитании нравственных ценностей современной учащейся молодежи огромную роль играют педагоги, их личностные качества. Особенности ценностных отношений преподавателя пронизывают весь учебный процесс и воздействуют на формирование ценностно-ориентационного блока учеников. Позитивные деловые, моральные, интеллектуальные, политические и другие качества преподавателя, его знания, уровень жизненного и профессионального опыта, психологический склад и т. д. обусловливают авторитет учителя в среде учащейся молодежи и, следовательно, усиливают эффективность его воспитательного воздействия.
Наш принципиальный вывод состоит в том, что проблема воспитания нравственных ценностей современных старшеклассников является чрезвычайно серьезной и требует должного внимания от специалистов всех сопряженных сфер. Мы не претендуем на исчерпывающее изучение заявленной проблемы, затрагивая лишь один из ее аспектов, в связи с чем считаем целесообразным продолжение исследования ключевых аспектов проблемы воспитания морально-нравственных ценностей современного подрастающего поколения.